СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Культурное пространство Руси в X- XII веках"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории России для 7 класса по теме "Культурное пространство Руси в X-XII веках".

Просмотр содержимого документа
«"Культурное пространство Руси в X- XII веках"»

Разработка урока для 7 класса

по истории Отечества по теме:

«Культурное пространство Руси в XXII вв.»

  1. Урок № 19 в теме «Русские княжества в период феодальной раздробленности. Культура и церковь в X – XII вв.»

  2. Тип урока: изучение нового материала.

  3. Цели и задачи урока:

  1. Дидактические:

- ознакомить с особенностями культуры Руси;

- охарактеризовать отрасли культуры Руси в период X – XII вв.

2. Развивающие:

- формировать навыки самостоятельного поиска информации; работы с учебником;

- развивать умения правильно применять полученные знания на практике.

3. Воспитательные:

- воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

4. Формируемые УДД:

- личностные: воспитание уважительного отношения к культурным традициям Руси;

- познавательные: навыки работы с информацией; построение самостоятельного процесса поиска информации; умение систематизировать, обобщать и использовать полученную информацию; развитие чувства сопричастности с русской культурой;

- регулятивные: умение определять цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать друг друга, взаимодействовать друг с другом.

5. Планируемые методы, приёмы, технологии: «необъявленная тема», «мозговой штурм», «хочу спросить», работа в парах, ИКТ, «ассоциативный куст».

6. Ключевые дефиниции, даты, личности: культура, миниатюра, летопись, Нестор, граффити, былины, зодчество, фрески, зернь и скань.

7. Структура урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Мотивация учебной деятельности.

IV. Изучение нового материала.

  1. Особенности развития культуры Руси.

  2. Письменность и грамотность на Руси.

  3. Литература; устное народное творчество.

  4. Зодчество и изобразительное искусство.

  5. Художественное ремесло.

V. Обобщение и систематизация знаний.

VI. Оценивание деятельности учащихся. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

8. Развернутый план урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня отправляясь к вам на урок, я взяла с собой хорошее настроение, улыбку и уверенность в том, что у нас всё будет на «пять». А вы? (Ребята показывают смайлики.) Ваш эмоциональный настрой сегодня на уроке очень важен. Потому что то, о чем мы будем говорить – это возвышенное, это то, что характеризует развитие общества на определенном этапе. Итак, внимание на экран. (Слайд № 1)

- Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)

- Давайте вместе определим цель нашего урока: что узнать? Чему научиться?

(Дети совместно с учителем формулируют цели и задачи урока.)

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Педагогическая ситуация общения:

- Что такое культуры?

- Когда возникла культура?

- С чем связывают культурные достижения людей? (с развитием общества).

2. Составить «ассоциативный куст» к слову «культура». (Работа на доске).

III. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: «Культура – великий учитель того, как следует жить» - сказал один ученый – мудрец. Ребята, как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей.)

Учитель обобщает высказывания детей и подводит к мысли о том, что памятники культуры – это героические, нравственные, духовные основы жизни, без которых в настоящее время очень сложно.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Я предлагаю вам открыть тетради и записать тему урока. (Слайд№ 2)

(Учащиеся работают в тетрадях.)

Учитель предлагает открыть учебники на стр. 84.

- Люди Древней Руси не только сеяли хлеб, торговали и воевали. Они строили храмы, изготавливали ювелирные изделия, слагали песни, сказки; открывали школы, то есть создавали культурные ценности. В чем же были особенности культуры Руси?

- Я предлагаю вам открыть пункт 2 параграфа 10 и выписать эти особенности. (Подсказка – 3 особенности.)

1. Основа культуры – богатое наследие восточных славян.

2. Достижения соседних народов.

3. Культура Византии.

- Из курса «Всеобщей истории» вспомните:

1. При каком правителе Византии культура достигла своего наивысшего расцвета? (Юстиниан).

2. Что Древняя Русь могла взять у Византии «на вооружение»? (Византия – центр христианской культуры, оформление храмов.)

- А мы переходим к следующему пункту – «Письменность и грамотность».

(Слайд № 3)

- На слайде вы видите византийских монахов – Кирилла и Мефодия, которые создали славянскую азбуку, в основе которой лежала азбука славян еще до их крещения.

- При церквях и монастырях открывались школы (чтение, письмо, счет, христианское вероучение). Переводили церковные книги; грамоте учили и девочек.

