СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческий проект "Изучаем родной край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлено планирование долгосрочного проекта по систематическому изучению  родного края.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческий проект "Изучаем родной край"»

Введение

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи.

Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к Вяземской земле. Сегодня необходимо воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу, деревне.

Так как дети моего класса очень впечатлительны и эмоциональны, считаю, что изучение истории, культуры и природы родного края не должно сводиться только к теоретическим занятиям. Поэтому основной формой проведения занятий должны стать экскурсии.



Пояснительная записка

Система изучения своей малой Родины - погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Она способствует духовному развитию ребенка.

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями.

Цели программы:

Познакомить учащихся с историко - культурным наследием города Вязьмы, сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитывать духовность.

Задачи программы:
1.Изучение прошлого и настоящего города Вязьмы, обычаев, традиций и духовной культуры.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном городе.
3.Активизация поисковой деятельности учащихся.
4.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
5.Формирование у школьников навыков информационной культуры.

6.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.

Основные направления:

Программа “Изучаем родной край” включает следующие основные направления учебной деятельности: природа родного края, история и культура.

Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Уроки.
Работа с документами; Интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность.
Создание презентации.

Принцип программы:

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины» - к систематизированному знанию о родном городе.

Программа «Изучаем родной край» рассчитана на учащихся 8-10 лет, реализуется в течение 3 лет обучения детей в начальной школе (2-4 классы).


Содержание программы


Введение (2 часа) Краеведение – наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Работа с информацией: подборка стихотворений, пословиц и поговорок о родном крае.

Природа родного края (15часов) Библиотечный час «Город Вязьма над Вязьмою-речкой». Экскурсия в библиотеку. Красотою славится наша земля. Знакомство с природой города. Экскурсия в выставочный зал. Картины художников, изображающих уголки родного города. Растительный и животный мир Вяземского района. Географическое положение. Климат. Откуда пошло название моего города. Экскурсия на Соборную площадь. История вяземского пряника. Экскурсия на набережную города.

Конкурс рисунков «Любимый уголок моего города».


История родного города (34часа) Сколько лет моему городу? Герб города Вязьма.

«О чем нам может рассказать Советская площадь?». Экскурсия. Город-форпост. Экскурсия к Спасской башне. Изготовление макета крепостной стены города. Героическое прошлое города. Война 1812 года. Экскурсия в музей.

Памятники, посвященные войне 1812 года. Экскурсия. Героическое прошлое города. Война 1941-1945 гг. Экскурсия в музей. Памятники, посвященные войне 1941-1942 гг. Экскурсия «Вехи Отечественной войны». Названия улиц нашего города. История в названиях улиц. Работа над проектом.


Культура родного края (34 часа) Мои знаменитые земляки. Экскурсия в музей.

Экскурсия в городской сквер к памятнику Нахимова.

Экскурсия на улицу М. Расковой.

Космонавт – Светлана Савицкая.

Экскурсия к самолёту, на котором летала С. Савицкая.

Творческая мастерская: рисунки, поделки, презентации на тему «Космическая эра»

Экскурсия к памятнику знаменитого артиста Анатолия Папанова

Просмотр мультфильма «Ну, погоди».

Подготовка материала к презентации «Мои знаменитые земляки».

Вязьма и вязьмичи: город сегодня.

Экскурсия в художественную школу. Альберт Сергеев.

Экскурсия в музыкальную школу.

Школы города. Заочная экскурсия.

История подвига А.Б. Михайлова.

Экскурсия в музей МБОУ СШ №4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова.

Работа над презентацией «Мой город».

Итоговое занятие.

Экскурсия в Хмелиту в дом-музей Грибоедова или на Поле Памяти (по выбору).


Прогнозируемые результаты

  • Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей малой родины.

  • Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии; ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

  • Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.

  • Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

Литература

  1. Болотова С.А. Азбука Смоленского края. Смоленск 2006

  2. Смирнов И.А. Вязьма – старинный русский город. Смоленск: Московский рабочий, Смоленское отделение, 1988

  3. Косточкин В.В. Старым Смоленским трактом. Москва: Искусство, 1972

  4. Клименков А.К., Куприянов В.С. Непридуманные истории. ОАО «Вяземский машиностроительный завод», 2013



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Темы занятий


Кол-во часов


теория

практика

1 год обучения

1

Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.

1 час


2

Работа с информацией: подборка стихотворений, пословиц и поговорок о родном крае.


1 час

3-4

Экскурсия в библиотеку. Библиотечный час «Город Вязьма над Вязьмою-речкой».

2 часа


5

Красотою славится наша земля. Знакомство с природой города.

1 час


6-7

Экскурсия в выставочный зал. Картины художников, изображающих уголки родного города.


2 часа

8-9

Экскурсия на станцию юных натуралистов. Растительный и животный мир Вяземского района.


2 часа

10

Географическое положение. Климат.

1 час


11-12

Откуда пошло название моего города. Экскурсия на Соборную площадь.

1 час

2 часа

13

История вяземского пряника.

1 час


14-15

Экскурсия на набережную города.


2 часа

16-17

Конкурс рисунков «Любимый уголок моего города».


2 часа

2 год обучения

18

Сколько лет моему городу?

1 час


19

Герб города Вязьма.

1 час


20-21

«О чем нам может рассказать Советская площадь?». Экскурсия.


2 часа

22-23

Город-форпост. Экскурсия к Спасской башне.


2 часа

24-26

Изготовление макета крепостной стены города.


3 часа

27-28

Героическое прошлое города. Война 1812 года. Экскурсия в музей.


2 часа

29-30

Памятники, посвященные войне 1812 года. Экскурсия.


2 часа

31-32

Героическое прошлое города. Война 1941-1945 гг. Экскурсия в музей.


2 часа

33-35

Памятники, посвященные войне 1941-1942 гг. Экскурсия «Вехи Отечественной войны».


3 часа

36-41

Названия улиц нашего города. История в названиях улиц. Работа над проектом.

4 часа

2 часа

3 год обучения

42-45

Мои знаменитые земляки. Экскурсия в музей.

2 часа

2 часа

46

Экскурсия в городской сквер к памятнику Нахимова.


1 час

47

Экскурсия на улицу М. Расковой.


1 час

48

Космонавт – Светлана Савицкая.

1 час


49-50

Экскурсия к самолёту, на котором летала С. Савицкая.


2 часа

51-52

Творческая мастерская: рисунки, поделки, презентации на тему «Космическая эра»


2 часа

53

Экскурсия к памятнику знаменитого артиста Анатолия Папанова


1 час

54

Просмотр мультфильма «Ну, погоди».


1 час

55-57

Подготовка материала к презентации «Мои знаменитые земляки».

3 часа


58

Вязьма и вязьмичи: город сегодня.

1 час


59-61

Экскурсия в художественную школу. Альберт Сергеев.

1 час

2 часа

62-63

Экскурсия в музыкальную школу.


2 часа

64

Школы города. Заочная экскурсия.

1 час


65

История подвига А.Б. Михайлова.

1 час


66-67

Экскурсия в музей МБОУ СШ №4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова .


2 часа

68-70

Работа над презентацией «Мой город».


3 часа

71

Итоговое занятие.

1 час


72-75

Экскурсия в Хмелиту в дом-музей Грибоедова или на Поле Памяти (по выбору)


4 часа







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!