СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кулаева Г.М. Художественный текст на уроках русского языка: чтение, анализ, оценка, речевое творчество

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пособии представлены дидактические материалы, ориентированные на развитие воображения и эмоционального интеллекта старшеклассников.

Просмотр содержимого документа
«Кулаева Г.М. Художественный текст на уроках русского языка: чтение, анализ, оценка, речевое творчество»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»






Г. М. Кулаева




ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ


НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА:


ЧТЕНИЕ, АНАЛИЗ, ОЦЕНКА,


РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО




Дидактические материалы 5—11 классы




Пособие для студента-практиканта








Оренбург Издательство ОГПУ


2010

УДК 373.5.01:811.161.1 (072) ББК 74.268.1 Рус


К90


Научный редактор


А. Д. Дейкина, доктор педагогических наук, профессор, заве-дующий кафедрой методики преподавания русского языка Москов-ского педагогического государственного университета


Рецензенты


А. П. Еремеева, доктор педагогических наук, профессор ка-федры методики преподавания русского языка Московского педаго-гического государственного университета


О. М. Косянова, доктор педагогических наук, доцент кафе-дры современного русского языка Оренбургского государственного педагогического университета


Кулаева, Г. М.


К90 Художественный текст на уроках русского языка: чте-ние, анализ, оценка, речевое творчество. Дидактические материалы. 5—11 классы : пособие для студента-практи­ канта / Г. М. Кулаева ; Мин-во образования и науки РФ, Орен-бург. гос. пед. ун-т. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. — 140 с.


ISBN 978-5-85859-473-4


Учебное пособие представляет собой сборник упражнений, ориентиро-ванных на проведение лингвоэстетического анализа художественного текста, выразительного чтения текстов и создание учащимися текстов на основе ис-ходных или самостоятельных собственных высказываний. Пособие поможет в подготовке итоговой аттестации в 9 классе и к единому государственному экзамену по русскому языку в 11 классе, поскольку содержит задания на на-писание учащимися сочинения-рассуждения.


Пособие адресовано учащимся средней школы, студентам филологи-ческого факультета педвузов, учителям-словесникам.


УДК 373.5.01:811.161.1 (072) ББК 74.268.1 Рус

ПРЕДИСЛОВИЕ


Одной из современных задач обучения русскому языку является развитие у школьников представлений о языковом


  • эстетическом идеале1. Предлагаемое пособие, выполнен-ное в жанре дидактических материалов для 5—11 классов, вполне может стать одним из решений данной задачи.


Пособие «Художественный текст на уроках русского языка: чтение, анализ, оценка и речевое творчество» адресо-вано как учителю, студентам-практикантам, так и учащим-ся. Для учащихся оно может стать пособием для работы в классе и самостоятельной подготовки к экзамену по русско-му языку (в том числе и к итоговому экзамену в 9 классе и к единому государственному экзамену по русскому языку). К текстам сборника предлагается комплекс заданий, среди ко-торых частотными являются задания на восприятие текста, подготовку к выразительному чтению и творческие задания: написание свободного или творческого диктанта, диктанта с продолжением, изложения, сочинения и др.


Для учителя сборник упражнений может стать практи-ческим пособием для обучения учащихся анализировать и выразительно читать художественный текст, оценивать его эстетические свойства, поскольку в пособии реализуется идея лингвоэстетического анализа художественного текста. Лингвоэстетический анализ текста ориентирован на рас-крытие эстетической организации художественного текста


  • использование языковых средств в эстетических целях. В пособие включены задания и вопросы на эстетическое вос-приятие художественного текста, на определение эстетиче-ской функции языковых средств, эстетической организации синтаксических конструкций и структуры текста.


Ориентировочный словарик, помещенный в конце кни-ги, раскрывает смысл основных используемых понятий в заданиях к тексту, необходимых для осуществления эсте-


1 Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5—9 клас-

сы. М., 2008. С. 4.


4

тического анализа художественного текста (эстетическая функция, эстетическая роль, эстетическая оценка, эстети-ческое отношение, художественные приемы, выразитель-ная роль и др.).


Упражнения распределены по классам, внутри клас-сов — по блокам: по разделу науки о языке и развитию речи. Выполнение упражнений в классе и дома может со-ответствовать предложенной структуре, но в то же время учитель может изменять порядок их выполнения: использо-вать тексты в другом классе (если лингвистически класс не подготовлен к восприятию новой информации), выполнять не все задания, возвращаться к одним и тем же текстам не-однократно, предлагая учащимся выполнить те задания, ко-торые не были выполнены при первом обращении к тексту.


Художественные тексты, представленные в пособии, разнообразны и по персоналиям, и по жанрам, и по тема-тике. Поэтические и прозаические тексты помогут позна-комить учащихся с тем, как используются мастерами слова разные художественные приемы, основанные на перенос-ном значении слова, речевые средства создания комическо-го и как они умеют работать со словом в высоком (возвы-шенном) смысле.


Автор надеется, что чтение текстов, заучивание поэтиче-ских строк, выполнение заданий вызовет интерес у школь-ников, положительно скажется на их эстетическом вкусе, а учитель, опираясь на свой опыт и содержание обучения в определенном классе, сможет найти место работе над эсте-тикой языка художественного текста на протяжении всего курса изучения русского языка в школе.










5

6 класс



ЛЕКСИКОЛОГИЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ


21. Прочитайте стихи оренбургского поэта В. Дему-рина.


В горах межсезонье. В горах межсезонье.


  • кроны деревьев уже иллюзорны.