- Первые книги - на пергаменте (выделанная телячья кожа); книги украшались миниатюрами; очень дорогие.

- Я предлагаю вам открыть стр.93 – словарик и найти значение слова «миниатюра».

(Учащиеся работают с учебником.)

- Самая древняя из сохранившихся русских книг – Остромирово Евангелие.

(Слайд № 4 – «Остромирово Евангелие»)

- Писали на бересте – обработанная березовая кора; граффити – работа со словарем стр.93.

(Слайд № 5 – «Нестор - летописец»)

- В XI в. – зарождение литературы; особое место – летописи – важнейшие исторические источники; «Повесть временных лет» - древнейшая летопись, основная идея – идея единства Русской земли; кроме летописей – описание жизни людей, причисленных церковью к лику святых - жития.

(Слайд № 6 – «Иларион и «Поучение Владимира Мономаха»)

- «Слово о Законе и Благодати» - писатель Иларион (на 50 лет раньше Нестора).

- Песни и сказки, былины – передавались из поколения в поколение; повествуется о событиях в Киеве и других городах Руси.

(Слайд № 7 – «Богатыри»)

- Ребята, что вы знаете о богатырях, изображенных на картине? (Ответы детей.)

(Слайд № 8 – «Дер. дома, крепости»)

- Издавна на Руси избы простых людей, терема знати, крепости строились из дерева. Это называлось деревянное зодчество. Сравните дом простого человека и знатного? В чем отличие? (Ответы детей.)

- А как вы думаете, когда на Руси стали применять камень при строительстве? (Ответы детей.)

- Правильно после введения христианства – 989 г. – Десятинная церковь (строили византийские мастера).

(Слайд № 9 – «Десятинная церковь»)

- Следующее достижение архитектуры – Софийский собор.

(Слайд № 10 – «Софийский собор»)

- Вспомните, пожалуйста, в честь какого события был построен этот собор? Какой князь и когда возвёл его? (Ответы детей.)

- Внутренне убранство собора: мозаика, фрески – работа со словарем - стр.93.

- Самая известная мозаика собора – Богородица Нерушимая Стена.

(Слайд № 11 – «Богородица Нерушимая Стена»)

- Софийский Собор в Великом Новгороде – нет мозаик, только фрески.

(Слайд № 12 – «Софийский Собор в Великом Новгороде»)

- Чтобы подвести черту под всем сказанным, хочу отметить, что именно храм стал средоточием нескольких видов искусства – иконы, фрески, мозаики, церковное пение – всё это удивительное единство.

- А о художественном ремесле расскажут учащиеся, которые получили опережающее задание.

(Выступают учащиеся с подборкой изображений древнерусских украшений.)

V. Обобщение и систематизация знаний.

Учащиеся работают с тестовыми заданиями. (Приложение № 1; слайд № 13)

VI. Оценивание деятельности учащихся. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке мы узнали о развитии культуры Руси в период X – XII вв. И для того, чтобы оценить ваши действия на уроке, я предлагаю каждому закончить предложения. (Приложение № 2; слайд № 14)

- Древняя Русь отличалась высоким для своего времени уровнем развития культуры. Она «творчески» переработала культурные достижения своих соседей и сформировала свою самобытную культуру. Часть этой культуры – обычаи, традиции – мы успешно используем и приумножаем в своей жизни. Спасибо всем за работу на уроке!

VII. Домашнее задание.

  1. Изучить параграф 10.

  2. Составить таблицу по параграфу.







































ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Тестовые задания

  1. «Повесть временных лет» - это:

а) летопись;

б) жития святых;

в) поучающее обращение.


2. Владимир Мономах написал:

а) «Слово о Законе и Благодати»;

б) «Остромирово Евангелие»;

в) «Поучение».


3. Софийский собор в Киеве был возведён:

а) в честь победы над печенегами;

б) в честь победы над половцами;

в) в честь победы над монголо - татарами.


4. Мозаика – это роспись:

а) это роспись по мокрой штукатурке;

б) изображение, составленное из скреплённых между собой цветных камушков;

в) надпись, нацарапанная на стенах зданий, сосудов.




















ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

  1. Я узнал(а)…



  1. Я был(а) удивлен(а) тем, что…



  1. Мне понравилось…





  1. Сложности вызвало…



  1. Сделал(а) вывод о том, что…





  1. Свою работу на уроке оцениваю … баллами.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!