СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Космическое путешествие по галактике «Имя существительное»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Космическое путешествие по галактике «Имя существительное»»


«Космическое путешествие по галактике «Имя существительное»

(«Повторение изученного МАТЕРИАЛА по теме «Имя существительное»).

Цель урока: повторить и систематизировать изученный материал по теме «Имя существительное».

Задачи:

  1. Развивающие:

  • создание положительной мотивации на уроке;

  • вовлечение класса в активный процесс познания;

  • обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;

  • развитие воображения.

  1. Обучающая: повторить материал об имени существительном (морфологических признаков синтаксической роли) посредством игры.

  2. Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса.

Тип урока: обобщение знаний

Форма урока: нетрадиционная (космическое путешествие)

Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, бортовые журналы путешествия, звёздочки, карточки с заданием, тест.



Ход урока

I.Организационный момент.

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Скажите, вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие по галактике … А по какой галактике? Вы сможете догадаться, посмотрев отрывок из произведения Фонвизина «Недоросль». (отрывок)

О какой части речи рассказывает Митрофанушка?

Согласны ли вы с суждениями героя об имени существительном ?

И так мы сегодня на уроке отправимся в путешествие по Галактике «Имя существительное».





Нам предстоит повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и научиться видеть орфограммы имени существительного.

У каждого на столе лежит бортовой журнал, в котором вы будете фиксировать данные нашего путешествия, выполнять задания и сверять их с правильными ответами.

Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свой космический корабль к полёту. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число и тему урока «Путешествие по галактике «Имя Существительное». Оцените своё эмоциональное состояние, обведите соответствующий смайлик.

Путешествие – дело довольно трудное, допускаются к нему только подготовленные люди. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету .


1 Задание.

Восстановите текст.

Имя существительное обозначает _________________________, отвечает на вопросы____________ и ____________.

Относится к _______________или___________________или__________________роду, к ____________-или ______________ или ________________склонению.

Существительные изменяются по _____________________ и ___________________.

В предложении имя существительное может быть______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Проверка задания.

Молодцы! Все прошли подготовку. И мы отправляемся к первой планете «Неизвестной».





ЗАДАНИЕ 2.

Неизвестная планета”

Учитель: В центре планеты стоит чудесное колесо, и вам предстоит его правильно покрутить, иначе не сможете продолжить путь.

Чудесное колесо”

По кругу написано 6 букв. Сколько различных имен существительных (в ед.числе Имен. падеже) можно прочесть по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, если слова должны быть образованы буквами, идущими подряд). ( кол, лес, осёл, око, сок, село, сокол, лесок)

Учитель: Замечательно! Идем дальше. А вот и космический гипермаркет. Здесь можно купить все для космического путешествия.

ЗАДАНИЕ 3.

Космический гипермаркет”

Найдите в каждом ряду лишний продукт. (слайд)

1.Вермишель, дрожжи, крахмал, кефир, карамель, мука.

2.Повидло, сметана, сливки, сахар, творог, шоколад.

Проверка (слайд ).

1.Дрожжи.

2.Сливки.

Почему эти продукты оказались лишними?

Задание 4.

Поставьте данные в скобках существительные в Р.пад. мн.ч. (слайд).

Пара (ботинки, носки).

Килограмм (яблоки, апельсины).

Проверка (слайд ).





Пара ботинок, носков.

Килограмм яблок, апельсинов.



Мы отправляемся к следующей планете «Размышляй-ка».

Задание 5.

Как правильно надо написать одинаковые слова в стихотворении?

У вас на столе лежат карточки с буквами. Если слово пишется с большой буквы, поднимаете карточку с буквой «С». Если с маленькой буквы - букву «Н».

Вот село (В,в)ысокое,

Место здесь (В,в)ысокое.

Вот моя подружка (Р,р)оза,

У нее в букете – (Р,р)оза.

Это кот (П,п)ушок,

(Он и вправду, как (П,п)ушок).

Это речка (Т,т)ьма,

(В речке рыбы – (Т,т)ьма!)

Вот какая чудо-(Р,р)ыбина!

(Рисовала Люда (Р,р)ыбина).

А. Шибаев.

Какое правило вы использовали в написании одинаковых слов?

Внимание! Мы приземлились на планете «Экспериментальная».

Задание 6.

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами и определите род имён существительных. Ребята, отнеситесь к заданию очень серьезно, потому что, не зная этих слов, мы не сможем продолжить космическое путешествие.









КАРЕТА (ракета)

  1. ДРАНФАКС (скафандр)

  2. ОМЕТАК (комета)

  3. СНИПУТК (спутник)

  4. НЕЛАПТА (планета)

  5. КАЛИКАТГА (галактика)

  6. СЕМОНЕВОСТЬ (невесомость)

(Слайды № 6, 7)

Задание 7.

Теперь нам предстоит выйти в открытый космос ( слайд ), чтобы собрать звёзды в три конверта: 1скл.,2 скл.,3 скл. Но сначала вспомним правило.

1 скл. Салфетка, бахрома, земля.

