И.о. директора МБОУ «Гимназия № 12»
Приказ № 114 от 30.08. 2019 г.
___________________ Е.В. Неведрова
Протокол № 4 от 28.08. 2019 г.
Протокол №7 от 30.08. 2019 г.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по учебному предмету «Литература» (составитель: Чуклина Т.А., Инякина Н.А.), утверждена приказом № 143 от 27.08. 2015 года, в редакции приказа №19 от 20.02. 2016 года.
Согласно учебному плану МБОУ «Гимназия № 12» в предметной области «Русский язык и литература» на изучение учебного предмета «Литература» в 2019-2020 учебном году отводится:
Всего: 3 часа в неделю, за год – 102 часа.
Сочинений – 5.
Чтение наизусть – 7.
№ | Название раздела, тема | Кол-во часов | Формы контроля | Дата план | Дата |
5а | 5б | 5в |
| | Введение (1 час) |
| Литература как учебный предмет. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | 1 | | 03.09 | | | |
| | Устное народное творчество (10 часов) |
| Фольклор – коллективное устное народное творчество. | 1 | | 04.09 | | | |
| Малые жанры фольклора.Детский фольклор. | 1 | | 05.09 | | | |
| Сказка как особый жанр фольклора.Сказки о животных, волшебные, бытовые. | 1 | | 10.09 | | | |
| «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | 1 | | 11.09 | | | |
| Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Изобразительный характер формул волшебной сказки. | 1 | | 12.09 | | | |
| «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания | 1 | | 17.09 | | | |
| Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. | 1 | | 18.09 | | | |
| Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | 1 | | 19.09 | | | |
| Р.р. Классное сочинение по одной из тем: «Каков мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки?», «Почему в народных сказках добро побеждает зло» | 1 | Сочинение | 24.09 | | | |
| Контрольная работа по теме «Устное народное творчество. | 1 | Контрольная работа | 25.09 | | | |
| | Из древнерусской литературы (2 часа) |
| Анализ контрольной работы. Возникновение древнерусской литературы | 1 | | 26.09 | | | |
| Особенности древнерусской литературы. Жанровое своеобразие. «Повесть временных лет».«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | | 01.10 | | | |
| | Из литературы 18 века(1 час) |
| Особенности литературы 18 века. М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.Практическая работа. Составление таблицы «Роды и жанры литературы». | 1 | Практическая работа | 02.10 | | | |
| | Из литературы 19 века(44 часа) |
| И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. | 1 | | 03.10 | | | |
| И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Волк и ягненок». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. | 1 | | 08.10 | | | |
| Внеклассное чтение. «Басенный мир Крылова». | 1 | | 09.10 | | | |
| Р.Р Творческая работа. Сочинение басен. | 1 | Сочинение | 10.10 | | | |
| В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». Герои литературной сказки, особенности сюжета. | 1 | | 15.10 | | | |
| «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | | 16.10 | | | |
| В.А.Жуковский. Баллада «Кубок». Герои баллады. | 1 | | 27.10 | | | |
| А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | 1 | | 22.10 | | | |
| А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. Выразительное чтение наизусть стихотворения «У лукоморья дуб зеленый…» | 1 | Чтение наизусть | 23.10 | | | |
| А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Борьба добрых и злых сил | 1 | | 24.10 | | | |
| А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Борьба добрых и злых сил | 1 | | 06.11 | | | |
| А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов сказки. Помощники царевны. Народная мораль, нравственность | 1 | | 07.11 | | | |
| А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной и сказки и сказки народной. | 1 | | 12.11 | | | |
| Подготовка к сочинению по сказке А.С.Пушкина«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | | 13.11 | | | |
| Сочинение по сказке А.С.Пушкина«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | Сочинение | 14.11 | | | |
| Контрольная работа №1 по теме «Творчество русских писателей И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С. Пушкина | 1 | Контрольная работа | 19.11 | | | |
| Анализ контрольной работы. Русская литературная сказка XIX века. Антоний Погорельский. Особый жанр повесть-сказка. «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | | 20.11 | | | |
| Эволюция главного героя сказки Алеши в «Черной курице, или Подземных жителях». Нравственный облик главного героя сказки. | 1 | | 21.11 | | | |
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». | 1 | | 26.11 | | | |
| М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». | 1 | Чтение наизусть | 27.11 | | | |
| Выразительные средства языка. Историческое событие, переданное устами рядового участника сражения. | 1 | | 28.11 | | | |
| Н.В.Гоголь. Сюжет повести «Заколдованное место». | 1 | | 03.12 | | | |
| Реальное и фантастическое в сюжете повести. Поэтизация народной жизни. Составление плана и анализ эпизода повести «Заколдованное место» по плану. | 1 | | 04.12 | | | |
| Н.А.Некрасов. Основные темы творчества. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | 1 | | 05.12 | | | |
| Поэтический образ русской женщины. Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». | 1 | Чтение наизусть | 10.12 | | | |
| Н.А.Некрасов. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | 1 | | 11.12 | | | |
| Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном (И. Е. Репин.«Бурлаки»). | | | 12.12 | | | |
| И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Повествование о жизни в эпоху крепостного права | 1 | | 17.12 | | | |
| И.С.Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. История отношений Герасима и Татьяны. | 1 | | 18.12 | | | |
| Тургенев. «Муму». Нравственный облик Герасима и барыни. | 1 | | 19.12 | | | |
| И.С.Тургенев. «Муму». Понятие о литературном герое. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян. | 1 | | 24.12 | | | |
| Развитие речи. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?», «Каковы друзья и враги Герасима?», «В чем вина и в чем беда барыни». Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Сочинение | 25.12 | | | |
