СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурно-ценностные ориентации молодежи

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются культурно-ценностные ориентации молодежи, представлен анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов педагогического колледжа, выделены факторы, влияющие на формирование культурно-ценностных ориентаций современной молодежи.

Просмотр содержимого документа
«Культурно-ценностные ориентации молодежи»

Заявка на участие в конференции:


Фамилия, имя, отчество (полностью)

Галкина Василина Денисовна

Место работы или учебы

Нижнетагильский педагогический колледж №2 (студентка)

Форма участия

Очная

Тема доклада

Культурно-ценностные ориентации молодежи.

Интересующая Вас секция

Социология молодежи

Адрес

622031, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Кондукторская 4.

Номер телефона

89530397787

E-mail

[email protected];

















Галкина Василина Денисовна

Дегенгарт Анна Валерьевна

социальный педагог МБОУ СОШ №64,

высшая кв. категория,

г. Нижний Тагил,


КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура, ценность, ценностные ориентации, молодежь, нравственность, образованность.

АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются культурно-ценностные ориентации молодежи, представлен анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов педагогического колледжа, выделены факторы, влияющие на формирование культурно-ценностных ориентаций современной молодежи.


Galkina Vasilina Denisovna

Degenhart, Anna

social teacher of MOU SOSH №64,

high sq category, Nizhny Tagil,


CULTURAL VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG PEOPLE


KEY WORDS: culture, value, value orientations, youth, moral, education.

ABSTRACT: The article examines the cultural and value orientations of young people, presents the analysis of the results of the study of the value orientations of the students of the pedagogical college, identifies the factors that influence the formation of the cultural and value orientations of modern youth.


Культурно-ценностные ориентации общества являются важной сферой его жизнедеятельности, а их воспроизводство в современных меняющихся условиях становится основной задачей дальнейшего общественного развития.

Одним из основных субъектов воспроизводства культурно-ценностных ориентаций является молодежь, именно она в будущем привносит в общество модель поведения, ценностные ориентации, традиции. Ценности молодежи формируются с учетом меняющихся реалий жизни на основе знаний, идей, потребностей, интересов, отражающих совокупный социальный опыт[1].

На сегодняшний день наблюдается деформация общекультурных, ментальных и духовных ценностей, формировавшихся в России на протяжении тысячелетий. Огромное влияние на сознание молодежи оказывают безграничные просторы Интернета, вседозволенность, доступность любой информации, которая часто носит отрицательный характер для развития подрастающего поколения. Современные подростки очень мало читают книг, произведений литературы вне школьной программы, редко посещают библиотеки.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком на протяжении всей истории [4].

По мнению Багдасарьян Н.Г., специалиста в области философии и культурологии, главная функция культуры сохранять и воспроизводить духовный опыт человечества, передавать его другим поколениям и обогащать его [3, с.76].

Чаще всего культуру как социальное явление определяют через ценностные ориентации.

По мнению доктора социологических наук Суриной И.А. «ценностные ориентации» – это оценочное отношение личности (группы) к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы) [8, с. 162-163].

Ценностные ориентации служат для нас опорными установками при регуляции нашего поведения, принятия решений, устанавливают линию нашего развития, определяют смысл жизни.

Российская молодежная культура, с точки зрения культурологов и деятелей культуры, находится в сложном положении с начала 21 века, многие идеологии утратили свое первоначальное значение, а новые еще только формируются, изменяется преемственность духовно-нравственной культуры и нравственного воспитания. Поэтому Россия нуждается в активной духовно-нравственной и культурной политике, в проведении работы с молодежью, акцентировании их внимания на ценностях важных нашей стране.

На сегодняшний день, происходит массовое тиражирование западного образа жизни, что может привести в дальнейшем к утрате нашей национально-культурной идентичности. Чтобы этого не происходило нужно вовремя воздействовать на молодые умы и вызывать у них интерес к развитию своей личности, своего государства и его культуры, сохранению ценностей именно своей страны, воспитывать нравственно, помочь понять чего они хотят добиться в своей жизни и помочь им этого достичь [5].

Ранняя юность - это период осознания и принятия человеком ответственности за себя и свое будущее, это переход от детства к взрослой сложной жизни и в этот период человек больше всего восприимчив к влиянию на него.

На формирование сознания и культурных ценностей молодёжи наибольшее влияние оказывают: семья, средства массовой информации (СМИ), референтная группа, образование, политическое устройство государства, уровень развития экономики в стране и т.д.

Основу культурно-ценностных и нравственных ориентаций молодежи закладывают родители, образ жизни которых часто копируют дети. Многие родители уделяют мало внимания детям подросткового возраста, думая, что они уже взрослые, а ведь именно в этот период важно выстроить с ребенком доверительные отношения и уделять ему достаточное количество времени. В неблагополучных семьях, как правило, наносится характерный отпечаток на сознание детей, их здоровье и приоритеты, отсюда и необратимый процесс регресса ценностей общества.

