Культурологический подход к обучению праву
Реализация культурологического подхода в преподавании правовых дисциплин осуществляется через освоение обучающимися культурных ценностей, накопленных социумом и являющихся частью социализации индивида. Связь права, моральных и нравственных ценностей и принципов создает качественно новый тип человека, обладающего внутренней дисциплиной, адекватным восприятием правовых ценностей, правовой активностью. В современных условиях задача педагога – не только передать знания, умения и навыки в области права, сформировать правовые компетенции, главное поставить перед обучающимся нравственные ориентиры, подкрепленные законом, воззвать к врожденному чувству справедливости ученика, помогать ему при реализации свобод, защите прав, подавать пример правомерного поведения. Правовые идеи о свободе личности, о социальном равенстве и справедливости всегда служили мерилом человеческого поведения.
Востребованное сегодня образование – это процесс, который осуществляется обучающимся в течение всей жизни. В связи с этим крайне важно, чтобы в подходах к обучению учитывались такие аспекты, как культурное наследие, ценности и предшествующий опыт. Определяя основные критерии эффективности правового обучения и воспитания можно выделить следующие категории, характеризующие правовую культуру:
При этом первые два критерия связаны с духовной формой эффективности, а последние определены поведенческой (практической). Все они связаны с реализацией целей правового воспитания и являются логическим следствием целедостижения, важными элементами и проявлениями правового сознания.
Правовая культура обучающегося опирается на категории, описываемые ключевыми компетенциями и компетенциями в области права. Причем каждой категории соответствует определенный вид компетенций – это когнитивная, личностная, этическая и функциональная. Каждый вид компетенций отвечает за определенный набор ключевых компетенций, на основе которых были разработаны компетенции в области права, реализуемые в учебной и внеучебной деятельности.
Компетенции выражают способность человека самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний и умений.
Уровень развития личности обучающегося, связанный с качественным освоением содержания образования реализуется через образовательную компетенцию. У образовательной компетентности также есть ключевая часть, которая относится к общепредметному содержанию образования и является его главной составляющей. Ключевая часть образовательной компетенции проходит через все образовательные области и призваны объединить их в единое, целостное содержание. В ней также получают свое концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования: реальные объекты изучаемой действительности; общекультурные знания об изучаемых явлениях; общие и общеучебные умения, навыки, обобщенные способы деятельности и др.
Одним из наиболее действенных направлений на пути формирования правовой культуры обучающегося должно стать развитие правового воспитания. Правовое воспитание - целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. Правовое воспитание не может рассматриваться отдельно от процессов, происходящих в обществе.
Целью воспитательной работы является становление ученика, сочетающего в себе следующие личностные качества:
мировоззренческие подходы к окружающей жизни, умение ориентироваться в новой социально-экономической и политической обстановке;
личная ответственность за собственное и социальное благополучие, уверенность в себе, способность находить нестандартные решения возникающих проблем;
целеустремленность и предприимчивость, овладение организаторскими способностями, развитие лидерских качеств, умение работать в команде;
самообучаемость, способность самостоятельно добывать и перерабатывать информацию, грамотно использовать ресурсы Интернет, ориентироваться в культуре «реальной виртуальности»;
осознание себя гражданином и патриотом своей страны и своей отрасли; знание и уважение законов, обладание гражданским мужеством, способность к объективной самооценке;
высокая степень ответственности и обязательности при выполнении служебных и гражданских обязанностей;
приверженность гуманистическим ценностям: добро, милосердие, сострадание, честность, справедливость; сочетание в себе духовных и душевных качеств; стремление к эстетическим ценностям;
приобщение к духовно-нравственной культуре человечества, включая ее религиозные основы;
«экологическое сознание», способность воспринимать идеи экоэволюции природы и общества и руководствоваться ими в своей повседневной деятельности;
высокий этический потенциал поведения, овладение коммуникационными основами деятельности;
стремление к здоровому образу жизни (физической активности, физическому совершенству).
Если правовое образование рассматривать в качестве элемента воспитательного процесса, то становится ясным, что оно является необходимым звеном правовой социализации личности, в рамках которой формируются ее ценностно-правовые ориентации, которые играют важную роль в определении правомерного поведения субъекта в жизни. Правовая социализация это двусторонний процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов мотивации. Первоначально индивид овладевает правовой информацией. Он ее может получить стихийно, а может, организовано в процессе правового образования, которое предполагает именно системное и целенаправленное воздействие на индивида согласно разработанной в обществе доктрине и системе образовательных целей. В данных условиях становится актуальным процесс правовой социализации.
На втором этапе происходит процесс личностного усвоения правовых ценностей. Личностное восприятие внешних стимулов в реальной действительности может иметь разные проявления: это и эмоциональная реакция на правовые явления, и оценка правовых норм и практики, а так же правового поведения. Степень личностного восприятия правовых ценностей зависит от сформированности индивидуального правосознания на эмоциональном, рациональном и волевом уровне. Особое значение приобретает развитость внутреннего самоконтроля, который представляет собой присущий духовному миру индивида социально-психологический механизм волевых действий и поступков, раскрывающих особое качество личности - ее способность к саморегуляции. На третьем этапе необходимо перевести сформированные установки, правовые идеи, принципы в реальные поступки личности, на всех стадиях ее жизненного цикла. Проблема формирования правомерного поведения личности и ее правовой активности выступает одной из наиболее актуальных проблем для современного российского общества, поскольку устойчивость и эффективность ее общественного развития определяется поведенческим фоном, правосознанием и правовой культурой личности.
Литература:
Зарецкий И. А. Основные принципы и методы обучения праву в современной школе.// www.pedsovet.org
Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. № 5. 2003г.