| А. А. Фет. Рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенний природы. Краска, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. А. А. Фет. « Задрожали листы, облетая…» Выразительное чтение наизусть стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь» | 1 | Чтение наизусть | 26.12 | | | |
| Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Сюжет рассказа. | 1 | | 14.01 | | | |
| Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 1 | | 15.01 | | | |
| Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. | 1 | | 16.01 | | | |
| Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. | 1 | Тест | 21.01 | | | |
| Развитие речи. Сочинение «Каковы друзья и враги пленного Жилина?», «Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?», «Какие мысли Л.Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?» | 1 | Сочинение | 22.01 | | | |
| Анализ сочинений. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» -осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | 1 | | 23.01 | | | |
| Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. | | | 28.01 | | | |
| Внеклассное чтение. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. «Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Налим». | 1 | | 04.02 | | | |
| Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…» Выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.И. Тютчева. | 1 | Чтение наизусть | 05.02 | | | |
| Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. А.Н. Плещеев «Весна», А.Н. Майков «Ласточки» | 1 | | 06.02 | | | |
| Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне». И.З. Суриков «Зима». | 1 | | 11.02 | | | |
| | Из литературы XXвека (30 часов) |
| И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 1 | | 12.02 | | | |
| В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Отец и сын. Взаимопонимание – основа отношений в семье. | 1 | | 13.02 | | | |
| В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. | 1 | | 18.02 | | | |
| Творческая работа по повестиВ.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1 | Творческая работа | 19.02 | | | |
| Анализ контрольной работы. С.А.Есенин. Слово о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…» - поэтическое изображение родной природы. | 1 | | 20.02 | | | |
| С.А.Есенин. «Низкий дом с голубыми ставнями…»- поэтическое изображение родной природы.Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. | 1 | | 25.02 | | | |
| П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». | 1 | | 26.02 | | | |
| Стремление к совершенному мастерству. Сила характера Данилы мастера. | 1 | | 27.02 | | | |
| П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. | 1 | | 04.03 | | | |
| Внеклассное чтение. А.И.Куприн. «Чудесный доктор». | 1 | | 05.03 | | | |
| К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Сказка о добре и труде. Герои сказки. | 1 | | 06.03 | | | |
| Народная мудрость и народная мораль в сказке«Теплый хлеб». | 1 | | 11.03 | | | |
| К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Человек и природа. | 1 | | 12.03 | | | |
| С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».Положительные и отрицательные герои. | 1 | | 13.03 | | | |
| С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».Победа добра над злом. Художественные особенности пьесы-сказки. | 1 | | 18.03 | | | |
| Контрольная работа по сказке «Двенадцать месяцев». | 1 | Контрольная работа | 19.03 | | | |
| Анализ контрольной работы. А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. | 1 | | 20.03 | | | |
| Душевный мир главного героя рассказа, его единство с природой.Оптимистическое восприятие окружающего мира. | 1 | | 01.04 | | | |
| Контрольная работа по теме «Творчество Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, К.Г. Паустовского» | 1 | Контрольная работа | 02.04 | | | |
| Анализ контрольной работы. В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». | 1 | | 03.04 | | | |
| Главный герой. Основные черты характера героя. | 1 | | 08.04 | | | |
| В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». «Открытие» Васюткой нового озера. Человек и природа в рассказе | 1 | | 09.04 | | | |
| Контрольная работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». | 1 | Контрольная работа | 10.04 | | | |
| Анализ контрольной работы. «Ради жизни на земле».А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети. | 1 | | 15.04 | | | |
| К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети. | 1 | | 16.04 | | | |
| Произведения о Родине, родной природе И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…». Выразительное чтение наизусть стихотворения И.А. Бунина | 1 | Чтение наизусть | 17.04 | | | |
| Д.Б. Кедрин «Аленушка», А.А. Прокофьев «Аленушка». | 1 | | 22.04 | | | |
| Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы» | | | 23.04 | | | |
| Саша Черный. Рассказ «Кавказский пленник». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. | 1 | | 24.04 | | | |
| Саша Черный. Рассказ «Игорь-Робинзон». Образы детей в произведении.Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. | 1 | | 29.04 | | | |
| Из зарубежной литературы (13 часов) |
| Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. | 1 | | 30.04 | | | |
| Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 1 | | 06.05 | | | |
| Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. | 1 | | 07.05 | | | |
| Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Образ главного героя. | 1 | | 08.05 | | | |
| Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. | 1 | | 13.05 | | | |
| Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. | 1 | | 14.05 | | | |
| Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. | 1 | | 15.05 | | | |
| Речевая характеристика персонажей. | 1 | | 20.05 | | | |
| Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. | 1 | | 21.05 | | | |
| Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. | 1 | | 22.05 | | | |
| Внутренний мир героев М.Твена. | 1 | | 27.05 | | | |
| Джек Лондон. «Сказание о Кише». | 1 | | 28.05 | | | |
| Нравственное взросление героя рассказа. | 1 | | 29.05 | | | |
| Итоговый урок | 1 | | 30.05 | | | |