СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критическое мышление на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована как примерная по всем темам в области биологии и других предметов.

Просмотр содержимого документа
«Критическое мышление на уроках биологии»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Ташелка муниципального района Ставропольский Самарской области



Технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»





















Выполнил: Мишушина

Ирина Геннадьевна,

учитель биологии











2024г

Кто никуда не плывет, для тех не бывает попутного ветра…

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», — говорил академик Александр Львович Минц.

А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность».

Введение

 В соответствии с требованиями нового Федерального Государственного стандарта образования и инициативы президента «Наша Новая школа» использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является актуальным.

Цель методической разработки:

- рассмотрение особенностей использования приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии.

Для реализации заявленной цели определяются следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы технологии «развитие критического мышления»;

- разработать методические рекомендации по использованию приёмов и методов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии.

Ценностью данной технологии является не только её логическое построение, но и огромное разнообразие педагогических приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а  не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. 
Эта технология нужна, чтобы приблизить ученика к процессу познания, дать ему возможность работать с удовлетворением и создать условия для работы.

Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой.

Так, Роберт Эннис определяет критическое мышление как «принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить»

Благодаря этой технологии можно открыть в каждом ученике исследователя!

Для педагогов по организации учебного процесса С.И.Заир–Беком, И.В.Муштавинской предложена таблица, определяющая деятельность учителя и ученика на занятии. Даны рекомендации по использованию педагогического инструментария на определенных этапах.

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

2.1 Планирование учебных занятий с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Организация работы педагогов- предметников основывается на рабочих программах. Целесообразно при составлении календарно- тематического планирования включать материалы по использованию приемов технологии РКМЧП (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), что позволит учителю формировать систему развития навыков критического мышления.

2.2. Эффективное применение педагогического инструментария технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Технология РКМЧП предлагает широкий набор методических

приемов, методов и стратегий ведения урока, что способствует формированию навыков работы с различными источниками информации и умений бесконфликтного общения.

Систематизация приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных дейс­твий (умений).

Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:

  • Кластеры.

  • Таблица «Инсерт».

  • Прием «Общее-уникальное».

  • Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».

  • Стратегия «Фишбон».

  • «Бортовой журнал».

Умение осознанного, «вдумчивого» чтения:

  • «Инсерт».

  • Дневники: двухчастный и трехчастный.

  • Чтение с остановками.

  • Стратегия «Идеал».

  • Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таб­лица «толстых» и «тонких» вопросов.

  • Таблица «ПМИ» или «ПМ?».

  • Таблица «Сравнение источников». Умение формулировать и решать проблемы:

  • Стратегия «Фишбон».

  • Стратегия «Идеал». Умение работать с понятиями:

  • Прием «Выглядит, как... Звучит, как...»

  • Синквейн.

Умение вести аргументированную дискуссию:

• Таблица «перекрестной дискуссии».

Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройден­ного:

  • Синквейн.

  • Кластеры.

  • Эссе и другие приемы рефлексивного письма.

  • Прием «Общее-уникальное».

  • Сводная таблица.

  • Рамка.

  • Двухрядный круглый стол.

Умения в области само- и взаимооценки:

  • Лист взаимооценки.

  • Парная письменная взаимооценка.

  • Градация.

  • Совокупная оценка.

Умение планировать собственную учебную деятель­ность:

  • Таблица «Верные - неверные утверждения».

  • Вопросы «Верите ли вы?».

  • Кластеры.

  • Портфолио.

Коммуникативные умения:

• Приемы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и многие другие).

Все эти приемы работают на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстро­енные в логике «вызов-осмысление-рефлексия», они спо­собствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

ПРИЕМЫ СТАДИИ ВЫЗОВА

Рассмотрим отдельные приемы, работающие на стадии вызова.

1.Таблица «ПМИ» и «ПМ?» На стадии вызова работает и прием «ПМИ» - табли­ца «Плюс-минус-интересно» либо модификация данной таблицы «ПМ?» - «Плюс — минус — вопрос» (создатель Э. де Боно). Например, нам необходимо выяснить, можно ли прокариотическую клетку заставить работать на нас? Занесем имеющуюся у нас информацию в таблицу «ПМ?». Учащиеся систематизируют свой информационный запрос в виде вопросов и заносят их в третью графу. Заполнение таблицы помогает организовать работу с ин­формацией и на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции новая инфор­мация заносится в таблицу: заполняются соответствующие графы. При чтении текста предлагается фиксировать в соот­ветствующих графах таблицы информацию, отражающую:

  • положительные стороны явления - П «+»,

  • отрицательные стороны явления - М «-»,

  • а также информацию, которая просто заинтересова­ла - «И».

