Разработка урока для 7 класса
по истории Отечества по теме:
«Культурное пространство Руси в X – XII вв.»
Урок № 19 в теме «Русские княжества в период феодальной раздробленности. Культура и церковь в X – XII вв.»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели и задачи урока:
Дидактические:
- ознакомить с особенностями культуры Руси;
- охарактеризовать отрасли культуры Руси в период X – XII вв.
2. Развивающие:
- формировать навыки самостоятельного поиска информации; работы с учебником;
- развивать умения правильно применять полученные знания на практике.
3. Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
4. Формируемые УДД:
- личностные: воспитание уважительного отношения к культурным традициям Руси;
- познавательные: навыки работы с информацией; построение самостоятельного процесса поиска информации; умение систематизировать, обобщать и использовать полученную информацию; развитие чувства сопричастности с русской культурой;
- регулятивные: умение определять цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать друг друга, взаимодействовать друг с другом.
5. Планируемые методы, приёмы, технологии: «необъявленная тема», «мозговой штурм», «хочу спросить», работа в парах, ИКТ, «ассоциативный куст».
6. Ключевые дефиниции, даты, личности: культура, миниатюра, летопись, Нестор, граффити, былины, зодчество, фрески, зернь и скань.
7. Структура урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Мотивация учебной деятельности.
IV. Изучение нового материала.
Особенности развития культуры Руси.
Письменность и грамотность на Руси.
Литература; устное народное творчество.
Зодчество и изобразительное искусство.
Художественное ремесло.
V. Обобщение и систематизация знаний.
VI. Оценивание деятельности учащихся. Рефлексия.
VII. Домашнее задание.
8. Развернутый план урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня отправляясь к вам на урок, я взяла с собой хорошее настроение, улыбку и уверенность в том, что у нас всё будет на «пять». А вы? (Ребята показывают смайлики.) Ваш эмоциональный настрой сегодня на уроке очень важен. Потому что то, о чем мы будем говорить – это возвышенное, это то, что характеризует развитие общества на определенном этапе. Итак, внимание на экран. (Слайд № 1)
- Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)
- Давайте вместе определим цель нашего урока: что узнать? Чему научиться?
(Дети совместно с учителем формулируют цели и задачи урока.)
II. Актуализация опорных знаний.
Педагогическая ситуация общения:
- Что такое культуры?
- Когда возникла культура?
- С чем связывают культурные достижения людей? (с развитием общества).
2. Составить «ассоциативный куст» к слову «культура». (Работа на доске).
III. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: «Культура – великий учитель того, как следует жить» - сказал один ученый – мудрец. Ребята, как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей.)
Учитель обобщает высказывания детей и подводит к мысли о том, что памятники культуры – это героические, нравственные, духовные основы жизни, без которых в настоящее время очень сложно.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Я предлагаю вам открыть тетради и записать тему урока. (Слайд№ 2)
(Учащиеся работают в тетрадях.)
Учитель предлагает открыть учебники на стр. 84.
- Люди Древней Руси не только сеяли хлеб, торговали и воевали. Они строили храмы, изготавливали ювелирные изделия, слагали песни, сказки; открывали школы, то есть создавали культурные ценности. В чем же были особенности культуры Руси?
- Я предлагаю вам открыть пункт 2 параграфа 10 и выписать эти особенности. (Подсказка – 3 особенности.)
1. Основа культуры – богатое наследие восточных славян.
2. Достижения соседних народов.
3. Культура Византии.
- Из курса «Всеобщей истории» вспомните:
1. При каком правителе Византии культура достигла своего наивысшего расцвета? (Юстиниан).
2. Что Древняя Русь могла взять у Византии «на вооружение»? (Византия – центр христианской культуры, оформление храмов.)
- А мы переходим к следующему пункту – «Письменность и грамотность».
(Слайд № 3)
- На слайде вы видите византийских монахов – Кирилла и Мефодия, которые создали славянскую азбуку, в основе которой лежала азбука славян еще до их крещения.
- При церквях и монастырях открывались школы (чтение, письмо, счет, христианское вероучение). Переводили церковные книги; грамоте учили и девочек.
- Первые книги - на пергаменте (выделанная телячья кожа); книги украшались миниатюрами; очень дорогие.
