Урок
Тема: Крестьянская реформа 1861 года.
Цель:
Образовательная: дать характеристику основных положений Манифеста 19 февраля 1861 года; определить положительные и отрицательные стороны реформы, сформулировать их возможные последствия, определить значение отмены крепостного права для дальнейшего развития России.
Развивающая: развивать умение изучать и анализировать источники исторической информации, соотносить данные альтернативных источников, сравнивать, делать аргументированные выводы, доказывать свою точку зрения. Продолжить формирование навыков учебной дискуссии, способствовать развитию коммуникативных качеств.
Воспитательная: Воспитывать уважение к истории своего Отечества, чувство гордости за свой народ и чувство патриотизма. Способствовать воспитанию толерантности при проведении дискуссии.
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.
Вид урока: урок-исследование.
Форма урока: заседание научного общества.
Ход урока.
Добрый день! Меня зовут Нина Сергеевна.
Коль знаньем овладеть ты смог, дари его другим;
Костру, что сам в душе зажег, не дай растаять в дым!
Я рада встрече с вами, и я готова поделиться своими знаниями.
Слова учителя: Когда в бурном 1861 году все мыслящие граждане России жили надеждами на скорые и кардинальные перемены к лучшему, поэт Некрасов опубликовал стихотворение «В столицах шум – гремят витии…».
Название стихотворения стало крылатой фразой. Но было и продолжение, завоевавшее не меньшую популярность:
А там, во глубине России,
Там вековая тишина.
А была ли тишина?
Веками крестьяне стремились к свободе, и этот долгожданный день настал! Это был день 19 февраля 1861 года.
Долгий путь прошла Россия до этого дня: сначала – путь закрепощения, потом – путь подготовки реформы… ПАУЗА. А, может быть, революции?.. А вообще, что же произошло в 1861 году? Давайте разберемся вместе.
Я рву лист бумаги (ПО ЛИНЕЙКЕ) пополам, а другой лист бумаги складываю пополам.
Обращение к классу: Ребята, а есть ли разница в моих действиях? Ведь я получила то, что хотела?
Перед вами Информационные карты урока, найдите объяснение моим действиям с точки зрения исторической терминологии! РАБОТА С И.К. (реформа – постепенно; революция – быстро, радикально).
Обращение к классу: Ребята! Что менее болезненно для общества? (реформа).
Вот и Александр II понимал, что крепостное право нужно отменить сверху, путем реформы, нежели ждать пока оно отменится снизу, путем народной революции.
И сегодня мы узнаем о том, как эта реформа осуществлялась. Что получили крестьяне, а что потеряли помещики, и что выиграло все общество. Чьи надежды оправдались, а чьи нет? И какое значение имела эта реформа для будущего России? Нам предстоит анализировать исторические документы, сравнивать, делать выводы, вести дискуссию.
Наш урок будет проходить в форме заседания Научного общества. Рабочее название нашего заседания – Крестьянская реформа 1861 г., а в конце заседания вы сможете выбрать из предложенных вам названий то, которое, по вашему мнению, отражает суть реформы. Вы будете работать в творческих группах:
правоведы;
аграрии;
финансисты
аналитики.
Каждая группа получает материалы для работы и задания, Информационные карты, оценочные листы. Изучив материалы, вы самостоятельно оцениваете свою работу и работу групп, результаты отражаете в «Лестнице успеха».
Уважаемые «правоведы», вы должны рассказать как изменилось правовое положение крестьян в ходе реформы?
Группа «аграриев», ваша задача более сложная, вам предстоит выяснить, как решался вопрос о земле. Напомню, что вопрос земли в России был всегда вопросом драматичным.
А «финансисты» займутся математикой и высчитают, выкупную стоимость земли и выяснят, только ли за землю заплатили крестьяне.
«Аналитики», у вас задание особое. Вы проанализируете реакцию крестьян на реформу и раскроете значение отмены крепостного права.
Ребята! Не забывайте, что у нас Заседание Научного общества, во время обсуждения вы можете задавать друг другу вопросы.
Группы работают в течение 7 минут.
Ребята, приступаем к обсуждению нашей темы. Я обращаю ваше внимание на экран: вот и настал этот долгожданный миг освобождения крестьян. ПРАВОВЕДЫ – ВАМ СЛОВО!
ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП:
правоведы - Ребята, а может вы хотите задать вопрос ПРАВОВЕДАМ? У вас есть такое право. (Хорошо, переходим к следующему вопросу)
аграрии – ВАМ слово, не просто решался вопрос о земле (НА КАРТИНУ) - Ребята, есть ли вопросы к группе?
финансисты КРЕСТЬЯНЕ оказались в вечном долгу и перед государством и перед помещиками. (КАРТИНА) - Ребята, есть ли вопросы к группе?
аналитики - ВЫСТУПЛЕНИЯ О КРЕСТЬЯНСКИХ ВОЛНЕНИЯХ - - Ребята, есть ли вопросы к группе?
Я предлагаю вам прослушать песню и посмотреть фрагмент о жизни крестьян. ВКЛЮЧИТЬ ПЕСНЮ.
ВОПРОС КЛАССУ: Какие чувства у вас вызвала эта песня?
ОТВЕТ: Крестьяне не скрывали своего отношения к реформе, даже в песнях они показывали свое несогласие с таким освобождением.
Ребята, продолжаем работу, каково было Значение реформы?
ОТВЕТ: 1. открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений; страна уверенно вступила на путь капиталистического развития; Ребята, (РАБОТА СО СЛАЙДОМ) обратите внимание, во 2 половине 19 века завершился промышленный переворот, строились новые заводы, шахты, нефтяные вышки.
2. нравственное значение реформы – покончила с крепостным рабством, проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям.
НО возможные последствия:
1. Крестьяне вновь попадают в зависимость (временнообязанное состояние, отработки)
2. Ведут полуголодное существование. Обнищание крестьян.
3. Разорение крестьянских хозяйств.
4. Крестьянские бунты.
5. Крестьянский вопрос остается основной экономической и политической проблемой России.
- Ребята, есть ли вопросы к группе?
Рефлексия. Ребята, а теперь обратите внимание на лист с вариантами тем Заседания Научного общества. Мы рассмотрели с вами основные положения реформы, как вы считаете какое название отражает ее суть, выберите из предложенных, а, может быть, у вас будет свой вариант?
1. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
2. Кому на Руси жить хорошо?
3. Обманутые надежды.
4. Да здравствует Свобода!
5. Униженные и оскорбленные.
6. СВОЙ ВАРИАНТ.___________________________________________
ЕСЛИ РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ:
Не уставай искать ответа
На то, на что ответа нет
В неотвечаемости этой
Уже содержится ответ…
Прошло почти полтора столетия с момента освобождения крестьян. Но даже нам, людям 21 века трудно однозначно определить суть и значение этой реформы, о чем и свидетельствуют ваши ответы.
ПАУЗА! ИТАК… Урок подошел к концу.
Я оставляю вам Информационные карты, в них вы найдете домашнее задание: обязательное для всех и два на выбор. Я хочу поблагодарить всех вас за активную работу. Особенно мне понравилось (НАЗЫВАЮ ПО ИМЕНАМ, ГОВОРЮ ОЦЕНКИ). Вам (обращаюсь к группам) было предложено провести самооценку и взаимооценку работы на уроке, я попрошу представителей групп сдать оценочные листы.
СВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОБ УРОКЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОТМЕТЬТЕ НА ЛИСТАХ, ПРИ ВЫХОДЕ ИЗ КЛАССА.
8