В послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечается, что необходимо «усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом». Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
В настоящее время в Республики Казахстан насчитывается более 2 тысяч детей с ограниченными возможностями. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки. Исходя из данных статистики возникает потребность, даже необходимость в развитие у детей детского тьюторства по отношению к детям с ограниченными возможностями. Детское тьюторство подразумевает развитие у детей уважения, понимания, оказания помощи детям с ограниченными возможностями. Развитие тьюторства возможно в садах комбинированного типа.
Цель программы: развитие тьюторства у детей к детям с ограниченными возможностями.
Задачи программы:
- формировать способность правильно оценивать отношение друг другу;
- формировать способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека;
- развивать чувства близости, доверия безопасности по отношению к другим людям;
- развивать навыки совместной деятельности, умение сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
- развивать умение оказывать помощь детям с ограниченными возможностями;
- развивать у детей умения выступать в роли тьютора.
Реализация программы проходит в три этапа:
1.Изучение детских отношений.
2.Коррекционно – развивающая работа. Целью данного направления это создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей, коррекция отклонений психического развития. Коррекционно- развивающая работа составляется согласно возрастным особенностям детей.
3.Вхождение в социум.
Методические рекомендации по реализации программы:
Программа рассчитана на детей 5-6 лет и включает в себя 12 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме игры продолжительностью 20-25 минут. Количество участников 6-8 человек (ребенок с ограниченными возможностями в каждую под группу входит). Занятия проводятся по принципу социально- психологического тренинга в кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться.
Принципы программы:
1.принцип свободного участия предполагает право действия каждого ребенка. Если ребенок не в настроение и ему не хочется сегодня играть, то он имеет право посидеть и по наблюдать за другими детьми;
2.Ценностно–ориентированный принцип предполагает возможность ребенку осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими детьми;
3.Принцип свободы самовыражения, заключается в том, что каждый имеет право высказывать свои мысли и предложения, каждый имеет право быть выслушанным, каждый имеет право выбора;
4.Принцип взаимодействия специалистов (психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя методики М.Монтессори).
Работа по данной программе осуществляется с помощью методов:
Арт- терапия.Данный метод оказывает большую помощь в работе с детьми. С помощью арт- терапии ребенок может выразить свои чувств и эмоции. Не каждый ребенок может рассказать о своих страхах, переживаниях, поэтому этот метод помогает психологу понять состояние ребенка в данный момент. На наших занятиях дети с удовольствием рисуют различные рисунки.
Сказкотерапия. Метод сказкотерапии и арт- терапии схожи между собой. Он также позволяет решать проблемы эмоционального характера. Служит незаменимым помощников в коррекции поведения.
Песочная терапия.В работе песок является большим помощником для установления контакта с ребенком. Не каждый ребенок идет сразу на контакт, поэтому задача психолога, вызвать ребенка на разговор. И в этом помогает работа с песком. Параллельно с песочной терапии можно использовать и сказкотерапию. Использую различных героев, животных, растений, цветные камушки и т.д. Вместе с ребенком создавать различные картины, которые помогают понять эмоциональное состояние ребенка. Также песочная терапия способствует развитию мелкой моторики, творческие способности, логическое и образное мышление.
Игротерапия. Игра сопровождает нас в каждом занятии, является дополнением к каждому отдельному методу. Так как развитие ребенка идет через игру.
Релаксация. Данный метод учит детей контролировать свои эмоции, чувствовать свое тело. Релаксационные упражнения проходят под музыкальное сопровождение.
Методика М.Монтессори. Занятия с детьми по методике М.Монтессори помогают лучше понять детей, установить с ними контакт и взаимопонимание, способствуют развитию мелкой моторики, развитию внимания и мышления.
Методика Мандала.Это методика также как и арт- терапия, как песочная терапия направлена на установления контакта с ребенком, на изучение его эмоционального фона.
Элементы психогимнастики. В работе с детьми необходимо использоватьэтюды, упражнения и игры, направленных на развитие как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы ребенка.
Структура занятия включает в себя следующие элементы:
1.Ритуал приветствия. Это очень важный момент подгрупповой и групповой работы, который способствует сплочению участников, создает атмосферу группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной и успешной работы с дошкольниками. Ритуал приветствия– под звуки спокойной музыки дети садятся на ковер, берутся за руки и дарят улыбки психологу, затем рядом сидящему ребенку.
