СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура педагога — условие успешной профессиональной деятельности.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Культура педагога — условие успешной профессиональной деятельности.»



Культура педагога — условие успешной профессиональной деятельности.


Существует различное понимание роли педагога: одни видят в нем простого преподавателя, другие -  воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности воспитанника. Не секрет, что результативность педагогического процесса определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения. Но главное - педагог сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у детей. И конечно же прежде чем приступить к педагогическому самосовершенствованию, педагог должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль.

Каким должен быть внешний облик педагога?

Приятное выражение лица: легкая улыбка, веселые добрые глаза. Одежда должна быть удобной и комфортной. Неважно, какая прическа, главное, чтобы педагогу она шла. Макияж легкий, почти невидимый, пастельных тонов. Если ногти накрашены, то неярким лаком. Хотелось бы теплых, радужных цветов в облике педагога, но не стоит слишком ярко одеваться, ведь учебное учреждение – это не цирк.

Качества, которые более всего ценят дети

1) Чувство юмора.

2) Терпение.

3) Умение относиться ко всем ровно.

4) Справедливость.

5) Любовь к детям.





Высокая педагогическая культура –

условие успешной профессиональной деятельности педагога

1. П е д а г о г и ч е с к а я к у л ь т у р а – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.

П о к а з а т е л и п е д а г о г и ч е с к о й к у л ь т у р ы:

– состояние и качество воспитания;

– уровень образованности педагога;

– культура организации в учреждении;

– мастерство.

Культура – комплексное многоуровневое явление, включающее личностные качества (характер, общительность, общую эрудицию, творческий потенциал в целом и пр.)

Культура педагога в целом определяет культуру и эффективность педагогических технологий.

Имидж педагога – условие успешной

профессиональной деятельности

Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж? Имидж - это целенаправленно формируемый образ; набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Таким образом, чаще всего понятие имидж расшифровывается образ кого-либо или чего-либо. В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ,





включающий внутренние и внешние характеристики. В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия педагога утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет его имидж и отношение к нему со стороны детей и родителей? Что могут сделать сами педагоги, чтобы поднять престиж профессии? Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога. Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения, которые его понимают как маску. Они убеждены в том, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним. Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия педагога детьми является формирование образа педагога. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Другая сторона проблемы — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

В структуре имиджа профессионала выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид , безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на занятиях, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.






Процессуальная составляющая имиджа - это профессионализм, пластичность, выразительность и т. д.

Эмоционально богатый педагог, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий., способен оживить атмосферу в группе, сделать её непринуждённой, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж педагога содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог  сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Значение внешнего вида заключается не только в том, что он значительно влияет на то, что другие думают о вас, но и на то, что вы думаете о себе.

Если человек имеет «ухоженный вид», он получает положительную самооценку и уверенность в себе.


Важным условием успешной профессиональной деятельности является речевая культура педагога.

Речь педагога , который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают





образец культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть выразительной, правильно оформленной грамматически, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт.

Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.

Вслушайтесь, как говорят наши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей, но и ваши языковые особенности. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи.

Владеть культурой речи – значит уметь говорить связно, последовательно, содержательно. Образно высказывать свою мысль.

Одна из первостепенных задач педагога - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить чаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? нет ли дефектов звукопроизношения? может ли моя речь служить образцом для детей?





Дети учатся у нас правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль.

Педагог должен самокритично относиться к своей речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Он должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь.

Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический запас – одно из требований современности.

Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.

Общение с детьми обязывает нас вдумчиво использовать новые слова. Важно учитывать возрастные особенности детей и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны.

Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у воспитанников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, телепередачи и т. д. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий. Недостаток словаря педагога -употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п., засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит, в общении со старшими детьми подлаживание под





речь малышей, т. е. неуместное использование звукоподражательных слов (где ав-ав, дай бибику).

Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение- это то, чем должен владеть педагог. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка – следствие небрежного речевого воспитания и отрицательного речевого влияния педагогов.

Мы старается разговаривать с детьми, используем средства выразительности: силу голоса, темп, логическое ударение, паузы, ритм, тембр.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Убыстренная речь детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят.

Голос – это наш профессиональный инструмент . И им надо уметь владеть. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо. Важно, чтобы голос педагога не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей. Поза, мимика, жест служат дополнительными средствами выразительности речи.

Таким образом,  педагог должен обратить внимание на следующее:

Правильно произносить все звуки, устранять имеющиеся дефекты речи.



Иметь ясную, отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.

Использовать в своей речи литературное произношение

В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом детей.

Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений

Анкета: «Приятно ли с вами общаться?»

Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении.

  1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

  2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

  3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

  4. Любите ли вы давать советы?

  5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику?

  6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?

  7. У вас есть собственное мнение по каждому вопросу?

  8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?

  9. Вы любите быть центром внимания?

  10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

  11. Вы хороший оратор?

Результат.





1—3 балла.
Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься.

4—9 баллов.
Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.

9—11 баллов.
Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене?..



Педагогу необходимо стремиться быть идеальным во всем, что бы он не делал, к чему бы он не прикоснулся.

Помните, что педагог – это

- Свеча, которая светит другим, сгорая сама.

- Человек, который может сделать трудные вещи легкими.

- Человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу.

Таким образом, настоящий педагог – это человек, стремящийся к развитию и счастью, наряду со знанием,

умением и организованностью, должен обладать гуманистической нравственностью и осуществлять созидательную деятельность в интересах своего и социального блага.

И в заключении мне хотелось бы зачитать китайскую притчу «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

«успехов нам всем в нашем нелегком труде ради детей и ради будущего!»





Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Мальчевский Дом Детства и Юношества



Доклад на тему:

«Культура педагога – условие успешной профессиональной деятельности»

Подготовила:

педагог дополнительного

образования

Дубовая Наталья Ивановна



2022год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!