  • вертится в лывах последний чирок,


Как лист сизобокий, как лист серебристый,


    • сеет в округе тревожные свисты...


  1. Какое настроение вызывает у поэта межсезонье?

  2. Понятно ли вам, что обозначают слова иллюзорны, лыва,

чирок?


  1. Какое из этих слов диалектное? Можно ли догадаться о лексическом значении слова лыва, читая стихотворение?


  1. Почему именно слово лыва, а не лужа поэт употребил в поэтическом тексте? Уместно ли оно в тексте?


  1. Найдите повтор одинаковых предложений, союзов, одно-типных частей предложений, звуков. Что придает повтор тексту?


  1. Подготовьтесь к выразительному чтению.



22. Прочитайте стихи оренбургского поэта П. В. По-пова. Спишите их.


Шуршит по Уралу шуга. Зябко смотреть на воду. По берегам куга — Желтая, лисам в угоду.


1. На что обратили вы внимание при чтении? Какие слова вам неизвестны? Посмотрите в словарь, есть ли они в нем? Что они обозначают?


22

2. Уместны ли диалектные слова в художественном описа-нии? Подумайте, почему поэт включил их в поэтический текст.


  • Шуга (обл.) — первый осенний лед, который сплошь не-сется по реке, с обмерзлыми комьями снега; мелкий лед, каша, после вешнего ледолома (Словарь В. И. Даля).


  • Куга (обл.) — болотное безлистное растение, осока («Сло-варь русского языка» С. И. Ожегова).



23. Прочитайте стихи.


Сирень... Сирень! — таинственное слово: певуч, как птица Сирин, звук его.


Кто помнит, что она ещё синелью звалась у нас когда-то на Руси: созвездьями вскипающее зелье звенит свирелью в синеве росы...


(С. Золотцев)


  1. Как оценивает поэт само слово сирень? Какие впечатле-ния и образы вызывает у автора сирень?


  1. Как называлась сирень в прошлом? Является ли слово си-нель устаревшим? С какой целью поэт вспомнил это слово и обы-грал его изобразительные свойства в тексте?


  1. Для чего используется прием звуковых повторов и слов с совпадающими звуковыми сочетаниями: для звуковой вырази-тельности, для создания образной картины, для придания рит-мичности или для связи слов в тексте?


  1. Можно ли утверждать, что повторы одинаковых звуков, созвучие слов в рифме создают ощущение гармонии и согласо-ванности?


  1. Прочитайте выразительно стихи.


  1. Творческое задание. Напишите мини-сочинение о слове русского языка, излучающем для вас особую таинственность или выразительность.


23

24. Прочитайте начало истории об одной охоте на зайца, рассказанной писателем и знатоком русской при-роды М. М. Пришвиным.


Этот густейший молоденький ельник наши охотники на-звали чемоданом, и все уверены, что заяц теперь в чемодане.


Весь еловый чемодан был засыпан опавшими березовы-ми листочками, и все новые и новые падали с тихим шепотом.

Зевнув, один охотник сказал:


— Комод и комод!


С тем ли шли: зевать на охоте!


Смерили глазами чемодан, как бы взвешивая силы, пролезешь через него или застрянешь.


И ринулись с криком на чемодан. Все орали, шипели, взвизгивали, взлаивали: такими голосами, наверное, охоти-лись когда-то на мамонта.


    1. Вызвал ли у вас интерес прочитанный текст? Захотелось ли вам узнать, чем окончилась необычная охота на «мамонта»?


    1. Какие переживания охватывали охотников во время ожида-ния, когда заяц появится из леса? Почему у писателя — участника охоты — возникло сравнение охоты на зайца как на мамонта?


    1. Что в тексте подсказало вам, что слова чемодан, комод яв-ляются профессиональными словами?


    1. С какой эстетической целью писатель сохранил «охотни-чьи слова» в тексте? Вызвало ли у вас улыбку сравнение леса с чемоданом или комодом или нет? Можно ли его считать точным

  • образным?



    1. Прочитайте про себя стихотворные строки.


Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво.


(А. С. Пушкин)


24

  1. Каким чувством наполнены стихи о городе Санкт-Петер­


бурге?


  1. Что придает звучанию стихов особую торжественность?


  1. Подберите к словам град, (из топи) блат русские слова с полногласными сочетаниями. Какие слова текста в большей степе-ни вызывают у вас ощущение высокого, торжественного звучания?

  2. Прочитайте выразительно. Запишите их по памяти.



26. Прочитайте стихотворные строки.


В степи охладевал закат, И вслушивался в звон уздечек, В акцент звонков и языка

Мечтательный, как ночь, кузнечик.


(Б. Л. Пастернак)


    1. Легко ли читались стихи? Как бы вы охарактеризовали эсте-тику звучания этих стихов? С какой целью создается насыщен-ность звуковых повторов?


    1. Какую картину ночной степи вы себе представили?


    1. Не правда ли, необычный образ кузнечика? Как создается


  • тексте новое значение у слова кузнечик? Обратите внимание на окружающие его слова и их значение.


    1. На каком художественном приеме основаны стихи?


    1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихов. Выучите и запишите их по памяти.


27. Прочитайте историю из рассказа К. Г. Паустов-ского «Кот-Ворюга».


Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.


Кот попался в этот же вечер. Он украл со стола кусок ли-верной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти бе-резу. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.


25

Но спасения не было, и кот решился на отчаянный по-ступок. С ужасающим воплем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.


Выхода оттуда не было. Кот противно выл, как подзем-ный дух, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три…


Тогда был вызван Ленька, который славился бесстра-шием и ловкостью. Ему поручили вытащить кота из-под дома. Ленька взял шелковую леску, привязал за хвост пло-тицу и закинул ее через лаз в подполье.


Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щел-канье. Кот вцепился мертвой хваткой в рыбью голову. Лень-ка потащил за леску. Через минуту показалась голова кота. Ленька схватил его за шиворот и поднял над землей.


Это оказался тощий огненно-рыжий кот-беспризорник


  • белыми подпалинами на животе.


    1. Какими бы словами вы охарактеризовали стиль изложе-ния истории о проделках кота?


    1. Каким в тексте предстает главный герой рассказа? Остает-ся ли его образ неизменным в описании? Вызвало ли у вас улыб-ку описание проделок рыжего кота и его ловля?


    1. Какие сравнения и эмоционально окрашенные слова ис-пользует автор для создания образа грозного и неуловимого кота и его развенчания? Какими словами создается контрастность об-раза в тексте?


    1. Творческое задание. Если вам понравилась эта история, напишите юмористический рассказ о проделках вашего домаш-него любимца, используя эмоционально окрашенные слова.



28. Прочитайте выразительно стихотворение В. Ор-лова.


Рано утром Мама-квочка В класс отправила


26

Сыночка. Говорила:


— Не дерись,


— Не дразнись,


— Не петушись. Поспеши — уже пора. Ну, ни пуха Ни пера!

Через час Еле живой Петушок Идет домой.


Ковыляет еле-еле Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле Нет ни пуха, ни пера.


  1. Какое чувство вызывает оно у вас? Придумайте заголовок.


  1. Что достигается в тексте использованием приема столкно-вения фразеологизма и такого же словосочетания, понятого бук-вально, в прямом значении?


  1. Творческое задание. Попробуйте себя в сочинительстве та-ких предложений или поэтических миниатюр, где фразеологиче-ские сочетания употреблялись в прямом и переносном значении.



МОРФОЛОГИЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ


29. Прочитайте текст.


Поля, да богатства лесные, да синих озёр благодать. Россия,


Россия, Россия!

Границ красоте не видать.


(С. Васильев)


27

  1. Какую идею несут поэтические строки? Что главное в об-разе России подчеркнул поэт?


  1. Что обозначает слово благодать? Посмотрите в словаре. Какое текстуальное значение оно получает в стихах?


  1. Слова каких частей речи помогли поэту рассказать о без-граничности и красоте родной земли?


  1. Для чего поэт использовал лексический повтор — три раза звучит в тексте слово Россия?


  1. Прочитайте выразительно строки. С каким чувством вы бу-дете читать их? Обратите внимание, как графически выделены слова в строках.



30. Прочитайте фрагмент из стихотворения Б. Л. Пастернака «Осень».


Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин


    • позолоте небывалой.


  1. Какую образную картину вы представили себе, читая эти строки? Вызвала ли она у вас чувство красоты?


  1. Что обозначает слово чертог? Посмотрите в словаре. Ка-кое значение у слова в тексте? Какие слова подсказали вам об-разное значение слова? Как вы думаете, почему автор выбрал именно это слово для создания образа осеннего леса? Какое эстетическое звучание оно придает тексту?


  1. Как способствует созданию образной картины сочетания слов залы вязов, ясеней, осин?


  1. Какую роль играет повтор слов в структуре текста, его вос-приятии?


  1. Что создает ощущение гармонии, согласованности слов в единое целое?


28

6. Подготовьтесь к выразительному чтению. С каким чув-ством вы будете их читать? Обратите внимание на расстановку знаков препинания, структуру предложений, отражающих осо-бенности ритма стихов.



31. Прочитайте стихи. Спишите.


Ветром, что ли, подунуло


  • тех печальных полей. Что там с ней, как подумаю, Стороною моей!


  • тою русскою сторонкою, Захолустной, лесной, Незавидной, негромкою, А навеки родной.


(А. Т. Твардовский)


  1. Как раскрывается поэтом образ русской сторонки? Какая она в его представлении? Какое значение вы понимаете под этим словом?


  1. Какое чувство испытывает поэт при воспоминании о род-ных местах?


  1. Какую оценку — положительную или отрицательную — вы почувствовали в значении прилагательных? Такую ли оценку не-сут эти слова у поэта? Почему он выбрал эти слова для создания образа малой родины и выражения своего отношения к ней?


  1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Подумайте, какое настроение вы передадите при чтении.


• Печальный — проникнутый печалью, грустью.


• Захолустный — далекий от культурных центров, глухой, провинциальный.


• Незавидный — плохой, непривлекательный.


• Негромкий — не широко известный, незнаменитый.


29

  • Родной — свой по духу, по рождению, по привычкам. Р. край. Дорогой, милый.



32. Прочитайте стихи.


На Урале снега глубоки, глубоки. Постаралась зима, наметала. Загорелась заря, где морозы сухи, И горит всем простором Урала. Прогорит и остынет потёком руды По увалу степному, по склону.


Но зато никогда не остынет в груди Сердце к отчему краю родному!


(П. В. Попов)


  1. О чем это стихотворение?


  1. Какое противопоставление слов помогло автору выразить свои чувства к родному краю эмоционально и лирично?


  1. Какова роль однокоренных слов (загорелась, горит, прого-рит) в тексте: усиливают выразительность описания поэтической картины, выполняют текстообразующую роль, т.е. служат для со-единения слов в тексте?


  1. Найдите прилагательные в тексте. Как усиливают они эмо-циональный фон стихов? Подумайте, использование каких частей речи влияет на создание ощущения динамичности?


  1. Выучите стихотворение наизусть. Напишите его по памяти.



