14
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
Московский областной политехнический колледж – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (МОПК НИЯУ МИФИ) |
Методическое пособие для студентов
Краткий курс лекций по теме:
«Вычисление логарифма числа с помощью таблиц»
УПУ.01 МАТЕМАТИКА
(углубленный уровень подготовки)
по специальности
среднего профессионального образования
15.02.14 «Оснащение средствами автоматизации технологических
процессов и производств (по отраслям)»
(технологический профиль)
2023
Рассмотрено и одобрено цикловой комиссией физико-математических дисциплин Протокол №1 от «30» августа 2023г. Председатель комиссии: Лебедева Е.Н.______________ Разработчик: Преподаватель МОПК НИЯУ МИФИ Лебедева Е.Н. _______________ | Составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования по спец. 15.02.14 |
Содержание
| Пояснительная записка…………………………………………….. | 3 |
| Открытие логарифмов……………………………………………... | 5 |
| Понятие логарифма………………………………………………… | 5 |
| Общие свойства логарифмов……………………………………… | 5 |
| Логарифмирование………………………………………………… | 6 |
| Потенцирование……………………………………………………. | 6 |
| Таблицы логарифмов………………………………………………. | 7 |
| Вычисление с помощью четырехзначных таблиц логарифмов…. | 9 |
| Задания для самостоятельной работы…………………………….. | 10 |
| Используемая литература…………………………………………. | 11 |
Пояснительная записка
Настоящее пособие предназначено для студентов как дневных, так и заочных отделений колледжа, а также может быть использовано для самостоятельного изучения темы, закрепления пройденного материала, овладения способами и методами решения задач в объеме действующей программы по математике для средних профессиональных учебных заведений.
Целью и основными задачами данной разработки являются пополнение знаний студентов основами математических знаний, умений и навыков в объеме, необходимом для их повседневной практической деятельности, для дальнейшей учебы и работы по специальности, для усвоения общетехнических и специальных предметов, а также для дальнейшего повышения квалификации путем самообразования, обеспечение выпускнику конкурентоспособности на рынке труда.
Изучение темы «Вычисление логарифма числа с помощью таблиц» направлено на развитие гибкости мышления студентов, на привитие алгоритмической культуры.
Решение задач по математике у студентов колледжей часто сопряжено со многими трудностями. Помочь студентам преодолевать эти трудности, научить применять теоретические знания к решению задач – основное назначение настоящего пособия.
Пособие содержит программный материал. В данном пособии весь теоретический материал изложен доступно для большинства учащихся. Это способствует решению важной педагогической задачи – научить работать с источником.
В работе представлены теоретические сведения, необходимые для усвоения материала и решения задач.
В пособии даны алгоритмы решений типовых задач. Алгоритм – это совокупность четко определенных правил решения задач за конечное число шагов или последовательность выполняемых действий. Алгоритмы развивают логику, являются основой составления программ в работе с компьютером; алгоритмы используются в любой сфере деятельности человека.
В пособии не только представлены теоретические сведения, но и разобраны основные примеры темы. Также представлены задания для самостоятельной работы студентов. Предложенные примеры разнообразны по трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход к студентам, в частности, организовать работу с наиболее подготовленными, проявляющих интерес к математике. Эти задания на закрепление знаний, умений и навыков. Упражнения для самостоятельного решения снабжены ответами.
Особенностью представленного пособия является усиление роли самостоятельной работы студентов.
1. Открытие логарифмов
Попытки сопоставить множеству чисел вида множество соответствующих показателей степени мы находим в XVI в. у немецкого математика Михеля Штифеля. Важность такого подхода для практики вычислений достаточно ясна. Если числу соответствует показатель , а числу - у, то произведению будет отвечать сумма , т.е. умножение можно заменить сложением, что было давней мечтой всех вычислителей. Чтобы ее осуществить, требовалось составить точные таблицы, в которых содержались все необходимые данные. Этот огромный труд оказался под силу шотландскому математику Джону Неперу (1550-1617).
Работа Непера под названием "Описание удивительной таблицы логарифмов" появилась в 1614 г.
2. Понятие логарифма
Определение. Логарифмом числа N ( N0) по основанию числа ( 0, ) называется показатель степени , в которую надо возвести число , чтобы получить число N.
.
