СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП литература 5 класс ФГОС к учебнику Меркина С,Г,

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное КТП по литературе для 5 класса соответствует всем требованиям ФГОС на 2016-2017 учебный год. Планирование составлено на основе учебника Меркина С.Г.

Просмотр содержимого документа
«КТП литература 5 класс ФГОС к учебнику Меркина С,Г,»







Дата проведения







Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

по плану

по факту

Материально-

техническое оснащение

Универсальные учебные действия(УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

1.Введение

Литература как искусство слова.

1



Презентация

сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Находить в учебно-научной статье основные теоретико-литературные понятия и их определения, пересказывать основное содержание понятий поэтическое слово, художественный образ, литература, жизнеподобие. Выразительно читать художественное произведение, выражать эмоциональное впечатление от прочитанного.

2. Из мифологии: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп».

2



БЭНП литература, презентация


Пересказывать определение терминов миф, античный герой. Называть способы создания и бытования фольклорных произведений.

Определять слова в их переносном значении, характеризовать поэтическое слово как основу создания художественного образа; объяснять смысл пословиц и поговорок, определять их роль в жизни человека, включать афоризмы из мифов в собственную речь.

Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»).

Образы Одиссея и Полифема.





3. Из устного народного творчества

Истоки фольклора, его основные виды. Загадки.


8




Пересказывать определение терминов фольклор, общенародный идеал, фольклорные жанры. Называть способы создания и бытования фольклорных произведений.

Определять слова в их переносном значении, характеризовать поэтическое слово как основу создания художественного образа; объяснять смысл пословиц и поговорок, определять их роль в жизни человека, включать пословицы и поговорки в собственную речь.

Пословицы и поговорки




таблица

Характеризовать фольклорную сказку как жанр; различать волшебные, бытовые и сказки о животных, определять их нравственную проблематику; узнавать «бродячие» сюжеты; характеризовать героев народных сказок, выявлять черты русского национального характера; характеризовать народный идеал, выраженный в фольклорной сказке; выявлять основные художественные приёмы создания фольклорных сказок; пересказывать фольклорную сказку, соблюдая сказовую обрядность и сказовую интонацию.

Анализировать иллюстративный материал;

составлять развернутый ответ на вопрос в учебнике.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке.




Мультфильм

наглядные пособия Зининой

Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки.




Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)

Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Сюжеты и реальная основа бытовых сказок.




Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс

Сказка и миф: сходства и различия.




Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс» (Автор: Г. С. Меркин)

Готовить развернутый письменный ответ (составление плана ответа, подбор цитат из текста). Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на литературную тему.

Сказки народов России. «Падчерица».





Характеризовать фольклорную сказку как жанр; различать волшебные, бытовые и сказки о животных, определять их нравственную проблематику; узнавать «бродячие» сюжеты; характеризовать героев народных сказок

Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

«Общее счастье». Из фольклора народов Северного Кавказа.





4. Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» История в древнерусской литературе.

2



Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)

Находить в учебно-научной статье основные теоретико-литературные понятия и их определения, пересказывать основное содержание понятий

Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы.

Характеризовать героя древнерусской литературы.

Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы





5. Басни народов мира.

Эзоп. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях

2



Презентация.

Прослушивание аудиозаписи.

Создание презентаций уч-ся.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о русских и зарубежных баснописцах.

Находить в учебно-научной статье основные теоретико-литературные понятия и их определения

Выразительно читать басни Эзопа, Лафонтена

Жан де Лафонтен «Лисица и виноград»





6. Русская басня

Основные темы басен. Русская басня в XX веке.

М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру»

6



Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)

Находить в учебно-научной статье основные теоретико-литературные понятия и их определения, пересказывать определение терминов род литературы, эпический род литературы, лирический (лирика), лироэпический, драматический род литературы; называть основные жанры каждого рода литературы.

Читать выразительно произведения М. В. Ломоносова;

Характеризовать героев стихотворения;

Подбирать и обобщать дополнительный материал о Копернике и Птолемее

И.А. Крылов. Тематика басен И.А. Крылова.




Презентация. Репродукции к басням

Анализировать иллюстративный материал.

Объяснять смысл понятия аллегория; эзопов язык; характеризовать роль морали в баснях; рассказывать о жанровых особенностях басни, опираясь на высказывание В. А. Жуковского;

Находить исторические параллели в басне,

инсценировать басню.

