Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Николаевская основная общеобразовательная школа имени С.А. Кузнецова»
Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
Утверждаю Директор МБОУ «Николаевская ООШ им. С.А. Кузнецова» ____________________/Белянинова С.Н./ Мензелинского муниципального района РТ от «___» _______201___ №____ |
Уровень образования (класс): основное общее образование, 5 класс
Разработала: Марамытова Марина Владимировна
Рассмотрено На заседании МО (протокол от «__»______ 2019 № ___ | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Николаевская ООШ им. С.А. Кузнецова» _______ (Гатауллина Э.Р.) от «___»________ 2019 | Принято Педагогическим советом МБОУ «Николаевская ООШ им. С.А. Кузнецова» Мензелинского муниципального района РТ (протокол от «__»____ 2019 №_ |
Настоящая рабочая программа по предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для уровня основного общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Реализуется предметная линия учебников УМК под редакцией.
Класс | Наименование учебника | Автор | Издательство |
5 | Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. | А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров, Р. М. Мухаметшин. | -М.: «Русское слово». |
Рабочая программа рассчитана в 5 классе на 35 ч.
Планируемые результаты освоения
5 класс Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
-патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
-сознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. -освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Учащийся получит возможность для формирования:
-эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
Учащийся получит возможность научиться:
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии -оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
Познавательные УУД
Учащийся научится
-определять понятия и делать выводы.
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-выделять явление из общего ряда других явлений;
-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
Учащийся получит возможность научиться
-создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
Коммуникативные УУД
Учащийся научится
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
-определять возможные роли в совместной деятельности;
-играть определенную роль в совместной деятельности;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
Учащийся получит возможность научиться
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Предметные результаты:
- Воспитать способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- Знать основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
-Представлять об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
-Понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
-Иметь представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Знать как на протяжении столетий христианство, ислам, иудаизм и буддизм способствовали сохранению и развитию духовности народов россии, в том числе патриотизма, семьи, гуманного отношения к человеку.
Уважать все традиционные религии нашей страны.
Содержание "Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур народов России"
5 класс
Раздел | Содержание | Количество часов |
Православие | Православие в Древней Руси Киев – колыбель русского православия. Православие в Московской Руси. Православие при царях и императорах в России. Православие в СССР. Гонения на Православную Церковь. Православную Церковь в годы Великой Отечественной войны. Православие в современной России. Православие в традициях русского народа. Дом и семья в православии. | 10 ч. |
Ислам | История ислама в России. Распространение ислама, события, с которыми это связано. Ислам в Российской империи. Изменения в жизни российских мусульман в начале ХХ века. Ислам в СССР. Ислам в современной России. Религиозное образование мусульман. Религиозные центры, объединяющие мусульман России. Дом и семья в исламе. Семья – домашняя школа. | 10 ч |
Иудаизм | Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудей на территории нашей страны. Иудеи в Российской империи. Меры правительства по организации жизни российских иудеев. Иудаизм в СССР. Иудаизм в современной России. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. | 7 ч. |
Буддизм | Появление и развитие буддизма в России. Народы России, исповедующие буддизм. Распространение буддизма. Официальное признание буддизма в России. Монастырь у буддистов: бурят, калмыков и тувинцев. в современной России. Буддизм в СССР. Буддизм в современной России. Буддизм в культуре и традициях народов России. | 8 ч |
Тематическое планирование
5 класс
№ урока | Раздел | Тема урока с элементами содержания | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
| | 1 четверть (8 часов) Православие -8 ч. | | | |
1 | Православие | Православие в Древней Руси | 1 | 5.09 | |
2 | Православие | Киев – колыбель русского православия. | 1 | 12.09 | |
3 | Православие | Православие в Московской Руси. | 1 | 19.09 | |
4 | Православие | Православие при царях и императорах в России. | 1 | 26.09 | |
5 | Православие | Православие в СССР. | 1 | 3.10 | |
6 | Православие | Гонения на Православную Церковь. | 1 | 10.10 | |
7 | Православие | Православную Церковь в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 17.10 | |
8 | Православие | Православие в современной России. | 1 | 24.10 | |
| | 2 четверть (7 часов) Православие – 2ч. Ислам-5 ч. | | | |
9 | Православие | Православие в традициях русского народа. | 1 | | |
10 | Православие | Дом и семья в православии. | 1 | | |
11 | Ислам | История ислама в России. | 1 | | |