  • Или вопросы, возникающие по ходу чтения текста.

2.Таблица «Верные - неверные утверждения»

Как организовать работу в режиме технологии, если в опыте учащихся информации по изучаемой теме нет? Началом урока по теме «Отличительные признаки живого» (учебник В.В. Пасечник «Биология»), могут быть следующие высказывания:

  • живые организмы состоят из разных химических элементов, что и объекты неживой природы;

  • каждый живой организм состоит из клеток;

  • живые организмы разные по химическому составу;

  • необходимое условие существования живых организмов - обмен веществ.

Работа с этим приемом может быть оформлена в таблицу «Верные - неверные утверждения» .

Затем прошу учащихся установить, верны ли данные утверждения. Если ученик согласен с предложенным ут­верждением, просим его поставить в графе «До чтения текста» знак «+», если не согласен - «-».

После знакомства с основной информацией (текст па­раграфа, лекция по данной теме) возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию, и заполнить графу таблицы «После чтения текста». Можно расширить задание на стадии рефлексии, попросив учащихся дополнить список утверждений, которые могли бы стать основой таб­лицы, если бы учителями были они сами. Таким образом, мы вернем учащихся к тексту, сделав его чтение более вни­мательным, и усилим рефлексивные умения учащихся.

Таблица «Верные - неверные утверждения» - универ­сальный прием технологии развития критического мышле­ния, позволяющий работать с любыми видами текста.

3.Кластеры Наиболее известным приемом технологии можно назвать прием «Кластеры». Кластер по теме: «Строение растительной клетки»

Определение понятия приёма

Цель применения

Рекомендации

по использованию приёма

Эффективность приёма

Кластер – это выделение крупных смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди

Систематизация учебного материала

Учитель рисует на доске модель, напоминающую Солнечную систему. В центре размещается овал, в который вписывается тема урока или ключевое понятие темы. Вокруг него, как планеты вокруг Солнца, рисуются овалы меньших размеров – это крупные смысловые единицы темы

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе. Максимальная продуктивность определяется наглядностью, компактностью, насыщенностью информацией, простотой исполнения

Например, при изучении темы «Строение растительной клетки» в 6 классе предлагаем учащимся в конце урока систематизировать изученный материал с помощью кластера. Работа выполняется учениками индивидуально, а также в парах и группах.

Ц ентральный овал – ключевое понятие темы «Растительная клетка». Вокруг школьники расположили части, её составляющие (оболочка, цитоплазма, ядро), а также выделили то, что находится в них. Соединили в определённом порядке смысловые единицы с центральным овалом, а для наглядности раскрасили их разными цветами. Схема 1





Прием заключается в выделении смысловых единиц текс­та и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». «Грозди» (кластеры) могут стать как ведущим приемом на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией урока в целом.


4.Таблица «толстых» и «тонких» вопросов. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение ра­ботать с вопросами. Только ученики, которые задают вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Таблица «толстых» и «тон­ких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысле­ния это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

По ходу работы с таблицей в левую колонку записыва­ются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правую колонку — вопросы, требующие подробного, раз­вернутого ответа.

Например, на уроке биологии по теме «Пищеварение» на стадии вызова учащимся пред­лагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Это может выглядеть так.

5.Игра «Верите ли вы?» Стадию вызова может продолжить следующая игра.

Учитель предлагает ряд вопросов и просит уча­щихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения.

Например: Верите ли вы, что...:

  • хитиновый покров членистоногих растет вместе с ним;

  • ракообразные имеют хорошо развитые органы чувств;

  • среди ракообразных есть сидячие виды;

  • большинство ракообразных раздельнополые;

  • тело рака состоит из головы, груди и брюшка.

После того, как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст параграфа, найти подтверждения своим предположениям и ответы на воп­росы.

6.«Ромашка Блума»

  • Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвес­ти определенную информацию.

  • Уточняющие вопросы. Они обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..» Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Они обычно начинаются со слова «Почему?». Такие вопросы направлены на установление причинно-следственных связей: «Почему листья на деревьях осенью желтеют?»

  • Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим: «Что изменилось бы в мире, если исчезнут бактерии? «Как вы думаете, как будет развиваться эволюция?Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на вы­яснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один организм отличается от другого?» и т. д.

  • Практические вопросы. Если вопрос направлен на уста­новление взаимосвязи между теорией и практикой, мы на­зываем его практическим: «Где вам пригодятся в жизни знания по анатомии? «Как правильно собирать грибы?

7.Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ» Джеймса Брэмсфорда

Основные этапы работы в данной стратегии строго тех­нологичны, учитывают опыт участников, позволяют расширить представления по обсуждаемой теме. Основные этапы работы в данной стратегии таковы:

  1. Сформулируйте проблему в виде вопроса. Вопрос дол­жен быть предельно уточненным, конкретным, начинаться со слова «Как?», в нем должно отсутствовать отрицание (частица «не»).(Пример: как повысить сопротивляемость организма к инфекциям?)

  2. Расскажите, какой важной информацией по обсуждае­мому вопросу вы владеете?

  3. Генерируйте как можно больше вариантов решения проблемы. Этот этап осуществляется посредством исполь­зования «мозговой атаки». Любая критика здесь запрещена. Важно количество — чем больше, тем лучше.

  4. Выберите три главных способа решения проблемы.

  5. Определите, какой из выбранных вами способов на­илучший? Почему?

Работая с текстом, можно использовать следующую таблицу .

ПРИЕМЫ СТАДИИ ОСМЫСЛЕНИЯ

Не менее важным в рефлексивном обучении станет стадия осмысления. Важно, чтобы работа на втором этапе урока была тесно связана с деятельностью учителя и учащихся на стадии вызова. Нельзя «забыть» о поставленных учениками целях, заданных вопросах, предъявленном опыте. Изучение нового материала накладывается на знания, опыт или воп­росы, вызванные на первом этапе урока. Существуют отде­льные приемы, работающие на стадии осмысления.

1.«Инсерт» «Инсерт» - это маркировка текста значками по мере его чтения «Инсерт» (авторы приема Воган и Эстес, модифика­ция Мередит и Стил). Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.

Во время чтения текста прошу учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста запол­нить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.

Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу.

2. Прием «Бортовой журнал»

Определение понятия приёма

Цель применения

Рекомендации по использованию приёма

Эффективность приёма

Бортовой журнал – приём обучающего письма, согласно которому учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли

Научить фиксировать свои мысли, связывать полученную информацию со своим личным опытом

Приём представляет собой работу с таблицей, состоящей из двух граф. В первую необходимо записать, что ученику известно по данной теме на стадии вызова, а во вторую, – что нового узнал, вынес для себя

Школьник, имея теоретические знания, сможет осознанно использовать их в своей жизни, т.к. материал изучается, основываясь на личном опыте ученика

Фрагмент урока по теме «Бесполое размножение» в 9 классе.

На стадии вызова школьники вспоминают, что это изучали в 6-7 классе (знают определение этого понятия и могут назвать способы бесполого размножения у растений и животных). Свои знания заносят в левую колонку таблицы. При более подробном прочтении и разборе текста параграфа заполняется правая колонка. Оказывается понятным, почему многие организмы размножаются другим способом.

В «бортовые журналы» учащиеся записывают свои раз­мышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом. «Бортовой журнал» можно оформить, например, как ука­зано в таблице .

Что мне известно по данной теме?/ Предположения

Что нового я узнал из текста? / Новая информация



На этой стадии работа может быть организова­на так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «-», в зависимос­ти от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально.

Прием «Маркировочная таблица».


Знаю

Новое для меня

Удивило

Возникли вопросы





3.Дневники. Интересным приемом является ведение двухчастного дневника (табл. 8). Этот прием также дает возможность чи­тателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

Цитата

Комментарии



В левой части дневника учащиеся записывают те мо­менты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление. Короче, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Если учитель хочет привлечь внимание к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения, он знакомит учащихся с собственными комментариями.

Трехчастный дневник имеет третью графу - «Письма (вопросы) к учителю». Этот прием позволяет не только работать с текстом, но и обращаться к учителю по поводу прочитанного.

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Вопросы к учителю




Трехчастный дневник может быть оформлен и так

Цитата

Почему эта цитата привлекла ваше внимание? (вопросы)

Комментарии по прошес­твии некоторого времени (ответы)




Дневник будет служить для более вдумчивого, «длитель­ного» чтения. Учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени.

