СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КСП 5 класс Естествознание Тема: Необходимые условия для фотосинтеза

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОТОСИНТЕЗ - это химический процесс, посредством которого растения, некоторые бактерии и водоросли производят глюкозу и кислород из углекислого газа и воды, используя только свет в качестве источника энергии.

ФОТОСИНТЕЗ – это процесс образования глюкозы, требующий определенных условий. Условия могут быть внутренними и внешними.

Этот процесс чрезвычайно важен для жизни на Земле, поскольку благодаря ему выделяется кислород, от которого зависит вся жизнь.

Просмотр содержимого документа
«КСП 5 класс Естествознание Тема: Необходимые условия для фотосинтеза»

Раздел долгосрочного плана:

4. Процессы в живой и неживой природе

КГУ «Общеобразовательная средняя школа №14 отдела образования города Костаная»

Дата: 11/12.02.2021 г.

ФИО учителя: Зелинская Кристина Михайловна

Класс: 5 А/Г

Количество отсутствующих: присутствующих:

Тема урока

Необходимые условия для фотосинтеза

Цели обучения

5.4.2.7 – исследовать необходимые условия для протекания фотосинтеза

Коррекционные цели: 7,18

Цели урока

Узнают и рассказывают о процессе фотосинтеза.

Объясняют и описывают условия для протекания процесса фотосинтеза.

Критерии оценивания

Узнает и рассказывает о процессе фотосинтеза и условиях его протекания.

Языковые цели


Лексика и терминология

Использование языка для повышения общей культуры учащихся: знание культуры, истории и современной ситуации, географии страны изучаемого языка.

Диалог и предложения

Привитие ценностей



развитие познавательного интереса;

развитие высших психических процессов – внимания, памяти, мышления;

формирование самостоятельности;

развитие умений и навыков воспринимать и использовать информацию из различных источников в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности;

отработка основных умений и навыков.

Межпредметные связи

Биология, химия

Навыки использования ИКТ

Использование интернета для поиска информации по данной теме. Графическое представление процесса информации.

Предварительные знания

5.4.2.5 – объяснять процесс фотосинтеза

5.4.2.6 – исследовать наличие различных пигментов у растений

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

2 мин

Организационный момент.

Приветствие. Позитивный настрой. Активизация класса. Приветствие учащихся, пожелание успешной работы на уроке.

Для создания психологической атмосферы и каллаборативной среды учитель проводит игру «Мне в тебе нравится», (называют одним словом то, что нравится в соседе)


8 мин

Стадия вызова

Учитель: Природа любит загадывать загадки (учитель держит в руках зелёный лист растения). Вот обычный зелёный лист растения. Что в нем интересного? 400 лет ученые изучают процессы в нем происходящие, и до сих пор не всё окончательно ясно. Что такое корень, каково его значение, понятно ещё со времен Аристотеля. А какова роль листа?

Ребята, попробуйте сформулировать тему и цель сегодняшнего урока.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами станем исследователями и представим себя в лаборатории растения, где мы будем экспериментировать. А исследовать сегодня мы будем листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса. И выяснить, «какие условия необходимы для фотосинтеза». Озвучивание темы и цели урока.

Целеполагание. Совместно с учащимися определяются цель урока

описывает основные условия для фотосинтеза.


Середина урока

15 мин

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОТОСИНТЕЗА

ФОТОСИНТЕЗ - это химический процесс, посредством которого растения, некоторые бактерии и водоросли производят глюкозу и кислород из углекислого газа и воды, используя только свет в качестве источника энергии.

ФОТОСИНТЕЗ – это процесс образования глюкозы, требующий определенных условий. Условия могут быть внутренними и внешними.

Этот процесс чрезвычайно важен для жизни на Земле, поскольку благодаря ему выделяется кислород, от которого зависит вся жизнь.

ЗАЧЕМ РАСТЕНИЯМ НУЖНА ГЛЮКОЗА (ПИЩА)?

Подобно людям и другим живым существам, растения также нуждаются в питании для поддержания жизнедеятельности. Значение глюкозы для растений заключается в следующем:

  • Глюкоза, полученная в результате фотосинтеза, используется во время дыхания для высвобождения энергии, необходимой растению для других жизненно важных процессов.

  • Растительные клетки также превращают часть глюкозы в крахмал, который используют по мере необходимости. По этой причине мертвые растения используются в качестве биомассы, ведь в них хранится химическая энергия.