12 | Ислам | Распространение ислама, события, с которыми это связано. | 1 | | |
13 | Ислам | Ислам в Российской империи. | 1 | | |
14 | Ислам | Изменения в жизни российских мусульман в начале ХХ века. | 1 | | |
15 | Ислам | Ислам в СССР. | | | |
| | 3 четверть (11 часов) Ислам- 5ч. Иудаизм- 6ч. | | | |
16 | Ислам | Ислам в современной России. | 1 | | |
17 | Ислам | Религиозное образование мусульман. | 1 | | |
18 | Ислам | Религиозные центры, объединяющие мусульман России. | 1 | | |
19 | Ислам | Дом и семья в исламе. | 1 | | |
20 | Ислам | Семья – домашняя школа. | 1 | | |
21 | Иудаизм | Появление и развитие иудаизма в России. | 1 | | |
22 | Иудаизм | Появление иудей на территории нашей страны. | 1 | | |
23 | Иудаизм | Иудеи в Российской империи. | 1 | | |
24 | Иудаизм | Меры правительства по организации жизни российских иудеев. | 1 | | |
25 | Иудаизм | Иудаизм в СССР. | 1 | | |
26 | Иудаизм | Иудаизм в современной России. | 1 | | |
| | 4 четверть (9 часов) Иудаизм – 1ч. Буддизм – 8 ч. | | | |
27 | Иудаизм | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. | 1 | | |
28 | Буддизм | Появление и развитие буддизма в России. | 1 | | |
29 | Буддизм | Народы России, исповедующие буддизм. | 1 | | |
30 | Буддизм | Распространение буддизма. | 1 | | |
31 | Буддизм | Официальное признание буддизма в России. | 1 | | |
32 | Буддизм | Монастырь у буддистов: бурят, калмыков и тувинцев. в современной России. | 1 | | |
33 | Буддизм | Буддизм в СССР. | 1 | | |
34 | Буддизм | Буддизм в современной России. Проект. Защита проекта. | 1 | | |
35 | Буддизм | Буддизм в культуре и традициях народов России. | 1 | | |
Критерии оценивания устных и письменных ответов
Критерии оценивания устного ответа
Высокий уровень - «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
Повышенный уровень - «4» - при наличии неполноты ответа или одной - двух несущественных неточностей.
Базовый уровень - «3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной - двух ошибок
Низкий уровень - «2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
Критерии оценивания письменного ответа
Высокий уровень - «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Повышенный уровень - «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Базовый уровень - «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Низкий уровень - «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Нормы оценки знаний за выполнение теста
% выполнения | 0-27 | 28-52 | 53-77 | 78-100 |
уровень | низкий | базовый | повышенный | высокий |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы
| «2» | «3» | «4» | «5» |
| низкий | базовый | повышенный | высокий |
Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использован о более одного ресурса. |
Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулиро вана и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Оценка проекта.
Высокий уровень - Отметка «5»
Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
Соблюдена технология исполнения проекта, выдержаны соответствующие этапы.
Проект оформлен в соответствии с требованиями.
Проявлены творчество, инициатива.
Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.
Повышенный уровень - Отметка «4»
Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
Соблюдена технология исполнения проекта, этапы, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.
Проявлено творчество.
Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.
Базовый уровень - Отметка «3»
Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
Соблюдена технология выполнения проекта, но имеются 1 -2 ошибки в этапах или в оформлении.
Самостоятельность проявлена на недостаточном уровне.
Низкий уровень - Отметка «2»
Проект не выполнен или не завершен.
Работа с текстом (заполнение опорных таблиц и схем, письменный ответ на вопрос)
Высокий уровень -Отметка «5»
Задание выполнено на высоком уровне, отсутствуют ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологических требований и установок, качественно, творчески и эстетично.
Повышенный уровень - Отметка «4»
Задание выполнено на хорошем уровне, имеются 1 ошибка в содержании, или имеются незначительные ошибки в оформлении. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Базовый уровень - Отметка «3»
Задание выполнено на достаточном, минимальном уровне, имеются 2-3 ошибки в содержании или неграмотно оформлено. Работа выполнена с опозданием, но самостоятельно.
Низкий уровень - Отметка «2»
Задание не выполнено или не завершено самостоятельно учеником, при выполнении допущены большие отклонения от заданных требований и установок.
Критерии оценивания сообщения учащихся
Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы 3 балла
Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов
балла
3.Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение-3 балла.
4.Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение, биологической терминологией-3 балла.
Итого
12 баллов - отметка «5» - высокий уровень
9-11 баллов - отметка «4»- повышенный уровень
5 - 8 баллов - отметка «3» - базовый уровень
Оценка умений работать с картой
Высокий уровень - отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности.
Повышенный уровень - отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт.
Базовый уровень - отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов.
Низкий уровень - отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний.
Лист учета выполнения содержания КТП
Реквизиты протокола педсовета (дата,№) | Реквизиты приказа (дата,№) | Изменения и (или) дополнения |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |