Просмотр содержимого документа
«Культура России в первой половине 19 века»
- 1802 – создано Министерство народного просвещения
- 1804 – Россия разделена на 6 учебных округов. Центры округов университеты: Московский, Дерптский (открыт в 1802), Виленский, Харьковский, Казанский, Санкт – Петербургский.
- Открыты специализированные учебные заведения: Лесной, Педагогический институты, Техническое училище.
- 1811 – Царскосельский лицей.
Таким образом круг образованных людей расширился. Просвещение стало доступно не только дворянству, но и разночинцам.
Работа с документом:
Рескрипт Николая I от 19 августа 1827 гг.:
« Предметы учения и сами способы преподавания должны быть соображаемы с будущим предназначением обучающихся. Необходимо, чтобы в будущим учащийся не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться».
Как вы понимаете слова документа?
- 1827 – запрещено принимать в университеты и гимназии детей крепостных.
- 1835 – отменена автономия университетов. Ограничивалась численность студентов.
- Усилилась сословность в системе образования.
- Несмотря на расширение системы образования в России, уровень грамотности составлял к 50 – м. г. XlX века – 5-6 %. Грамотными людьми в основном были люди дворянского происхождения.
- Н. Лобачевский (1792 – 1856).
- М. Остроградский (1801 – 1862).
Став знаменитостью мирового класса, Остроградский развернул в Петербурге большую педагогическую и общественную деятельность. Он стал профессором Николаевских инженерных Академии и училища, Морского кадетского корпуса, Института инженеров путей сообщения, Главного педагогического института, Главного артиллерийского училища и других учебных заведений.
- В.В. Петров (1761 – 1834).
Нашёл новую форму перехода энергии постоянного тока в тепловую и световую энергию. В 1802 г. открыл электрическую дугу., которая стала применяться в металлургии при освещении.
- Б. С. Якоби (1801 – 1874).
Сконструировал первую модель электродвигателя. Мировую славу ему принесло изобретение гальванопластики.
1839- изобрёл первое телеграфное устройство, действовавшее на подземной линии Петербург – Царское село.
1839 – основана Пулковская обсерватория.
Струве Борис Яковлевич (1793 – 1864). Создатель школы русских астрономов. В области звёздной астрономии Струве открыл реальное сгущение звёзд к центральным частям Галактики и обосновал вывод о существовании и величине межзвёздного поглощения света.
- Павел Петрович Аносов (1799 – 1851).
В 1831 г. положил начало изучению структуры стали. Первым применил микроскоп в изучении металла.
Парово́зы Черепа́новых — первые паровозы построенные в России. Первый паровоз был построен в 1833 году, второй — в 1835.
Синтезы Зинина послужили научной основой для создания промышленности синтетических красителей, взрывчатых веществ, фармацевтических препаратов .
В 1853 в Крыму, Зинин сделал всё, чтобы русская армия имела на вооружении самые сильные взрывчатые вещества. Он предложил начинять нитроглицерином гранаты (1854), разработал способ получения больших количеств нитроглицерина и способ его взрывания. Однако его предложения не были реализованы артиллерийским ведомством. Только в 1863—1867 нитроглицерин начали применять для подземных и подводных взрывов.
- Бутлеров А. М. (1828 – 1886). Впервые начал на основе теории химического строения систематическое исследование полимеризации, продолженное в России его последователями и увенчавшееся открытием С. В. Лебедевым промышленного способа получения синтетического каучука.
- Н. Карамзин (1766 – 1826). Автор «Истории Российской» в 8 томах.
- Первый отечественный историк. Труды которого читали не только специалисты. Но и широкая аудитория. Выступал с инициативой установить памятники - мемориалы замечательным людям (Минину И Пожарскому).
- Т. И . Грановский (1813 – 1855).
Подчёркивая общность исторического развития России и Западной Европы. Стремился науку связать с жизнью, поставить её на службу общественным интересам. Показывая в лекциях закономерность и прогрессивность исторического процесса, подводил слушателей к выводу о преходящем характере крепостнических порядков, об их исторической обречённости.
М. Погодин (1800 – 1855).
Обосновывал норманскую теорию возникновения русской государственности. Профессор всеобщей истории Московского университета (1826—1835), затем в 1835—1844 профессор русской истории. Занимался изучением древнерусской и славянской истории, процессов закрепощения русского крестьянства, причин возвышения Москвы. Защитил докторскую диссертацию «О летописи Нестора» (1834). Открыл и ввёл в научный оборот ряд важных исторических источников и памятников русской словесности.
Собрал «Древнехранилище» — значительную коллекцию икон, медных и серебряных крестов.
С.М. Соловьёв (1820 – 1879). 30 лет неустанно работал Соловьёв над «Историей России», славой его жизни и гордостью русской исторической науки. Первый том её появился в 1851 году, и с тех пор аккуратно из года в год выходило по тому. Последний, 29-й, вышел в 1879 году, уже по смерти автора .
- Развитие русской культуры происходило в противоречивых условиях:
- 1) Экономическое развитие России вызывало потребность в грамотных дюдях.
- 2)Реакционная политика правительства в сфере культуры
- 3) многие открытия не получили применения в феодально – крепостнической России.