СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа по формированию навыков тьюторства у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями «Дети разные – детский сад один»

Нажмите, чтобы узнать подробности

           В послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечается, что необходимо «усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом». Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. 

         В настоящее время в Республики Казахстан насчитывается более 2 тысяч детей с ограниченными возможностями. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки. Исходя из данных статистики  возникает потребность, даже необходимость в развитие у детей детского тьюторства по отношению к детям с ограниченными возможностями. Детское тьюторство подразумевает развитие у детей уважения, понимания, оказания помощи детям с ограниченными возможностями. Развитие тьюторства возможно в  садах комбинированного типа.

Цель программы: развитие тьюторства у детей к детям с ограниченными возможностями.

Задачи программы:

  • формировать способность правильно оценивать отношение друг другу;
  • формировать способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого  человека;
  • развивать чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;
  • развивать навыки совместной деятельности, умение сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
  • развивать умение оказывать помощь детям с ограниченными возможностями;
  • развивать у детей умения выступать в роли тьютора.

Реализация программы проходит в три этапа:

1.Изучение детских отношений.

2.Коррекционно – развивающая работа. Целью данного направления это создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей, коррекция отклонений психического развития. Коррекционно- развивающая работа составляется согласно возрастным особенностям детей.

3.Вхождение в социум.

Методические рекомендации по реализации программы:

Программа рассчитана на детей 5-6 лет и включает в себя 12 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме игры продолжительностью 20-25 минут. Количество участников 6-8 человек (ребенок с ограниченными возможностями в каждую под группу входит). Занятия проводятся  по принципу социально- психологического тренинга в кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться.

Принципы программы:

1.принцип свободного участия предполагает право действия каждого ребенка. Если ребенок не в настроение и ему не хочется сегодня играть, то он имеет право посидеть и по наблюдать за другими детьми;

2.Ценностно–ориентированный принцип предполагает возможность ребенку  осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими детьми;

3.Принцип свободы самовыражения, заключается в том, что каждый имеет право высказывать свои мысли и предложения,  каждый имеет право быть выслушанным,  каждый имеет право выбора;

4.Принцип взаимодействия специалистов (психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя методики М.Монтессори).

Работа по данной программе осуществляется с помощью методов:

Арт- терапия.Данный метод оказывает  большую помощь в работе с детьми. С помощью арт- терапии ребенок может выразить свои чувств и эмоции. Не каждый ребенок может рассказать о своих страхах, переживаниях, поэтому этот метод помогает психологу понять состояние ребенка в данный момент. На наших занятиях дети с удовольствием рисуют различные рисунки.

Сказкотерапия. Метод сказкотерапии и арт- терапии схожи между собой. Он также позволяет решать проблемы эмоционального характера.  Служит незаменимым помощников  в коррекции поведения.

Песочная терапия.В  работе песок является большим помощником для установления контакта с ребенком. Не каждый ребенок идет сразу на контакт, поэтому  задача психолога,  вызвать ребенка на разговор. И в этом помогает работа с песком. Параллельно с песочной терапии можно использовать и сказкотерапию. Использую различных героев, животных, растений, цветные камушки и т.д. Вместе с ребенком создавать различные картины, которые помогают понять эмоциональное состояние ребенка. Также песочная терапия способствует развитию мелкой моторики, творческие способности, логическое и образное мышление.

Игротерапия. Игра сопровождает нас в каждом занятии, является дополнением к каждому отдельному методу. Так как развитие ребенка идет через игру.

Релаксация. Данный метод учит детей контролировать свои эмоции, чувствовать свое тело. Релаксационные упражнения проходят под музыкальное сопровождение.

Методика М.Монтессори. Занятия с детьми по методике М.Монтессори помогают лучше понять детей, установить с ними контакт и взаимопонимание, способствуют развитию мелкой моторики, развитию внимания и мышления.

Методика Мандала.Это методика также как и арт- терапия, как песочная терапия направлена на установления контакта  с ребенком, на изучение его эмоционального фона.

Элементы психогимнастики. В работе с детьми необходимо использоватьэтюды, упражнения и игры, направленных на развитие  как  познавательной, так и эмоционально-личностной сферы ребенка.

Структура занятия включает в себя следующие элементы:

1.Ритуал приветствия. Это очень важный момент подгрупповой и групповой работы, который способствует сплочению участников, создает атмосферу группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной и успешной работы с дошкольниками. Ритуал приветствия–  под звуки спокойной  музыки  дети садятся на ковер, берутся за руки и дарят улыбки психологу, затем рядом сидящему ребенку.

