СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Киевской Руси

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация рассказывает об особенностях развития культуры Древнерусского государства. Презентация носит ознакомительный характер.

Просмотр содержимого документа
«Культура Киевской Руси»

Есть красота несказанная, светлая, Та, что святою не зря называется… Тихо раскроется тайна заветная. Русь белой лебедью в сердце останется. Сном благодатным, радостью сбывшейся – Час созерцания, Богом подаренный, Будто бы чудом с Небес опустившийся – Песней беззвучною – Храм белокаменный… М. Кравцова

Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется…

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся –

Час созерцания, Богом подаренный,

Будто бы чудом с Небес опустившийся –

Песней беззвучною – Храм белокаменный…

М. Кравцова

Дохристианская славянская письменность  Существует ряд свидетельств и артефактов, подтверждающих, что славяне до принятия христианства не были диким и варварским народом. Иными словами, они умели писать. Дохристианская письменность у славян существовала. Первым обратил внимание на этот факт русский историк Василий Никитич Татищев (1686 – 1750 гг.). Размышляя о летописце Несторе, который создавал «Повести временных лет», В.Н. Татищев утверждает, что Нестор создавал их не со слов и устных преданий, а опираясь на уже существовавшие книги и письма, которые он собрал и упорядочил. Нестор не мог со слов настолько достоверно воспроизвести Договоры с греками, которые были созданы лет за 150 до него. Это говорит о том, что Нестор опирался на уже существующие письменные источники, которые до настоящего времени не дошли.

Дохристианская славянская письменность

  • Существует ряд свидетельств и артефактов, подтверждающих, что славяне до принятия христианства не были диким и варварским народом. Иными словами, они умели писать. Дохристианская письменность у славян существовала. Первым обратил внимание на этот факт русский историк Василий Никитич Татищев (1686 – 1750 гг.). Размышляя о летописце Несторе, который создавал «Повести временных лет», В.Н. Татищев утверждает, что Нестор создавал их не со слов и устных преданий, а опираясь на уже существовавшие книги и письма, которые он собрал и упорядочил. Нестор не мог со слов настолько достоверно воспроизвести Договоры с греками, которые были созданы лет за 150 до него. Это говорит о том, что Нестор опирался на уже существующие письменные источники, которые до настоящего времени не дошли.
  • Болгарский писатель X века черноризец (монах) Храбр посвятил началу славянской письменности маленькое (но для нас, потомков, неизмеримо ценное!) сочинение — «Сказании о письменах», то есть о буквах. Храбр рассказывает, что в древности, когда славяне были еще язычниками, у них не было букв, они читали и гадали «чрътами и резами». «Черты» и «резы» — это разновидность примитивного письма в виде рисунков и зарубок на дереве, известного и у других народов на ранних стадиях их развития. Когда же славяне крестились, продолжает Храбр, они пытались записывать свою речь римскими и греческими буквами, но «без устроения», без порядка. Такие попытки были обречены на неудачу, так как ни греческий, ни латинский алфавит не был пригоден для передачи многих особых звуков славянской речи. «И так было многие годы», — замечает первый историк славянской письменности. Так было до времени Кирилла и Мефодия.
  • Болгарский писатель X века черноризец (монах) Храбр посвятил началу славянской письменности маленькое (но для нас, потомков, неизмеримо ценное!) сочинение — «Сказании о письменах», то есть о буквах.
  • Храбр рассказывает, что в древности, когда славяне были еще язычниками, у них не было букв, они читали и гадали «чрътами и резами». «Черты» и «резы» — это разновидность примитивного письма в виде рисунков и зарубок на дереве, известного и у других народов на ранних стадиях их развития. Когда же славяне крестились, продолжает Храбр, они пытались записывать свою речь римскими и греческими буквами, но «без устроения», без порядка. Такие попытки были обречены на неудачу, так как ни греческий, ни латинский алфавит не был пригоден для передачи многих особых звуков славянской речи. «И так было многие годы», — замечает первый историк славянской письменности. Так было до времени Кирилла и Мефодия.

Берестяные грамоты Новгорода

Берестяные грамоты Новгорода

Письменность,  грамотность, школы Тропарь Яко апостолам единоравнии и Словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии,  Владыку всех молите, вся языки словенския утвердити в Православии и единомудрии,  умирити мир, и спасти души наша.

Письменность, грамотность, школы

Тропарь

  • Яко апостолам единоравнии и Словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки словенския утвердити в Православии и единомудрии, умирити мир, и спасти души наша.
Повесть временных лет

Повесть временных лет

Древнерусская литература Посвящено обоснованию государственно-идеологической концепции Руси, полноправному месту Руси среди народов и государств, роли великокняжеской власти, её значения для русских земель. «Слово» объясняло смысл крещения Руси, выявляло роль русской церкви в истории страны

Древнерусская литература

  • Посвящено обоснованию государственно-идеологической концепции Руси, полноправному месту Руси среди народов и государств, роли великокняжеской власти, её значения для русских земель. «Слово» объясняло смысл крещения Руси, выявляло роль русской церкви в истории страны
«Память и похвала Владимира» Автор произведения монах Иаков, в котором возвеличены дела князя Владимира Святого, именно Иаков даёт князю новое имя Владимир – Красное Солнышко.