Прием «Фишбоун», Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий. Например, при изучении зрительного анализатора в 8 классе, мы рассуждаем следующим образом: в голове скелета – проблема, которая рассматривается на уроке. (Почему мы видим?). На верхних косточках отмечаются отделы зрительного анализатора, т.е. его строение; на нижних косточках функции зрительного анализатора



Прием «Восстанови текст». Учащимся предлагается учебный текст, в котором имеются пропуски. А под текстом записаны пропущенные цифры или слова. Учитель предлагает восстановить текст, затем сверить в паре или в группе и сравнить с образцом.

ПРИЕМЫ СТАДИИ РЕФЛЕКСИИ

Синквейн Самым популярным приемом, применяемым на ста­дии рефлексии, стал синквейн (пятистишие)

Синквейн может помочь организовать итоговое повторе­ние, резюмировать полученную информацию, оценить поня­тийный багаж учащихся, научить излагать сложные чувства и представления в краткой форме.

Прием «Общее - уникальное»

Это прием, который способствует развитию важного метапредметного умения - способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов и т. д. По таксономии Б. Блума, используя данный прием, мы способствуем раз­витию аналитических способностей, работаем на уровне и синтеза, и сравнительной оценки. Работа с этим приемом на стадии рефлексии может быть индивидуальной, парной, групповой.

Используя графические методы (Кольца Венна), пред­ставьте (назовите, выпишите) общие и уникальные черты двух изученных явлений.

Примером применения данного приема на уроке может служить занятие по теме «Бионика», - прошу учащихся, используя прием «Общее - уникальное», в графической форме представить свои взгляды. В центре «Общее» мы должны увидеть общее для живой и неживой природы, в секторах «Уникальное» будут представлены признаки живых организмов и неживых объектов.

Перекрестная дискуссия

В технологиях, связанных с дискуссионными метода­ми, большое внимание уделяется правилам ведения самой дискуссии, что, несомненно, важно, но в работе с инфор­мацией не это умение является ведущим. Как с помощью несложного приема научиться не только вести себя циви­лизованно в момент дискуссии, внимательно выслушивать оппонента, но и выдвигать и формулировать аргументы в защиту своей позиции, отбирать наиболее сильные дово­ды, предвосхищать аргументы оппонентов? Этот прием дает возможность работать с темой в целом - на уровне ее идеи и проблематики. Само слово «перекрестная» предполагает столкновение противополож­ных точек зрения. Таким образом, такая дискуссия уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных суждений.

Вопрос или спорное утверждение могут быть предложе­ны организатором дискуссии или самими ее участниками. В основе организации работы лежит следующая таблица (табл. 11).

Таблица 11



Аргументы «за»

Вопрос / утверждение

Аргументы «против»




Вывод:

Участникам дискуссии предлагается заполнить таблицу. Они работают в парах, последовательно записывая несколько аргументов «за» (4-5 суждений) и несколько аргументов «против». Затем аргументы «за» и «против» последовательно озвучиваются.

В зависимости от ответа «да» или «нет» учащиеся де­лятся на группы: команда утверждения и команда отри­цания. В группах обсуждают результаты перекрестной дискуссии, отбирая наиболее значимые аргументы и кон­траргументы.

Аргументы оглашаются поочередно представителями каж­дой из групп и фиксируются в тетради. В результате может получиться следующая таблица (табл. 12).

Таблица 12

Что может нарушить правильную работу организма человека?

ДА

НЕТ



По результатам полемики учащиеся пишут сочинение-миниатюру «Факторы , разрушающие сбалансированную работу организма человека?»


Стратегия «Рамка», или «Статья»Цель данной стратегии - собрать, систематизировать, отобрать и логически выстроить необходимую информацию на заданную тему.

Группе дается тема будущей статьи; если групп несколь­ко, можно выбрать разные жанры работы: статья, тезисы доклада и т. д.

На первом этапе работы учащиеся получают задание составить план (простой или сложный) будущей статьи и презентовать его. Работа может быть оформлена на листе ватмана.

На втором этапе учащиеся получают разнообразные ис­точники по заданной теме (это может быть текст, набор текстов, вырезки из статей, фотографии, рисунки, схемы), ножницы, клей, маркеры. Задача этого этапа - прочитать и проанализировать все источники, выбрать наиболее значи­мую информацию, раскрывающую заявленные пункты плана. Отобранная информация наклеивается на листе ватмана, недостающую информацию можно дописать.

