Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Тыгдинская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МОБУ Тыгдинская СОШ
Матафонова А.М. ___________ Ильницкая Т.В.____________________ Басня И.А.______________
Протокол №____________от МОБУ Тыгдинская СОШ Приказ №________________от
«___»______________20____год «___»________________20____год «___»________________20____год
Рабочая программа
по учебному курсу
«Русский язык» 4 класс
начальное общее образование
учителя Матафоновой Алёны Михайловны
квалификационная категория первая.
Базовый уровень
2018-2019 учебный год
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 4 класс (Перспектива)
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
• развитие коммуникативных умений;
• развитие нравственных и эстетических чувств;
• развитие способностей к творческой деятельности
Учебно-методический комплект
Русский язык
4. Климанова, Л. Ф. Русский язык : учеб. для общеобразоват. учреждений. 4 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2012.
Пояснительная записка
Рабочая программа адресована обучающимся 4 классов МОБУ Тыгдинской СОШ, реализующих УМК «Перспектива». В классе обучается ребенок с ОВЗ (ЗПР – Дубровский Даниил), поэтому в планирование включены формы работы с обучающимися данного вида.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
• развитие коммуникативных умений;
• развитие нравственных и эстетических чувств;
• развитие способностей к творческой деятельности.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Положения о рабочей программе школы
Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ Тыгдинская СОШ на 2018-2019 гг.
Учебный план образовательного учреждения МОБУ Тыгдинская СОШ на 2018-2019 уч.г.
Авторская программа Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык» 4 класс. М: «Просвещение», 2011 г.
Сведения о программе
Программа по русскому языку представлена основными содержательными линиями:
1) основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика; грамматика (морфология и синтаксис);
2) орфография и пунктуация;
3) развитие речи.
Концептуальной основой учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.
Система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).
Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.
Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.
Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).
Место курса в учебном плане
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного стандарта начального образования. Примерная программа по предмету рассчитана на 170 часов. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитан на170 часов. В 4 классе на обучение по предмету «Русский язык» отводится 34 недели (170 часов, в неделю 5 часов). Расхождений по программе нет.
Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам.
Информация о количестве учебных часов
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Повторяем – узнаём новое. | 20 часа |
2. | Язык как средство общения. | 33 часов |
3. | Состав слова. | 23 часов |
4. | Слово как часть речи. | 76 часов |
5. | Повторение | 18 часов |
Практическая часть программы:
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Диктант | 2 | 3 | 3 | 1 | 9 |
Словарный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Контрольное списывание | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Контрольная работа | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
Изложение | 2 | - | 2 | - | 4 |
Сочинение | 1 | - | 1 | - | 2 |
Проверочная работа | - | 1 | 2 | - | 3 |
Основное содержание 4 класс (170 часов)
Количество часов в год – 170
Количество часов в неделю – 5
№ п/п | Наименование раздела программы, количество часов | Тема урока | Планируемые результаты |
Метапредметные и личностные | Предметные |
1 | Повторяем-узнаем новое (20ч) | Речевое общение. Речь устная и письменная. Содержание речи и её словесное оформление. Качество речевого общения: выразительность, информативность, логичность, правильность речи. Цель речевого общения. Речевая культура. Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в различных сферах общения. Устная и письменная формы общения. Обращение. Знаки препинания при обращении. Текст как речевое произведение. Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. Составление текста на заданную тему и текста, отражающего проблему общения. Различные типы текстов. План текста простой и развёрнутый. Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, заявления, объяснительные записки. Сравнение небольших текстов научного и художественного стиля. | Личностные: Использование формул речевого этикета в различных сферах общения. Владеть позитивным настроем при общении. Регулятивные: Определять цели, тему, способы и результаты общения Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе. Познавательные: Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать сочинения и изложения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Определять тип текста, формулировать тему и главную мысль текста, излагать текст по составленному плану. Коммуникативные: Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения Умение вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. Составлять диалоги в паре используя обращение и слова речевого этикета | Знать: Формы общения. Различные типы текстов. Уметь: Использовать знаки препинания при обращении. Составлять текст на заданную тему. Различные типы текстов. Составлять план текста простой и развёрнутый. Писать деловые тексты: записки, объявления, письма, заявления, объяснительные записки. |
