№урока | | Тема, раздел, содержание | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности | Формы и методы на уроке |
| Раздел 1. Музыка и литература (18 ч) |
1 | | Что роднит музыку с литературой | 1 | | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. | Метод передачи учебной информации – словесные (рассказ, звуковоспроизведение) |
2 | | Вокальная музыка «Россия, Россия, нет слова красивей…» | 1 | | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении | - Иллюстративно-объяснительные - Наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ картин) |
3 | | Вокальная музыка «Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах» | 1 | | Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов. | Методы освоения учениками нового материала – Проблемное изложение |
4 | | Вокальная музыка «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно..» | 1 | | Воплощать художественно-образное содержание литературных произведений в драматизации. | Метод стимулирования мотивов интереса к учению |
5 | | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | | Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. | Проблемно- поисковый |
6 | | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | | Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Метод сравнительного анализа |
7 | | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | | Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. | Метод интонационно-стилевого постижения музыки |
8 | | Вторая жизнь песни. | 1 | | Подбирать сходные или контрастные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке. | Проблемно-поисковый метод |
9 | | Вторая жизнь песни. | 1 | | Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. | Практический –упражнения |
10 | | «Всю жизнь мою несу родину в душе». | 1 | | Владеть музыкальными термина и понятиями в пределах изучаемой темы. | Проблемно-поисковый метод |
11 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 | | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Метод передачи учебной информации – словесные (беседа, звуковоспроизведение) |
12 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 | | Использовать различные формы музыцирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. | Проблемно-поисковый метод |
13 | | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 | | Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. | Метод эмоциональной драматургии |
14 | | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | 1 | | Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. | Частично-поисковый |
15 | | Опера-былина Н.А. Римского-Корсакова «Садко» | 1 | | Самостоятельно работать в творческих тетрадях. | Проблемно-поисковый метод |
16 | | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 | | Делиться впечатлениями о концертах,спектаклях,и т.п. со сверстниками и родителями. | - Иллюстративно-объяснительные - Наглядные (демонстрации, иллюстрации |
17 | | Музыка в театре, кино, на телевидении. | 1 | | Использовать литературные ресурсы интернета для поиска произведений музыки и литературы. | Проблемно-поисковый метод |
18 | | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 | | Собирать коллекцию музыкальных и литературных призведений. | Исследовательский |
| Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (16 ч) | | | 26.01. |
19 | | Что роднит музыку с изобразительным искусством | 1 | | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительного искусства. | Иллюстративно-объяснительные - Наглядные (демонстрации, иллюстрации |
20 | | «Небесное и земное» в звуках и красках | 1 | | Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. | Проблемное изложение |
21 | | «Звать через прошлое к настоящему» | 1 | | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. | Практические упражнения |
22 | | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития. | Практический –упражнения |
23 | | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | | Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. | Метод передачи учебной информации – словесные (рассказ, звуковоспроизведение) |
24 | | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | 1 | | Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Исследовательский |
25 | | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | | Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. | Метод интонационно-стилевого постижения музыки |
26 | | Волшебная палочка дирижера | 1 | | Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке. | Проблемно-поисковый метод |
27 | | Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 | | Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. | Практический –упражнения |
28 | | Застывшая музыка. | 1 | | Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. | Метод эмоциональной драматургии |
29 | | Полифония в музыке и живописи. | 1 | | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Проблемно-поисковый метод |
30 | | Музыка на мольберте. | 1 | | Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. | Проблемно-поисковый метод |
31 | | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 | | Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. | Метод передачи учебной информации – словесные (беседа, звуковоспроизведение) |
32 | | О подвигах, о доблести, о славе… | 1 | | Различать виды оркестра и группы музыкальных интсрументов. | Частично-поисковый |
33 | | «В каждой мимолетности вижу я миры…» | 1 | | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. | Метод сравнительного анализа |
34 | | Мир композитора. | 1 | | Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников. | Метод сравнительного анализа |
35 | | Итоговый урок. | 1 | | | |
| Всего за учебный год – 35 часов |
№ | Тема, раздел | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности | Основное содержание урока |
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки. (17 ч) |
1 | Удивительный мир музыкальных образов | 1 | | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. | Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе. |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. | 1 | | Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты). | Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса. |
3 | Два музыкальных посвящения. | 1 | | Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров. | Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок. |
4 | Портрет в музыке и живописи. | 1 | | Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. | |
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…» | 1 | | Наблюдать за развитием музыкальных образов. | Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке. |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | | Анализировать приёмы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. | Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина. |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 1 | | Владеть навыками музицирования. | Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены. |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 | | Разыгрывать народные песни. | |
9 | Мир старинной песни. | 1 | | Учавствовать в коллективных играх-драматизациях. | Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя. |
10 | Народное искусство Древней Руси. | 1 | | Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. | Особенности развития русского музыкального фольклора. Отличительные черты фольклора: импровизационность и вариационность. |
11 | Русская духовная музыка | 1 | | Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей. | Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. |
12 | В.Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской». | 1 | | Воплощать в различных видах музыкально – творческой деятельности знакомые литературные образы. | Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. |
13 | Симфония «Перезвоны». В. Гаврилина. Молитва. | 1 | | Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. | Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. |
14 | «Небесное и земное» в музыке Баха. | 1 | | Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки. | Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха. |
15 | Образы скорби и печали. | 1 | | Воспринимать разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. | Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов. |
16 | «Фортуна правит миром…» | 1 | | Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. | |
17 | Авторская песня: прошлое и настоящее. | 1 | | Анализировать различные трактовки одного и того же произведения. | Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни. |