  • Глюкоза также необходима, чтобы производить другие химические вещества, такие как белки, жиры и растительные сахара, необходимые для обеспечения роста и других важных процессов.

ГДЕ ПРОИСХОДИТ ФОТОСИНТЕЗ?

Фотосинтез происходит внутри растительных клеток, в мелких пластидах, называемых хлоропластами. Хлоропласты (в основном встречающиеся в слое мезофилла) содержат зеленое вещество, называемое хлорофиллом. Ниже приведены другие части клетки, которые работают с хлоропластом, чтобы осуществить фотосинтез.

Дети выполняют моделирование процесса фотосинтеза, учитывая все условия для его протекания, не прибегая к помощи учебника и других справочных материалов

  • К внутренним условиям относится наличие пигментов фотосинтеза внутри клеток растения. Не все клетки у растений содержат хлорофилл, а только клетки фотосинтезирующей ткани, которая находится в мякоти листа. В эпидермисе листа, который покрывает и защищает лист с обеих сторон, хлоропластов нет. Устьица, которые обеспечивают газообмен у растения, имеют хлоропласты. Наличие хлоропластов в фотосинтезирующей ткани обеспечивает растению фотосинтез.

  • К внешним условиям, необходимым для фотосинтеза, относятся углекислый газ, вода, свет, температура. При этом важны концентрация углекислого газа в воздухе, количество влаги в почве, температура и интенсивность света. При недостаточном воздействии данных факторов или их избытке возможно замедление процесса фотосинтеза у растений. Растения приспособились к условиям окружающей среды, произрастая в воде, пустыне, горах и влажном климате.

Для исследования условий фотосинтеза следует проводить эксперименты с живыми растениями, которые помещают в разные условия среды. Например, в темную или светлую комнату, изменяя объем полива растения, повышая или понижая количество углекислого газа в воздухе.

Для определения влияния света на фотосинтез проводят эксперимент с растением – геранью. На лист герани прикрепляют полоску черной бумаги в центре одного листа, не срывая его с растения.

Спустя несколько дней лист срезают с растения и помещают в горячий спирт, где он обесцвечивается. Затем лист помещают в раствор йода. На последнем этапе изучают, какие части листа окрасились. Та часть листа, которая была прикрыта черной бумагой, приобрела желтоватый цвет йодного раствора, а остальная часть листа стала черно-синей. Это произошло потому, что в листе содержится КРАХМАЛ, который при взаимодействии с йодом окрашивается в черно-синий цвет.

Почему же средняя часть листа не окрасилась? Дело в том, что в этой части листа фотосинтез не происходил из-за отсутствия света.

Значит, здесь не образовалась глюкоза, которая обычно превращается в крахмал – запасное вещество у растений.

Дидактический материал


9 мин

Задания разного типа.

ВОПРОС

Баллы

1. Процесс образования глюкозы, требующий определенных условий, это …

  1. Фотосинтез

  2. Растворение

  3. Пигментация

  4. Разложение

  5. Дыхание

1

2. Сколько условий включает в себя процесс фотосинтеза:

  1. 3

  2. 4

  3. 6

  4. 5

  5. 2

1

3. К какому условию относится наличие пигментов фотосинтеза внутри клеток растения:

  1. Внутреннее

  2. Внешнее

1

4. К какому условию процесса фотосинтеза относятся углекислый газ, вода, свет, температура:

  1. Внутреннее

  2. Внешнее

1

5. Часть клетки, которая обеспечивает газообмен у растения:

  1. Устьице

  2. Верхний эпидермис

  3. Пигмент

  4. Фотосинтезирующая ткань

  5. Вакуоль

1

6. В листе содержится вещество, которое при взаимодействии с йодом, при эксперименте, окрашивается в черно-синий цвет. Это вещество …

  1. Пигмент

  2. Глюкоза

  3. Крахмал

1

7. В процессе фотосинтеза образовывается вещество, которое обычно превращается в крахмал. Это вещество …

  1. Пигмент

  2. Глюкоза

  3. Крахмал

1

8. Запасное вещество у растений, превращающийся из глюкозы:

  1. Крахмал

  2. Вода

  3. Пигмент

1

9. Клетки, имеющие хлоропласты, а значит обеспечивают процесс фотосинтеза у растений

(2 верных ответа)

  1. Верхний эпидермис

  2. Нижний эпидермис

  3. Устьице

  4. Фотосинтезирующая ткань

2

ФО: Разбалловка

«5» - 9-10 «4» - 7-8 «3» - 4-6 «2» - 0-3

Обратная связь: устранение недочетов в ответах, коррекция знаний, словесная похвала

Раздаточный материал

2 мин

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Практическая работа №8, стр.131.