33. Прочитайте и запишите зарисовку пермского писателя и художника А. А. Тумбасова.


На пашнях черно-белые полосы. Это зима притаилась в бороздах. Но черных проталин с каждым днем все боль-ше: солнышко согревает поля, и они сбрасывают белое по-крывало зимы.


30

  1. Озаглавьте текст. Выберите эмоциональный заголовок.


  1. При помощи каких слов и красок писатель показал проти-вопоставление образов уходящей зимы и наступающей весны?


  1. Творческое задание. Создайте свой текст-миниатюру на тему «Зима притаилась!». Придумайте и назовите те места, где могла бы «прятаться» зима. Например, в городском парке, рядом со школой или в вашем дворе. Какие цветовые прилагательные передадут в вашей работе образы зимы и весны?



34. Прочитайте текст.


Лес голый, озябший, притихший. Пришло время зим-них снов. Уснули в лесу ежи, барсуки, медведи. Пора и де-ревьям спать. Пора, как колючим ежам, впадать в спячку хвойным елям и соснам. Пора, как косматым медведям, впадать в спячку лиственным дубу, тополю, осинам, бере-зам и ольхам.


Спят деревья крепко, по-зимнему.


Лиственные перед сном разделись, а хвойные так и уснули одетыми.


Каждое лиственное дерево отходило ко сну по-своему (Н. И. Сладков).


    1. Какую картину вы представили, читая описание зимнего ле-са? Как писатель передал свое чувство в описании поздней осени?


    1. Какую роль выполняет повтор слов в начале предложе-ний в первом абзаце — выделительную, эмоциональную, выра-зительную?


    1. Найдите сравнения в тексте. С какой целью автор сопо-ставляет деревья с животными?


    1. Творческое задание. Напишите продолжение после за-писи текста. Представьте себе, какую одежду-листья могли сбро-сить деревья (дуб, осина, ольха, тополь, береза) и какого цвета будет эта одежда. Используйте слова, обозначающие одежду, но

  • переносном значении. Помните, что прием олицетворения по-


31

может вам изобразить одежду с учетом рода существительных, обозначающих деревья, мужского или женского рода.



35. Прочитайте текст З. Воскресенской. О чем он?


Самое прекрасное на земле слово — мама, и оно зву-чит на всех языках одинаково нежно.

    • мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют.


  • мамы самое верное и чуткое сердце. В нем никогда не гаснет любовь, и оно ни к чему не остается равнодушным.

Тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд, и твоя лю-бовь к матери делает радостной и светлой твою жизнь.


    1. Какое эмоциональное впечатление произвел на вас текст


  • маме? С каким чувством писательница рассказывает о той роли, которую играет мама в нашей жизни?


      1. Согласны ли вы с мнением писательницы, что самое пре-красное слово на земле — мама? Какие вы приведете доказа-тельства, примеры?


    1. Для чего используется повтор слова мама?


    1. Какова эстетическая роль прилагательных в тексте?


    1. Творческое задание. Составьте несколько предложений на тему «Самое прекрасное слово на земле — мама». Подели-тесь своими размышлениями, почему мама — это самое пре-красное слово, и его звучание на всех языках удивительно нежно. Какие слова используете вы, называя маму или обращаясь к ней.



36. Прочитайте стихи.


Облака


Облака, Облака — Кучерявые бока. Облака кудрявые,


32

Целые, Дырявые, Легкие, Воздушные,


Ветерку послушные...


(С. В. Михалков)


  1. Понравились ли вам стихи? Какой образ облаков получил-ся у поэта? С каким настроением хочется читать эти стихи?


  1. Слова какой части речи помогли С. В. Михалкову создать художественную картину?


  1. Выучите стихотворение наизусть. Напишите его по памяти.


  1. Подготовьтесь к выразительному чтению. Обратите вни-мание на то, как располагаются слова по строчкам. Подумайте, как это повлияет на темп чтения, выделение их голосом.



37. Прочитайте стихотворение В. Лунина.


Утреннее настроение


    • папы настроение Зазавтракомчитальное,

    • мамы настроение Напапуобижательное,

    • брата настроение Кричальнопогремучее, А у меня, А у меня —


Покомнатампрыгучее.


  1. На чем основано эстетическое впечатление от стихотво-


рения?


  1. Каким способом образованы слова, созданные автором? Какова их роль в тексте?


  1. Творческое задание. А какое у вас бывает утреннее настро-ение? Расскажите об этом с улыбкой.


33

38. Прочитайте про себя стихотворение О. Беляв-ской.


Смотри: золотые дорожки И замок янтарный в огнях. Сбегаются карлики-крошки В пурпурных и алых плащах.


На башнях огнистые флаги, Вкруг замка пылающий ров И огненно-алые стяги На стенах меж ярких зубцов.


Взлетают червонные птицы Над пламенно-яркой мечтой. Но вот заскрипят половицы, Старушка придет с кочергой,


    • дрогнет наш замок янтарный,


    • рухнет пылающий ров — Созданье мечты лучезарной, Виденье несбыточных снов.


  1. Не правда ли, это стихотворение — загадка? Отгадайте, о каком янтарном замке с карликами-крошками, огнистыми флага-ми и рвом идет речь? Что в тексте подсказало вам ответ? Отгадку дайте в заголовке.


  1. Подумайте, кто мог увидеть такую картину: только поэт, художник или любой замечтавшийся у печки наблюдатель?


  1. Определите основную авторскую мысль. В какой части текста она раскрывается?


