СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по биологии 5-9 класс 2020-2025

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП по биологии 5-9 класс 2020-2025»

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Биология»


5 класс


урока

Тема урока

Д/з

Дата проведения

План

Факт

Введение (6 ч)

Вводный инструктаж по ТБ. Биология — наука о живой природе




Методы исследования в биологии




Разнообразие живой природы Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.




Среды обитания живых организмов




Экологические факторы и их влияние на живые организмы




Обобщающий урок. Экскурсия по теме «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».




Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

Устройство увеличительных приборов. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №1 по теме «Увеличительные приборы. Правила работы с ними».




Строение клетки.




Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №2 по теме «Строение клеток кожицы чешуи лука».




Пластиды. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №3 по теме «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины».




Химический состав клетки: неорганические и органические вещества




Жизнедеятельность клетки (дыхание, питание). Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №4 по теме «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».




Жизнедеятельность клетки: рост, развитие.




Деление клетки.




Понятие «ткань».




Контрольная работа №1 по теме: Клеточное строение организмов.




Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.




Роль бактерий в природе и жизни человека.




Раздел 3. Царство Грибы (6 ч)

Грибы их общая характеристика грибов, строение и жизнедеятельность.




Шляпочные грибы. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №5 по теме «Строение плодовых тел шляпочных грибов.




Плесневые грибы. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №6 по теме «Строение плесневого гриба мукора».




Дрожжи. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №7 по теме «Строение дрожжей».




Грибы-паразиты.




Контрольная работа №2 по теме «Царство Грибы».




Раздел 4. Царство Растения (11 ч)

Ботаника — наука о растениях.




Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №6 по теме «Строение зеленых водорослей».




Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей




Лишайники.




Мхи. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №7 по теме «Строение мха, хвоща».




Хвощи, плауны. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №8 по теме «Строение спороносящего хвоща».




Папоротники. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №9 по теме «Строение спороносящего папоротника».




Голосеменные растения. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №10 по теме «Строение хвои и шишек хвойных видов».




Покрытосеменные растения. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №11 по теме «Строение цветкового растения».




Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.




Итоговая работа за курс 5 класса в рамках промежуточной аттестации.




6 класс


урока

Тема урока

Д/з

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

Вводный инструктаж по ТБ. Строение семян двудольных растений. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 1 по теме «Изучение строения семян двудольных растений».




Строение семян однодольных растений. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 2 по теме «Изучение строения семян однодольных растений».




Виды корней. Типы корневых систем. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 3 по теме «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы».




Строение корней. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №4 по теме «Корневой чехлик и корневые волоски».




Условия произрастания и видоизменения корней.




Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №5 по теме «Строение почек. Расположение почек на стебле».




Внешнее строение листа. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №6 по теме «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».




Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №7 по теме «Строение кожицы листа. Клеточное строение листа».




Строение стебля. Многообразие стеблей. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №8 по теме «Внутреннее строение ветки дерева».




Видоизменение побегов. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №9 по теме «Изучение видоизмененных побегов».




Цветок и его строение. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №10 по теме «Изучение строения цветка».




Соцветия. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №11 по теме «Ознакомление с различными видами соцветий».




Плоды и их классификация. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №12 по теме «Ознакомление с сухими и сочными плодами».




Распространение плодов и семян.




Раздел 2. Жизнь растений (11 ч)

Минеральное питание растений.




Фотосинтез.




Дыхание растений.




Испарение воды. Листопад.




Передвижение воды и питательных веществ в растении. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №13 по теме «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине».




Прорастание семян. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №14 по теме «Определение всхожести семян растений и их посев».




Способы размножения растений.




Размножение споровых растений.




Размножение голосеменных растений.




Половое размножение покрытосеменных растений




Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №15 по теме «Вегетативное размножение комнатных растений».




Раздел 3. Классификация растений (6 ч)

Систематика растений.




Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.




Семейства Пасленовые и Бобовые.




Семейства Сложноцветные.




Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №16 по теме «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».




Важнейшие сельскохозяйственные растения.




Раздел 4. Природные сообщества (4 ч)

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.




Развитие и смена растительных сообществ. Экскурсия «Природное сообщество и человек».




Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.




Итоговая работа за курс 6 класса в рамках промежуточной аттестации.




