Критериальное оценивание предметных результатов по биологии
Современная система оценивания, основные цели и характеристики которой содержатся в федеральном государственном образовательном стандарте, выходит за рамки контроля знаний, оцениваются предметные и метапредметные результаты освоения образовательных программ.
Это требует особых подходов к созданию и отбору оценочных средств, к определению критериев оценки. В школе мы отвечаем за внутреннее оценивание, где целесообразно применять критериальный подход, удовлетворяющий требования всех участников образовательного процесса:
Изучение биологии в соответствии со стандартом образования предусматривает формирование теоретических знаний и практических навыков,
формирование представлений о живой природе, ее уровневой организации и эволюции, взаимосвязях живой и неживой природы как основы формирования естественно-научной картины мира;
систематизацию сведений о биологических объектах, процессах, явлениях в форме биологических теорий, законов, закономерностей, гипотез и овладение понятийным аппаратом биологии;
формирование основ экологической грамотности;
приобретение опыта организации несложных биологических экспериментов;
освоение приемов рациональной организации труда и отдыха.
Поэтому при оценивании следует использовать разнообразные видов и формы контроля. Нас затрагивает внутришкольный контроль.
Виды внутришкольного оценивания предметных результатов:
- стартовая диагностика;
- текущее оценивание, отражающее индивидуальное продвижение обучающегося в освоении биологии;
- тематическое оценивание;
- промежуточное оценивание по итогам изучения крупных блоков программы;
- итоговое оценивание результатов освоения программы за учебный год.
Контрольные работы. При проведении стартовой диагностики, промежуточного и итогового контроля оценивается уровень сформированности знаний и умения их применять.
Работа составляется из заданий разных типов:
- с выбором одного верного варианта из четырех;
- установление соответствия, последовательности;
- задания на работу с текстом, рисунками. Разработаны понятные критерии оценивания каждого вида работы, показаны нормы оценки. Пример:
Биология 6 класс
Промежуточная аттестация
Входная контрольная работа
Цель проведения работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии и уровень сформированности метапредметных УУД
Структура и содержание работы
Номер задания | Тема | Проверяемые элементы |
Часть1 1 | Органы растения | Определять ненужную информацию |
2 | Системы органов животных | Анализ |
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности | Номер задания |
Базовый | 1-9 |
Повышенный | 10; 1-5 части 2 |
Система оценивания (критерии)
Оценивание части 1. За верное выполнение заданий 1-9 выставляется 1 балл. За задание 10 выставляется 2 балла, если ответ полностью совпадает с образцом, 1 балл – если имеется одно несовпадение; 0 баллов – два и более несовпадений.
Оценивание части 2. За задание 1 выставляется 2 балла, если ответ полностью совпадает с образцом, 1 балл – если имеется одно несовпадение; 0 баллов – два и более несовпадений. За верно выполненные задания 2 выставляется 2 балла; если верно указан один из ответов – 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов. За задание 3 ставится 3 балла, если ответ включает три названных в образце ответа элемента и не содержит биологических ошибок; 2 балла - ответ включает два из названных элементов, ИЛИ ответ включает три названных элемента, но содержит биологические ошибки; 1 балл - ответ включает только один из названных элементов, ИЛИ ответ включает два элемента, но содержит биологические ошибки; 0 баллов - ответ включает только один из названных элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный. За задание 4 ставится 2 балла, если ответ совпадает с образцом, 0 баллов – во всех иных случаях. За правильный ответ на задание 5 ставится 3 балла, если ответ включает названный в образце ответа элемента и не содержит биологических ошибок; 2 балла - ответ включает названный элемент, но содержит биологические ошибки; 0 баллов - ответ содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный.
Уровень сформированности метапредметных УУД оценивается в зависимости от полноты выполненных заданий следующим образом: 0 баллов – навык не сформирован; 1 балл – сформирован частично; 2 балла – сформирован прочно.
20-23 баллов – «5»
16-19 баллов – «4»
12-15 баллов – «3»
11 и менее баллов – «2»
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке в ходе выполнения учениками разнообразных заданий, лабораторных и практических работ. Какие же формы контроля использую? Это система устных вопросов, упражнений; задания различной типологии и уровня сложности для оценки усвоения отдельных элементов содержания конкретной темы; кратковременные письменные работы по итогам изучения отдельной темы; биологический диктант, лабораторные работы как средство контроля.
Устный опрос. Здесь ученик должен изложить материал в виде развернутого рассказа. Индивидуальная устная проверка позволяет выявить корректность ответа ученика, его полноту и глубину, самостоятельность суждений. Особенность устной проверки по биологии состоит в использовании рисунков, схем, таблиц, гербарных материалов. Разработаны точные критерии оценивания ответа.