  1. Что представляется вам самым ярким, необычным в худо-жественном описании огня, пылающих дров, углей? Какие слова создают красочную картину? Назовите их. Какая преобладает в тексте цветовая палитра?


34

  1. Есть ли среди прилагательных синонимы? Или это тексто-вые (контекстуальные) синонимы? Сделайте вывод: какова роль прилагательных в художественном тексте.


  1. Если вам понравилось стихотворение, выучите его наи-зусть. Подготовьтесь к выразительному чтению. Обратите внима-ние на то, что в тексте есть две части. С одинаковым ли настрое-нием вы будете читать стихотворение?



39. Прочитайте описание вечернего леса.


Много звуков в вечернем лесу.


Заливаются на деревьях певчие дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь — витютень.

Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягуш-ки. Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.


«Чуфшшш! Чуфшшш!» — вдруг громко чуфистнул и за-бормотал на поляне краснобровый красавец — тетерев-косач.


Гу-гу-гууу!» — гугукнул заяц, и очень похоже, бесшу-мно пролетая, ему отозвалась лесная сова.

Страшно ухнул в лесу и захохотал филин. Взмахивая крыльями, тихо потянулись над макушками леса длинно-носые лесные кулики.


Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь (И. Соколов-Микитов).


    1. Понравился ли вам текст? Какую картину многоголосия леса вы себе представили? Есть ли в тексте беззвучные птицы или животные?


    1. Найдите глаголы, звукоподражающие голосам птиц и жи-вотных. В форме какого времени они употреблены? Какова их роль в тексте?


    1. Понаблюдайте, слова какой части речи помогают усилить выразительность описания и представить, как отзываются звуки


  • наступающей весенней ночи в лесу.


35

4. Выпишите глаголы и наречия в таблицу.


Звуки вечернего весеннего леса


дрозды

заливаются


голубь

воркует

громко

лягушки



дикие утки



тетерев-косач



заяц



лесная сова



филин



лесные кулики




5. Как вы думаете, почему писатель употребил в предложе-ниях глаголы перед существительными. Например, «Страшно ухнул в лесу и захохотал филин». Какие слова оказываются выде-ленными при таком порядке слов? Как это отразится при чтении текста?



40. Прочитайте описание осеннего дождя листо-пада.


Золотой дождь


Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропита-лись солнцем, что к осени сами стали как солнышки — ба-гряными и золотыми. Налились, отяжелели — и потекли.


Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.


Зашумел в лесу золотой дождь.


Капля по листику щёлкнет — сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся — брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит — закружится пёстрый смерч. А если тяжё-


36

лый косач с лёту вломится в ветви — хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Ёлочки листья-ми украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались. Листья шуршат, скребут-ся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.


Шумит золотой дождь (Н. И. Сладков).


    1. Узнали ли вы этот текст? Читали ли вы его раньше, в млад-ших классах? Возникло ли у вас ощущение красоты осенней при-роды при чтении текста?


    1. Понаблюдайте, как взаимодействует название текста и слова, которые передают ощущение близости природных явле-ний — дождя и листопада.


    1. Как в тексте развивается образ золотого дождя-листопада? Как вы думаете, почему автор не использует слово листопад в тексте?


    1. Какие глаголы особенно выразительны в создании дина-мичной картины падающих листьев? Выпишите их.


    1. Какие предложения — простые, сложные — использует автор, чтобы передать ощущение беспрерывного, нескончаемого

  • яркого листопада? Прочитайте эти предложения.


    1. Как отразилось на ритмическом рисунке текста использо-вание предложений со знаком тире?


    1. Творческое задание.


    1. Напишите свой текст из 5—6 предложений об осенних ли-стьях. Подумайте, на что бы вам хотелось обратить внимание: на цвет листьев, на форму, на шелест, на запах, на их полет в воз-духе. Придумайте название миниатюре, выберите тип речи твор-ческой работы.


    1. Напишите сжатое изложение. Какие приемы сжатия тек-ста вы будете использовать — обобщение или исключение слов


  • предложений из текста?



    1. Прочитайте отрывок из рассказа К. Г. Паустовского


  • девочке, путешествующей на пароходе и впервые услы-шавшей пение соловьев.


37

Пароход приткнулся к крутому берегу и затих.


Маше показалось, будто пароход очутился на земле, в кустарниках. Потом она услышала легкое журчанье воды и догадалась, что он остановился у берега. В открытое окно лился свежий воздух, сладковатый запах ивовых листьев.


В кустах что-то щелкнуло и затихло. Потом опять щел-кнуло. Будто кто-то, щелкнув, прислушивался, пробовал на звук тишину и отзывчивость ночи. Вскоре щелканье пере-шло в длинный перелив и оборвалось коротким свистом. Тотчас на свист откликнулись десятки птичьих голосов, и внезапный соловьиный раскат пронесся по зарослям.


Маша вышла на палубу и облокотилась на перила. Впервые она услышала соловьиный перелив и увидела вда-ли каменные маяки на низменных мысах.


    1. Как вы думаете, какие переживания охватили девочку, услышавшую среди тишины ночи соловьиный раскат?


    1. С какой целью употреблены в тексте однокоренные слова, лексический повтор: для создания образной динамичной карти-ны, для придания тексту особой гармонии, ритма?


    1. Какую особенность тексту придает прием нанизывания глаголов?


    1. Есть ли в тексте звукопись? Для чего она используется в тексте?


    1. Творческое задание. Напишите текст по памяти, изложив содержание свободно (свободный диктант). Сравните свой текст


  • авторским.