2 скл. Рейс, генерал, спортсмен, состязание.

3 скл. Вежливость, молодёжь ,речь.



3. Планета «Шифровочная». (Слайд ). Продолжаем наше путешествие. Мы приземлились на планету «Шифровочная». Жители этой планеты очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников.

У нас заканчивается топливо, нам необходимо заправиться.

Но чтоб открыть доступ к топливу, нам необходимо найти правильный код (вариант). Для этого мы с вами выполним задание . (слайд )

Задание 8.

  1. По алле..

  2. Об авари..

  3. Около пустын..

  4. О геро..

  5. На крыш..

  6. Для дочер..

Проверка.( слайд ).





В2

1-е

2-и

3-и

4-е

5-е

6-и.



Что надо знать, чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных?

А теперь мы немного отдохнём.

Физкультминутка.

Все тихонько встали, вышли из-за парт. Я буду называть слова, а вы, если услышите одуш. Сущ., то хлопаете в ладоши , а если услышите неодуш.сущ.- несильно топаете ногой.

Солнце, космос, люди, звери, ракета, племянник, одноклассник, учитель, слово, спутник, врач, звёзды.

Вот теперь можно лететь:

По ступенькам поднялись,

Дружно за руки взялись,

Аккуратно надо сесть,

Чтоб приборы не задеть.

Нам поступил сигнал о помощи с планеты «Мастеров».







На этой планете живут мастера-строители. А строительным материалом для них служат морфемы. Какие морфемы вы знаете? После космической бури на этой планете все слова разделились на морфемы и перепутались. Давайте поможем составить слова из этих морфем.

Задание 9.

На доске вы видите части слов. Из них нужно составить слова.

При-строй-к-а по-ход-к-а раз-нос-чик

Снеж-инк-а рас-чёс-к-а чай-ник

Ламп-очк-а тепл-о-воз градус-ник

Прослушайте внимательно шарады и скажите, какое слово в них зашифровано.

Корень мой находится в «цене»

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Весь же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)



Корень с «дорогой» родниться,

В «сборе» приставка таиться,

Суффикс- как в слове «дневник»

Целым же в космос проник. (С-пут-ник)

Хорошо! Вы справились с заданиями на этой планете, и мы продолжаем наше путешествие.

Наш корабль попал в метеоритный дождь.

Чтобы удачно преодолеть метеоритный дождь, не повредить корабль, нам предстоит выполнить следующее задание.







Задание 10.

Составьте предложение, взяв из данных вам предложений нужные члены предложения.

1. Дети весело играют. (Обстоятельство)

2. Дуб шелестит листвой. (Сказуемое)

3. Ветерок резвится в небе. (Подлежащее)

4. Береза покрылась листочками. (Дополнение)

Ответ: Весело шелестит ветерок листочками.

Подчеркните существительное хлеб как член предложения:

  1. Хлеб в этом году уродился на славу.

  2. Имя существительное – хлеб языка.

  3. Серёжа, сходи за хлебом к ужину.

  4. С хлебом и еда сытнее.

Внимание! Из центра управление нам передали, что впереди нас ждёт космическая буря. Я предлагаю немного переждать и сыграть в орфографическое лото.

Задание11.

Орфоргафическое лото.

На столе у вас лежат карточки со словами. Я называю орфограмму, а вы находите слова, которые подходят под правило, вставляете пропущенные буквы и объясняете орфограмму.

1.Правописание приставок

2.Ь знак после шипящих

3.О-Ё после шипящих

4. И,Ы после Ц

5.Чередование гласных в корне





1.Преграда, приземление, приставка

2.Сторож, задач, помощь

3.Лучом, жёлудь, речонка

4.Станция, цирк, цыган

5.Загар, касание, заря, растение



Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся на Землю. Пора подвести итоги нашего путешествия .

Вспомним морфологические признаки имени существительного.

Вы, наверное, обратили внимание, что некоторые таблички пустые. А заполнить их мы сможем, на следующих уроках, продолжая наше путешествие и узнавая новое об имени существительном.



Выполните тестовую работу.

Обведите правильный вариант ответа.

1.Имена существительные обозначают:

а) признак предмета; б) предмет; г) действие предмета.

2. Имена существительные отвечают на вопросы:

а) кто? что?; б) какой? какая?; г) как?

3. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевлённые:

а) сапог, кошка, дверь; б) цветы, воробей, гусеница; г) собака, женщина, врач.

4. Укажите неверное утверждение: Имена существительные изменяются

а) по падежам; б) по числам; г) по родам.







4. Укажите ряд, в котором все имена существительные собственные:

а) мама, бабушка, отец;

б) Волга, Тузик, «Сальская степь»;

г) «Компас», улица, фонарь.

5. Укажите ряд, в котором все имена существительные 3 склонения.

а) сирень, ночь, женщина; б) дверь, зверь, дочь; г) бандероль, полынь, лазурь.

Выставление оценок.

Дайте оценку уроку.

Оцените своё эмоциональное состояние в конце нашего путешествия. Обведите соответствующий смайлик.