2 | Язык как средство общения (33ч) | Средства общения. Роль языка в общении. Предложение. Различение предложений и словосочетаний. Разные виды предложений. Главные члены и второстепенные члены предложения. Подлежащее сказуемое как грамматическая основа предложения. Способы варажения подлежащего и сказуемого. Роль второстепенных членов предложения. Предложения с однородными членами. Смысловая ёмкость предложений с однородными членами. Интонационное и пунктационное оформление однородных членов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Использование простых и сложных предложений в речи. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением. Слово и его значение. Слово как языковой знак, имеющий не только план выражения и план содержания. Тематическая классификация слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность. Метафора и сравнение. Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Различные виды лингвистических словарей. Их устройство и назначение. | Личностные: Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах, давать определения им. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности каждого типа предложений. Сравнивать простые и сложные предложения, объяснять роль союзов в сложном предложении. Выделять словосочетание из предложения, находить связь слов в словосочетании. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Коммуникативные: Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. | Знать: Способы варажения подлежащего и сказуемого. Роль второстепенных членов предложения. Различие между словосочетанием, словом и предложением. Виды лингвистических словарей. Уметь: Выделять главные члены и второстепенные члены предложения, распространять предложения второстепенными членами. Ставить знаки препинания при однородных членах. |
3 | Состав слова (23ч) | Состав слова. Однокоренные слова. Орфограммы корня. Значимые части слова, единообразное их написание. Значение, которое привносит в слово каждая морфема Разбор слов по составу. Правописание суффиксов –ек, -ик. Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. | Личностные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Регулятивные: Уметь оценить правильность выполнения действия. Познавательные: Определять значение, которое приносить в слово каждая морфема. Находить значимые части слова, объяснять их написание с точки зрения орфографии. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Знать: Значимые части слова, единообразное их написание. Правописание суффиксов –ек, -ик. Уметь: Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. Списывать аккуратно и без ошибок текст, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами |
4 | Слово как часть речи (76ч) | Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. Грамматическое значение частей речи. Имя существительное. Род имён существительных (постоянный признак). Число, падеж (изменяемые признаки). Три склонения имён существительных. Склонения имён существительных единственного числа. Безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения. Склонения имён существительных во множественном числе. Варианты падежных окончаний имён существительных. Разбор имёни существительного как части речи. Имя прилагательное. Склонения имён прилагательных. Безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе и способы их проверки. Образование имён прилагательных. Разбор имёни прилагательного как части речи. Местоимение Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, их роль в предложении. Глагол. Общее значение действия, состояния, вопросы. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола как его начальная форма. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжений. Способы определения спряжения глаголов. Правописание глаголов на тся и ться. Определение написания –тся и –ться с помощью вопроса к глаголу. Глаголы – исключения. Написание окончаний в глаголах-исключениях I и II спряжения Разбор глагола как части речи. Имя числительное. Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции. Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Употребление числительных в речи. Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий. Образование наречий от имён прилагательных. Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи. Служебные части речи. | Личностные: Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные: Сохранять в памяти поставленную задачу. Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Познавательные: Различать слова разных частей речи на основе общности их значений, грамматических признаков и роли в предложении. Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова. Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным Находить имена существительные, определять их особенности. Анализировать имя существительное, имя прилагательное как часть речи Применять алгоритм при: определения падежа, безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения; безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе; при определении спряжения глаголов; при написании личных окончаний глаголов I и II спряжений. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. Сравнивать местоимения с существительными по функции и грамматическим формам. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени, называть основные способы определения спряжения глагол, обосновывать написание –тся и ться. Коммуникативные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Знать: Критерии выделения частей речи. Грамматическое значение частей речи. Постоянные и изменяемые признаки имён существительных. Варианты падежных окончаний имён существительных. Роль имён существительных в речи и в составе предложений. Склонения имён прилагательных. Способы их проверки безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения; безударных падежных окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе. Местоимения 1, 2, и 3-го лица единственного и множественного числа. Правило правописания личных местоимений с предлогами. Находить начальную форму глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжений. Способы определения спряжения глаголов. Глаголы – исключения. Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Служебные части речи. Уметь: Грамотно писать: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения; безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе. Использовать в речи несклоняемые существительные. Определять безударные окончания имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. Определять число, лицо и падеж личных местоимений. Находить наречие, ставить к ним вопросы, определять значение. Выполнять разбор имёни существительного как части речи, имёни прилагательного, глагола. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять написание –тся и –ться с помощью вопроса к глаголу. Образовывать наречия от имён прилагательных. Писать служебные части речи с другими частями речи |
