СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Культура первой половины ХХ века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по всеоющей истории на тему "Культура первой половины ХХ века", рассчитан на 2 часа для обучающихся 11 класса

Просмотр содержимого документа
«"Культура первой половины ХХ века"»


Культура второй половины XX — начала XXI в.


Класс 11


Количество часов 2


План урока

  1. Общая характеристика культуры второй половины XX — начала XXI в.

  2. Поворот в искусстве в 1960-е гг.

  3. Новое объяснение мира.

  4. Постмодернизм и его проявления в литературе, кино, архитектуре.


Понятия и термины. Поп-арт, гиперреализм, концептуализм, кинетическое искусство, Интернет, постмодернизм.

Цель:

сформировать представления об основные направлениях развития западной науки и искусства второй половины XX - начале XXI века и охарактеризовать особенности культурной жизни Западной Европы и США в указанный период

Предметные результаты:

- представления о достижениях в культуре европейских стран и США в XX в., понимание многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой культуры;

- уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира;

- установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с историей России.

Личностные результаты:

понимание культурного многообразия современного мира; уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе изучения различных стилевых направлений культуры XX в.

Метапредметные результаты:

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников информации, в т. ч. материалов на электронных носителях, осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.


Ход урока

  1. Общая характеристика культуры второй половины XX — начала XXI в.

Изучение материала строиться на основе информационного сообщения учителя, показывающего важнейшие тенденции развития культуры второй половины XX - начала XXI в.

Во второй половине XX в. наука и технология стали ведущими силами цивилизации. Наука обогатилась новыми отраслями знаний, было сделано много открытий, которые изменили облик всей человеческой цивилизации. С развертыванием третьей промышленно-технологической революции началось беспрецедентное убыстрение исторического и социального времени. Увеличиваются и темпы научно-технологического прогресса. Если в 1970-е гг. было принято говорить о том, что объём научной информации удваивается каждые 5—7 лет, то в 1980-е гг. — каждые 20 месяцев, а к концу 1990-х гг. — ежегодно.

Телекоммуникационные сети, соединившие самые отдалённые точки земного шара, предоставили возможность преодоления пространства. Человек приобрёл способность пребывать одновременно в разных местах и быть участником событий, происходящих далеко за пределами своего фактического физического присутствия.

Осмысление происходящего и итогов войны, её жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важной темой мирового искусства.

В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил в художественной культуре, идеологическая сторона творчества часто преобладала над художественной стороной.

Ускоренное развитие средств массовой коммуникации создало материальные условия для расцвета массовой культуры.

Новые направления в искусстве формировались в значительной степени под влиянием философии экзистенциализма, возникло искусство абсурда.

Ярким феноменом художественной жизни второй половины ХХ в. стало рок-движение, появившееся в начале 1960-х гг. в Англии и США и охватившее весь мир. Творцы рока — Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз». В рок-музыке выразился стихийный протест молодежи против социальной неустроенности, войны и милитаризма, расовой дискриминации. Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто демократичен. Рок-музыка стала силой, способной объединить разнородные молодежные движения и группировки. Скажите, какие рок-группы вы знаете и существуют они сейчас?

  1. Поворот в искусстве в 1960-е гг.

Учитель организует практическую работу.

Фронтальная практическая работа.

Практическая работа.

На основе текста учебника заполните таблицу «Основные направления изобразительного искусства 1960-х гг.».

Используя ресурсы Интернета, подберите к ней изображения наиболее известных произведений. Рассмотрите их.

Таблица 1. Основные направления изобразительного искусства 1960-х гг.

Направления

Идеи и характерные черты

Представители

Поп-арт

В определённом контексте каждый предмет

(материальная вещь) теряет своё первоначальное значение и становится произведением искусства.

Задача художника — не создание

художественного предмета, а придание

обыденному предмету художественных качеств путём организации определённого контекста его восприятия (изменяются масштаб и материал, обнажается приём или технический метод). Коллажный принцип создания художественного объекта.

Поп-арт направлен на максимальное сближение искусства с жизнью, стирание граней между ними.

Э. Уорхол,

Р. Гамильтон,

Р. Раушенберг,

Дж. Джонс,

К. Ольденбург

Гиперреализм

Стремился к фотографической правдивости

изображения.

