СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии оценивания по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания по русскому языку»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(Источники: ФГОС ООО, «Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык» : методические рекомендации / [О. М. Александрова, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина]. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023.)

Оценка устных ответов

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положении данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если обучающийся:

1) обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала;

2) допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл;

3) беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за один ответ на уроке, но и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.



Письменная речь как предметный результат по русскому языку

Сочинение и изложение – традиционные формы оценки коммуникативных умений

Критерии оценивания содержания сочинения и изложения

1) соответствие работы ученика теме и основной мысли;

2) полнота раскрытия темы;

3) правильность фактического материала;

4) последовательность изложения.

Критерии оценивания речевого оформления сочинений и изложений

1) разнообразие словаря и грамматического строя речи;

2) стилевое единство и выразительность речи;

3) число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка «5» ставится, если:

1) Содержание работы полностью соответствует теме.

2) Фактические ошибки отсутствуют.

3) Содержание излагается последовательно.

4) Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5) Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускаются 1 недочет в содержании и 1–2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

1) Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2) Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3) Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4) Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5) Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускаются не более 2 недочетов в содержании и не более 3–4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Отметка «3» ставится, если:

1) В работе допущены существенные отклонения от темы.

2) Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3) Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4) Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5) Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускаются не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Отметка «2» ставится, если:

1) Работа не соответствует теме.

2) Допущено много фактических неточностей.

3) Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4) Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5) Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допускаются 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.



Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся

На этапе тематического контроля проводятся контрольный словарный диктант и контрольный текстовый диктант.

В контрольный словарный диктант включаются слова с орфограммами, изученными в рамках разделов (тем), усвоение материала которых является объектом проверки.

Объём словарного диктанта

Класс

Объём словарного диктанта


5

15–20 слов

6

20–25 слов

7

25–30 слов

8

30–35 слов

9

35–40 слов



Оценивание словарного диктанта

«5»- ошибки в написании слов отсутствуют

«4»- допущены 1–2 ошибки

«3» -допущены 3–4 ошибки

«2»- допущено 5 и более ошибок.



Объём и содержание контрольного диктанта

Класс

Примерный объём текста

Допустимое общее количество проверяемых орфограмм и пунктограмм

5

90*–100 слов

12 различных орфограмм

2–3 пунктограммы

6

100–110 слов

16 различных орфограмм

3–4 пунктограммы

7

110–120 слов

20 различных орфограмм

4–5 пунктограмм

8

120–140 слов

24 различные орфограммы

10 пунктограмм

9

140–160 слов

24 различные орфограммы

15 пунктограмм



С целью обеспечения преемственности между уровнями общего образования и сохранения мотивации учеников к обучению в 5 классе до конца первого полугодия сохраняется объём текста, рекомендованный в 4 классе: не более 80 слов. В 6–9 классах объём текста, рекомендованный в предыдущем классе, сохраняется до конца первой четверти. При проверке диктанта учитель исправляет все ошибки и искажения графического облика слова, но при оценивании учитываются только орфографические ошибки, связанные с применением изученных правил и допущенные в тех словах, с которыми на уроках проводилась специальная работа. Ошибки в словах, написание которых регулируется ещё не изученными или не изучаемыми в школе правилами, не учитываются. Также не учитываются искажения графического облика слова, не связанные с орфографической грамотностью.

При подсчёте количества ошибок необходимо учитывать их повторяемость и однотипность. Повторяющейся считается ошибка, допущенная в слове, используемом в тексте неоднократно, или в корне однокоренных слов. Два и более неправильных написания в одном слове, так же как и повторяющаяся ошибка, учитываются при подсчёте как одна ошибка.

Однотипными считаются ошибки, связанные с применением правила, не требующего анализа семантики слов. Так, однотипными являются ошибки, допущенные в падежных окончаниях разных имён существительных, имён прилагательных, использованных в тексте; в личных окончаниях разных глаголов; в написании букв о–ё после шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных и отымённых имён прилагательных, так как выбор написания в перечисленных группах слов определяется умением применять соответствующее правило, связанное с грамматическими или фонетическими особенностями слов. Три первые однотипные ошибки учитываются как одна, каждая следующая ошибка считается самостоятельной. Ошибки, допущенные в разных словах с безударной проверяемой гласной в корне слова, с проверяемой согласной в корне слова, не считаются однотипными, поскольку при определении написания каждого из слов с этими орфограммами обучающимся необходимо провести его семантический анализ с целью подбора проверочного однокоренного слова или проверочной словоформы.

Если в контрольном диктанте допущено более пяти исправлений написания, оценка снижается на балл, при наличии более двух исправлений неправильного написания на правильное отметка «5» не выставляется.



Оценивание контрольного диктанта

«5» -орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют;

«4»-допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических;

«3»-допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.

В 5 классе оценка «3» выставляется, если допущено 5 орфографических и 5 пунктуационных ошибок.

«2»-допущено более четырёх орфографических и более 4 пунктуационных ошибок, в 5 классе – более 5 орфографических и более 5 пунктуационных ошибок.

Оценка тестовых работ

Примерная шкала перевода балла в отметку:

Отметка «5» – 84–100%;

Отметка «4» – 66–83%;

Отметка «3» – 50–65%;

Отметка «2» – менее 51%.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!