5 | Повторение | Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. Грамматическое значение частей речи. Имя существительное. Род имён существительных (постоянный признак). Число, падеж (изменяемые признаки). Три склонения имён существительных. Склонения имён существительных единственного числа. Безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения. Склонения имён существительных во множественном числе. Варианты падежных окончаний имён существительных. Разбор имёни существительного как части речи. Имя прилагательное. Склонения имён прилагательных. | Личностные: Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные: Сохранять в памяти поставленную задачу. Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Познавательные: Различать слова разных частей речи на основе общности их значений, грамматических признаков и роли в предложении. Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова. Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным Находить имена существительные, определять их особенности. Анализировать имя существительное, имя прилагательное как часть речи Применять алгоритм при: определения падежа, безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения; безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе; при определении спряжения глаголов; при написании личных окончаний глаголов I и II спряжений. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. Сравнивать местоимения с существительными по функции и грамматическим формам. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени, называть основные способы определения спряжения глагол, обосновывать написание –тся и ться. Коммуникативные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Знать: Критерии выделения частей речи. Грамматическое значение частей речи. Постоянные и изменяемые признаки имён существительных. Варианты падежных окончаний имён существительных. Роль имён существительных в речи и в составе предложений. Склонения имён прилагательных. Способы их проверки безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения; безударных падежных окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе. Местоимения 1, 2, и 3-го лица единственного и множественного числа. Правило правописания личных местоимений с предлогами. Находить начальную форму глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжений. Способы определения спряжения глаголов. Глаголы – исключения. Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Служебные части речи. Уметь: Грамотно писать: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения; безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе. Использовать в речи несклоняемые существительные. Определять безударные окончания имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. Определять число, лицо и падеж личных местоимений. Находить наречие, ставить к ним вопросы, определять значение. Выполнять разбор имёни существительного как части речи, имёни прилагательного, глагола. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять написание –тся и –ться с помощью вопроса к глаголу. Образовывать наречия от имён прилагательных. Писать служебные части речи с другими частями речи |
Педагогические условия и средства реализации стандарта
В классе обучаются учащиеся разного уровня развития памяти, внимания, мышления, общеучебных умений и навыков, физического статуса. Всех обучающихся можно условно поделить на три группы, в зависимости от успешности обучения. Для достижения всеми обучающимися положительной динамики успешности, при проведении уроков планируется использовать: беседы, практикумы, работу в парах, группах, организационно - деятельностные игры и другие формы.
Основная форма: урок.
Типы уроков:
урок изучение нового материала;
урок совершенствования знаний, умений и навыков;
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
комбинированный урок;
урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Принципы обучения:
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Формы подведения итогов:
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года
Личностные:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
Планируемые результаты на конец 4 класса:
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения
Использование формул речевого этикета в различных сферах общения.
Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека.
Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий,
анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.
Оценивать свои успехи в учебной деятельности.
Познавательные:
Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение.
Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Умение соотносить слово и набор его грамматических характеристик.
Коммуникативные:
Умение слушать собеседника и вести диалог.
Признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.
Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения.
Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
алгоритм определения склонения существительного;
окончания имен существительных при склонении;
склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
склонение имен прилагательных во множественном числе;
правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;
понятие о неопределенной форме глагола;
изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);
глаголы 1–2-го спряжений;
правописание безударных личных окончаний глаголов;
мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;
правописание частицы не с глаголами;
правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться, -тся );
Служебные части речи.
Учащиеся должны уметь:
ставить знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными членами;
устанавливать связь слов в предложениях по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания;
распознавать местоимения, определять их число и лицо;
писать раздельно местоимение с предлогом;
правильно писать падежные окончания прилагательных;
определять время, число и спряжение глаголов;
спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;
распознавать неопределенную форму глаголов;
писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;
писать не с глаголами раздельно;
писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;
писать диктанты различных видов.