Сатирическое и нравоучительное в басне.





Образный мир басен И.А. Крылова





С. В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика





Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

Т. Александрова «Светофорчик». Об уважении и сострадании.





Характеризовать литературную сказку как жанр; различать авторскую и фольклорную сказки, определять их нравственную проблематику; узнавать «бродячие» сюжеты; характеризовать героев сказок


7.Из литературы 19 века





7.1. А.С. ПУШКИН

Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне»

7



Презентация

Фотоальбом «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»

Готовить выступление по данному вопросу с опорой на текст учебника.

Подбирать и обобщать дополнительный материал об Арине Родионовне, няне А. С. Пушкина Выразительно читать наизусть стихотворения А. С. Пушкина

Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога»





«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои и персонажи в «Сказке...».







Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)

Читать выразительно сказку А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Готовить выступление по данному вопросу с опорой на текст учебника.

Работать в группе, готовя характеристику одного из персонажей сказки

Добро и зло в сказке А.С. Пушкина.





Классное сочинение по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»





Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на литературную тему. Готовить развернутый письменный ответ (составление плана ответа, подбор цитат из текста).

Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.




Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)

Инсценировать Пролог к поэме «Руслан и Людмила», иллюстрировать его устно и письменно, анализировать иллюстративный материал

Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

Оскар Уайльд «Мальчик-звезда». Уважение, сострадание, достоинство.





Характеризовать литературную сказку как жанр; различать авторскую и фольклорную сказки, определять их нравственную проблематику; узнавать «бродячие» сюжеты; характеризовать героев сказок

7.2. Поэзия 19 века о родной природе.

2



Электронное приложение к учебнику «Литература 5

Объяснять смысл понятия художественный мир лирического произведения; называть разновидности лирики; выражать собственное впечатление от прочитанных стихотворений разных поэтов; выразительно читать стихи наизусть, анализировать иллюстративный материал

Анализ стихотворений Лермонтова, Баратынского, Тютчева, Фета.





7.3. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ


Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения

3



Творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма)

Куб. Лермонтов на Кубани.

Подбирать и обобщать дополнительный материал об Отечественной войне 1812 года, о Бородинском сражении; о пребывании М. Ю. Лермонтова на Кавказе. Выразительно читать стихотворение «Бородино»; составлять интонационную карту чтения. Слушать стихотворение в исполнении мастеров художественного слова;

различать голоса персонажей в произведении.

Бородинская битва и русский солдат в изображении Лермонтова.




ворческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма)

Куб. Лермонтов на Кубани.

Художественное богатство стихотворения.





7.4. Н. В. ГОГОЛЬ

Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством».

5




Выразительно читать повесть инсценировать эпизоды повести, характеризовать её героев. Выражать эмоциональное впечатление от прочитанного.

Образы и события повести.




Презентация.

Репродукции к повести

Выразительно читать повесть «Заколдованное место», инсценировать эпизоды повести, характеризовать её героев. Выражать эмоциональное впечатление от прочитанного.

Отражение в повести славянских преданий и легенд.




Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.





Анализировать иллюстративный материал; составлять развернутый ответ на вопрос в учебнике.

Объяснять значение понятий фантастика, юмор.

Готовить развернутый устный ответ (составление плана ответа, подбор цитат из текста).

Классное сочинение по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».





7.6. И.С. ТУРГЕНЕВ


Рассказ «Муму» Образы центральные и второстепенные; образ Муму

6



заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново»

Выразительно читать отрывки из рассказа «Муму»; находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, составлять цитатный план произведения;

Тематика и социальная проблематика рассказа.




работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева

Характеризовать героев произведения, выявлять авторскую позицию по отношению к ним; Работать в группе, готовя характеристику одного из персонажей. Анализировать иллюстративный материал;

составлять развернутый ответ на вопрос в учебнике.

Гуманность, сострадание в рассказе.




Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)

Социальная несправедливость, бесправие, доброта





Иллюстрации А. И. Кулешова, И. И. Пчелко, В. Г. Перов и др.

Классное сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму»





Писать сочинение по заданной теме

И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Стихотворение в прозе «Воробей»




Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)

Анализировать стихотворения в прозе; составлять развернутый ответ на вопрос в учебнике.

