СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коучинг-технология личностно-ориентированного развития педагога

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коучинг - это метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек,называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой цели. В отличие отменторства, коучингсфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общегоразвития.

Коучинг также называют профессией XXI века. Существует множество егонаправлений: личный, профессиональный, бизнес-коучинг, корпоративный коучинг и др.

Просмотр содержимого документа
«Коучинг-технология личностно-ориентированного развития педагога»












«Коучинг-технология личностно-ориентированного

развития педагога»











Подготовила :

учитель математики

МОУ Лицей

Исаева Т.Ю.



2021 г.

«Коучинг-технология личностно-ориентированного

развития педагога»


Сущность коучинга, его основные принципы и отличия от других способов профессионального взаимодействия


Традиционно для повышения квалификации сотрудников использовались современные средства и методики: деловые игры, телеконференции, информационно- коммуникационные технологии, технологии разноуровневого и дистанционного обучения и другие. Однако современное образование развивается по пути модернизации и гуманизации образовательного процесса. Развитие личности, способной к самореализации и саморазвитию, считается главной ценностью и целью образования. Поэтому возникает серьезная потребность в инновационных технологиях педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития обучающихся. К таким технологиям относится коучинговый подход, суть которого состоит в актуализации внутренних ресурсов и субъектной позиции личности. Коучинг отвечает принципам личностно-ориентированного, персонифицированного обучения и воспитания, и в полной мере соответствует требованиям образовательных стандартов нового поколения.

Коучинг является способом достижения какой-либо жизненной или профессиональной цели улучшения работы человека, при использовании таких приемов, как: психологическое консультирование, мотивация и индивидуальная тренировка определенных навыков у клиента. Работа с коучем дает возможность выработать стратегию развития персонала и компании в целом. Он помогает личности выйти за рамки ее возможностей, раскрыть способности, перестать бояться принимать важные решения и достичь результата.

Коучинг - это метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития.

Коучинг также называют профессией XXI века. Существует множество его направлений: личный, профессиональный, бизнес-коучинг, корпоративный коучинг и др.

Необходимо назвать ряд его важных принципов:

  1. В каждый момент времени мы делаем наилучший выбор из всех возможных. Данный принцип говорит о том, что сравнив все возможные варианты решения задачи, оценив все преимущества и недостатки, мы выбираем наилучший.

  2. Внутри каждого есть гений. То есть абсолютно каждый человек может принести пользу в развитие или осуществление какого-либо дела.

  3. Каждый может научиться тому, чему он хочет. Не нужно свои возможности ставить в рамки и бояться научиться чему-либо.

  4. Каждый человек обладает необходимыми ресурсами, которые может использовать для достижения поставленных целей. Данный принцип означает, что потенциал человека огромен, главное раскрыть его.

  5. Конфиденциальность является фундаментом отношений. Ее основная задача - создать безопасное пространство, в котором можно будет искать ответы на все интересующие вопросы.

  6. У каждого действия есть изначально позитивное намерение. Каждый человек действует только себе во благо. Вряд ли кто-нибудь захочет навредить самому себе.

  7. Коуч не советует, он лишь направляет клиента в нужную область. Человек должен сам выбирать как наилучшим образом прожить свою жизнь, сам должен найти решение своих проблем. Коуч задает вопросы, стимулируя этим поиск ответа. Клиент находит наилучшие ответы из всех возможных вариантов, так как в процессе диалога, мозг начинает работать эффективней. В процессе отношений коуч занимает позицию собеседника - принимает взгляды и мнения других людей такими, какие они есть. Коучинг помогает создать новые возможности и способности, развить свой потенциал, дает возможность становиться лучше, идти на шаг впереди других.

В коучинге также уделяется особое внимание действиям, которые индивидуум будет предпринимать для решения задач и достижения поставленных целей. Ведь можно очень долгое время строить планы, выражать желания, но без действий сдвинутся с некой стадии и достичь ожидаемых результатов так и не получится, а планы останутся нереализованными.

Очень часто коучинг сравнивают с наставничеством, тренингом и психотерапией. Но на самом деле все эти понятия довольно разные.

Действительно, современное понимание наставничества очень схоже с коучингом. И в том и в другом методе и клиент, и работник сами занимаются поиском и формулировкой своих целей, принимают решение и действуют согласно выбранному пути. Отличие состоит в том, что коуч - ведущий данного процесса, чья роль заключается в том, чтобы показать каждому новые ресурсы и его истинные возможности, полагается на продвижение уже существующих знаний или профессиональных навыков у человека. Наставничество же является более общим процессом, в то время как коучинг относится к конкретному умению или сфере деятельности, охватывающей широкий диапазон проблем.