2.Основная часть занятия, включает в себя совокупность упражнений и игр, направленных на решение задач данной программы:игры с правилами, словесные, ролевые, подвижные, развивающие;разыгрывание этюдов; свободное и тематическое рисование;игры с песком; релаксационные упражнения;
3.Рефлексия занятия: беседа о том, что понравилось на занятии, что получилось и какие упражнения вызывали трудности при выполнении;
4. Ритуал прощания. Ритуал проводится в виде «Эстафеты дружбы». Дети также под звуки спокойной музыки садятся на ковер и передают, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог со словами «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Милане» и так по кругу. Здесь также идет развитие тьюторства, так как дети передавая свою дружбу помогают ребенку с ограниченными возможностями чувствовать себя наравне со всеми.
Работа по данной программе осуществляется в доброжелательной атмосфере, на фоне доверительных отношений между психологом и детьми.
Предполагаемый результат: Дети с развитие в норме радуют своей доброжелательностью, дисциплинированностью. У них отмечается устойчивость поведения, представлений и чувств, пропала безразличие к ребенку с ограниченными возможностями, непонимание некоторых его поступков. В группе наладился контакт общения детей с детьми с ограниченными возможностями, через тьюторское сопровождение. Стали проявлятьчувства сопереживания к нему. Дети помогают детям в течении дня: помогают им одеваться, за руки водят в кабинеты музыки, физкультуры, на занятия казахского языка, английского, привлекают его к играм, сопровождают на прогулке. У детей с ограниченными возможностями произошли улучшения психо-эмоционального состояния, самоконтроля.
В процессе наблюдения за детьми старшей группы наблюдается: нормальные дети радуют своей доброжелательностью, дисциплинированностью. У них отмечается устойчивость поведения, представлений и чувств, пропала безразличие к ребенку с ограниченными возможностями, непонимание некоторых его поступков. В группе наладился контакт общения детей с Сашей, через тьюторское сопровождение. Стали проявлятьчувства сопереживания к нему. Дети помогают Саши в течении дня: помогают ему одеваться, за руки водят в кабинеты музыки, физкультуры, на занятия казахского языка, английского, привлекают его к играм, сопровождают на прогулке.
Тематический план занятий
№
|
Тема занятий
|
Цели занятий
|
Количество занятий
|
1
|
Солнечный луч
|
Установление доверительного контакта с детьми, формировать коммуникативные навыки дошкольников, умение работать в группе, оптимизация взаимоотношений в сфере «ребенок – ребенок»
|
1
|
2
|
Путешествие в
волшебный лес
|
Способствовать формированию доброжелательных отношений среди детей, развивать умения сотрудничать, развитие детского тюторства
|
1
|
3
|
Солнечная сказка на песке.
|
способствовать формированию доброжелательных отношений в группе, развивать умения
сотрудничать.
|
1
|
4
|
Волшебный клубок.
|
Определение эмоциональной сферы детей, изучение сильных сторон, формировать коммуникативные навыки дошкольников, умение работать в группе
|
1
|
5
|
Маленькое облачко.
|
формирование позитивного отношения к своему «Я»;развитие коммуникативных способностей; развивать у детей навык тьюторства по отношению к детям с ограниченными возможностями; снижение психоэмоционального напряжения; развитие межличностного доверия; развитие мелкой моторики.
|
1
|
6
|
Остров дружбы и добра.
|
развитие коммуникативных способностей; развитие умения детей договариваться, приходить к общему решению, помогать друг другу.
|
1
|
7
|
Волшебный ковер –
самолет.
|
Развитие навыков эффективного взаимодействия друг с другом.
|
1
|
8
|
Путешествие за золотым сердцем
|
прививать и воспитывать доброту, духовно-нравственные ценности и взаимопонимание, чувство эмпатии, умение слушать окружающих, уважать друг друга
|
1
|
9
|
Пау Паутина счастья
|
Снижать уровень тревожности, преодолевать
нерешительность, стеснительность
н
|
1
|
10
|
Добрые дела деда Мазая
|
Формирование добрых чувств по отношению друг к другу, оптимизация взаимоотношений в сфере «ребенок – ребенок»
|
1
|
11
|
Смелый Енот
|
Преодоление нерешительности, развитие
уверенности в себе
|
1
|
12
|
Много знаем и
умеем
|
Развитие навыков эффективного взаимодействия друг с другом
|
1
|
Итого количество занятий
|
12
|