- Я предлагаю вам открыть стр.93 – словарик и найти значение слова «миниатюра».
(Учащиеся работают с учебником.)
- Самая древняя из сохранившихся русских книг – Остромирово Евангелие.
(Слайд № 4 – «Остромирово Евангелие»)
- Писали на бересте – обработанная березовая кора; граффити – работа со словарем стр.93.
(Слайд № 5 – «Нестор - летописец»)
- В XI в. – зарождение литературы; особое место – летописи – важнейшие исторические источники; «Повесть временных лет» - древнейшая летопись, основная идея – идея единства Русской земли; кроме летописей – описание жизни людей, причисленных церковью к лику святых - жития.
(Слайд № 6 – «Иларион и «Поучение Владимира Мономаха»)
- «Слово о Законе и Благодати» - писатель Иларион (на 50 лет раньше Нестора).
- Песни и сказки, былины – передавались из поколения в поколение; повествуется о событиях в Киеве и других городах Руси.
(Слайд № 7 – «Богатыри»)
- Ребята, что вы знаете о богатырях, изображенных на картине? (Ответы детей.)
(Слайд № 8 – «Дер. дома, крепости»)
- Издавна на Руси избы простых людей, терема знати, крепости строились из дерева. Это называлось деревянное зодчество. Сравните дом простого человека и знатного? В чем отличие? (Ответы детей.)
- А как вы думаете, когда на Руси стали применять камень при строительстве? (Ответы детей.)
- Правильно после введения христианства – 989 г. – Десятинная церковь (строили византийские мастера).
(Слайд № 9 – «Десятинная церковь»)
- Следующее достижение архитектуры – Софийский собор.
(Слайд № 10 – «Софийский собор»)
- Вспомните, пожалуйста, в честь какого события был построен этот собор? Какой князь и когда возвёл его? (Ответы детей.)
- Внутренне убранство собора: мозаика, фрески – работа со словарем - стр.93.
- Самая известная мозаика собора – Богородица Нерушимая Стена.
(Слайд № 11 – «Богородица Нерушимая Стена»)
- Софийский Собор в Великом Новгороде – нет мозаик, только фрески.
(Слайд № 12 – «Софийский Собор в Великом Новгороде»)
- Чтобы подвести черту под всем сказанным, хочу отметить, что именно храм стал средоточием нескольких видов искусства – иконы, фрески, мозаики, церковное пение – всё это удивительное единство.
- А о художественном ремесле расскажут учащиеся, которые получили опережающее задание.
(Выступают учащиеся с подборкой изображений древнерусских украшений.)
V. Обобщение и систематизация знаний.
Учащиеся работают с тестовыми заданиями. (Приложение № 1; слайд № 13)
VI. Оценивание деятельности учащихся. Рефлексия.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнали о развитии культуры Руси в период X – XII вв. И для того, чтобы оценить ваши действия на уроке, я предлагаю каждому закончить предложения. (Приложение № 2; слайд № 14)
- Древняя Русь отличалась высоким для своего времени уровнем развития культуры. Она «творчески» переработала культурные достижения своих соседей и сформировала свою самобытную культуру. Часть этой культуры – обычаи, традиции – мы успешно используем и приумножаем в своей жизни. Спасибо всем за работу на уроке!
VII. Домашнее задание.
Изучить параграф 10.
Составить таблицу по параграфу.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Тестовые задания
«Повесть временных лет» - это:
а) летопись;
б) жития святых;
в) поучающее обращение.
2. Владимир Мономах написал:
а) «Слово о Законе и Благодати»;
б) «Остромирово Евангелие»;
в) «Поучение».
3. Софийский собор в Киеве был возведён:
а) в честь победы над печенегами;
б) в честь победы над половцами;
в) в честь победы над монголо - татарами.
4. Мозаика – это роспись:
а) это роспись по мокрой штукатурке;
б) изображение, составленное из скреплённых между собой цветных камушков;
в) надпись, нацарапанная на стенах зданий, сосудов.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Я узнал(а)…
Я был(а) удивлен(а) тем, что…
Мне понравилось…
Сложности вызвало…
Сделал(а) вывод о том, что…
Свою работу на уроке оцениваю … баллами.
9