СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КУБАНСКИй КАЗАЧИЙ ФОЛЬКЛОР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КУБАНСКИй КАЗАЧИЙ ФОЛЬКЛОР»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Краснодарский педагогический колледж»

Пробный урок по кубановедению

студентки 3 курса группы «Вш»

Макаусовой Елены Николаевны

проведённый в 3 «Г» классе

08.05.2020 г.











Учитель_________\Медведченкова Раисия Михайловна\

Оценка_________________________









Краснодар, 2020

Тема: «Казачий фольклор»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: познакомить с составляющими казачьего фольклора; прививать любовь к малой родине, её истории; развивать кругозор; воспитывать уважение к обычаям казаков.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник по кубановедению 3 класс, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Планируемые результаты обучения (УУД):

Метапредметные

Предметные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

  • углубить и расширить знания о составляющих казачьего фольклора.;

  • развивать речь обучающихся;

  • формировать познавательный интерес, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.

  • положительное отношение к учению;

  • воспитание чувства любви к родной природе, родному краю;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению.

  • уметь самостоятельно определять и формулировать тему и познавательную цель на уроке;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета.









Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

  1. Организационный момент

  • Приветствует обучающихся

  • Проверяет готовность к уроку

  • Мотивирует на учебную деятельность

  • Приветствуют учителя

  • Демонстрируют готовность к уроку

  • Получают эмоциональный настрой


  1. Актуализация знаний


• Задаёт обучающимся вопросы по предыдущей теме урока

- Ребята, сейчас повторим с вами то, что мы изучили на прошлом уроке

-Как называлась тема, которую мы проходили на прошлом уроке?

-Что такое обычай? Традиция?

-Кем создавались традиции?

-Какие обычаи и традиции вы знаете? А какие соблюдаете?

• Организует проверку домашнего задания

-А сейчас мы узнаем, какие обычаи и традиции есть в вашей семье, кто готов рассказать?

• Просит обучающихся рассказать сообщение об обычаях и традициях в их семье

• Отвечают на заданные учителем вопросы



• Отвечают на вопросы по пройденной теме








• Выступают со своим сообщением о традициях и обычаях в их семье






  1. Постановка темы и цели урока


• Подводит обучающихся к теме урока

-Всё это и песни, и танцы и традиции народного быта можно назвать одним словом -ФОЛЬКЛОР.

-Само слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

-Фольклор - бывает музыкальный, танцевальный и словесный.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанского народа, КУБАНСКИМ КАЗАЧЬИМ ФОЛЬКЛОРОМ.


• Внимательно слушают учителя








Слайд 1








Слайд 2

  1. Первичное усвоение

новых знаний


Рассказ с элементами беседы

Одином из составляющих фольклора являются пословицы и поговорки.

У кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, потому что в них отразилась поэтическая история народа.

Обратите внимание в чем особенность пословицы и поговорки.

Пословица

  • краткое, мудрое суждение о жизни

  • содержит поучительный смысл

  • законченное суждение

  • характеризует поступки человека, их образ жизни

  • украшает нашу речь

Поговорка

  • меткое суждение

  • часть суждения, незаконченное предложение

  • дает оценку поступкам человека, но не поучает

  • выражает чувства

-Какие пословицы и поговорки вы знаете?

-А сейчас давайте поиграем.

Игра: «Подбери пословицу»

-Вам необходимо послушать историю и подобрать подходящую к ней пословицу из представленных на слайде:

Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все.


Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша.


Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.


Саша решил собрать из конструктора модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов.

-К какому виду фольклора мы отнесём пословицы и поговорки? Почему?

Рассказ с элементами беседы

-А теперь поговорим о песни, как сказал М. Шолохов:

Песня - это не писаная, а спетая история народа.

Песни, если они сложены народом,

никогда не отступают от правды.

- Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь.

-Ребята, а как вы думайте, когда на Кубани пели?

Молодцы!

- Даже гимн Кубани - это песня кубанских казаков, написанная войсковым священником во время военного похода. До сих пор язык казаков представляет собой особое наречие, смесь украинского и русского языка. Интересен и самобытен казачий фольклор.

-Песни надо петь и слушать. Давайте послушаем одну из кубанских казачьих песен.

-О ком поется в песне?

-К какому виду фольклора отнесём песню? Почему?

-Верно, песни поют, и чаще поют под музыку. Да и сама песня — это тоже музыка, идущая из души.

-А теперь перейдем к следующему виду фольклора.

-Прочитайте его название.

«Плясовые припевки».

-Суть этого жанра кроется в самом названии. -Объясните, что делали, когда исполняли плясовые припевки.

-Казаки и казачки на гуляньях вызывали друг друга на состязание в плясках «Кто кого перепляшет».

-Вот и я вам предлагаю исполнить одну такую припевку в виде физминутки.

-Послушайте слова и запомните движения.




• Внимательно слушают рассказ учителя





• Один из обучающихся зачитывает особенности












• Отвечают на вопросы учителя



• Принимают участие в игре






По секрету всему свету



У семи нянек – дитя без глаза



Любишь кататься – люби и саночки возить


Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Словесный

• Отвечают на вопросы учителя

• Слушают рассказ учителя







• Отвечают на вопросы

Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.








