СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткий курс лекций по теме: «Вычисление логарифма числа с помощью таблиц»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящее пособие предназначено для студентов как дневных, так и заочных отделений колледжа, а также может быть использовано для самостоятельного изучения темы, закрепления пройденного материала, овладения способами и методами решения задач в объеме действующей программы по математике для средних профессиональных учебных заведений.

Просмотр содержимого документа
«Краткий курс лекций по теме: «Вычисление логарифма числа с помощью таблиц»»

14


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Московский областной политехнический колледж

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(МОПК НИЯУ МИФИ)





Методическое пособие для студентов



Краткий курс лекций по теме:

«Вычисление логарифма числа с помощью таблиц»


УПУ.01 МАТЕМАТИКА

(углубленный уровень подготовки)


по специальности

среднего профессионального образования

15.02.14 «Оснащение средствами автоматизации технологических

процессов и производств (по отраслям)»

(технологический профиль)












2023


Рассмотрено и одобрено

цикловой комиссией

физико-математических дисциплин

Протокол №1 от «30» августа 2023г.

Председатель комиссии:

Лебедева Е.Н.______________




Разработчик:

Преподаватель МОПК НИЯУ МИФИ

Лебедева Е.Н. _______________


Составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования по спец. 15.02.14








Содержание


Пояснительная записка……………………………………………..

3

Открытие логарифмов……………………………………………...

5

Понятие логарифма…………………………………………………

5

Общие свойства логарифмов………………………………………

5

Логарифмирование…………………………………………………

6

Потенцирование…………………………………………………….

6

Таблицы логарифмов……………………………………………….

7

Вычисление с помощью четырехзначных таблиц логарифмов….

9

Задания для самостоятельной работы……………………………..

10

Используемая литература………………………………………….

11


Пояснительная записка

Настоящее пособие предназначено для студентов как дневных, так и заочных отделений колледжа, а также может быть использовано для самостоятельного изучения темы, закрепления пройденного материала, овладения способами и методами решения задач в объеме действующей программы по математике для средних профессиональных учебных заведений.

Целью и основными задачами данной разработки являются пополнение знаний студентов основами математических знаний, умений и навыков в объеме, необходимом для их повседневной практической деятельности, для дальнейшей учебы и работы по специальности, для усвоения общетехнических и специальных предметов, а также для дальнейшего повышения квалификации путем самообразования, обеспечение выпускнику конкурентоспособности на рынке труда.

Изучение темы «Вычисление логарифма числа с помощью таблиц» направлено на развитие гибкости мышления студентов, на привитие алгоритмической культуры.

Решение задач по математике у студентов колледжей часто сопряжено со многими трудностями. Помочь студентам преодолевать эти трудности, научить применять теоретические знания к решению задач – основное назначение настоящего пособия.

Пособие содержит программный материал. В данном пособии весь теоретический материал изложен доступно для большинства учащихся. Это способствует решению важной педагогической задачи – научить работать с источником.

В работе представлены теоретические сведения, необходимые для усвоения материала и решения задач.

В пособии даны алгоритмы решений типовых задач. Алгоритм – это совокупность четко определенных правил решения задач за конечное число шагов или последовательность выполняемых действий. Алгоритмы развивают логику, являются основой составления программ в работе с компьютером; алгоритмы используются в любой сфере деятельности человека.

В пособии не только представлены теоретические сведения, но и разобраны основные примеры темы. Также представлены задания для самостоятельной работы студентов. Предложенные примеры разнообразны по трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход к студентам, в частности, организовать работу с наиболее подготовленными, проявляющих интерес к математике. Эти задания на закрепление знаний, умений и навыков. Упражнения для самостоятельного решения снабжены ответами.

Особенностью представленного пособия является усиление роли самостоятельной работы студентов.

1. Открытие логарифмов


Попытки сопоставить множеству чисел вида множество соответствующих показателей степени мы находим в XVI в. у немецкого математика Михеля Штифеля. Важность такого подхода для практики вычислений достаточно ясна. Если числу соответствует показатель , а числу - у, то произведению будет отвечать сумма , т.е. умножение можно заменить сложением, что было давней мечтой всех вычислителей. Чтобы ее осуществить, требовалось составить точные таблицы, в которых содержались все необходимые данные. Этот огромный труд оказался под силу шотландскому математику Джону Неперу (1550-1617).

Работа Непера под названием "Описание удивительной таблицы логарифмов" появилась в 1614 г.


2. Понятие логарифма


Определение. Логарифмом числа N ( N0) по основанию числа ( 0, ) называется показатель степени , в которую надо возвести число , чтобы получить число N.

.

В вычислительной практике широко используются логарифмы чисел по основанию 10 – десятичные логарифмы. Для обозначения десятичных логарифмов принята специальная записи: вместо пишут .


3. Общие свойства логарифмов


Из определения логарифма следует равенство .

Для положительных М, N и k справедливо:

1. ,

2. ,

3. ,

4. .


4. Логарифмирование


Если некоторое выражение составлено из положительных чисел с помощью операций умножения, деления и возведения в степень, то используя свойства логарифмов можно выразить через логарифмы входящих в выражение чисел. Такое преобразование называется логарифмированием.

Например, прологарифмируем выражение ,

.


5. Потенцирование


Часто приходится решать обратную задачу, т.е. находить выражение по его логарифму. Такое преобразование называется потенцированием.

Например, найдем по данному его логарифму

.




6. Таблицы логарифмов


Чтобы уяснить принцип устройства логарифмических таблиц, установим одно важное свойство десятичных логарифмов чисел.

Нам известно, что любое положительное число можно записать в стандартном виде.

Определение. Стандартным видом числа называется его запись в виде , где . Показатель степени n называют порядком числа .

Например:

; ;

; .

Найдем логарифм какого-нибудь положительного числа представленного в стандартном виде. Пусть, например, .

Тогда

.

Так как 1 , т.е. 0

Мы видим, что представлен в виде суммы целого числа и положительного числа, меньшего 1, т.е. в виде суммы его целой и дробной частей. Причем целая часть логарифма числа равна порядку этого числа, а дробная часть - .

Определение. Целая часть логарифма числа называется его характеристикой, а дробная часть – мантиссой.

Теорема. Характеристика числа , где Z, равна порядку этого числа, а мантисса равна .

Рассмотрим числа 4650; 46,5; 0,0465. Они отличаются друг от друга только положением запятой в числе. Представив эти числа в стандартном виде, найдем характеристику и мантиссу логарифма каждого из чисел:

, ;

, ;

, .

Мы видим, что логарифмы данных чисел имеют одну и ту же мантиссу.

Следствие. Логарифмы чисел, отличающихся друг от друга только порядком, имеют одну и ту же мантиссу.

Это следствие можно сформулировать иначе:

Мантисса логарифма числа не зависит от положения запятой в числе.

Чтобы вычислить мантиссу логарифма используют "Четырехзначные математические таблицы" В. М. Брадиса.

В этих таблицах приведены мантиссы десятичных логарифмов с точностью до . Таблицы не содержат характеристик логарифмов, т.к. характеристику, равную порядку числа, можно найти без таблиц.

Как пользоваться таблицами?

Таблица XIII стр. 65.

Пользуясь таблицей, найдем .

Найдем мантиссу на пересечении строки с меткой "31" и столбца с меткой "7". Получим число 5011, прибавим к этому числу поправку на четвертую цифру. Эта поправка расположена в правой части таблицы на пересечении той же строки и столбца поправок с меткой "4". Поправка равна 6, следовательно, мантисса равна 0,5011+0,0006=0,5017.

Найдем логарифмы следующих чисел

Для решения обратной задачи (нахождение числа по его логарифму) удобно использовать специальную таблицу значений функции (десятичные антилогарифмы).

Таблица XIV стр. 68.

Найдем , если

1).

.

2). .

3).

Представим данный логарифм в виде суммы характеристики и мантиссы:

-1,2164=-2+0,7836

.


7. Вычисление с помощью четырехзначных таблиц логарифмов


Применение таблиц логарифмов позволяет значительно упростить вычисления. Приведем пример.

Вычислить значение .

Логарифмируя имеем:

По таблицам найдем:

1).

2).

3).

4). .





8. Задания для самостоятельной работы


Вычислите с помощью таблиц значение .

1). , (Ответ: ).

2). , (Ответ: ).

3). , (Ответ: ).

10. Используемая литература


  1. Алимов, Ш. А. Алгебра и начала анализа: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. – М. : Просвещение, 2015.;

  2. Большая электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий» – Кирилл и Мефодий, 2005.

  3. В.М. Брадис Четырехзначные математические таблицы: Для сред. шк. – М.: Просвещение, 2017;

  4. Виленкин Н.Я. Алгебра и математический анализ – М.: Мнемозина, 2016;

  5. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. – М.: Аванта+, 1998;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!