Также на формирование культурно-ценностных ориентаций оказывают средства массовой информации (СМИ), в частности телевидение и Интернет. Вся сила телевидения заключается в глубоком воздействии на способ мышления. В основном оно выполняет нормативно-регулятивную функцию, то есть, направлена на манипулирование общественным мнением зрителей, слушателей, читателей. Подростки и молодежь чаще других подвержены манипуляции и влиянию со стороны внешнего мира. Стоит отметить, что средства массовой информации могут прививать идеи, ценности и стереотипы, которые оказывают разрушительное влияние на формирование личности. Примером этому является трансляция на некоторых каналах телевидения в дневное время фильмов и передач, оказывающих отрицательное влияние на формирование сознания подрастающего поколения.

Все вышеперечисленные проблемы, ведут к деградации духовной и нравственной культуры нашей страны. Поэтому важно завлечь молодежь к культурной жизни своей страны, к ее развитию.

Несомненно, не всё молодое поколение ощущает на себе эту проблему, есть молодые люди, которые занимают активную жизненную позицию, стремятся к самообразованию, просвещению, самоутверждению. Самоутверждение – это поведение индивида, направленное на утверждение собственной значимости, самовыражения и достижение желаемого социального статуса. Потребность в самоутверждении больше всего побуждает личность к культурной активности [5].

Для исследования данной проблемы в обществе мы решили провести опрос среди студентов педагогического колледжа, ведь кому как не им иметь устойчивые культурно-ценностные ориентации, так как именно они будут воспитывать будущее поколение, а лучшее воспитание - это наглядный пример.

Исследование мы провели в Нижнетагильском педагогическом колледже № 2, на отделении «Специальное дошкольное образование», по методике американского психолога Дж. Таунсенда, предназначенной для определения культурно-ценностных ориентаций. [6]

В диагностике приняли участие 58 респондентов. Согласно полученным результатам исследования у 61% опрошенных преобладает второй тип культуры – «современная культура». Она характеризуется направленностью людей на настоящее. Люди этой культуры сосредоточенны на человеке. Для них важен его статус и права. Человек стремится к моральному вознаграждению, а материальное для него не имеет большого значения, также для него важно самореализоваться и развить свои способности, он хочет жить в гармонии с природой. Людям с данным типом культуры вполне подходит сфера деятельности - образование, но также на человека с данным типом сильнее всего могут повлиять внешние факторы, в течение всей его жизни.

Третий тип культуры – «динамически развивающаяся культура» преобладает у 24% опрошенных. Люди этого типа культуры стремятся к достижению быстрых результатов. Это свободолюбивые независимые от общества личности. Нацелены на получение материального вознаграждения. Главное в жизни для них работа. Людям с этим типом культурно-ценностных ориентаций довольно тяжело будет в преподавании, так как повлиять внешним факторам на этот тип культуры довольно сложно, но все же возможно.

Первый тип культуры – «традиционная культура» преобладает всего лишь у 15% респондентов. Люди ориентированы на прошлое, любят историю и ценят традиции. Они зависимы от ближайшего социального окружения, у них преобладают семейные ценности и религия. Вознаграждение не играет важную роль. Этот тип будет хорош в преподавании, так как они смогут привить детям культурно-ценностные ориентации их страны. На этот тип культуры повлиять внешним факторам практически невозможно.

Из результатов исследования мы видим, что большинство опрошенных студентов легко могут быть подвержены влиянию общества и СМИ. Но все же радует то, что молодые люди хотят развиваться и самореализоваться, и при желании, вполне смогут достичь многого в педагогике.

В заключение хотелось бы отметить, что основой любой культуры является совокупность идеалов и ценностей, от которых и отталкивается человек на протяжении жизни. Помимо того что культурно-ценностные ориентации различны у разных стран, они имеют расхождение и среди городов одной страны, а так же среди разных социальных слоев населения. Исходя из всего этого, мы можем сделать вывод, что культурно-ценностные ориентации являются одним из важнейших критериев в формировании личности.


Список литературы:

  1. Казибекова, Г.К. Трансформация духовно-нравственных ценностей [Электронный ресурс] – Режим доступа:: http://www.dissercat.com/content/transformatsiya-dukhovno-nravstvennykh-tsennostei-sovremennoi-molodezhi#ixzz2L9VHEsdP

  2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 224 с.

  3. Культурология [Электронный ресурс]: Учебник и практикум для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 556 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. – Режим доступа: http://static.my-shop.ru/product/pdf/172/1715783.pdf

  4. Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]: определение термина – культура – Режим доступа: https:/vocabulary.ru/termin/kultura.html

  5. Психология и психиатрия [Электронный ресурс]: Самоутверждение – Режим доступа: http://psihomed.com/samoutverzhdenie/

  6. Социальная психология [Электронный ресурс]: Тест культурно-ценностные ориентации/Л. Г. Почебут – Режим доступа: https://psihologia.biz/sotsialnaya-psihologiya_817/metodika-test-kulturno-tsennostnyih-36656.html

  7. Социальные проблемы молодежи и пути их решения [Электронный ресурс]: Молодёжь и культура – режим доступа: https://studwood.ru/632797/sotsiologiya/molodezh_kultura

  8. Сурина И.А. Ценностные ориентации // Журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2005. - №4. С. 162 – 164.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!