№ п/п | Разделы программы | Кол. часов | Исторические понятия, словарь | Ожидаемые результаты |
1 | Древняя Русь | 18 | | |
Происхождение славян | 1 | Славяне, славянские народы, Хазарский каганат, варяги, норманны, Византия, Константинополь, меновая торговля, купец, земледелие, скотоводство, рыболовство, община, соседская община, племя, род, племенные союзы, языческие боги и союзы | Уметь объяснять значение новых слов и понятий. Уметь устанавливать причины возникновения общин и племенных союзов. Проводить сравнения, находить признаки сходства и различия между родовой и соседской общиной. Уметь объяснять причины появления в общине сословных групп. Уметь работать с картой, лентой времени, учебником и тетрадью самостоятельно или под руководством учителя |
Славяне и соседние народы | 1 |
Облик славян и черты их характера | 1 |
Хозяйство и уклад жизни восточных славян | 2 |
Культура и верования восточных славян | 2 |
Создание Древнерусского государства | 3 | Государство, княжеский род Рюриковичей, бояре, холопы, дружина, полюдье | Уметь работать с контурной картой, соотносить век с датой. Уметь устанавливать причины и признаки возникновения государства. Уметь описывать первых князей, их вклад в развитие государства – Русь |
Крещение Руси, истоки христианской веры | 2 | Крещение, христианство, священник, Корсунь (Херсонес) | Объяснять причины выбора христианской веры, а также значение заповедей о любви, добре, справедливости. Уметь описывать события по итогам чтения текстов, уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и тетради Уметь находить на карте и называть 3–5 древних городов Руси. Знать название первого свода законов Ярослава Мудрого, уметь объяснять смысл и значение законов в жизни русского государства. Уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике Уметь объяснять значение новых слов и понятий. Уметь по описанию событий устанавливать век, обозначать его на ленте времени. Знать значение символов: держава, скипетр, шапка Мономаха. Называть сословия людей по описанию рода их занятий. Уметь работать с контурной и исторической картой при обозначении границ и названий княжеств Руси в XII (12) в. Знать дату основания Москвы |
Расцвет русского государства при Ярославе Мудром | 2 | Названия древнерусских городов, свод законов, казна, название государств Европы: Франция, Норвегия, Германия |
Феодальная раздробленность Руси (XI–XV вв.) | 4 | Мономах, венчание на царство, царь, Новгородская республика, вече, вотчины, посадник, Москва, иконописец, благословение |
| Повторение | 1 | | |
2 | Русь в борьбе с завоевателями | 7 | | Объяснять причины возникновения Монгольского государства и покорения монголами других племён и народов. Знать имена монгольских ханов периода нашествия на Русь (Чингисхан, Батый, др.). Уметь описывать события на реке Калке, рассказывать о сопротивлении русских в Рязани, в Козельске, в Киеве. Уметь соотносить даты с историческими событиями. Знать причины покорения Руси Золотой Ордой. Знать имена русских князей – защитников Руси от монголов Знать границы княжеств Северо-Восточной Руси, названия городов, уметь находить их на карте и обозначать на контурной карте. Знать причины и факторы возвышения Москвы и Московского княжества. Уметь объяснять изменения в Золотой Орде, положившие начало ее распаду. Понимать и объяснять историческое влияние личности Сергия Радонежского на самосознание и ратные подвиги русского народа в борьбе с Ордой. Уметь описывать события на Куликовом поле |
Образование монгольского государства | 3 | Монголы-завоеватели, Чингисхан, тяжелая конница, река Калка, хан Батый, «злой город» Козельск, новгородский князь Александр Невский, Золотая Орда, ярлыки |
Объединение русских земель против Золотой Орды | 4 | Княжества Северо-Восточной Руси, ярлык на княжество, Сергей Радонежский, Мамай, ратники, Дмитрий Донской, Куликовская битва, «признательное потомство», культурные памятники (иконопись, рукописные книги, архитектура, др.) |
3 | Единое Московское государство | 9 | | Уметь самостоятельно работать с лентой времени, историческими и географическими картами, учебником, рабочей тетрадью. Уметь по плану и иллюстрациям описывать личность Ивана Грозного, обобщать черты его характера. Объяснять причины реформ, проводимых Иваном IV, называть органы управления государством. Объяснять причины и итоги войн в период правления Ивана Грозного. Знать исторические места своего региона, связанные с именем Ивана Грозного (при их наличии) Знать причины возникновения смутного времени, появления самозванцев и польско-литовской экспансии. Объяснять значение Русской церкви в деле сплочения народа против польско-шведских завоевателей. Знать имена исторических деятелей периода Смутного времени. Знать даты исторических событий. Уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями. Уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам |
Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный | 3 | Подъем хозяйства, ремесленники, промыслы, Земский собор, реформы Избранной рады, Судебник, Казанское ханство, ливонские рыцари, опричнина, Сибирское ханство |
Смутное время. Воцарение династии Романовых | 3 | Смутное время, самозванцы, Семибоярщина, народное ополчение, воцарение династии, Соборное уложение, крепостное право, барщина, раскол, старообрядцы |
Культура в Российском государстве XVI–XVII вв. | 2 | Типография, печатный станок, Иван Федоров, Успенский, Архангельский соборы, центры ремесел |
| Повторение | 1 | | |
Итого: | 34 | | |
№ урока | Наименование раздела программы. Тема урока | страницы учебника | Дата проведения урока | Примечания |
Планируемая | Фактическая |
| Древняя Русь. | | | | |
| Происхождение славян. | Стр.8-12 | | | |
| Славяне и соседние народы. | Стр. 12-16 | | | |
| Облик славян и черты их характера. | Стр. 16-18 | | | |
| Развитие торговли. Путь «из варяг в греки» Земледелие- основное занятие славян. | Стр. 18-22 | | | |
| Организация жизни славян. | Стр.23-36 | | | |
| Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян | Стр.27-30 | | | |
| Языческие традиции восточных славян. | Стр. 30-35 | | | |
| Как возникло древнерусское государство. | Стр. 38-43 | | | |
| О чём рассказывает древняя летопись. | Стр. 40-45 | | | |
| Первые князья | 46-67 | | | |
| Князь Владимир Красное Солнышко. | Стр.73-75 | | | |
| Крещение Руси. | Стр. 75-78 | | | |
| Расцвет русского государства при Ярославе Мудром( 1019- 1054). | Стр. 79-82 | | | |
| Русская Правда Ярослава Мудрого. | Стр. 82-85 | | | |
| Князь Владимир Мономах. Распад Руси на отдельные княжества в XII веке. | Стр. 87-92 | | | |
| Новгородская республика. Господин Великий Новгород. | Стр. 92-94 | | | |
| Князь Юрий Долгорукий(1132- 1157) | Стр. 94-98 | | | |
| повторение | | | | |
| Русь в борьбе с завоевателями. | | | | |
| Монголо-татары. Битва на реке Калке. | Стр. 114-119 | | | |
| Нашествие монголов на Русь | Стр.120-125 | | | |
| Князь Александр Невский(1236-1263). | Стр.125-133 | | | |
| Объединение русских земель против Золотой орды. | Стр. 134-136 | | | |
| Князь Иван Калита(1325-1340) | Стр.136-141 | | | |
| Московский князь Дмитрий Иванович Донской(1350-1389) | Стр. 141-145 | | | |
| Собирание Руси Иваном III. Освобождение Руси от Золотой Орды. | Стр. 154-159 | | | |
| Единое Московское государство. | | | | |
| Первый русский царь Иван IV Грозный. | Стр. 172-180 | | | |
| Войны Ивана Грозного. Опричнина. | Стр.180-180 | | | |
| Покорение Сибири. | Стр. 188-192 | | | |
| Россия после Ивана Грозного. Борис Годунов. | Стр.193-195 | | | |
| Смутное время | Стр.195-200 | | | |
| Минин и Пожарский: за веру и Отечество! | Стр. 200-203 | | | |
| Раскол в русской православной церкви. | Стр.208-209 | | | |
| Культура России в XVI- XVII веках. | Стр.213-220 | | | |
| Повторение | | | | |