Календарно -тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Повторяем – узнаём новое (20 часов) |
Речевое общение. Речь устная и письменная (2ч) |
1 | Знакомство с учебником. Речевое общение. | | | |
2 | Речь устная и письменная. | | | |
Цель речевого общения (3ч) |
3 | Цель речевого общения. | | | |
4 | Правила общения. | | | |
5 | Правила общения. Закрепление. | | | |
Речевая культура. Обращение (6ч) |
6 | Речевая культура. Обращение | | | |
7 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | | | |
8 | Деловая речь. Составление планов. | | | |
9 | Научная и художественная речь. | | | |
10 | Метафора и сравнение. | | | |
11 | Входной контрольный диктант . | | | |
Текст как речевое произведение (9ч) |
12 | Текст. Признаки текста. | | | |
13 | План текста простой и развёрнутый. Типы текстов. | | | |
14 | Обучающее изложение. | | | |
15 | Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование. | | | |
16 | Составление текстов разных видов. | | | |
17 | Составление собственного текста. | | | |
18 | Проверочная работа «Проверь себя» | | | |
19 | Контрольный диктант по теме «Текст». | | | |
20 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | | | |
Язык как средство общения (33 часа) |
Средства общения (8ч) |
21 | Средства общения. Роль языка в общении. | | | |
22 | Способы передачи сообщения. | | | |
23 | Повторение. Звуки и буквы русского языка. | | | |
24 | Основные правила орфографии. | | | |
25 | Словесное творчество. Основные правила орфографии. | | | |
26 | Повторение изученных орфограмм. Ударение. | | | |
27 | Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения». | | | |
28 | Проверочная работа «Проверь себя» | | | |
Предложение (3ч) |
29 | Различение предложений и словосочетаний. | | | |
30 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. | | | |
31 | Развитие речи. Составление текста-рассуждения на заданную тему. | | | |
Главные и второстепенные члены предложения (5ч) |
32 | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. | | | |
33 | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. | | | |
34 | Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. | | | |
35 | Способы выражения подлежащее и сказуемого. | | | |
36 | Связь слов в предложении. | | | |
Предложения с однородными членами (4ч) |
37 | Однородные члены предложения. | | | |
38 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. | | | |
39 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | | | |
40 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Закрепление. | | | |
Простые и сложные предложения (2ч) |
41 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. | | | |
42 | Обучающее изложение. | | | |
Словосочетание (3ч) |
43 | Анализ изложения. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением. | | | |
44 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | | | |
45 | Анализ диктанта. Обобщение знаний о предложении и словосочетании. | | | |
Слово и его значение (8ч) |
46 | Обобщение знаний о значении слова. | | | |
47 | Различные виды лингвистических словарей. | | | |
48 | Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение. | | | |
49 | Синонимы, антонимы, омонимы. | | | |
50 | Синонимы, антонимы, омонимы. Закрепление. | | | |
51 | Многозначные слова. | | | |
52 | Прямое и переносное значение слова. | | | |
53 | Проверочная работа «Проверь себя» | | | |
Состав слова. Однокоренные слова (23 часа) |
54 | Состав слова. Разбор слова по составу. | | | |
55 | Образование новых слов с помощью приставок. | | | |
56 | Образование новых слов с помощью приставок. Закрепление. | | | |
57 | Разделительный твёрдый знак. | | | |
58 | Разделительный мягкий знак. | | | |
59 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | | | |
60 | Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок» | | | |
61 | Образование новых слов с помощью суффиксов. | | | |
62 | Правописание суффиксов –ик-, -ек-. | | | |
63 | Однокоренные слова. | | | |
64 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | | | |
65 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | | | |
66 | Правописание гласных и согласных в корне слова. Закрепление. | | | |
67 | Удвоенные согласные в корне слова. | | | |
68 | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | | | |
69 | Анализ изложения. Правописание слов с орфограммами корня. | | | |
70 | Однокоренные слова и формы слова. | | | |
71 | Правописание соединительных гласных в сложных словах. | | | |
72 | Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег» | | | |
73 | Повторение изученных орфограмм. | | | |
74 | Проверь себя. Систематизация знаний о составе слова. | | | |
75 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | | | |
76 | Анализ контрольного диктанта. Повторение основных орфограмм корня. | | | |
Слово как часть речи (76часов) |
Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении (6ч) |
77 | Различие и общность частей речи. | | | |
78 | Грамматические значения частей речи. | | | |
79 | Распределение слов по частям речи. | | | |
80 | Роль частей речи в предложении. | | | |
81 | Проверь себя. Систематизация знаний о частях речи. | | | |
82 | Контрольный диктант за 1 полугодие. | | | |
Имя существительное (22ч) |
83 | Повторяем, что знаем. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | | | |
84 | Число и род имён существительных. | | | |
85 | Алгоритм определение падежа имён существительных. | | | |