7 класс


урока

Тема урока

Д/з

Дата проведения

План

Факт

Введение (2 ч)

Вводный инструктаж по ТБ. История развития зоологии.




Современная зоология.




Раздел 1 Простейшие (2 ч)

Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики.




Простейшие: жгутиконосцы, инфузории.




Раздел 2. Многоклеточные животные (38 ч)

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.




Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.




Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.




Тип Круглые черви.




Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты.




Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №1 Знакомство с многообразием кольчатых червей.




Тип Моллюски.




Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие




Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры.




Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №2 Многообразие ракообразных




  1. ,

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №3 Многообразие насекомых




Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки




Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы




Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи




Отряд насекомых: Перепончатокрылые




Контрольная работа №1 «Многоклеточные животные. Беспозвоночные»




Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.




Надкласс рыбы




Классы рыб: Хрящевые, Костные. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №4 Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб




Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные




Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные




Класс земноводные, или Амфибии




Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые




Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии




Отряды пресмыкающихся: Чешуйчатые




Отряды пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы




Класс Птицы




Отряды птиц: Пингвины. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №5 Изучение внешнего строения птиц




Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные




Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные




Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенасты




Класс Млекопитающие, или Звери.




Отряды млекопитающих: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые




Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные




Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные




Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные




Отряд млекопитающие: Приматы




Контрольная работа №2 «Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные»




Раздел 3 Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12 ч)

Покровы тела. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №6 Изучение особенностей различных покровов тела




Опорно-двигательная система животных




Способы передвижения и полости тела животных




Органы дыхания и газообмен




Органы пищеварения




Обмен веществ и превращение энергии




Кровеносная система. Кровь




Органы выделения




Нервная система. Рефлекс. Инстинкт




Органы чувств. Регуляция деятельности организма.




Продление рода. Органы размножения, продления рода




Контрольная работа №3 «Эволюция строения и функций органов и их систем»




Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 ч)

Способы размножения животных. Оплодотворение.




Развитие животных с превращением и без превращения




Периодизация и продолжительность жизни животных Текущий инструктаж по ТБ. Л.р №7 Изучение стадий развития животных и определение их возраста




Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 ч)

Доказательства эволюции животных




Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира




Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции




Раздел 6. Биоценозы (3 ч)

Естественные и искусственные биоценозы




Факторы среды и их влияние на биоценозы




Цепи питания. Поток энергии




Раздел 7 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7 ч)

Воздействие человека и его деятельности на животный мир.




Одомашнивание животных




Законы России об охране животного мира. Система мониторинга




Охрана и рациональное использование животного мира




Контрольная работа №4 по темам: Индивидуальное развитие животных. Развитие животного мира на Земле Биоценозы Животный мир и хозяйственная деятельность человека




Итоговая работа за курс 7 класса в рамках промежуточной аттестации




Анализ итоговой работы за курс 7 класса




8 класс


урока

Тема урока

Д/з

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч)

Вводный инструктаж по ТБ. Науки о человеке. Здоровье и его охрана.




Становление наук о человеке.




Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)

Систематическое положение человека.




Историческое прошлое людей.




Расы человека. Среда обитания.




Раздел 3. Строение и функции организма (5 ч)

Общий обзор организма человека.




Клеточное строение организма.




Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».




Нервная ткань.




Рефлекторная регуляция. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 2 «Коленный рефлекс». Л.р. №3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения».




Раздел 4. Опорно-двигательная система (8 ч)

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей.




Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 4 «Микроскопическое строение кости».




Соединения костей.




Строение мышц. Обзор мышц человека. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 5 «Работа основных мышц. Роль плечевого пояса в движениях руки».




Работа скелетных мышц и её регуляция. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 6 «Утомление при статической и динамической работе».




Нарушения опорно-двигательной системы. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 7 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия» (выполняется дома).




Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.




Контрольная работа № 1 по теме «Опорно-двигательная система».




Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч)

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №8 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».




Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.




Иммунология на службе здоровья.




Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы (8 ч)

Транспортные системы организма.




Круги кровообращения.




Строение сердца.




Работа сердца.




Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 9 «Измерение кровяного давления». Л.р. №10. «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». Л.р. №11 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» (выполняется дома)




Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.




Первая помощь при кровотечениях.




Контрольная работа № 2 по теме «Кровеносная и лимфатическая системы организма».




