№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание |
По плану | Факт |
Повторение изученного и расширение сведений (20 ч.) |
| Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете») | | | |
| Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете») | | | |
| Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи («Правильно и точно…») | | | |
| Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания («Какие значения есть у слова?) | | | |
| Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу. | | | |
| Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем») | | | |
| Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем») | | | |
| Совершенствование различных умений | | | |
| Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро- – -ра-, -оло- – -ла-,- ере- – -ре- («Как быть, если в корне не одна орфограмма?» | | | |
| Правописание суффиксов -ек и -ик- (общее знакомство) («Открываем ещё два секрета письма») | | | |
| Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци- (общее знакомство) Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци- (общее знакомство) | | | |
| Общее знакомство со сложными словами (« Бывает ли в слове два корня?») | | | |
| Освоение изученных орфографических правил | | | |
| Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении («Подводим первые итоги») | | | |
| Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении («Подводим первые итоги») | | | |
| Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении («Подводим первые итоги») | | | |
| Совершенствование различных умений | | | |
| Контрольный диктант по итогам повторения | | | |
| Изложения (рассказы о словах или рассказы о событиях) («Учимся рассказывать о словах. Изложение») | | | |
| Совершенствование различных умений | | | |
Морфология. Общее знакомство с частями речи (26 ч.) |
21. | Представление понятия «части речи» («В какие группы объединили слова?») | | | |
22. | Знакомство с названиями частей речи («Всему название дано!») | | | |
23. | Назовём слова-указатели | | | |
24. | Освоение личных местоимений | | | |
25. | Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные («И у слов-помощников есть названия») | | | |
26. | Обучение употреблению и написанию служебных частей речи | | | |
27. | Совершенствование умений употреблять и писать служебные части речи | | | |
28. | Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны!» Части речи все важны!) | | | |
29 | Изложение: обучение рассказу о словах | | | |
30 | Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова; повторение различных вопросов орфографии | | | |
31 | Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова; повторение различных вопросов орфографии | | | |
32 | Слово и его формы Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова | | | |
33 | Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного | | | |
34 | Знакомство с начальной формой имени прилагательного | | | |
35 | Закрепление изученного | | | |
36 | Диктант | | | |
37 | Сравниваем части речи Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного («Имя существительное и имя прилагательное») | | | |
38 | Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных | | | |
39 | Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных | | | |
40 | Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени – «в одной из своих форм») | | | |
41 | Знакомство с изменение по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений («Как ещё могут изменяться слова?») | | | |
42 | Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа | | | |
43 | Освоение способа действия для определения падежей. | | | |
44 | Закрепление изученного | | | |
45 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам («Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем») | | | |
46 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам («Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем») | | | |
Глагол как часть речи (32 ч.) | |
47 | Повторение изученного о частях речи | | | |
48 | Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий («Когда глаголы особенно важны?») | | | |
49 | Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам («Как изменяются глаголы») | | | |
50 | Знакомство с системой времён глагола | | | |
51 | Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени | | | |
52 | Закрепление изученного | | | |
53 | Закрепление изученного | | | |
54 | Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?») | | | |
55 | Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола («Поговорим о начальной форме глагола») | | | |
56 | Закрепление изученного | | | |
57 | Строение и написание глаголов в неопределённой форме | | | |
58 | Закрепление изученного | | | |
59 | Обучение нахождению неопределённой формы глагола и правописанию в ней суффиксов перед -ть | | | |
60 | Закрепление изученного | | | |
61 | Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях («Размышляем о прошедшем времени») | | | |
62 | Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени; обучение выбору родовых окончаний | | | |
63 | Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием | | | |
64 | Закрепление изученного | | | |
65 | Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях («Из прошлого – в настоящее») | | | |
66 | Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени | | | |
67 | Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению («Из настоящего – в будущее») | | | |
68 | Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению («Из настоящего – в будущее») | | | |
69 | Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам («Проверь свои умения») | | | |
70 | Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе | | | |
71 | Закрепление изученного | | | |
72 | Закрепление изученного | | | |
73 | Диктант | | | |
74 | Учимся рассказывать о действиях Изложение с изменением лица: пересказ текста от 1-го лица | | | |
75 | Изложение текста-воспоминания (или создание собственного по аналогии) | | | |
76 | Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды | | | |
77 | Создание текста «Как я сделаю…» | | | |
78 | Написание новогодних поздравлений | | | |
Что мы знаем о частях речи? (16 ч.) | |
79 | Повторение изученного о частях речи («Какие части речи тебе знакомы?» | | | |
80 | Закрепление изученного | | | |
81 | Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных («Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?») | | | |
82 | Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед -ть («Как отличить глагол от других частей речи? Что известно о неопределённой форме глагола?» | | | |
83 | Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?») | | | |