Тренинг - еще один процесс, близко соприкасающийся с коучингом, где специалист учится какому-либо умению или приобретает новые знания. В результате он получает инструменты для выполнения определенной работы. В конце тренинга ученик может научиться выполнять соответствующую работу, но его деятельность после этого не обязательно соответствует требуемому стандарту, так как тренер дает конкретные задания и поясняет их выполнение. В коучинге человек сам выбирает наиболее подходящее решение с помощью коуча.

Смысл проведения коучинга - создание решений, осуществление мечты. Он направлен на будущее. В этом плане он вплотную сходится с самыми новыми направлениями психотерапии: «нарративной», цель которой заключается в создании вокруг клиента пространства для развития альтернативных историй, которые позволят ему почувствовать себя способным повлиять на ход течения собственной жизни и найти ответы на все интересующие вопросы и терапией, направленной на решение. Традиционная психотерапия обычно исследует проблему, причины, породившие ее, и занимается прошлым. В значительной степени она работает с бессознательной частью индивидуума, коучинг чаще работает с осознанной частью нашего «Я» - в этом его экологичность.

Коучинг помогает ответить на вопрос «Чего же на самом деле я хочу и что я должен делать, чтобы добиться результата?». Он всегда ведет клиента к цели, не погружаясь в проблему, а только создавая решения.

Несмотря на отличия от данных процессов, коучинг ни в коем случае нельзя противопоставлять им. Как коучинг есть в работе психотерапевта, консультанта, бизнес- тренера, так и в коучинге присутствуют элементы, техники разных направлений, обучения, коррекции, консультирования, вариантов управления людьми. Отличия лишь в форме и структуре работы, ее последовательности и направляющих акцентах. Коучинг – не самостоятельная дисциплина, это метод консультирования. Именно поэтому может быть коуч-наставничество, коуч-тренинг, коуч-психотерапия, коуч-консультирование. Приставка «коуч» означает только то, что работа основывается на философии и принципах работы коучинга.

Профессиональный коучинг включает такие техники как наводящее перефразирование, слушание, задавание вопросов, уточнение, которые помогают клиенту изменить перспективу и увидеть новые подходы к достижению желаемой цели. В этом смысле коучинг является «мета-профессией», позволяющей помочь клиенту в самых азличных областях.

Такое направление как лайф-коучинг использует широкий набор инструментов и техник, взятых из других дисциплин (психологии, нейробиологии и профориентации), чтобы помочь клиенту определить и достичь личных целей. Профессиональные лайф-коучи могут иметь сертификаты и дипломы в различных областях, включая психологическое консультирование и родственные ему, однако лайф-коуч не является ни психотерапевтом, ни социальным педагогом, ни работником здравоохранения.

Коуч может помочь с тем, чтобы справиться с характерными для синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и выявить личные сильные стороны клиента. Такие коучи помогают с осознанием ожиданий, предъявляемых клиентам другими людьми, так как люди с СДВГ обычно имеют проблемы с точным определением собственного потенциала.

Бизнес-коучинг является разновидностью техники развития кадрового потенциала. Бизнес-коучинг предоставляет индивидуально и группам поддержку и позитивную обратную связь для улучшения эффективности работы. Примером бизнес-коуча является специалист по психологии труда.

Бизнес-коучинг не ограничен вмешательством извне: во многих организациях руководители высшего и среднего звена должны периодически становиться коучами для коллег, помогая им увеличить удовлетворённость работой, ускорить профессиональный и карьерный рост. Исследования свидетельствуют о том, что у коучинга руководителей имеется положительный эффект на производительность труда.

Существуют профессиональные членские организации, такие как Альянс профессиональных бизнес-коучей, Международная федерация коучей, Международный совет коучинга и Всемирная ассцоциация бизнес-коучей. При этом сертификации и лицензирования бизнес-коучей не существует, поэтому членство в них не обязательно для работы. Многие бизнес-коучи называют себя более общим словом «консультант».

Изначально коучинг развивался благодаря исследованиям в области спортивной психологии. Спортивный тренер, или коуч, обучает и управляет спортсменом или командой. Тренеры занимаются не только консультированием при подготовке к соревнованиям, они делают управленческую работу, а также выступают представителями подопечных. Конечная цель спортивного тренера — подготовить учеников к победе.

Выбор карьеры может также быть предметом коучинга, который в таком случае именуется профориентацией.

Академический коуч помогает научиться справляться с домашним заданием и получить навыки для повышения успешности обучения в целом (в отличие от обычной помощи по какому-либо предмету).

Финансовый коучинг — относительно новая форма коучинга, задачей которого является преодоление проблем с достижением финансовых целей и следованию финансовым планам. Финансовый коуч помогает клиенту уменьшить и реструктурировать долги, уменьшить траты, выработать привычку к накоплению. Существующих исследований недостаточно для установления полезности такого вида коучинга.

