Культура второй половины XX — начала XXI в.
Класс 11
Количество часов 2
План урока
Общая характеристика культуры второй половины XX — начала XXI в.
Поворот в искусстве в 1960-е гг.
Новое объяснение мира.
Постмодернизм и его проявления в литературе, кино, архитектуре.
Понятия и термины. Поп-арт, гиперреализм, концептуализм, кинетическое искусство, Интернет, постмодернизм.
Цель:
сформировать представления об основные направлениях развития западной науки и искусства второй половины XX - начале XXI века и охарактеризовать особенности культурной жизни Западной Европы и США в указанный период
Предметные результаты:
- представления о достижениях в культуре европейских стран и США в XX в., понимание многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой культуры;
- уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира;
- установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с историей России.
Личностные результаты:
понимание культурного многообразия современного мира; уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе изучения различных стилевых направлений культуры XX в.
Метапредметные результаты:
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников информации, в т. ч. материалов на электронных носителях, осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Ход урока
Общая характеристика культуры второй половины XX — начала XXI в.
Изучение материала строиться на основе информационного сообщения учителя, показывающего важнейшие тенденции развития культуры второй половины XX - начала XXI в.
Во второй половине XX в. наука и технология стали ведущими силами цивилизации. Наука обогатилась новыми отраслями знаний, было сделано много открытий, которые изменили облик всей человеческой цивилизации. С развертыванием третьей промышленно-технологической революции началось беспрецедентное убыстрение исторического и социального времени. Увеличиваются и темпы научно-технологического прогресса. Если в 1970-е гг. было принято говорить о том, что объём научной информации удваивается каждые 5—7 лет, то в 1980-е гг. — каждые 20 месяцев, а к концу 1990-х гг. — ежегодно.
Телекоммуникационные сети, соединившие самые отдалённые точки земного шара, предоставили возможность преодоления пространства. Человек приобрёл способность пребывать одновременно в разных местах и быть участником событий, происходящих далеко за пределами своего фактического физического присутствия.
Осмысление происходящего и итогов войны, её жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важной темой мирового искусства.
В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил в художественной культуре, идеологическая сторона творчества часто преобладала над художественной стороной.
Ускоренное развитие средств массовой коммуникации создало материальные условия для расцвета массовой культуры.
Новые направления в искусстве формировались в значительной степени под влиянием философии экзистенциализма, возникло искусство абсурда.
Ярким феноменом художественной жизни второй половины ХХ в. стало рок-движение, появившееся в начале 1960-х гг. в Англии и США и охватившее весь мир. Творцы рока — Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз». В рок-музыке выразился стихийный протест молодежи против социальной неустроенности, войны и милитаризма, расовой дискриминации. Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто демократичен. Рок-музыка стала силой, способной объединить разнородные молодежные движения и группировки. Скажите, какие рок-группы вы знаете и существуют они сейчас?
Поворот в искусстве в 1960-е гг.
Учитель организует практическую работу.
Фронтальная практическая работа.
Практическая работа.
На основе текста учебника заполните таблицу «Основные направления изобразительного искусства 1960-х гг.».
Используя ресурсы Интернета, подберите к ней изображения наиболее известных произведений. Рассмотрите их.
Таблица 1. Основные направления изобразительного искусства 1960-х гг.