Конец урока

4 мин


Подведение итогов.

Рефлексия «Дерево успеха».

Учитель возвращается к целям урока, обсуждая уровень их достижения.

Инструкция приема «Дерево успеха».

Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

Рисунок дерево, стикеры (желтого, зеленого и красного цвета).

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация – запланирована в самих заданиях. Каждое следующее задание усложняется по таксономии Б.Блума. Учитель может оказать поддержку некоторым учащимся (группе) при выполнении задании. Во время ролевой игры более способные учащиеся должны выступить в роли журналистов. Вопросы должны быть составлены по следующим направлениям: анализ, синтез, моделирование.

Выполнение разно уровневых заданий по таксономии Б.Блума

Учитель наблюдает и создает необходимые условия для соблюдения правил техники безопасности.







































ЗАДАНИЯ РАЗНОГО ТИПА

ВОПРОС

Баллы

1. Процесс образования глюкозы, требующий определенных условий, это …

1

А. Фотосинтез

В. Растворение

С. Пигментация

D. Разложение

Е. Дыхание

2. Сколько условий включает в себя процесс фотосинтеза:

1

А. 6

В. 5

С. 4

D. 3

Е. 2

3. К какому условию относится наличие пигментов фотосинтеза внутри клеток растения:

1

А. Внутреннее

В. Внешнее




4. К какому условию процесса фотосинтеза относятся углекислый газ, вода, свет, температура:

1

Внутреннее

Внешнее




5. Часть клетки, которая обеспечивает газообмен у растения:

1

А. Устьице

В. Верхний эпидермис

С. Пигмент

D. Фотосинтезирующая ткань

Е. Вакуоль

6. В листе содержится вещество, которое при взаимодействии с йодом, при эксперименте, окрашивается в черно-синий цвет. Это вещество …

1

А. Пигмент

В. Глюкоза

С. Крахмал



7. В процессе фотосинтеза образовывается вещество, которое обычно превращается в крахмал. Это вещество …

1

А. Пигмент

В. Глюкоза

С. Крахмал



8. Запасное вещество у растений, превращающееся из глюкозы:

1

А. Крахмал

В. Вода

С. Пигмент



9. Клетки, имеющие хлоропласты, а значит, обеспечивают процесс фотосинтеза у растений (2 верн. ответа)

2

А. Верхний эпидермис

В. Нижний эпидермис

С. Устьице

D. Фотосинтезирующая ткань


Итого баллов:


Разбалловка: «5» - 9-10 «4» - 7-8 «3» - 4-6 «2» - 0-3







ЗАДАНИЯ РАЗНОГО ТИПА

ВОПРОС

Баллы

1. Процесс образования глюкозы, требующий определенных условий, это …

1

А. Фотосинтез

В. Растворение

С. Пигментация

D. Разложение

Е. Дыхание

2. Сколько условий включает в себя процесс фотосинтеза:

1

А. 6

В. 5

С. 4

D. 3

Е. 2

3. К какому условию относится наличие пигментов фотосинтеза внутри клеток растения:

1

А. Внутреннее

В. Внешнее




4. К какому условию процесса фотосинтеза относятся углекислый газ, вода, свет, температура:

1

Внутреннее

Внешнее




5. Часть клетки, которая обеспечивает газообмен у растения:

1

А. Устьице

В. Верхний эпидермис

С. Пигмент

D. Фотосинтезирующая ткань

Е. Вакуоль

6. В листе содержится вещество, которое при взаимодействии с йодом, при эксперименте, окрашивается в черно-синий цвет. Это вещество …

1

А. Пигмент

В. Глюкоза

С. Крахмал



7. В процессе фотосинтеза образовывается вещество, которое обычно превращается в крахмал. Это вещество …

1

А. Пигмент

В. Глюкоза

С. Крахмал



8. Запасное вещество у растений, превращающееся из глюкозы:

1

А. Крахмал

В. Вода

С. Пигмент



9. Клетки, имеющие хлоропласты, а значит, обеспечивают процесс фотосинтеза у растений (2 верн. ответа)

2

А. Верхний эпидермис

В. Нижний эпидермис

С. Устьице

D. Фотосинтезирующая ткань


Итого баллов:


Разбалловка: «5» - 9-10 «4» - 7-8 «3» - 4-6 «2» - 0-3






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!