О казаках

Музыкальный

• Отвечают на вопросы учителя







Пели и танцевали.









Слайд 3




















Слайд 4





























Слайд 5

«Распрягайте, Хлопцы, Коней»




Физминутка

• Проводит физминутку

На носок, на каблучок

Так танцуют казачок. -2 раза

И кружитесь, не ленитесь,

Когда надо, поклонитесь.


• Выполняют упражнения

• Дети поют и танцуют.



-Теперь садитесь.

-Ребята, мы выяснили, что плясовые припевки пели и танцевали. А к какому фольклору их отнести?

-Какое слово в этом словосочетании главное?

-Значит это какой фольклор?


У вас на партах лежат листы. Прочитайте.

1.В саду выросла берёза –

Белая пребелая.

Я девчонка молодая

И к тому же, смелая.

2. На окошке два цветочка

Синенький да аленький,

Я парнишка боевой

Хоть и ростом маленький.

3.Если б не было луны,

Не было б и неба,

Если б не было земли,

Не было б и хлеба.

4. Говорят, что я певунья

Это правда, не таю.

Много песен я пропела

Еще больше пропою.

-Что это за стихи?

-Как исполняют частушки?

-Значит, какой это фольклор?


-А теперь давайте поговорим о сказках.

-Все вы выросли на сказках, которые рассказывали ваши родные люди, бабушки и мамы. Ребята, кто самый внимательный. Что делают со сказками?

-Послушайте сказку.

Казак и птицы.

Давным-давно в одной из станиц жил казак по имени Сашко. Это был очень трудолюбивый казак, он пахал землю и сеял зерно, собирал богатый урожай. Но однажды случилось несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Сгорела у казака почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти.

Выдалась в тот год на Кубани суровая зима. Вышел как – то Сашко во двор и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.

Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться.

С этого дня стал казак каждый день в кормушки зерно сыпать. Так весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился и думает: “Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”.

Вот пришла пора посевной. Глядит Сашко, а над его землей стая разных птиц кружится. Каждая делом занята - бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань.

Все станичники смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.

А Сашко в тот год собрал богатый урожай зерна.

-Почему Сашко удалось собрать богатый урожай?

-Почему птицы помогли Сашко?

-К какой составляющей фольклора отнесём сказки? Почему?

-Есть еще танцевальный фольклор.

-Казак – это защитник границ родного государства, удалой наездник. Казак с детства заботился о своём здоровье, занимался физической подготовкой и в танцах стремился показать свою силу, удаль и ловкость.

-А сейчас мы посмотрим танец в исполнении хореографического ансамбля «Кубанская казачья вольница»

-Какой танец мы увидели?

-Как вы догадались, что это казачий танец?

-К какому фольклору отнесём танцы? Почему?

• Отвечают на вопросы учителя

Может и к музыкальному, и к танцевальному

Припевки

Музыкальный


• Обучающиеся читают стихотворения с листов















Частушки

Их поют

Музыкальный




Их читают, рассказывают, и конечно слушают


• Внимательно слушают сказку

• Готовятся отвечать на вопросы

























• Отвечают на вопрос учителя




Словесный











Казачий пляс

По движениям, по костюмам

Танцевальный







Слайд 6


























































Слайд 7

  1. Закрепление усвоенных знаний

- Кто запомнил, что такое фольклор?

-О каком фольклоре мы говорили на уроке?

- Что относится к музыкальному фольклору? Так же сказки, пословицы, поговорки, если исполняются под музыку

-Что относится к танцевальному фольклоры?

-Что относится к словесной?

-Соедините отрывок из произведения народного творчества с названием жанра

• Организует проверку выполненного задания

• Отвечают на вопросы учителя

Устное народное творчество

О казачьем фольклоре

Песни, частушки, плясовые припевки


Танцы

Пословицы и поговорки, загадки, сказки


• Дети самостоятельно работают

• Выполняют взаимопроверку









Слайд 8

Приложение 1

  1. Итог урока.

• Подводит итоги урока

-Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Кто активно работал на уроке, получит оценку. Вы все молодцы, хорошо поработали на уроке, но те, кто работал активнее всех получит медали.

• Участвуют в подведении итогов

• Отвечают на вопросы учителя








  1. Рефлексия

• Проводит рефлексию

-Поднимите правую руку, если вам понравился урок, и вы активно принимали в нём участие, если наоборот, то поднимите левую.

• Поднимают соответствующую руку


  1. Домашнее задание

• Даёт домашнее задание

-Запишите пословицы, поговорки, которые используют в речи ваши родные, узнайте и запишите народные песни, которые поют в вашей семье.

• Внимательно слушают учителя

• Записывают домашнее задание



Приложение 1

Хоть с хаты тикай                                                           Сказка


Нэ лае, нэ кусае, а в дом нэ пускае.                               Плясовая припевка


Где кто родился – там и пригодился.                            Поговорка


Трам, там, тада – рада,

Танцевать красиво надо.

Топну так, топну так, -

Так танцуют наш гопак.                                                   Загадка


Давным – давно началась эта история.

Жили в нашем селе два брата. Один весёлый,

да дельный, другой - …                                                 Пословица




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!