По ходу работы ведется следующая таблица.



Наиболее ценная информация

«Белые пятна»

«Корзина»

Перечисляются наиболее ценные источники, факты, мнения, называются авторы

Фиксируется, каких сведений было недостаточно, почему некоторые пункты плана не раскрыты

Называются (или наклеиваются) источники или факты, которые не пона­добились в работе

На третьем этапе идет презентация работы. При нали­чии времени можно прочитать получившуюся статью, а можно ограничиться комментариями, содержащимися в таблице.

На стадии рефлексии работают все вышеперечисленные приемы. Таблицы, схемы становятся основой для дальней­шей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дис­куссий и т. д. Эти приемы и вне технологии способствуют развитию рефлексивных умений, вооружают ученика инс­трументами его будущей самостоятельной деятельности.

Прием «Двухрядный круглый стол»На этот прием мы хотим обратить особое внимание. Он имеет своей целью обмен мнениями по наиболее ак­туальной для участников проблеме. В процессе проведе­ния «Двухрядного круглого стола» преподаватель делит участников на две группы. Первая образует «внутренний круг». Участники этой группы имеют возможность сво­бодно высказываться по обсуждаемой проблеме. При этом важно, чтобы участники не критиковали точку зрения дру­гих, а коротко и четко высказывали собственное мнение. Участники второй группы («внешний круг») фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутрен­нем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны кратко выразить свое мнение по обсуждаемой теме (проблеме), связывая его с преды­дущими.

Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диа­лог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель обращается к группе, образующей внешний круг. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В заключение работы пре­подаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Известно, что любое новшество встречает на своем пути и безоговорочное одобрение, и сдержанную поддержку и отчаянное сопротивление.

Хорошо владеть традиционной методикой преподавания необходимо. Разнообразить или украсить свой урок, применяя новый прием – значит повысить его продуктивность. От этого выигрывают все: и ученик, который научился чему-то новому, и учитель, который смог увлечь класс, повысить интерес к своему предмету.

ПРИЛОЖЕНИЕ.


Диагностическая карта.


  • 1. Составление Кластера по теме.

  • Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги.

  • Начните записывать слова или предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой. Записывайте все, что приходит вам на ум.




П Пищева




(3 балла)



Задание 2 Письмо по кругу «Строение пищеварительной системы». Обозначьте любую одну часть системы.


Задание 3. «Толстые и тонкие вопросы»


ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ


(Дайте объяснение: почему ? а что будет, если…каким образом? Что помогает…..?, )

ТОНКИЕ ВОПРОСЫ


(Сколько? Где ? Когда? Как?)











(работаем в парах) (1 балл за каждый вопрос)


Задание 2 Письмо по кругу «Строение пищеварительной системы». Обозначьте любую одну часть системы.


Задание 4. « Верите ли вы, что -……»













Вопросы:

  1. В слюне вырабатывается обеззараживающее вещество ЛИЗОЦИМ.

  2. Печень вырабатывает пищеварительный сок.

  3. Соляная кислота желудка убивает бактерии и активизирует железы к работе.

  4. Отдел всасывания продуктов расщепления питательных веществ - тонкий кишечник.

  5. Усиливает волнообразное сокращение кишок мышечный слой.

  6. Поджелудочная железа вырабатывает гормон, расщепляющие углеводы.

  7. 12- перстная кишка вырабатывает ферменты, расщепляющие белки.

  8. Желудок вырабатывает ферменты, расщепляющие жиры.

  9. В 12-перстной кишке заканчивается расщепление белков, простых углеводов, эмульгируются жиры .

  10. Место обитания бактерии кишечной палочки – толстый кишечник.


( 10 баллов)


Задание 5 «Концептуальная таблица» “Составь трехзначное число”



Отдел

Питательное вещество

Фермент, сок.

1. Тонкий кишечник

4. белки

7. амилаза и мальтаза

2. желудок

5. углеводы (крахмал)

8. пепсин и соляная кислота

3.ротовая полость

6.жиры

9. кишечный сок

ОТВЕТЫ:

(по 2 балла за каждый правильный вариант)


Задание 6. Посмотри внимательно на рисунок. Напиши, какими цифрами обозначены ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ. ОТВЕТ:

( 1 балла)

Центр профилактики желудочно-кишечных заболеваний. Медицинские работники просят помощи. В центр обратились за медицинской помощью очень много людей, в связи с эпидемией пришлось их госпитализировать. Надо помочь врачам срочно разместить пациентов по палатам, так, чтобы не было контактов между разными больными. Для этого нужно определить причину заболевания.