Основные требования к проведению индивидуальной устной проверки в таблице:
- подготовка к ответу: обучающемуся предоставляется время (3–5 минут) для подготовки к ответу; при ответе лучше разрешать пользоваться своим планом или опорным конспектом;
- слушание ответа учителем и классом: учитель дает классу «установку на слушание» предлагая выслушать ответ и сделать замечание, дополнение, дать рецензию на ответ или оценить и обосновать оценку, задать вопросы о понимании конкретных положений, оценить культуру речи т. д.;
- обсуждение ответа классом или учителем и выставление оценки.
Биологический диктант – форма письменного контроля знаний, представляет собой перечень вопросов, на которые обучающиеся должны дать быстрые и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано, поэтому вопросы должны быть четкими и требовать однозначных ответов. При оценке диктанта во внимание принимаются следующие критерии: (слайд)
Тестирование позволяет учителю быстро узнать результаты контроля, поэтому проверка знаний с помощью тестов широкое распространена. Критерии для разных видов тестов отличаются: слайд
Пример. На рисунке изображена травма, которую нужно назвать. Правильный ответ: 2. Оценивается предметный результат – умение узнавать травмы по изображению. Критерии оценивания: выбран правильный ответ – 1 балл.
Цветок: Оценивается предметный результат – умение узнавать на изображениях части цветка. Критерии: выбран правильный ответ – 1 балл
Повышенный уровень сложности тестов.
Оценивается– умение выявлять отличительные признаки организмов. Критерии оценивания: выбраны все правильные ответы – 2 балла; допущена одна ошибка – 1 балл; допущено 2 ошибки – 0 баллов.
Задания высокого уровня сложности. Пример: в чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее четырех признаков и объясните их значение.
Описание правильного ответа: 1) Увеличение количества позвонков шейного отдела, позволяющего не только поднимать и опускать голову, но и поворачивать ее.
2) Появление бронхов, дыхание только с помощью легких, они имеют ячеистое строение, что увеличивает площадь газообмена
3) Появление в трехкамерном сердце неполной перегородки в желудочке, поэтому кровь смешивается частично.
4) Внутреннее оплодотворение, появление в яйце запаса питательных веществ и защитных оболочек.
5) Усложнение нервной системы и органов чувств, развитие переднего мозга.
6) Сухая кожа без желез с роговыми образованиями, обеспечивающая защиту от потерь влаги в организме.
В ответе к вопросу нужно указать не менее четырех признаков и объяснить их значение. Есть описание правильного ответа и критерии оценивания:
- ответ включает 4–6 названных элементов, не содержит биологических ошибок – 3 балла;
- ответ включает 3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или ответ включает 4 - 6 названных выше элементов, но содержит биологические ошибки – 2 балла;
- ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок или ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки – 1 балл;
- ответ включает один из названных элементов или ответ неправильный – 0 баллов.
Биологические задачи. Главное их отличие – они проверяют конструктивный и эвристический уровней усвоения учебного материала. Биологическая задача представляется как информация, описывающая какой-либо биологический объект, явление или процесс, содержит условие, вопрос, ответ на который приводит к ее решению. Критерии должны быть точными, выверенными.
Образец ответа:
1. Рекомендуемая суточная норма калорийности пищи для 8-летней Тани
1) не должна превышать 2000 ккал
2) немного превышает 2000 ккал
3) не должна превышать 1800 ккал
4) находится в интервале 2100–2400 ккал
Правильный ответ: 2
2. Рассчитайте рекомендуемую калорийность обеда Тани, если она питается четыре раза в день. Правильный ответ: 1050
3. В обеде Тани, который она полностью съела, содержалось 1300 ккал. Какой вывод о соответствии полученного Тани за обедом количества килокалорий рекомендуемой обеденной норме можно сделать? Приведите аргумент.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос: не соответствует; 2) аргумент: так как превышает норму / так как норма 1050 ккал.
Критерии оценивания: Задание 1. Выбран правильный ответ – 1 балл.
Задание 2. Правильно рассчитана калорийность обеда – 1 балл.
Задание 3. Правильно дан ответ на вопрос, приведен аргумент – 2 балла; правильно дан ответ на вопрос, приведен неверный аргумент / аргумент не приведен – 1 балл; неправильно дан ответ на вопрос – 0 баллов
Лабораторные работы в отличие от урока проводятся методом наблюдения и эксперимента. Лабораторные занятия начинаются с озвучивания учителем темы и цели работы. Это важный момент, так как от него будет зависеть вывод, который сделают обучающиеся по окончании работы. Для оценки лабораторных работ разработаны подробные критерии:
Апрель 2024 г.