Раздел 7. Дыхательная система (5 ч)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.




Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.




Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.




Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 12 «Определение частоты дыхания».




Травмы органов дыхания: профилактика, приемы реанимации.




Раздел 8. Пищеварительная система (6 ч)

Питание и пищеварение.




Пищеварение в ротовой полости. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 13 «Определение положения слюнных желёз».




Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 14 «Изучение действия ферментов желудочного сока на белки».




Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника.




Регуляция пищеварения.




Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.




Раздел 9. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ.




Витамины.




Энергозатраты человека и пищевой рацион. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №15 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».




Раздел 10. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение (4 ч)

Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №16. «Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти».




Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №17. «Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки».




Терморегуляция организма. Закаливание.




Выделение.




Раздел 11. Нервная система человека (6 ч)

Значение нервной системы.




Строение нервной системы. Спинной мозг.




Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.




Функции переднего мозга.




Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №18 «Штриховое раздражение кожи».




Контрольная работа № 3 по теме «Нервная система».




Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)

Анализаторы.




Зрительный анализатор.




Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.




Слуховой анализатор.




Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус.




Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.




Врождённые и приобретённые программы поведения.




Сон и сновидения.




Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №19 «Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста».




Воля. Эмоции. Внимание.




Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)

Роль эндокринной регуляции.




Функция желёз внутренней секреции.




Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 ч)

Жизненные циклы. Размножение. Половая система.




Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.




Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.




Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.




Итоговая работа за курс 8 класса в рамках промежуточной аттестации.




9 класс


урока

Тема урока

Д/з

Дата проведения

План

Факт

Введение (3 ч.)

Вводный инструктаж по ТБ. Биология  - наука о жизни.




Методы исследования в биологии.




Сущность жизни и свойства живого.




Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч.)

Молекулярный уровень: общая характеристика.




Углеводы.




Липиды.




Состав и строение белков.




Функции белков.




Нуклеиновые кислоты.




АТФ и другие органические соединения клетки.




Биологические катализаторы. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №1 по теме «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»




Вирусы.




Контрольная работа №1 по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».




Раздел 2. Клеточный уровень (15 ч.)

Клеточный уровень: общая характеристика.




Общие сведения о клетках.  Клеточная мембрана. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 2 по теме «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».




Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.




Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы.




Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.




Особенности строения клеток эукариот прокариот.




Контрольная работа №2 по теме «Клетка».




Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.




Энергетический обмен в клетке.




Фотосинтез и хемосинтез.




Автотрофы и гетеротрофы.




Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.




Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.




Деление клетки. Митоз.




Контрольная работа №3 по теме «Клеточный уровень организации живой природы».




Раздел 3. Организменный уровень (15 ч.)

Размножение организмов.




Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.




Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.




Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.




Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.




П.р. №1 по теме «Решение задач на моногибридное скрещивание».




Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. П.р. №2 по теме «Решение задач на наследование признаков при неполном доминировании»




Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.




П.р. №3 по теме «Решение задач на дигибридное скрещивание».




Генетика пола. Сцепленное с полом наследование  признаков. П.р. №4 «Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом»




Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. № 3 по теме «Выявление изменчивости организмов».




Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.




Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.




Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.




Контрольная работа №4 по теме «Организменный уровень организации живого».




Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 ч.)

Популяционно - видовой уровень: общая характеристика. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №4 по теме «Изучение морфологического критерия вида».




Экологические факторы и условия среды.




Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.




Популяция как элементарная единица эволюции.




Борьба за существование и естественный отбор.




Видообразование.




Макроэволюция.




Контрольная работа №5 по теме «Популяционно-видовой уровень".




Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч.)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.




Состав и структура сообщества.




Межвидовые отношения организмов в экосистеме.




Потоки вещества и энергии в экосистеме.




Саморазвитие экосистемы Экологическая сукцессия.




Контрольная работа №6 по теме "Экосистемный уровень».




Раздел 6. Биосферный уровень (11 ч.)

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов.




Круговорот веществ в биосфере.




Эволюция биосферы




Гипотезы возникновения жизни.




Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.




Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни.




Развитие жизни в мезозое и кайнозое.




Антропогенное воздействие на биосферу.




Основы рационального природопользования.




Итоговая работа за курс 9 класса в рамках промежуточной аттестации.




Анализ итоговой работы за курс 9 класса.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!