Задание 7. Прочитай текст. Заполни пустые графы таблицы.

Аскаридоз – серьезное заболевание. Возникает при употреблении грязных овощей и фруктов, когда происходит заражении яйцами глистов. Эта болезнь возникает при попадании в кишечник возбудителя заболевания, при употреблении зараженной воды. Именно в грязной, стоячей воде может встретиться дизентерийная амеба, которая переносит дизентерию. Часто консервированные продукты готовятся не с соблюдением гигиенических правил. Бактерии, оставшиеся в продукте, вызывают заболевание – ботулизм. Истощение - возникает при недостаточном поступлении, усвоении питательных веществ или повышенном их расходовании. Встречается редко. При регулярном употреблении спиртных напитков возникает раздражение желудка и разрушение клеток печени. Это быстро приводит к зависимости. Возникает болезнь алкоголизм. Болезнью века считается – ожирение. В связи с малой мышечной активностью, гормональных нарушениях и перееданием.

Болезнь

Организм или причина, которые способствует болезни.

Заразна или нет.


Яйца глистов.


Алкоголизм



Истощение




Гиподинамия, гормональные нарушения и переедание.



Дизентерийная амеба.


Ботулизм



(6 баллов)

Физкультминутка.  Предлагаю вам немного отдохнуть. Если я говорю правильно, вы поднимаете вверх правую руку, если неправильно – левую:

1.Начальная часть тонкой кишки называется двенадцатиперстная кишка.
2. Самая большая железа – слюнная.
3.Желчный пузырь вырабатывает желчь.
4. Зубы необходимы для механического измельчения пищи.
  Теперь «да» или «нет» будем обозначать кивком головы.
5.Самый длинный орган пищеварительной системы – пищевод.
6.Отдел, следующий за желудком – кишечник.
7.Гладкая мышечная ткань входит в состав органов пищеварения.
8.Слюнные железы – это железы, открывающие протоки в пищевод.
  Если я говорю правильно – вы сидите, если неправильно – встаете.
9. Аппендикс – совершенно бесполезный орган.
10.Пищевод проводит пищу в желудок.
11.Максимальное количество зубов у человека – 28.
12.Белки, жиры, углеводы – это питательные вещества.

Задание 8. Зачеркни лишнее. В каждом из столбиков выберите лишнее слово.

рот

Желчь(печень)

бронхи

трахея

Ребро

Глотка

диафрагма

Толстый кишечник

Околоушные железы

Зубы

пищевод

Сок поджелудочной железы

миндалины

Подъязычные железы

язык

желудок

пепсин

Прямая кишка

Подчелюстные железы

Нёбо

легкие

слюна

аппендикс

печень

Миндалины

(5 баллов)

*9 задание повышенной сложности.


Суточная норма 14-летнего подростка за весь день с 4 приемами пищи составляет в среднем 2500 ккал. Рассчитайте, какое количество ккал подросток должен употребить за каждый прием пищи?

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)



Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

10%

20%

50%

20%

?

?

?

?

(4 балла)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


Оцените свою работу на уроке: Активная Средняя Пассивная


Выразите свое мнение. Пригодятся ли полученные знания по теме Вам в жизни.




ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Что бы это значило? В старые времена люди говорили мало, но за словами всегда скрывался глубокий смысл. ФОЛЬКЛОРИСТЫ собрали на территории нашей страны пословицы и поговорки. Помогите объяснить значение сказанного с точки зрения изученной темы.

  1. Кто не работает, тот не ест;

  2. Дорога ложка к обеду;

  3. Аппетит приходит во время еды;

  4. Кто хорошо жует, тот долго живет;

  5. Здоровые зубы - здоровое тело;

  6. Работай до поту, так поешь в охоту;

  7. Когда я ем – я глух и нем;

  8. Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу.



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


Оцените свою работу на уроке: Активная Средняя Пассивная


Выразите свое мнение. Пригодятся ли полученные знания по теме Вам в жизни.


Домашнее задание: «Письмо в будущее».

Напишите(составьте) потомкам несколько предложений, в которых будет говориться о том, что нужно делать, что бы пищеварительная система функционировала правильно и долго.

Советы моим потомкам:

-

-

-



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!