Объяснять значение понятий лирика, проза, поэзия, эпос.

Готовить развернутый устный ответ (составление плана ответа, подбор цитат из текста).

7.7. Н.А. НЕКРАСОВ

Стихотворение «Крестьянские дети».

Особенности композиции произведения.

4



страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Выразительно читать стихотворение, анализировать иллюстративный материал. Характеризовать героев стихотворения.

Основная тема и способы ее раскрытия





Подбирать и обобщать дополнительный материал по стихотворению «Крестьянские дети».

Характеризовать героев произведений, выявлять авторскую позицию по отношению к ним; Выразительно читать наизусть отрывки из произведений Н. А. Некрасова.

Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».




Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)

Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

А Куприн «Чудесный доктор». О деятельном сострадании.





Характеризовать героев произведения, выявлять авторскую позицию по отношению к ним;

7.8. Л.Н. ТОЛСТОЙ

Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история.

9




Определять основную тему произведения и основной конфликт; называть способы характеристики героя в произведении; характеризовать образ главного героя,

сравнивать героев,

объяснять нравственный выбор героев;

выявлять авторское отношение к героям и событиям как основу формирования авторской позиции;

определять авторскую позицию;

объяснять, в чём состоит героический пафос произведения; его патриотическое звучание;

пересказывать эпизоды.

Тема и основные проблемы.




Таблица «Герой литературного произведения»

Две жизненные позиции (Жилин и Костылин).




Любовь как высшая нравственная основа в человеке




«Кавказский пленник» - произведение о народах Кубани.

Р. Р Своеобразие сюжета. Отношение писателя к событиям





Характеризовать героев произведений, выявлять авторскую позицию по отношению к ним; Выразительно читать наизусть отрывки из произведений

Речь персонажей и отражение особенностей характера.




Классное сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»





Писать сочинение по заданной теме

Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

Д. Давыдов «1812 год. Отрывок из дневника».





Иллюстрации Ю.Н. Перова

Характеризовать героев произведения, выявлять авторскую позицию по отношению к ним;

Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

Л. Н. Толстой «Петя Ростов». Отрывок из романа «Война и мир». О войне





Характеризовать героев произведения, выявлять авторскую позицию по отношению к ним;

7.9. А.П. ЧЕХОВ

Книга в жизни А.П. Чехова.

2



создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)»

Понимать особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Находить средства создания комических ситуаций. Работая в парах, анализировать, как автор изображает комическую ситуацию в рассказе; объяснять смысл названия.

Рассказ «Злоумышленник». Жанровое своеобразие рассказа















Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)

Выразительно читать рассказы А. П. Чехова, инсценировать эпизоды, пересказывать с сохранением авторской манеры повествования.

8.Из литературы 20 века


8.1. И.А. БУНИН

Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации.


2




Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Объяснять смысл понятия художественный мир лирического произведения; называть разновидности лирики; выражать собственное впечатление от прочитанных стихотворений разных поэтов; выразительно читать стихи наизусть, анализировать иллюстративный материал

Рассказ «В деревне»; нравственно-эмоциональное состояние персонажа.




Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)

Воспринимать и читать выразительно текст рассказа «Косцы». Формулировать устный ответ на поставленный в учебнике вопрос.

8.2. Л.Н. АНДРЕЕВ

Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа.

3



Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)

Подбирать и обобщать материал о А. И. Куприне, выражать собственное впечатление от прочитанного рассказа; выразительно читать эпизоды, анализировать иллюстративный материал

Мир города в рассказе.






Р. Р. Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.





Выразительно читать отрывки из рассказа; находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, составлять цитатный план произведения;

8.3. А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

2



рисунки учащихся

Подбирать и обобщать материал о А. И. Куприне, выражать собственное впечатление от прочитанного рассказа; выразительно читать эпизоды, анализировать иллюстративный материал

Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

А Куприн «Чудесный доктор». О деятельном сострадании.





Характеризовать героев произведения, выявлять авторскую позицию по отношению к ним;

8.4. А.А. БЛОК

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей;

2



подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматова

Объяснять смысл понятия художественный мир лирического произведения; называть разновидности лирики; выражать собственное впечатление от прочитанных стихотворений разных поэтов; выразительно читать стихи наизусть, анализировать иллюстративный материал; работать с интернет-ресурсами.

Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.