42. Герой рассказа Н. Н. Носова мальчик Виталик пытается помочь своему коту Мурзику избежать нака-зания. В тексте пропущены глаголы, обозначающие бы-строе, стремительное передвижение кота.


Прочитайте текст.


Виталик посмотрел в окно и увидел снаружи на подо-коннике Мурзика.


38

— А! Пришел, наконец, разбойник! — сказала мама. — Иди-ка сюда, иди!

Мурзик прыгнул в открытую форточку и очутился в комнате. Мама хотела схватить его, но он, видно, догадал-ся, что его хотят наказать, и (…) под стол.

Виталик полез под стол. Мурзик увидел его и (…) под диван.

Виталик был рад, что Мурзик (…) от него. Он полез под диван и нарочно старался шуметь, чтобы Мурзик услы-шал и успел (…).

Мурзик (…) из-под дивана.


  1. Творческое списывание. Запишите текст, вставив пропу-щенные глаголы на месте пропусков. Подумайте, какие глаголы будут уместны, если кот Мурзик передвигается по комнате очень быстро, испуганно, и это передвижение наблюдает мальчик.


  1. После записи прочитайте текст. Обратите внимание на то, чтобы в вашем тексте не было неуместного повтора глаголов.



43. Прочитайте стихи детской поэтессы Э. Э. Мош-ковской.


Горы, горы, вы уснули, Одеяла натянули, Все вершины в одеяла закрутили, завернули...


Утром солнце заглянуло, Одеяло потянуло, Через море потянуло, Одеяло Потонуло!..


  1. Какие чувства испытывает герой стихотворения?


  1. Какую образную картину природы вы представили, про-читав стихотворение? В прямом или переносном значении упо-


треблено слово одеяло? Понравился ли вам созданный образ

одеяло-облако?


39

    1. Какими языковыми средствами создается в тексте олице-творение?

    2. Как вы думаете, с какой целью поэтесса подобрала слова


  • одинаковыми приставками и суффиксами?


    1. Прочитайте выразительно стихотворение, передав голосом настроение удивления, радости. Обратите внимание на расположе-ние слов в строках, знаки препинания в конце предложений.


    1. Если стихотворение вам понравилось, выучите его наи-зусть и запишите по памяти.



44. Прочитайте стихи.


Одуванчики России, В яркой зелени травы


Вы любых цветов красивей, Я хотел бы жить, как вы. Чтоб седою головою Мог бы я на склоне лет Наклониться над землею И рассеяться по ней.


(А. Гаврилов)


    1. Подумайте, почему образ одуванчиков вызвал у поэта размышления о своей жизни? Как образно соединяет поэт свою жизнь и жизнь цветов?


    1. Докажите, что в словах седая голова, рассеяться поэт ис-пользует прием столкновения разных значений многозначного слова в одном контексте.


    1. Какова роль местоимений я и вы в размышлениях поэта и


  • структуре текста?


    1. Какой художественный прием является ведущим в стихот-ворении? Как создается в тексте олицетворение?



45. Прочитайте отрывок из стихотворения Б. Л. Па-стернака «Опять весна».


40

Ах, это сызнова, верно, сегодня Вышел из рощи ночью ручей. Это, как в прежние времена,


Сдвинула льдины и вздулась запруда. Это поистине новое чудо, Это, как прежде, снова весна.


Это она, это она, Это ее чародейство и диво,


Это ее телогрейка за ивой, Плечи, косынка, стан и спина. Это Снегурка у края обрыва. Это о ней из оврага со дна


Льется без умолку бред торопливый Полубезумного болтуна.


  1. Какое чувство вызвала у поэта весна? А у вас?


  1. Какая весна у поэта? Какой ручей? На каких художествен-ных приемах создается живой и точный образ весны и ручья? Ка-кие слова создают олицетворяющий контекст?


  1. Какие местоимения употреблены в тексте? Какие из них имеют воздействующую силу в тексте?


  1. Какую роль выполняет повтор указательного местоимения это: выразительную, эмоциональную, смысловую, выделитель-ную, текстообразующую, т.е. для связи слов в тексте?

  2. Прочитайте эмоционально стихи.



46. Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Э. Мош-ковской «Кошка».


Я — кошка.


У входа постелена мне рогожка. Но вы это сделали в шутку!


  • — кошка!


  • же могу измять свою шубку!


41

Нежную шубку мою помять! Я хочу на кровать.


На вашу простынку я спать ложусь. Я — кошка… Не кричите мне: «Брысь!» Это меня обижает.


Это мне петь мешает…


    • вижу, вы сливки пьете… Что же вы мн-н-н-не не даете?


    • знаю, что у вас на огне… Колбаса на огне… А мн-н-н-е?!


  1. Понравились ли вам стихи? Вызвал ли у вас монолог ге-роини улыбку?


  1. Как поэтессе удается создать образ избалованной, самовлю-бленной, всевидящей кошки? Какую роль в создании этого образа играют личные местоимения, повтор предложения «Я — кошка»?


  1. Как создается контрастность образов «я — кошка», «вы — люди»?


  1. Какие языковые средства (звуки, предложения, слова) ис-пользует автор, чтобы сделать текст таким живым, эмоциональ-ным и выразительным?


  1. Какова роль графических средств в создании эстетическо-го эффекта?


  1. Подготовьтесь к выразительному чтению. Обратите вни-мание на знаки препинания — восклицательные знаки, много-точия. Попробуйте голосом передать богатство интонаций изба-


лованной кошки.



47. Прочитайте стихотворение поэтессы Новеллы Мат-веевой.