Направления | Идеи и характерные черты | Представители |
Поп-арт | В определённом контексте каждый предмет (материальная вещь) теряет своё первоначальное значение и становится произведением искусства. Задача художника — не создание художественного предмета, а придание обыденному предмету художественных качеств путём организации определённого контекста его восприятия (изменяются масштаб и материал, обнажается приём или технический метод). Коллажный принцип создания художественного объекта. Поп-арт направлен на максимальное сближение искусства с жизнью, стирание граней между ними. | Э. Уорхол, Р. Гамильтон, Р. Раушенберг, Дж. Джонс, К. Ольденбург |
Гиперреализм | Стремился к фотографической правдивости изображения. Гиперреалисты создают ложную реальность, убедительную иллюзию | Ч. Клоуз, Ф. Гертч, Ж. Монорим |
Концептуализм | Концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства — в передаче идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видеоматериалов. | М. Дюшан, Ж. Косат |
Оп-арт (оптическое искусство) | Искусство зрительных иллюзий, опирающееся на особенности визуального восприятия плоских и пространственных фигур. Используя сложные приборы, достигали разнообразных световых эффектов, создавая иллюзию нереального мира | В. Вазарели, Е. Финци |
Кинетическое искусство | Создание подобия сложных механических устройств. Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие. Эти тщательно сконструированные устройства из металла, стекла или других материалов, соединённые с мигающими световыми устройствами, получили название «мобилей» | Н. Шеффер, X. Ле Парк, Ж. Тэнгли |
Учащиеся анализируют предлагаемые учителем репродукции произведений различных направлений (список их авторов можно найти в учебнике или взять из таблицы «Основные направления изобразительного искусства 1960-х гг.»). Задача учащихся — соотнести изображение с конкретным направлением, описанным в учебнике.
Новое объяснение мира.
Данный вопрос изучается на основе работы с текстом учебника.
Задание для учащихся.
Изучите в учебнике подраздел «На пути к новому объяснению мира» и составьте конспект, ответив на следующие вопросы:
В чём суть идеи самоорганизации? К каким объектам материального мира она применима?
Сформулируйте суть концепции глобальной эволюции.
Как представляли ученые процесс возникновения жизни и человека до 1970-х гг.? Как изменилось представление об этом процессе в 1970-е гг.?
Какая идея стала научным фундаментом новой картины мира? В чём выражается эта новая картина мира?
Беседа о всемирной паутине Интернет.
Постмодернизм и его проявления в литературе, кино, архитектуре.
Учитель дает общую характеристику постмодернизма как новой культурной эпохи, начавшейся на рубеже 1960—1970-х гг. Для этой эпохи характерна идея о том, что читатель, зритель, слушатель сам конструирует, достраивает и перестраивает произведение, видя в нём смыслы и планы, которые и не предполагал автор. Задача автора — создать поле для творчества.
Кино: Так, одним из первых фильмов в котором усматривают черты постмодернизма, стал фильм С.Спилберга «Индиана Джонс и храм судьбы». Лента демонстрирует подчеркнутую аполитичность, соединяет чисто американские технические трюки и американский юмор с восточной экзотикой. (демонстрация отрывка из фильма до 1.30 мин.)
Литература: Современная литература стирает границы между достоверным и невероятным, реальными и фантастическим. Писатель в эпоху постмодернизма чувствует себя прекрасно и в мире современных информационных технологий, и в разных исторических эпохах, и в мире чудес. Писатель старается совместить высокий интеллектуальный уровень с успехом у массовой аудитории. Так стирается грань между массовой и элитарной культурой. Соединение различных стилей, точнее имитация стилей, внутренняя многослойность текста, ирония, пародия, коллаж, игра, фрагментарность, обращение к истории, ностальгия по прошлому, стремление воссоздать дух той или иной эпохи, создание виртуальной реальности или моделируемой реальности – главные черты современной литературы и искусства.
Назовите авторов представителей постмодернизма – Д. Фаулз, Г. Маркес, Х. Кортасар, Х. Борхес, К Воннегут, а также Павич М., П. Куэльо, Дж. Роулинг, Х. Мураками, Б. Вербер, В. Пелевин, Д. Браун.
Учитель дает задания на выполнения проектов. Выбор произведений и авторов зависит от интересов учителя и учащихся.
В процессе защиты проекта группы должны представить свой раздел энциклопедии, объяснить принципы отбора слов в словник и содержания статей, проблемы, с которыми они столкнулись в работе над проектом и пути их преодоления, вклад каждого участника группы в общую работу.
Рефлексия.
Приведите пример предмета постмодернизма из кино, литературы, живописи. Выскажите свое отношение к произведению, объясните, чем оно интересно лично для Вас?
Домашнее задание.
Учебник «Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс», под общ. ред. Искендерова А.А., стр. 322-334
Стр. 334, рубрика «Самостоятельная работа», вопрос 2 письменно