84 | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи («Учимся анализировать (разбирать) глагол как часть речи»). Анализ глагола как части речи. | | | |
85 | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи («Учимся анализировать (разбирать) глагол как часть речи»). Анализ глагола как части речи. | | | |
86 | Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме | | | |
87 | Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах («Ещё об одной опасности письма») Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах | | | |
88 | Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах («Ещё об одной опасности письма») Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах | | | |
89 | Закрепление изученного | | | |
90 | Снова пересказываем и рассказываем Изложения. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем») | | | |
91 | Изложения. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем») | | | |
92 | Изложения. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем») | | | |
93 | Создание рассказа по картинкам | | | |
94 | Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям | | | |
Возвращаемся к разговору о предложении (17 ч.) |
95 | Повторение изученного о предложении («Что ты знаешь о предложении?») | | | |
96 | Знакомство с понятием «член предложения» («Как слова- части речи становятся членами предложения?») | | | |
97 | Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления | | | |
98 | Упражнения в нахождении главных членов предложения; расширение сведений о подлежащем и сказуемом | | | |
99 | Закрепление изученного | | | |
100 | Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения («Зачем нужны другие члены предложения?» | | | |
101 | Закрепление изученного | | | |
102 | Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме (Устанавливаем связи слов») | | | |
103 | Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений | | | |
104 | Закрепление изученного | | | |
105 | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи | | | |
106 | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи | | | |
107 | Совершенствование грамматических и орфографических умений. | | | |
108 | Подготовка к контрольной работе | | | |
109 | Диктант, проверочная работа | | | |
110 | Создание текстов изобразительного характера | | | |
111 | Создание текста-инструкции | | | |
И вновь о частях речи (20 ч.) |
112 | Повторение изученного об именах («Вспоминаем об именах» | | | |
113 | Повторение изученного об именах («Вспоминаем об именах») | | | |
114 | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей» («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных») | | | |
115 | Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных | | | |
116 | О значении имён прилагательных | | | |
117 | Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных | | | |
118 | Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных | | | |
119 | Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи | | | |
120 | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь») | | | |
121 | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь») | | | |
122 | Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе | | | |
125 | Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе | | | |
126 | Закрепление изученного | | | |
127 | Закрепление изученного | | | |
128 | Диктант | | | |
129 | Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей» («Учимся правильно употреблять слова») | | | |
130 | Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей» («Учимся правильно употреблять слова») | | | |
131 | Изложение: обучение правильности и точности речи («Расскажи другим весеннюю сказку») | | | |
132 | Создание словесных зарисовок («Наблюдаем за облаками») | | | |
Обо всём, что мы теперь знаем (17 ч.) | |
133 | Повторение общих сведений о частях речи и предложении («Весна, весною, о весне…») | | | |
134 | Изложение с элементами сочинения на основе картины | | | |
135 | Повторение различных видов разбора на материале словесной модели («Загадочное предложение о глокой куздре») | | | |
136 | Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. («Что ты знаешь о словах?») | | | |
137 | Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи. Обучение пользованию словарями | | | |
138 | Повторение вопросов орфографии. Зависимость написания слов от их значения | | | |
139 | Закрепление изученного | | | |
140 | Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. Формирование умения рассказывать о словах; написание изложений («Ещё немного из истории слов») | | | |
141 | Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. Формирование умения рассказывать о словах; написание изложений («Ещё немного из истории слов») | | | |
142 | Написание изложения | | | |
143 | Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. Подготовка к контрольной работе («Снова проверяем свои умения») | | | |
144 | Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. Подготовка к контрольной работе («Снова проверяем свои умения») | | | |
145 | Совершенствование орфографических и грамматических умений | | | |
146 | Совершенствование орфографических и грамматических умений | | | |
147 | Совершенствование орфографических и грамматических умений | | | |
148 | Итоговая контрольная работа | | | |
149 | Продолжение и обсуждение итоговой контрольной работы | | | |
Продолжаем учиться хорошей речи (16 ч.) |
150 | Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». | | | |
151 | Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием. | | | |
152 | Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста | | | |
153 | Совершенствование речевых умений | | | |
154 | Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям («Словами рисуем действия») | | | |
155 | Знакомство с особенностями словесных этюдов | | | |
156 | Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника | | | |
157 | Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника | | | |
158 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям | | | |
159 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям | | | |
160 | Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т. д. («Я умею писать…») | | | |
161 | Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т. д. («Я умею писать…») | | | |
162 | Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т. д. («Я умею писать…») | | | |
163 | Совершенствование речевых умений | | | |
164 | Совершенствование речевых умений | | | |
165 | Перелистывая учебник…Повторение | | | |
166 | Перелистывая учебник…Повторение | | | |
167 | Перелистывая учебник…Повторение | | | |
168 | Перелистывая учебник…Повторение | | | |
169 | Перелистывая учебник…Повторение | | | |
170 | Перелистывая учебник…Повторение | | | |