Коучинг по здоровому образу жизни - другая новая профессия, помогающая клиентам научиться жить с болезнями и синдромами, в особенности с хроническими или неизлечимыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение такого метода достижения жизненной или профессиональной цели, как коучинг, в современном обществе необходимо. Так как он используется для повышения уровня работы не только специалистов, но и всего предприятия в целом. Коучинг помогает усовершенствовать способности, повысить потенциал, реализовать свои планы в действия, добиться цели, направляет личность в нужную ему сферу деятельности, в соответствии с поставленными задачами.


Что такое коучинг и чем он отличается от других способов взаимодействия.


В настоящее время возможность по-новому увидеть, улучшить и направить работу каждого сотрудника в нужную сферу деятельности, в соответствии с данными ему задачами, а также наладить эффективный процесс управления организацией, предусматривая изменения внешней среды, приобретает наибольшую значимость для организаций.

Коучинг является способом достижения какой-либо жизненной или профессиональной цели улучшения работы человека, при использовании таких приемов, как: психологическое консультирование, мотивация и индивидуальная тренировка определенных навыков у клиента. Работа с коучем дает возможность выработать стратегию развития персонала и компании в целом. Он помогает личности выйти за рамки ее возможностей, раскрыть способности, перестать бояться принимать важные решения и достичь результата.

Коучинг - это метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития.

Коучинг также называют профессией XXI века. Существует множество его направлений: личный, профессиональный, бизнес-коучинг, корпоративный коучинг и др.

В коучинге также уделяется особое внимание действиям, которые индивидуум будет предпринимать для решения задач и достижения поставленных целей. Ведь можно очень долгое время строить планы, выражать желания, но без действий сдвинутся с некой стадии и достичь ожидаемых результатов так и не получится, а планы останутся нереализованными.

Коучинг помогает ответить на вопрос «Чего же на самом деле я хочу и что я должен делать, чтобы добиться результата?». Он всегда ведет клиента к цели, не погружаясь в проблему, а только создавая решения.

Несмотря на отличия от данных процессов, коучинг ни в коем случае нельзя противопоставлять им. Как коучинг есть в работе психотерапевта, консультанта, бизнес-тренера, так и в коучинге присутствуют элементы, техники разных направлений, обучения, коррекции, консультирования, вариантов управления людьми. Отличия лишь в форме и структуре работы, ее последовательности и направляющих акцентах. Коучинг – не самостоятельная дисциплина, это метод консультирования. Именно поэтому может быть коуч-наставничество, коуч-тренинг, коуч-психотерапия, коуч-консультирование. Приставка «коуч» означает только то, что работа основывается на философии и принципах работы коучинга.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение такого метода достижения жизненной или профессиональной цели, как коучинг, в современном обществе необходимо.

Так как он используется для повышения уровня работы не только специалистов, но и всего предприятия в целом. Коучинг помогает усовершенствовать способности, повысить потенциал, реализовать свои планы в действия, добиться цели, направляет личность в нужную ему сферу деятельности, в соответствии с поставленными задачами.

«Формирование новой культуры отношения к самому себе через изучение и применения коучинга»

Основатели методики «коучинга»: Тимоти Гэллви, Томас Дж. Леонард и Джон Уитмор.

Целевые группы, которым коучинг необходим в первую очередь: руководителям, первым лицам компаний, топ-лидерам.

Как проходит коучинг?

Шаг 1. Сначала устанавливается контакт с клиентом

Шаг 2. Контракт на коуч-сессию

Шаг 3. Опыт

Шаг 4. План действий

Шаг 5. Обратная связь или ценность коуча

Что коуч НЕ делает?

Не навязывает свою точку зрения

Не оценивает, не дает интерпретаций

Не застревает в негативного прошлого клиента. Он ходит только за позитивным прошлым.

Не доминирует в общении, не дает советов и оценок.

Зачем коучинг нужен педагогам?

Мало используется в педагогической практике такая форма повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию специалистов. Психологические тренинги для учителей, а также совместная работа с коуч наставником и помогают преподавателям трансформировать мышление, а также взглянуть по-новому на процесс преподавания.

Какова цель коучинга?

Цель коучинга заключается в максимальном повышении результативности человеческой личности в персональной, профессиональной деятельности.

Какие бывают виды коучинга?

Виды коучинга выделяют в зависимости от количества участников, типа взаимодействия с наставником, области применения и других факторов. Сегодня известно множество классификаций, но популярны 5 из них.

По количеству клиентов

Работа с наставником может быть:

индивидуальной;

командной;

организационной.

Кто и как становится коучем?

Коуч не решает проблемы, и не предлагает уже готовых идей и программ.

Итак, коуч знакомится с вашей мотивацией, помогает сформулировать нужную цель, стимулирует ученика на самостоятельные открытия, помогает дойти до желаемого «пункта назначения», добиться нужных результатов, достичь светлого будущего и сделать его настоящим, помогает избавиться от страхов и неуверенности, раскрыть скрытые способности, априори считает ученика ответственным и надежным.


Принципы коучинга:


Принцип 1. Со всеми все ОК.

Нужно немного времени и наблюдений за собой.

Понимая и принимая этот факт, коуч становится выше суждений из разряда «Я вообще не понимаю, как так можно.» или «Это не допустимо.» и еще множество подобных высказываний, которые мы слышим каждую минуту от окружающих, а за частую от себя).

Итак, понимая и принимая тот факт, что со всеми все Ок, мы спокойно заходим в коучинговую позицию, отодвигаем наши внутренние шаблоны, активно используем такой прекрасный ресурс как исследование, доверие и любопытство в запросе нашего клиента.

Принцип 2. У человека есть все ресурсы.

Сколько Ваших мыслей, и поступков не знают даже самые близкие люди, родители, семья, друзья, коллеги. Сколько раз вы умолчали о своих мыслях и идеях потому, что «... не поймут»," ... не оценят"," ... а если не справлюсь". Это и есть те самые рамки, шаблоны, убеждения, оценка окружающих, которые мешают достигать многих результатов. А теперь ответьте пожалуйста сами себе на вопрос. Есть ли кроме Вас еще в этом мире человек, который знает Вас так же глубоко как Вы сами себя?

Принцип 3. За каждым поведением лежит позитивное намерение

За каждым поведением лежит позитивное намерение. Это намерение вызвано тем, что мы или хотим понравиться, быть полезными, помочь кому-то или обезопасить себя и своих близких. В тот или иной момент человек использует именно те инструменты, которые оптимально подходят, по его мнению, для тех или иных намерений. И опять же мы зачастую видим лишь вершину айсберга и торопимся судить, так или иначе нужно было сделать, зачастую забывая, что мы не видим всей картины, всего айсберга под водой.

Поэтому задача коуча принимать те решения и действия клиента, которые он выбрал для себя беря за основу свое позитивное намерение.

Принцип 4. Люди постоянно меняются.

Одна из самых распространённых ошибок, «Мы с этим клиентом знакомы давно и я его знаю.» или «У меня были подобные запросы от этого клиента.» Вот тут прошу вас вспомнить тему в статье ранее о том, «...кто нас знает лучше чем мы сами?».

И даже если вы предполагаете, что действия человека предсказуемы, сразу меняйте свою позицию на принятие факта того, что люди постоянно меняются. Так же как и вы сами. Вспомните, какими вы были минуту назад до того момента как начали читать эту статью, какими вы били месяц, год, десять лет назад? Вот и ответ, мы все и каждый человек в частности постоянно меняемся.

Принцип 5. Люди делают наилучший выбор из доступных для них возможностей.

Люди делают наилучший выбор из доступных для них возможностей.

... доступных для них возможностей..., сделать акцент на этих словах, значит для коуча понять индивидуальность и экологичность выбора клиента именно в данный момент для данной ситуации.

Принимая для себя принципы, которые мы с вами сегодня рассмотрели, вы стремительно двигаетесь в коучинговом пространстве и соглашении с клиентом!



Литература

  1. Волик М.В., Зурабов А.С., Козаева С.В. Обучение в игровой форме в экономическом ВУЗе. //Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-методических статей. Выпуск 16. -Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. - с. 63-66

  2. Волик М.В., Зурабов А.С. Использование информационно-коммуникационных технологий вобучении // «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», № 12. - Москва, 2013.с. 178-180

  3. Волик М.В., Козаева К.Г., Плиева В.А. Использование технологии разноуровневого обучения вобразовании // Материалы XI международной научно-практической конференции«Теоретические и практические аспекты развития современной науки», 31 марта 2014 г. / Науч-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». - М.: Изд-во «Спецкнига», 2014. -с. 132-136

  4. Волик М.В., Козаева С.В. О достоинствах и недостатках дистанционного обучения // Материалы XI международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты развития современной науки», 31 марта 2014 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». - М.: Изд-во «Спецкнига», 2014. - с. 137-141

  5. Волик М.В., Абаева К.Ю., Тибилова М.Т. Использование телеконференций в обучении //Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-методических статей. Выпуск 19.Часть 1. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2014. - с. 323-329

  6. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия.М.: Изд-во «Психотерапевтический колледж», 1999. - 487 с.

  7. Ги Палмад. Психотерапия. СПб.: Питер, 2003. - 160 с.

  8. Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чоис. Внутренняя динамика коучинга. Изд-во «Companion Group», 2009. - 208 с.

  9. Сайт Бэкмология: бизнес, экономика, менеджмент, организация. http://becmology.ru/blog/general/coaching01 .htm

  10. Сайт Википедия: свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Коучинг




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!