Подведение итогов урока.

Собрать маршрутные листы.

Д/з. Составить кроссворд или карточки по теме «Имя существительное».

Выставление оценок учащимся.





Бортовой журнал

ученика (цы) 6 класса ___________________________________________

Число ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Тема урока ______________________________________________________________________________

  1. Подготовка к полёту

Восстановите текст.

Имя существительное обозначает _________________________, отвечает на вопросы____________ и ____________.

Относится к _______________или___________________или__________________роду, к ____________-или ______________ или ________________склонению.

Существительные изменяются по _____________________ и ___________________.

В предложении имя существительное может быть______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.



2.«Неизвестная» планета

Составь слова из букв слова (колесо)____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. “Космический гипермаркет”

Найдите в каждом ряду лишний продукт.

1.Вермишель, дрожжи, крахмал, кефир, карамель, мука.

2.Повидло, сметана, сливки, сахар, творог, шоколад.

Задание 4.

Поставьте данные в скобках существительные в Р.пад. мн.ч.

Пара (ботинки, носки)______________________________________________________________________.

Килограмм (яблоки, апельсины)______________________________________________________________.

5. Планета «Размышляй-ка»

Вот село (В,в)ысокое,

Место здесь (В,в)ысокое.

Вот моя подружка (Р,р)оза,

У нее в букете – (Р,р)оза.

Это кот (П,п)ушок,

(Он и вправду, как (П,п)ушок).

Это речка (Т,т)ьма,

(В речке рыбы – (Т,т)ьма!)

Вот какая чудо-(Р,р)ыбина!

(Рисовала Люда (Р,р)ыбина).

А. Шибаев.

6.Планета «Экспериментальная»

Восстановите слова:

  1. КАРЕТА ______________________

  2. ДРАНФАКС _____________________

  3. ОМЕТАК _______________________

  4. СНИПУТК _____________________

  5. НЕЛАПТА _____________________

  6. КАЛИКАТГА __________________

  7. СЕМОНЕВОСТЬ ________________

8.Планета «Шифровочная»

1.По алле.. 2.Об авари.. 3.Около пустын.. 4.О геро.. 5.На крыш.. 6.Для дочер..

1- 2- 3- 4- 5- 6-

Задание 10.

Составьте предложение, взяв из данных вам предложений нужные члены предложения.

1. Дети весело играют. (Обстоятельство)

2. Дуб шелестит листвой. (Сказуемое)

3. Ветерок резвится в небе. (Подлежащее)

4. Береза покрылась листочками. (Дополнение)

Подчеркните существительное хлеб как член предложения:

  1. Хлеб в этом году уродился на славу.

  2. Имя существительное – хлеб языка.

  3. Серёжа, сходи за хлебом к ужину.

  4. С хлебом и еда сытнее.

Задание 11.

Выполните тестовую работу.

Обведите правильный вариант ответа.

1.Имена существительные обозначают:

а) признак предмета; б) предмет; г) действие предмета.

2. Имена существительные отвечают на вопросы:

а) кто? что?; б) какой? какая?; г) как?

3. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевлённые:

а) сапог, кошка, дверь; б) цветы, воробей, гусеница; г) собака, женщина, врач.

4. Укажите неверное утверждение: Имена существительные изменяются

а) по падежам; б) по числам; г) по родам.

4. Укажите ряд, в котором все имена существительные собственные:

а) мама, бабушка, отец;

б) Волга, Тузик, «Дубровский»;

г) «Компас», улица, фонарь.

5. Укажите ряд, в котором все имена существительные 3 склонения.

а) сирень, ночь, женщина; б) дверь, зверь, дочь; г) бандероль, полынь, лазурь.

Оцени свою работу на уроке__________________

Оцени урок: 1) было интересно 2) было сложно 3) было непонятно













Запишите слова, данные в скобках, в нужном падеже.

Сколько (время)______________, дорожить (время__________________), полковым (знамя),____________________ под (бремя) ____________________усталости, в горячем (пламя)__________________________, крупные (семя)___________________, назвать по (имя)________________, идти по (путь)_____________________

  1. Планета «Шифровочная».

Определить, какой суффикс пишется в слове. Если в слове пишется суффикс –ЕК- , то вы записываете цифру 1, если суффикс -ИК – ставите цифру 2. Каждую цифру кода запишите через запятую.

Золотой ключ..к, маленький кусоч…к, душистый горош…к, зеленый листоч…к, надувной мяч…к, сели за стол…к, игрушечный чайнич…к, вареный грибоч…к.

___________________________________________________________________________

  1. «Самый умный». Тест.



  1. «Неизвестная звезда»

«Умники». Космический корабль оторвался от Земли.

«Знатоки». Космический корабль оторвался от Земли.

«Эрудиты». Перед человеком открывается звездный мир

«Всезнайки». Перед человеком открывается звездный мир

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подведение итогов . Общая оценка:



Оцени урок: 1) было интересно 2) было сложно 3) было непонятно



























































17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!