2.Основная часть занятия, включает в себя совокупность упражнений и игр, направленных на решение задач данной программы:игры с правилами, словесные, ролевые, подвижные, развивающие;разыгрывание этюдов; свободное и тематическое рисование;игры с песком; релаксационные упражнения;

3.Рефлексия занятия: беседа о том, что понравилось на занятии, что получилось и какие упражнения вызывали трудности при выполнении;

4. Ритуал прощания. Ритуал  проводится в виде «Эстафеты дружбы». Дети также под звуки спокойной музыки садятся на ковер и передают, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог со словами «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Милане» и так по кругу.   Здесь также идет развитие тьюторства, так как дети передавая свою дружбу помогают ребенку с ограниченными возможностями чувствовать себя наравне со всеми.

       Работа по данной программе осуществляется в доброжелательной атмосфере, на фоне доверительных отношений между психологом и   детьми.

       Предполагаемый результат:  Дети  с развитие в норме радуют своей доброжелательностью, дисциплинированностью. У них отмечается устойчивость поведения, представлений и чувств, пропала безразличие к ребенку с ограниченными возможностями, непонимание некоторых его поступков. В группе наладился  контакт общения детей с детьми с ограниченными возможностями, через тьюторское сопровождение. Стали проявлятьчувства сопереживания к нему. Дети помогают детям в  течении дня: помогают им одеваться, за руки водят в кабинеты музыки, физкультуры, на занятия казахского языка, английского, привлекают его к играм, сопровождают на прогулке. У детей с ограниченными возможностями произошли  улучшения психо-эмоционального состояния, самоконтроля. 

      В процессе наблюдения за детьми  старшей группы наблюдается: нормальные дети радуют своей доброжелательностью, дисциплинированностью. У них отмечается устойчивость поведения, представлений и чувств, пропала безразличие к ребенку с ограниченными возможностями, непонимание некоторых его поступков. В группе наладился  контакт общения детей с  Сашей, через тьюторское сопровождение. Стали проявлятьчувства сопереживания к нему. Дети помогают Саши в  течении дня: помогают ему одеваться, за руки водят в кабинеты музыки, физкультуры, на занятия казахского языка, английского, привлекают его к играм, сопровождают на прогулке.

 

Тематический план занятий

 

Тема занятий

Цели занятий

Количество занятий

1

Солнечный луч

Установление доверительного контакта с детьми, формировать коммуникативные навыки дошкольников, умение работать в группе, оптимизация взаимоотношений в сфере «ребенок – ребенок»

1

2

Путешествие в

 волшебный лес

Способствовать формированию доброжелательных отношений среди детей, развивать умения сотрудничать, развитие детского тюторства              

1

3

Солнечная сказка на песке.

 способствовать формированию доброжелательных отношений в группе, развивать умения

сотрудничать.

 

1

4

Волшебный клубок.

Определение эмоциональной сферы детей, изучение сильных сторон, формировать коммуникативные навыки дошкольников, умение работать в группе

 

1

5

Маленькое облачко.

формирование позитивного отношения к своему «Я»;развитие коммуникативных способностей; развивать у детей навык тьюторства по отношению к детям с ограниченными возможностями; снижение психоэмоционального напряжения; развитие межличностного доверия; развитие мелкой моторики.

 

1

6

Остров дружбы и добра.

 развитие коммуникативных способностей; развитие умения детей договариваться, приходить к общему решению, помогать друг другу.

 

1

7

Волшебный ковер –

 самолет.

Развитие навыков эффективного взаимодействия друг с другом.

1

8

Путешествие за золотым сердцем

 

прививать и воспитывать доброту, духовно-нравственные ценности и взаимопонимание, чувство эмпатии, умение слушать окружающих, уважать друг друга

 

1

9

 Пау  Паутина счастья

       Снижать уровень тревожности, преодолевать

       нерешительность,  стеснительность

н

1

10

Добрые дела деда  Мазая

Формирование добрых чувств по отношению друг к другу, оптимизация взаимоотношений в сфере «ребенок – ребенок»

1

11

Смелый Енот

 

Преодоление нерешительности, развитие

 уверенности в себе

 

1

12

 Много знаем и

умеем

 

 Развитие навыков эффективного  взаимодействия                     друг с другом

 

1

Итого количество занятий

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!