86 | Упражнение в распознавании падежа имён существительных. | | | |
87 | Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные. | | | |
88 | Три склонения имён существительных (общее представление). | | | |
89 | Обучающее изложение. | | | |
90 | Падежные окончания имён существительных 1 склонения. | | | |
91 | Падежные окончания имён существительных 1 склонения. | | | |
92 | Падежные окончания имён существительных 1 склонения. Закрепление. | | | |
93 | Падежные окончания имён существительных 2 склонения. | | | |
94 | Падежные окончания имён существительных 2 склонения. | | | |
95 | Падежные окончания имён существительных 2 склонения. Закрепление. | | | |
96 | Падежные окончания имён существительных 3 склонения. | | | |
97 | Падежные окончания имён существительных 3 склонения. Закрепление. | | | |
98 | Падежные окончания имён существительных в единственном числе. | | | |
99 | Падежные окончания имён существительных в единственном числе. Закрепление. | | | |
100 | Склонение имён существительных во множественном числе. | | | |
101 | Склонение имён существительных во множественном числе. | | | |
102 | Склонение имён существительных во множественном числе. Закрепление. | | | |
103 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | | | |
104 | Анализ контрольного диктанта. | | | |
Имя прилагательное (13ч) |
105 | Повторяем, что знаем. | | | |
106 | Безударные окончания имён прилагательных. | | | |
107 | Безударные окончания имён прилагательных. Закрепление. | | | |
108 | Склонение имён прилагательных. | | | |
109 | Склонение имён прилагательных. | | | |
110 | Склонение имён прилагательных. Закрепление. | | | |
111 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | | | |
112 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | | | |
113 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Закрепление. | | | |
114 | Разбор имени прилагательного как части речи. | | | |
115 | Проверь себя. | | | |
116 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | | | |
117 | Анализ контрольного диктанта. | | | |
Местоимение (7ч) |
118 | Местоимение как часть речи. | | | |
119 | Склонение личных местоимений 1, 2 лица. | | | |
120 | Склонение личных местоимений 3 лица. | | | |
121 | Изменение личных местоимений по падежам. | | | |
122 | Проверь себя. | | | |
123 | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | | | |
124 | Анализ контрольного диктанта. | | | |
Глагол (20ч) |
125 | Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке. | | | |
126 | Прошедшее время глаголов. | | | |
127 | Неопределённая форма глагола. | | | |
128 | Неопределённая форма глагола. Закрепление. | | | |
129 | Спряжение глаголов в настоящем времени. | | | |
130 | Спряжение глаголов в будущем времени. | | | |
131 | 2 лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. | | | |
132 | Спряжение глаголов. | | | |
133 | Способы определение спряжения глаголов. | | | |
134 | Способы определение спряжения глаголов. Закрепление. | | | |
135 | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | | | |
136 | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Закрепление. | | | |
137 | Правописание глаголов на –тся и –ться. | | | |
138 | Правописание глаголов на –тся и –ться. Закрепление. | | | |
139 | Глаголы – исключения. | | | |
140 | Написание безударных окончаний глаголов. | | | |
141 | Разбор глагола как части речи. | | | |
142 | Проверь себя. | | | |
143 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | | | |
144 | Анализ контрольного диктанта. | | | |
Имя числительное (3ч) |
145 | Имя числительное как часть речи. | | | |
146 | Имя числительное. | | | |
147 | Имя числительное. Закрепление. | | | |
Наречие (5ч) |
148 | Наречие как часть речи. | | | |
149 | Наречие. | | | |
150 | Наречие. Закрепление. | | | |
151 | Контрольный диктант по темам «Имя числительное», «Наречие». | | | |
152 | Анализ контрольного диктанта. | | | |
Повторение (18ч) |
153 | Повторение пройденного. | | | |
154 | Повторение. Слово. | | | |
155 | Повторение. Части речи. | | | |
156 | Развитие речи. Подробное изложение текста по составленному плану. | | | |
157 | Промежуточная аттестация. | | | |
158 | Повторение. Части речи. | | | |
159 | Развитие речи. Краткое изложение текста. | | | |
160 | Повторение. Части речи. | | | |
161 | Повторение. Контрольное списывание. | | | |
162 | Повторение. Правила правописания. | | | |
163 | Итоговый контрольный диктант. | | | |
164 | Анализ контрольного диктанта. | | | |
165 | Итоговый тест за 4 класс. | | | |
166 | Повторение. Правила правописания. | | | |
167 | Олимпиадная работа. | | | |
168 | Контрольное изложение. | | | |
169 | Обобщение по разделам. | | | |
170 | Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи» | | | |
Материально – техническое обеспечение
Для реализации программного содержания курса «Русский язык» 4 класс используются следующие учебники и учебные пособия:
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» учебник для 4 класса в двух частях. М., «Просвещение»;
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык». Рабочая тетрадь. 4 класс в двух частях.
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Методическое пособие. Уроки русского языка. 4 класс.
Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 2, 3, 4-го классов.
Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2, 3, 4-го классов.
Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов.