Коррекционно-развивающее занятие по математике в 6В классе по теме «Сложение чисел с разными знаками»
Учитель:
Дроздова Нина Ивановна
Цели урока:
образовательные: обобщение и систематизация основных знаний и умений по теме; применение математических знаний при решении практических задач из разных областей;
развивающие: развитие мыслительной деятельности, познавательных способностей учащихся;
воспитывающие: воспитание активности, любознательности
План занятия:
1. Организационный момент
2. Устный опрос
3. Парная письменная работа
4. Физминутка
5. Решение задач
6. Домашнее задание
7. Рефлексия
Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята, сегодня мы с вами обобщим знания и закрепим практические навыки по теме «Сложение чисел с разными знаками».
2. Устный опрос
Задание №1.
- Внимательно посмотрите, что вы видите на доске? (числа)
- А в каком порядке они расположены? (нет порядка)
-8 | 5,5 | 7,5 | -4 | -1,5 |
0 | -3,5 | 4,3 | 2 | 0,7 |
9 | -6,2 | -7 | 3 | 11 |
- Какие это числа? Как можно эти числа сгруппировать? Сгруппируйте! (1 вариант - положительные и отрицательные; 2 вариант - целые и дробные; возможны и другие варианты)
- Что изображено на рисунке? (координатная прямая, 0)
- Какие числа могут быть расположены на координатной прямой справа от 0? (положительные)
- Какие числа могут быть расположены слева от 0? (отрицательные)
- Ноль, каким является числом? Положительным или отрицательным?
Задание №2.
- Давайте отметим на координатной прямой все числа. (На местах используют раздаточный материал, один ученик у доски)
- Скажите, в каком порядке расположились числа на прямой? (в порядке возрастания)
-8; -7; -6,2; -4; -3,5; -1,5; 0; 0,7; 2; 3; 4,3; 5,5; 7,5; 9; 11 |
- А если мы запишем эти же числа справа налево? (в порядке убывания)
- Ребята, что такое порядок? (отвечают; мнения учащихся)
(Читаем в толковом словаре В.Даля: Порядок – совокупность предметов, стоящих по ряду, рядом, …не вразноброс,…один за другим; ряд, линия и т.д.)
3. Парная письменная работа
Задание №3.
- У вас на листочках, записаны примеры. Решите их и запишите в клеточках ответы. Найдите полученные ответы в таблице и поставьте рядом соответствующую букву. (выполняют, взаимопроверка в парах; повторяют правила сложения чисел и определение модуля в парах)
-14 + (-18) = | | |
-134 + 125 = | | |
-241 +341 = | | |
37 + (-28) = | | |
65 | -9 | -19 | 9 | 0,4 | -0,4 | -32 | -10 | -4 | 10 |
н | а | и | с | м | е | х | к | р | о |
- Какое слово у вас получилось? (хаос)
- Как вы думаете, что такое хаос? (отвечают; мнения учащихся)
(Читаем в толковом словаре С.Ожегова и Н.Шведовой: Хаос - отсутствие порядка, полная путаница. Нагромождение, скопление чего–н. Беспорядок)
-Где на доске вы видите хаос? (обращают внимание на первую таблицу)
- Хаос, это хорошо или плохо? (отвечают)
4. Физминутка
-Давайте договоримся, я буду называть события. Все даты до нашей эры будем считать отрицательными числами, а даты нашей эры – положительными. (положительные - хлопаем, отрицательные - топаем)
1. В 6 веке до н.э. Пифагор и его ученики изучали вопрос о делимости чисел
2. Десятичные дроби получили всеобщее распространение в 17 веке
3. В 3 веке до н.э. Архимед придумал способ описания громадных чисел
4. В Европе отрицательными числами начали пользоваться с 12 века
5. Окончательное всеобщее признание отрицательные числа получили лишь в 18 веке
6. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во 2 веке до н.э.
7. Учение об отношениях и пропорциях особенно успешно развивалось в 4 веке до н.э.
8. В 18 веке знаменитый математик Эйлер нашел ещё 65 пар дружественных чисел
9. Древнегреческий математик Эвклид в 3 веке до н.э. доказал, что простых чисел бесконечно много.
5. Решение задач
- Давайте рассмотрим несколько задач из разных предметных областей, для решения которых, необходимо знать правило сложения чисел с разными знаками.
Задание №4 (география).
- Найдите среднесуточную температуру 11 марта в городе Красноярске, если известно, что гидрометеоцентр передал ночью -90С, утром -40С, днем +40С, а вечером -70С.
Решение: (-9 + (-4)+ 4 + (-7)):4= -4
Ответ: -40С
- Чему равна сумма противоположных чисел?
- Как найти среднее арифметическое чисел?
Задание №5 (физика).
1 заряд - (+67) Кл
2 заряд - (- 89) Кл
Найдите общий заряд?
Решение: +67+ (-89)= -22
Ответ: -22Кл.
-Ребята, что мы сегодня, повторили на занятии?
- А что-то новое вы узнали?
- Еще раз повторим правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
- Можно ли сказать, что правило - это порядок? (отвечают)
- Каким знаком можно отметить «порядок»? А «хаос»?
- Если вы хорошо усвоили тему «Сложение чисел с разными знаками» - это «плюс», а если плохо – это, конечно, «минус»!
- Математика везде и всюду нужна. И в математике очень важен порядок. Желаю вам успехов в усвоении математических знаний.
- М.В.Ломоносову принадлежат слова «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
6.Домашнее задание:
1. Заполнить таблицу (стр.97 №132)
2. Придумать задачу по данной теме
7.Рефлексия
-Знания, которые усваивает человек, открывают ему дверь к другим, новым знаниям и достижениям. И в зависимости от того, какие это знания – трудные или легкие, интересные или не очень, можно дать определение и той двери, которая перед ним открывается: тяжелая металлическая или наоборот, невесомая, легкая из картона. Трудно ли вам было сегодня на уроке, легко ли? Как для себя вы оцените эти знания, подберите наиболее соответствующее вашим ощущениям понятие – железная дверь или картонная и опустите карточку в черный ящик.