МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Администрация Дербентского района МБОУ СОШ п.Белидж„
« Согласовано»
На заседании МО Зам директора по УВР Протокол от 28.08.2023г. Ыбаеы ГА-
Магамедова Л.Т. 2023г.
Адаптированная образовательная программа по предмету «Речевая практика»
для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью
(интеллеклущњными нарушениями, вариант 1) на 2023 / 2024 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов Гаджиева ДМ.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с образовательным стандартом образования обучающихся с умстхнной отстатостью, Примерной адаптщ»ванной основной общеобразовательной программой образования обучакяцихся с УО (ителлек-туиьными нарушениями, вариант 1 3.
Рабочая Омрамма предназначена для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью, составлена с учетом возрастных н психологических особенностей развития обучающегося, уровня е1о знаний и умений.
Учебный предмет «Речево практика» входит в образовательную облхгь «Язык и речевая
Проггммма на 34 часа, 1 час в неделю.
Срок реализации иртраммы: 01.09.2023г. — 31.О$-2О24г.
Цель проциамы обучения:
Задачи программы бучения:
способствовать опыта;
корригировать и (Богащать языковую базу устных высказываний детей;
формировать выразительную сторну речи; - учит строить устные связные высказывания; - воспитывать культуру ГХчево[0 общения.
Для реалшаиии программного содержания используется УМК:
Комарова СВ. Устная речь. 4 юлхс Учебник для общеобразовательных организаций, реш1изу•ющих адаптированные основные общефизовательные протртмы. 2-е издание; Москва «Просвещение», 2019 год.
Планируемые результ•ты освоения предмета
Личностные результты
осознание как пм»аанина России; формирование чувства гордости за свою Родину, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культу;х других народов;
[мзвитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
отпадение социиыто-быпжыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыкии коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социмьного окружения, своего места в нем, принятие ценностей и соцИИЬНЫХ ролей;
принтме и освоение социальной роли обучающегося. формирование и развитие социально значимых мотиы»в деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных сопимьных ситуациях;
формирование эстетических иенностей и чувств;развитне этических чувств, д«Брожелательности н эмоциониьно-нрактвенной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопхный. здорвый образ жизни. наличие мотивации к творческому труху, рмоте на бережному отношению к материальным и .ховным ценностям; - формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные
Мџнцмцльнцђ уроки»:
просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевьл играх в с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на тпросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материт;
чистогоы»рок, коротких стихотворений с олорй на образец чтения
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; учителя по содержанию прослушанных н/или просмотренных радио и
Дастџточнцй
понимание содержания небольших по сбъему скшок, рассказов и стихотворений; ответы на
понимание содержания детских радио и телепередач, ответы на вопросы учителя; - выбор правильны средств интонации с опорой на образец кхчи учителя и анииз речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам ситуаций:
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий извинения и т. используя соответствующие этикетные слова и
участие в коллективном состањленки рассказа илИ сказки по темам речевых ситуаций; - составление рассказов с опой на картинный или картинно-символический ШиН.
Бато«ые учебные
Личностные БУД: D ощхделять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила похдения;
D в предложенных педагогом ситуациях общеиия и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать вьбор, при поддержке других участников 1рутнты и педали. как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. как члена семьи, одноклассника, ига; проявлять самостоятельность в выполнении учебных пиний, поручений, договоренностей; понимание личной отхтственности за свои поступки на основе предстањлений об Этических норми и правилах в сов—енном обществе; готовность к безопхному и бережному поведению в прик»де и общестх. Регулятивные БУД:
входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в охтр•стве клхса (зиа, уакбного помещения); пользоваться учебной мебелью; О адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, ктавать выходить из-за парты и т. д.
р5отать с учебными принаштежнослми и оршнизовывать рабочее место;
П дередвигаться по школе, находить свой класс. другие небодимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в пре.иоженному плану и работать в общем темпе; активно участывать в деятельнсктн, контролировать и оценивать действия и действия одноклассников; соотносить сым лейсгвия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельж№ти, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выяаленных недочетов; Познавательные БУД:
писать; б читать; выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; О наблюдать;
Коммуникативные БУД:
слушать и понимать речь других;
П учитыя выполниь раиичные роли в группе (лидф. исполнителя, критика);
П вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик. ученик • ученик.»еник - класс, учитель-клхс);
О исполь»ыть принятые ритуалы социальнот взаимодействия с одноклассниками иучителем;
0 обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных ВИдЛ деятельности быту; договариыться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание тем учебного »•рса
Общение и его значение в жизни.
Передача мыслей, чувств, знаний на рхстоянни_ Дая чет люди создхти радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу назыт.от сбеседником? Какой это сбеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Стйства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерит. Условные знаки в общении людей: не курить. переход, метро, мужской и женский туттет, нельзя фотографировать и т.д.
Аудиров•ние.
Повторение щхдложений (из 5-6 слов), разных по вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок и рхсказов в магнитофонной записи их последующими пе'*сказом.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса. тона и темпа рхчи в различных речевых ситуациях. Многообразие тона речи. выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга. ужаса. радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами .
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств. эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речь и без нее, с на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуапии и ортанизапия высказывания.
Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку». «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома». «Я в ирирды».
Определение темы ситуации, бсуждение того, что именно сказать по этой теме.
Обсуждение и подготовка атрибутов речежзй ситуации.
Подбор слов и составление по теме гхчевой ситуации.
Совершенствование умения участк•вать в дишкц•.х рпличн01о типа (вопрос — ответ, вощхХ сообщение).
Составление связного на основе серии сюжетных картинок, с использоынием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания. Культура общении.
Устное и письменное приглашение, Упражнения в составлении устного и письменнот«ј приглашения, поздраиения.
Извинение.
Вежливый отказ от предложения, приглашения.
Использование этикетных фот общения в рамичных речевых ситуациях.
| Календарно-тематическое пла | ние (34 часа) |
| Дата по плану | Дата по факту | Тема |
| Де.•нмеи новостями (4 ч.) |
| | | Введение в и | «Знакомство с книгой». Летние кан лы |
2 | | | Беседа по картине. «Летние каникулы». Составление предложений с оп0'й на лианные слова |
| | | Составление | каза с помощью фиксирования частей |
4 | | | Игра «Рассказ по кругу». Знакомство со стихотворением «Прошлым |
| Я выбираю книгу (3 ч.) |
| | | Знакомство с книгами. вИдЫ книг Члекие «маленьким учителям» |
6 | | | Индивидуальный сказ учащихся о | иных книгах |
7 | | | Экскурсия н библиотеку. Ролевая игра «моя :побимая книга» | |
| Петушок- золотой гребешок (4 ч.) | |
8 | | | Сказка «Петушок золотой гребешок». Прос- вакие аудиозаписи сказки | |
9 | | | кседа по картинкам в учебнике. Составление предложений каждому эпизоду сказки | к |
10 | | | Т ипованное представление сказки | |
| йленного материала Сочиняем скажу (4 ч.) | |
12 | | | Сочиняем сказку. Рассматривание картинок, выяснение их соде жания | |
13 | | | Составление вмысла к сказкам. Иллюс ия к частям сказки | |
| | | Составление Ий к каждой части сказки Прослушивание сказки в записи |
| у телевизора (3 ч.) |
[6 | | | Беседа «Телевидение» |
17 | | | Знакомство с телепередачами |
18 | | | Пользование телевизором |
| Знаки помощники (Зч) |
19 | | | кседа «Условные знаки» |
20 | | | Чтение | о знаках |
| Знаки — помощники (4ч.) |
21 | | | Запрещенные маки |
22 | | | Состањление диалога «условные знаки на твоём пути» |
23 | | | Обы вание Диалога «На до Ге» |
| В тетях у леса (4 ч.) |
24 | | | Беседа по картине «П | |
25 | | | Чтение стихов о п | | |
26 | | | Составление п тожений по картинкам |
27 | | | Просмотр ильма о лесе |
| Задушевный разговор (5 ч.) |
28 | | | Беседа по картине «Настроение». Чтение стихотворения |
29 | | | Знакомство и обьирывание эмоции человека. Испуг, гнев, спокойствие |
| | | 'шание рассказа В. Осеева «Волшебные слова» |
| Приглашение (2 ч.) |
31 | | | Рассматривание открыток «Приглашение». Составление устного приглашения. |
32 | | | Коллективное состаытение письменного текста к приглашению |
| Поздравляю (2 ч.) |
33 | | | Составление поздравлений |
34 | | | Обьпрывание в признании поздравлений. Закончи и запомни поздравления |