2. Мир образов камерной и симфонической музыки. (18 часов) |
18 | Джаз – искусство XX века. | 1 | | Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле. | Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки. |
19 | Вечные темы искусства и жизни. | 1 | | Раскрывать образный строй музыкальных произведений н основе взаимодействия различных видов искусства. | Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. |
20 | Могучее царство Ф. Шопена | 1 | | Выполнять инструментовку мелодий на основе простейших приёмов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах. | Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. |
21 | Ночной пейзаж. | 1 | | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. | Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа. |
22 | Инструментальный концерт. | 1 | | Исполнять музыку, передавая её художественный смысл. | Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж. |
23 | Космический пейзаж | 1 | | Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность. | Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. |
24 | Образы симфонической музыки. | 1 | | Приводить примеры преобразующего влияния музыки. | Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. |
25 | Образы симфонической музыки. | 1 | | Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своего края. | Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. |
26 | Образы симфонической музыки. | 1 | | Подбирать простейший аккомпанемент в соответствие с жанровой основой произведения. | |
27 | Симфоническое развитие музыкальных образов | 1 | | Ориентироваться в джазовой музыке. | Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. |
28 | Программная увертюра. Л. ван Бетховен «Эгмонт». | 1 | | | Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. |
29 | Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта». | 1 | | | Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды. |
30 | Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта». | 1 | | Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за её предлами. | Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. |
31 | Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта» | 1 | | Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т.п. | |
32 | Мир музыкального театра. | 1 | | Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально- театральных спектаклей и др. | |
33 | Мир музыкального театра. | 1 | | Выполнять задания в творческой тетради. | |
34 | Образы киномузыки. | 1 | | Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов). | |
35 | Итоговый урок. | 1 | | | |
Всего за учебный год - 35 часов |
№ урока | Тема, раздел, содержание | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Характеристика видов деятельности |
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч) |
1 | Классика и современность | 1 | | Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. | Определять роль музыки в жизни человека. |
2 | В музыкальном театре. Опера | 1 | | Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. | Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель) |
3 | Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | | Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. | Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. |
4 | Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | | Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. | Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. |
5 | Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» русская эпическая опера | 1 | | Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. | Выявлять особенности претворения вечных тем искусств и жизни в произведениях разных жанров и стилей. |
6 | В музыкальном театре. Балет. Балет. «Ярославна» | 1 | | | Комбинированный. | Выявлять особенности музыкального языка. |
7 | Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва | 1 | | Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. | Называть имена отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей. |
8 | Героическая тема в русской музыке | 1 | | Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний | Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. |
9 | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы» Опера Дж. Геошвина «Порги и Бесс» | 1 | | Урок комплексного применения | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. |
10 | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы» Опера Дж. Геошвина «Порги и Бесс» | 1 | | | Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений. |
11 | Опера Ж.Бизе «Кармен» | 1 | | Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. | Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования. |
12 | Опера Ж.Бизе «Кармен» | 1 | | комбинированный | Решать творческие задачи. |
13 | Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита». | 1 | | комбинированный | Участвовать в творческих проектах. |
14 | Сюжеты и образы духовной музыки. | 1 | | Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. | Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. |
15 | «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество Росии | 1 | | комбинированный | Анализировать художественно-образное содержание. |
16 | Образы «Вечерни» и «Утрени» | 1 | | комбинированный | Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. |
17 | Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос –суперзвезда» | 1 | | Урок комплексного применения | Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей. |
18 | Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта». | 1 | | комбинированный | Собирать коллекции классических произведений. |
19 | Музыкальная драматургия –развитие музыки | | | | Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п. |
Раздел 2. Два направления музыкальной культуры. Светская и духовная музыка. (16 ч) |
20 | Два направления музыкальной культуры. Светская музыка | 1 | | Урок комплексного применения | Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. |
21 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. | 1 | | Урок комплексного применения | Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими щкольниками. |
22 | Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. | 1 | | Урок комплексного применения | Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга. |
23 | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. | 1 | | Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. | Называть крупнейшие музыкальные центры мирового знчения. |
24 | Сюита в старинном духе А. Шнитке. | 1 | | Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. | Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. |
25 | Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. | 1 | | Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний | Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. |
26 | Соната № 2 С.С. Прокофьева Соната № 11 В.-А. Моцарта | 1 | | Урок изучения и пе закрепления знаний. | Размышлять о модификации жанров в современной музыке. |
27 | Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна Симфония №40 В.-А. Моцарта. | 1 | | комбинированный | Самостоятельно исследовать биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов. |
28 | Симфония №5 Л. Бетховена. | 1 | | Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний | Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. |
29 | Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») | 1 | | Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний | Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать своё собственное исполнение. |
30 | Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича | 1 | | Урок комплексного применения | Ориентироваться в джазовой музыке, называть её отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. |
31 | Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси. | 1 | | комбинированный | Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярное музыки. |
32 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | 1 | | Урок комплексного применения | Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки. |
33 | «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина. | 1 | | Урок комплексного применения | Осуществлять проектную деятельность. |
34 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. | 1 | | Урок изучения и закрепления знаний. | Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. |
35 | Итоговый урок. | 1 | | | Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений. |
Всего за учебный год - 35 часов |