Хорошо бы, чтобы шубы для смешливых малышей, широченные бы шили,


42

чтобы к шубе бы пришили воротник на двадцать шей. Чтоб пришили к этой шубе сразу сорок рукавов, чтоб ходили в этой шубе двадцать Кать, Алён и Вов. Вот тогда бы, вот тогда все сказали: «Это да!»


  • тогда бы в детсаду бы вместо групп считались шубы. Там бы стали объявлять: «Шуба младшая, гулять!»

  • никто бы не отстал бы. Если б кто-нибудь устал бы, он бы ножки бы поджал бы, в рукавах бы повисел бы, и никто б не углядел бы.

  • теперь пора спешить эту чудо-шубу шить.


  • ещё бы хорошо бы, чтоб была на всех всего бы только пара бы сапог со ступнёй на двадцать ног. Ведь такие сапоги же сразу б ехали как лыжи. Ехать лучше, чем идти, ну-ка, шуба, прокати!


Едут двадцать круглолицых девочек и мальчиков.

По бокам две рукавицы, в каждой по сто пальчиков.

Едут макушки смешных малышей в шапке-ушанке на сорок ушей.

Двадцать носов, сорок щёк, сорок глаз


двести улыбок везут мимо нас.


43

Пар от всего, потому что мороз. Прямо не шуба, а паровоз!


  1. Какой образ создала поэтесса?


  1. Вызвало ли содержание стихотворения у вас улыбку? Как создается юмористический эффект?


  1. Найдите числительные. Какова эстетическая роль числи-тельных в тексте?


  1. Найдите частицы, какое значение они вносят в текст? В чем их эстетика?


  1. Какие звуки повторяются в стихотворении, как называется этот прием? Как создается звуковая гармония в тексте?


  1. Какими языковыми средствами создается в тексте эффект олицетворения?


  1. Сделайте вывод о том, какие художественные приемы ис-пользовала Н. Матвеева в стихотворении?

  2. Если вам понравилось стихотворение, выучите его наи-


зусть. Прочитайте выразительно.



48. Прочитайте стихотворение, написанное поэтом В. В. Маяковским.


Тучкины штучки


Плыли по небу тучки. Тучек — четыре штучки:


От первой до третьей — люди, Четвертая была верблюдик.


К ним, любопытством объятая, По дороге пристала пятая, От нее в небосинем лоне


Разбежались за слоником слоник. Не знаю, спугнула шестая ли, Тучки взяли все — и растаяли, И следом за ними, гонясь и сжирав,


Солнце погналось — желтый жираф.


44

    1. Что показалось забавным и необычным в представлении поэтом туч и солнца?


    1. Каким вы увидели солнце, его действия? Почему солнце — жираф, а не жирафик?


    1. Какова роль числительных в тексте: текстообразующая, выразительная, эмоциональная?


    1. Какие слова придумал поэт? Какое из них особенно яркое, выразительное (экспрессивное)?


    1. Творческое задание. Представьте, что вы лежите на лугу, смотрите на небо и видите, как тучки плывут по нему, торопясь


  • обгоняя друг друга. Напишите о том, какие у вас вызывают об-разы облака или тучи.



    1. Прочитайте и запишите текст.


Под Москвой леса были насквозь просвечены золотом. Особенно много этого лиственного шумного золота скопи-лось в оврагах, куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил её и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца листья временами летели по ветру так густо, что воздух ка-зался от них желтоватым (К. Г. Паустовский).


  1. Какую цветовую картину вы себе представили, читая текст К. Г. Паустовского? Вызвала ли она у вас эстетическое чувство?


  1. На словах какой части речи основывается ощущение ди-намичности в тексте? Слова какой части речи усиливают выра-зительность глаголов в тексте? Какие смысловые оттенки вносят наречия в текст?


  1. Творческое задание. А в вашем городе какая осень? Вспомните, что для вас самое запоминающее в это время. Поде-литесь своими впечатлениями, попробуйте написать так, чтобы язык вашего сочинения был образным и точным. Используйте такие слова, такой подбор звуков, чтобы возникало ощущение звучания листьев, их шуршания, шелеста.


45

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ СЛОВАРИК


Аллитерация повтор согласных звуков; художе-ственный прием, усиливающий выразительность художе-ственного текста; звукоподражание — вид аллитерации.


Ассонанс повтор гласных ударных звуков; прием совпадения ударных гласных звуков; равнозвучность; зву-ковая гармония.


Благозвучие сочетание звуков, удобное для произ-ношения и приятное для слуха.


Понятие благозвучия связано с эстетической оценкой звуков речи, с определением эстетичности (красоты или ее отсутствия) звучания. Эстетическая оценка определяет, какие звуки музыкальны, благозвучны, какие вызывают не-приятные ощущения, неблагозвучие и труднопроизноси-мость.


Благозвучие является эстетическим свойством русского языка, средством речевой выразительности.


Благозвучный приятный на слух.


Впечатление — 1. След, оставленный в сознании, в душевной жизни чем.-н. пережитым, воспринятым. 2. Вли-яние, воздействие. 3. Мнение, оценка.


Выразительный хорошо выражающий что-н., яр-кий по своим свойствам, внешнему виду.


Выразительная (экспрессивная) роль языкового сред-


ства заключается в передаче яркого содержания и уместно-сти его употребления в тексте или во фразе.


Гармоничный благозвучный, стройный. Гармония согласованность, стройность в сочетании


чего-н.


Гармоничность звучания речи чередование корот-


ких слов с длинными, плавная интонация, отсутствие труд-нопроизносимых сочетаний.


Динамика движение, действие, развитие. Динамичный богатый действием, движением. Динамичность богатство действием, действенность.

