Программа кружка «Умелые ручки» является программой художественно-эстетической направленности.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.
Содержание кружковой программы «Умелые ручки» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
Занятия кружка направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Для обучения должны широко использоваться игровые формы активности детей. Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы кружка «Умелые ручки»:
формировать психические предпосылки трудовой деятельности;
интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;
разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;
совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек.
При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Посещение кружка позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию обще учебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
активизация и индивидуализация обучения;
игры и игровые ситуации;
творческие работы и т.д.
Цель программы кружка «Умелые ручки» — всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей.
Задачи программы кружка «Умелые ручки»:
Обучающие:
формировать умения следовать устным инструкциям;
обучать различным приемам работы с бумагой;
знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол. Сторона, вершина и т.д.;
обогащать словарь ребенка специальными терминами;
создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
воспитывать интерес к работе с бумагой;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые на занятиях кружка:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
В результате обучения по данной программе дети:
научаться различным приемам работы с бумагой;
следовать устным инструкциям;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения реализации кружка «Умелые ручки»:
составление альбома лучших работ;
проведение выставок детских работ.
Учебно-тематический план работы
кружка «Умелые ручки»
Название разделов и тем
|
общее кол-во часов
|
Теория
|
Практика
|
I
|
Вводное занятие
|
1
|
1
|
|
II
|
Знакомство с нетрадиционными техниками изображения
|
1
|
Рисование тычками
|
6
|
1
|
5
|
2
|
Рисование жесткой кистью
|
4
|
1
|
3
|
III
|
Лепка
|
1
|
Лепка
|
6
|
1
|
5
|
IV
|
Аппликация из бросового материала
|
1
|
Аппликация из салфеток
|
2
|
-
|
2
|
2
|
Аппликация с использованием пластилина (пластилинография)
|
5
|
1
|
4
|
3
|
Аппликация из бумаги
|
10
|
1
|
9
|
4
|
Рваная аппликация
|
2
|
-
|
2
|
V
|
Итоговое занятие
|
1
|
1
|
-
|
ИТОГО:
|
36
|
6
|
30
|
Сентябрь.
№
|
Занятие
|
Цель
|
1.
|
«Розовый букет»
|
Рисование тычками. Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.
|
2.
|
«Кап-кап дождик»
|
Рваная аппликация. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.
|
3.
|
«Божья коровка»
|
Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
|
4.
|
«Помидорки на грядке»
|
Рисование. Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.
|
Октябрь.
№
|
Занятие
|
Цель
|
1.
|
«Урожай яблок»
|
Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
|
2.
|
«Дорожка для ежика»
|
Лепка. Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по линии.
|
3.
|
«Осенние листочки»
|
Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.
|
4.
|
«Овощи»
|
Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму.
|
Ноябрь.
№
|
Занятие
|
Цель
|
1.
|
«Волшебные листочки»
|
Рисование. Учить детей закрашивать вырезанные формы.
|
2.
|
«Далматинец»
|
Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
|
3.
|
«Оладушки для мишки»
|
Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, выкладывание на импровизированную тарелочку.
|
4.
|
«Первый снег»
|
Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге.
|
Декабрь.
№
|
Занятие
|
Цель
|
1.
|
«В гости к елочке»
|
Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
|
2.
|
«Дед Мороз»
|
Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.
|
3.
|
«Зажигаем огоньки»
|
Рисование. Учить наносить яркие мазки на темный фон.
|
4.
|
«Новогодняя открытка»
|
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон.
|
Январь.
№
|
Занятие
|
Цель
|
1.
|
«Снеговик»
|
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.
|
2.
|
«Новогодний подарок»
|
Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, изображающего конфеты и печенье, выкладывание на импровизированную тарелочку.
|
3.
|
«Рождественские колокольчики»
|
Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
|
Февраль.
№
|
Занятие
|
Цель
|
1.
|
«Валентинки»
|
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.
|
2.
|
«Открытка к 23 февраля»
|
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.
|
3.
|
«Погремушки»
|
Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски» и «мячики», соединять их между собой.
|
4.
|
«Веселый цирк»
|
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на рисунок с изображением цирка.
|
Март.
№
|
Занятие
|
Цель
|
1.
|
«Открытка для любимой мамочки»
|
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.
|
2.
|
«Мимоза»
|
Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
|
3.
|
«Весенняя капель»
|
Рваная аппликация. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.
|
4.
|
«Куклы неваляшки»
|
Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать одинаковые формы, соединять их в одну украшать их мелкими деталями.
|
Апрель.
№
|
Занятие
|
Цель
|
1.
|
«Подснежники»
|
Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
|
2.
|
«Распустились первые листочки»
|
Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая овальную форму, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .
|
3.
|
«Веселый клоун»
|
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру клоуна.
|
4.
|
«Узор на полоске»
|
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя узор по собственному желанию.
|
5.
|
«Разноцветная поляна»
|
Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
|
Май.
№
|
Занятие
|
Цель
|
1.
|
«Мать-и-мачеха»
|
Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
|
2.
|
«Мать-и-мачеха»
|
Лепка. Учить отщипывать от большого куска очень маленькие кусочки. Катать из них тоненькие «колбаски».И составлять из них цветок.
|
3.
|
«Домик»
|
Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски», соединять их между собой, составляя домик.
|
4.
|
«Шарики воздушные - ветерку послушные»
|
Рисование. Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.
|