8.5. С.А. ЕСЕНИН

Малая и большая родина. Стихотворение «Ты запой мне ту песню, что прежде...»,

4



заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константинове — Москва».

Подбирать и обобщать материал о С. А. Есенине, выражать собственное впечатление от прочитанных стихотворений разных поэтов; выразительно читать стихи наизусть, анализировать иллюстративный материал

«Поет зима аукает...», Единство человека и природы




работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...».





Р. Р. Анализ стихотворения А. Блок, С. Есенин.




Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)

Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу

Писать сочинение по заданной теме

8.6. А.П. ПЛАТОНОВ Рассказ «Никита». Тема рассказа.

3




Воспринимать и читать выразительно текст рассказа; Определять основную тему произведения и основной конфликт.

Мир глазами ребенка, образ Никиты.





Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

А. Платонов «Неизвестный цветок». Сказка-быль. Об уважении, сострадании, достоинстве





Характеризовать героев произведения, выявлять авторскую позицию по отношению к ним;

8.7. П.П. БАЖОВ

Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова

3



Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Анализировать иллюстративный материал; характеризовать образ главного героя, сравнивать героев, объяснять нравственный выбор героев; выявлять авторское отношение к героям и событиям

Труд и мастерство, вдохновение.





Р. Р. Приемы создания художественного образа.





8.8.Н. Н. Носов

Рассказ «Три охотника»

Тема, система образов

1



Электронное приложение


Подбирать и обобщать материал об авторе, выражать собственное впечатление от прочитанного рассказа; выразительно читать эпизоды, анализировать иллюстративный материал

8.9. В. П. Астафьев «Васюткино озеро»

Тема, идея рассказа

2



Электронное приложение к учебнику


Подбирать и обобщать материал из учебника о В. П. Астафьеве; выразительное чтение и пересказ от лица героя произведения самых значимых эпизодов

«Васюткино озеро»





8.10. Е.И. НОСОВ Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка.

2




Подбирать и обобщать материал об авторе, выражать собственное впечатление от прочитанного рассказа; выразительно читать эпизоды, анализировать иллюстративный материал

Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

Е. Носов «Трудный хлеб»





Характеризовать героев произведения, выявлять авторскую позицию по отношению к ним;

9.Родная природа в произведениях писателей XX века

3



Куб.Стихи для детей К. Обойщикова, В. Неподобы, В. Бардадыма, В. Нестеренко.

выражать собственное впечатление от прочитанных стихотворений разных поэтов; выразительно читать стихи наизусть, анализировать иллюстративный материал.

Подбор иллюстративного материала (репродукции, музыка и т.д.) к уроку-концерту.

В. Белов «Весенняя ночь»





«Поэзия и проза XX века о родной природе».





10. Из зарубежной литературы


Д. ДЕФО Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок).

13



Репродукции

Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Сюжетные линии, характеристика персонажей, характеристика жанра




Репродукции

Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы. Характеризовать героя зарубежной литературы.

Вн. чт. Вокруг тебя – мир.

Анри Дюнан – основатель Красного Креста. Деятельное сострадание, помощь.





Характеризовать героев произведения, выявлять авторскую позицию по отношению к ним;

Х.К. АНДЕРСЕН. Краткие сведения о писателе, его детстве.





Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность





Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

М. ТВЕН. Автобиография и автобиографические мотивы.




Иллюстрации Г. П. Фитингофа

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.

Инсценировать фрагменты произведений зарубежной литературы.

Роман «Приключения Тома Сойера». Жизнерадостность героя.





Мир детства и мир взрослых




Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)

Характеризовать героев произведения, выявлять авторскую позицию по отношению к ним;

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека.




Иллюстрации Л. П. Дурасова (в учебнике)

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.

Инсценировать фрагменты произведений зарубежной литературы.

Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека





ДЖ. ЛОНДОН «Сказание о Кише», добро и зло,




Картины
Р. Кента

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Благородство, уважение взрослых в рассказе.





А. ЛИНДГРЕН. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок)










Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.

Инсценировать фрагменты произведений зарубежной литературы.

11. Заключительные уроки

3







Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»)





Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения).

Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу

Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»)




Электронное приложение к учебнику «Литература 5 класс»

(Автор: Г. С. Меркин)


Обобщение изученного в 5 классе. Летнее чтение.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!