Гиперреалисты создают ложную реальность, убедительную иллюзию

Ч. Клоуз,

Ф. Гертч,

Ж. Монорим

Концептуализм

Концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства — в передаче идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видеоматериалов.

М. Дюшан,

Ж. Косат

Оп-арт

(оптическое

искусство)

Искусство зрительных иллюзий, опирающееся на особенности визуального восприятия плоских и пространственных фигур.

Используя сложные приборы, достигали

разнообразных световых эффектов, создавая

иллюзию нереального мира

В. Вазарели,

Е. Финци


Кинетическое

искусство

Создание подобия сложных механических

устройств.

Объекты представляют собой движущиеся

установки, производящие при перемещении

интересные сочетания света и тени, иногда

звучащие. Эти тщательно сконструированные устройства из металла, стекла или других материалов, соединённые с мигающими световыми устройствами, получили название «мобилей»

Н. Шеффер,

X. Ле Парк,

Ж. Тэнгли

Учащиеся анализируют предлагаемые учителем репродукции произведений различных направлений (список их авторов можно найти в учебнике или взять из таблицы «Основные направления изобразительного искусства 1960-х гг.»). Задача учащихся — соотнести изображение с конкретным направлением, описанным в учебнике.


  1. Новое объяснение мира.

Данный вопрос изучается на основе работы с текстом учебника.

Задание для учащихся.

Изучите в учебнике подраздел «На пути к новому объяснению мира» и составьте конспект, ответив на следующие вопросы:

В чём суть идеи самоорганизации? К каким объектам материального мира она применима?

Сформулируйте суть концепции глобальной эволюции.

Как представляли ученые процесс возникновения жизни и человека до 1970-х гг.? Как изменилось представление об этом процессе в 1970-е гг.?

Какая идея стала научным фундаментом новой картины мира? В чём выражается эта новая картина мира?

Беседа о всемирной паутине Интернет.

  1. Постмодернизм и его проявления в литературе, кино, архитектуре.

Учитель дает общую характеристику постмодернизма как новой культурной эпохи, начавшейся на рубеже 1960—1970-х гг. Для этой эпохи характерна идея о том, что читатель, зритель, слушатель сам конструирует, достраивает и перестраивает произведение, видя в нём смыслы и планы, которые и не предполагал автор. Задача автора — создать поле для творчества.

Кино: Так, одним из первых фильмов в котором усматривают черты постмодернизма, стал фильм С.Спилберга «Индиана Джонс и храм судьбы». Лента демонстрирует подчеркнутую аполитичность, соединяет чисто американские технические трюки и американский юмор с восточной экзотикой. (демонстрация отрывка из фильма до 1.30 мин.)

Литература: Современная литература стирает границы между достоверным и невероятным, реальными и фантастическим. Писатель в эпоху постмодернизма чувствует себя прекрасно и в мире современных информационных технологий, и в разных исторических эпохах, и в мире чудес. Писатель старается совместить высокий интеллектуальный уровень с успехом у массовой аудитории. Так стирается грань между массовой и элитарной культурой. Соединение различных стилей, точнее имитация стилей, внутренняя многослойность текста, ирония, пародия, коллаж, игра, фрагментарность, обращение к истории, ностальгия по прошлому, стремление воссоздать дух той или иной эпохи, создание виртуальной реальности или моделируемой реальности – главные черты современной литературы и искусства.

Назовите авторов представителей постмодернизма – Д. Фаулз, Г. Маркес, Х. Кортасар, Х. Борхес, К Воннегут, а также Павич М., П. Куэльо, Дж. Роулинг, Х. Мураками, Б. Вербер, В. Пелевин, Д. Браун.

Учитель дает задания на выполнения проектов. Выбор произведений и авторов зависит от интересов учителя и учащихся.

В процессе защиты проекта группы должны представить свой раздел энциклопедии, объяснить принципы отбора слов в словник и содержания статей, проблемы, с которыми они столкнулись в работе над проектом и пути их преодоления, вклад каждого участника группы в общую работу.


  1. Рефлексия.

Приведите пример предмета постмодернизма из кино, литературы, живописи. Выскажите свое отношение к произведению, объясните, чем оно интересно лично для Вас?


Домашнее задание.

Учебник «Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс», под общ. ред. Искендерова А.А., стр. 322-334

Стр. 334, рубрика «Самостоятельная работа», вопрос 2 письменно



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!