135

Живописный яркий, образный, выразительный.


Живописать описывать живо, картинно. Звуковые повторы прием, основанный на повторе


внутри стиха и в соседних стихах группы одинаковых зву-ков или похожих звуков. Назначение приема — фонетиче-ская выразительность стиха.


Звукопись художественный прием, заключающий-ся в соответствии звуковых повторов создаваемой художе-ственной картине.


Звукоподражание является разновидностью звуко-писи.


Изобразительными средствами являются языковые средства, которые вызывают у нас зрительное наглядное представление.


Изобразительная роль языкового средства связана с передачей наглядного зрительно представляемого содер-жания, предмета или образа. К изобразительным средствам относятся слова, обозначающие цвет и свет, слова, употре-бляемые в переносном значении, слова, обозначающие зри-тельно воспринимаемые явления окружающего мира, а так-же эпитеты, метафоры и сравнения.


Лаконизм краткость и четкость изложения. Лаконичный отличающийся лаконизмом, немного-

словием, краткостью.

Лирика чувствительность, душевные переживания, настроения.

Лиризм лирическое настроение.

Лиричный чувствительный, проникнутый лириче-ским настроением.


Мелодичный благозвучный, приятный для слуха. Метафора художественный прием, основанный на


сравнении и переносе значения; скрытое сравнение. Напевный звучный, певучий, мелодичный. Неблагозвучие повторение согласных и гласных


звуков, вызывающих затруднение в произношении и непри-ятных на слух.


Образ живое, наглядное представление о ком-, чем-н.


136

Образный изобразительный, яркий, живой. Образная картина эстетическое восприятие фраг-


мента окружающей действительности, воплощенное при помощи художественных образов в художественном тексте.


Образная роль частей речи заключается в том, что-


бы быть средством создания образного, зрительного, ярко-го представления.


Олицетворение художественный прием, основан-ный на переносе признаков одушевленного существа или лица на неодушевленные предметы или на животных, наде-ление неодушевленных явлений человеческими чувствами, мыслями, действиями, речью.


Олицетворение создается олицетворяющим контек-стом, т.е. употреблением определенных языковых средств, создающих впечатление одушевленности неодушевленно-го предмета. Например, прилагательные и наречия, употре-бленные в переносном значении или несущие оценку; об-ращение; глаголы в переносном значении, обозначающие действия одушевленных лиц; глаголы речи; прямая речь.


Оценивать перен . Высказать мнение, суждение о ценности или значимости кого-н., чего-н.


Оценка мнение о ценности, уровне или значении кого-, чего-н.


Ощущение чувственное восприятие явлений объ-ективного мира органами чувств.


Плавный ровный, мерный, без резких переходов; соразмерное расположение звуковых элементов, слов, пауз, т.е. фонетико-ритмических элементов.


Поэтическое представление образ, воплощенный в художественном тексте.


Равномерный одинаковый, постоянный в каком-то отношении.


Разговорное слово лексическое средство, закреплен - ное за разговорным стилем, уместное в разговорном стиле.


Ритм (с греч. — стройность, соразмерность) — мерное чередование сочетаний звуков, слов.


137

Ритмичный-ритмический — 1. Подчиненный рит-


му. 2. перен. Равномерный, налаженный, размеренный. Рифма созвучие концов стихотворных строк.


Роль (назначение, функция, средство) слов в художе-


ственном тексте может быть разной: эстетической, вырази-тельной (экспрессивной), образной, изобразительной, эмо-


циональной, текстообразующей.


Роль повтора (слов, однокоренных слов, предложе-


ний) в тексте эмоциональная, выразительная (экспрес-сивная), текстообразующая.


Средства синтаксической выразительности: срав-


нение; сравнительные обороты, именительный темы, или представления; парцелляция; анафора; градация; ритори-ческий вопрос, риторическое восклицание; риторическое обращение; инверсия; оксиморон (оксюморон), синтаксиче-ский параллелизм.


Текстообразующая роль это назначение слова или словосочетаний выступать средством связи в предложении и тексте.


Цветовая гамма последовательный ряд однородных, но многообразно изменяющихся в цветовом плане явлений.


Цветовая палитра текста прием использования лек-


сики, обозначающей цвет, с целью создания образной гармо-ничной картины красочных сочетаний; цветовая гамма.


Экспрессия сильное выражение чувств, пережива-ний, выразительность.


Экспрессивный содержащий экспрессию, особую выразительность.


Эмоция душевное переживание.


Эмоциональный вызванный, насыщенный эмоция-ми, переживаниями, выражающий их.


Эмоциональная роль определяется участием языко-вого средства в выражении переживаний, эмоций и поло-жительной или отрицательной оценки.


Эмоционально окрашенное слово слово, выража-


ющее положительную или отрицательную оценку.


138

Эпитет образное, художественное определение; ме-тафорическое прилагательное, в котором заключен меткий признак сравнения.


Эстетическая оценка мнение об эстетической цен-ности, или значении.


Эстетическая роль слова определяется его значением в создании образной художественной картины, воздейству-ющей на чувства и эмоции читателя или слушателя.


Эстетическая роль назывных предложений соз-


дание лаконичного и емкого изображения картин природы и выражения чувств.


Эстетическая роль повторяющихся союзов созда-


ние плавности речи или ее эмоциональной напряженности. Эстетическая цель использования языковых средств создание образной художественной картины, усиление выра-


зительности и эмоциональности текста.


Эстетический чувственный , относящийся к чув-ственному познанию; совершенный, прекрасный.


Юмористический нечто смешное, комическое.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!