«Память и похвала Владимира»

  • Автор произведения монах Иаков, в котором возвеличены дела князя Владимира Святого, именно Иаков даёт князю новое имя Владимир – Красное Солнышко.
Поучение Владимира Мономаха

Поучение Владимира Мономаха

Даниил Заточник Произведение, получившее среди исследователей наименование «Моление Даниила Заточника» (первая, наиболее ранняя редакция его называется несколько иначе — «Слово Даниила Заточеника, еже написа своему князю»), представляет собой одну из многочисленных загадок древнерусской литературы. Единственное, на чём единодушно сходятся все обращавшиеся к этому сочинению исследователи, так это на том, что создано оно, по всей видимости, ещё до начала монгольского нашествия — просто потому, что нет в “молении” ни слова о вражеских набегах, о разорении русской земли — словом, обо всём, что уже в XIII веке составит основную тему русской литературы.

Даниил Заточник

  • Произведение, получившее среди исследователей наименование «Моление Даниила Заточника» (первая, наиболее ранняя редакция его называется несколько иначе — «Слово Даниила Заточеника, еже написа своему князю»), представляет собой одну из многочисленных загадок древнерусской литературы. Единственное, на чём единодушно сходятся все обращавшиеся к этому сочинению исследователи, так это на том, что создано оно, по всей видимости, ещё до начала монгольского нашествия — просто потому, что нет в “молении” ни слова о вражеских набегах, о разорении русской земли — словом, обо всём, что уже в XIII веке составит основную тему русской литературы.
Архитектура Древней Руси

Архитектура Древней Руси

Новгород

Новгород

Дмитровский собор  во Владимире

Дмитровский собор

во Владимире

Древний храм Пскова

Древний храм Пскова

Древнерусское искусство Живопись, скульптура, музыка с принятием христианства подчинили своё содержание высшей цели – воспеванию Бога, подвигов апостолов, святых, деятелей церкви. В языческом искусстве плоть торжествует над духом, в церковном искусстве воспета победа духа над плотью, утверждаются высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства

Древнерусское искусство

  • Живопись, скульптура, музыка с принятием христианства подчинили своё содержание высшей цели – воспеванию Бога, подвигов апостолов, святых, деятелей церкви.
  • В языческом искусстве плоть торжествует над духом, в церковном искусстве воспета победа духа над плотью, утверждаются высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства
Начатки письменности, домашнее обучение, устная передача опыта (былины, сказки, сказания, притчи, фольклор, языческие обряды) Распространение кириллицы, возникновение летописания, монастырские и княжеские школы
  • Начатки письменности, домашнее обучение, устная передача опыта (былины, сказки, сказания, притчи, фольклор, языческие обряды)
  • Распространение кириллицы, возникновение летописания, монастырские и княжеские школы
Фольклор, языческие песни и танцы, сооружения из дерева – дома, крепости, мосты Начало каменного храмового строительства, появление мозаики, фресковой живописи, церковного песнопения
  • Фольклор, языческие песни и танцы, сооружения из дерева – дома, крепости, мосты
  • Начало каменного храмового строительства, появление мозаики, фресковой живописи, церковного песнопения
Развиты дерево- и металлообработка, гончарное, кожевенное, ювелирное дело Число ремёсел выросло до 60 Началась чеканка собственной монеты
  • Развиты дерево- и металлообработка, гончарное, кожевенное, ювелирное дело
  • Число ремёсел выросло до 60
  • Началась чеканка собственной монеты
Многожёнство Наложничество (конкубинат) Умыкание невест, относительная свобода женщин Моногамия (церковный брак) Подчинение женщины мужчине, повышение ответственности мужчины за семью и воспитание детей
  • Многожёнство
  • Наложничество (конкубинат)
  • Умыкание невест, относительная свобода женщин
  • Моногамия (церковный брак)
  • Подчинение женщины мужчине, повышение ответственности мужчины за семью и воспитание детей
Преобладание обычного права Самоуправство Первый свод законов «Русская правда»  (ок 1076 г) Правда Ярославичей Каноническое (церковное) право
  • Преобладание обычного права
  • Самоуправство
  • Первый свод законов «Русская правда»

(ок 1076 г)

  • Правда Ярославичей
  • Каноническое (церковное) право
У князей – расширение территорий и укрепление своей власти Определилось место Руси в мировом историческом процессе Идея сильной княжеской власти как фактора объединения Создание сильного единого государства
  • У князей – расширение территорий и укрепление своей власти
  • Определилось место Руси в мировом историческом процессе
  • Идея сильной княжеской власти как фактора объединения
  • Создание сильного единого государства


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!