В вычислительной практике широко используются логарифмы чисел по основанию 10 – десятичные логарифмы. Для обозначения десятичных логарифмов принята специальная записи: вместо пишут .
3. Общие свойства логарифмов
Из определения логарифма следует равенство .
Для положительных М, N и k справедливо:
1. ,
2. ,
3. ,
4. .
4. Логарифмирование
Если некоторое выражение составлено из положительных чисел с помощью операций умножения, деления и возведения в степень, то используя свойства логарифмов можно выразить через логарифмы входящих в выражение чисел. Такое преобразование называется логарифмированием.
Например, прологарифмируем выражение ,
.
5. Потенцирование
Часто приходится решать обратную задачу, т.е. находить выражение по его логарифму. Такое преобразование называется потенцированием.
Например, найдем по данному его логарифму
.
6. Таблицы логарифмов
Чтобы уяснить принцип устройства логарифмических таблиц, установим одно важное свойство десятичных логарифмов чисел.
Нам известно, что любое положительное число можно записать в стандартном виде.
Определение. Стандартным видом числа называется его запись в виде , где . Показатель степени n называют порядком числа .
Например:
; ;
; .
Найдем логарифм какого-нибудь положительного числа представленного в стандартном виде. Пусть, например, .
Тогда
.
Так как 1 , т.е. 0
Мы видим, что представлен в виде суммы целого числа и положительного числа, меньшего 1, т.е. в виде суммы его целой и дробной частей. Причем целая часть логарифма числа равна порядку этого числа, а дробная часть - .
Определение. Целая часть логарифма числа называется его характеристикой, а дробная часть – мантиссой.
Теорема. Характеристика числа , где Z, равна порядку этого числа, а мантисса равна .
Рассмотрим числа 4650; 46,5; 0,0465. Они отличаются друг от друга только положением запятой в числе. Представив эти числа в стандартном виде, найдем характеристику и мантиссу логарифма каждого из чисел:
, ;
, ;
, .
Мы видим, что логарифмы данных чисел имеют одну и ту же мантиссу.
Следствие. Логарифмы чисел, отличающихся друг от друга только порядком, имеют одну и ту же мантиссу.
Это следствие можно сформулировать иначе:
Мантисса логарифма числа не зависит от положения запятой в числе.
Чтобы вычислить мантиссу логарифма используют "Четырехзначные математические таблицы" В. М. Брадиса.
В этих таблицах приведены мантиссы десятичных логарифмов с точностью до . Таблицы не содержат характеристик логарифмов, т.к. характеристику, равную порядку числа, можно найти без таблиц.
Как пользоваться таблицами?
Таблица XIII стр. 65.
Пользуясь таблицей, найдем .
Найдем мантиссу на пересечении строки с меткой "31" и столбца с меткой "7". Получим число 5011, прибавим к этому числу поправку на четвертую цифру. Эта поправка расположена в правой части таблицы на пересечении той же строки и столбца поправок с меткой "4". Поправка равна 6, следовательно, мантисса равна 0,5011+0,0006=0,5017.
Найдем логарифмы следующих чисел
Для решения обратной задачи (нахождение числа по его логарифму) удобно использовать специальную таблицу значений функции (десятичные антилогарифмы).
Таблица XIV стр. 68.
Найдем , если
1).
.
2). .
3).
Представим данный логарифм в виде суммы характеристики и мантиссы:
-1,2164=-2+0,7836
.
7. Вычисление с помощью четырехзначных таблиц логарифмов
Применение таблиц логарифмов позволяет значительно упростить вычисления. Приведем пример.
Вычислить значение .
Логарифмируя имеем:
По таблицам найдем:
1).
2).
3).
4). .
8. Задания для самостоятельной работы
Вычислите с помощью таблиц значение .
1). , (Ответ: ).
2). , (Ответ: ).
3). , (Ответ: ).
10. Используемая литература
Алимов, Ш. А. Алгебра и начала анализа: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. – М. : Просвещение, 2015.;
Большая электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий» – Кирилл и Мефодий, 2005.
В.М. Брадис Четырехзначные математические таблицы: Для сред. шк. – М.: Просвещение, 2017;
Виленкин Н.Я. Алгебра и математический анализ – М.: Мнемозина, 2016;
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. – М.: Аванта+, 1998;