Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "Иностранный язык" (английский) по
внеурочной деятельности "Петербурговедение" составлена на основе
образовательной программы ГБОУ школы №217 и является ее приложением
Образовательная программа «Петербурговедение на английском» по содержанию относится к программам культурологической направленности.
Носит общекультурный уровень освоения, предполагая развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенной образовательной деятельности.
Новизна образовательной программы состоит в способе подведения итогов работы – созданию исследовательских проектов с последующей их презентацией .
Актуальность образовательной программы заключается в том, что вместе с историко-культурными знаниями о Санкт-Петербурге учащиеся приобретают умения ориентироваться в родном городе, знакомясь с профессией гида-переводчика .
Педагогическая целесообразность образовательной программы объясняется использованием элементов интерактивной методики таких как, ролевые игры, проектные работы, групповые задания. Такое обучение через совместную творческую деятельность является наиболее эффективным и настраивает учащихся на сотрудничество и взаимоподдержку.
Целью образовательной программы является формирование у школьников социокультурной и коммуникативной компетенции. Общая цель курса складывается из набора связанных между собой целей-направлений:
повышение мотивации учащихся к овладению иноязычной лингвокультурой;
формирование предметных и межпредметных речевых умений и навыков;
активизация использования страноведческих знаний в ситуациях реального общения;
формирование информационной культуры школьников, обучение осуществлять поиск нужной информации, в том числе и в иноязычных источниках. Анализировать, систематизировать ее с целью расширения фоновых знаний;
развитие навыков исследовательской и проектной работы, умения подготовить доклад, сообщение, презентацию;
совершенствовать навыки работы с современными информационными технологиями;
развитие личностно-ориентированного подхода
обучение новой терминологией и лексикой в соответствии с тематикой курса;
обучение умения оперировать полученными знаниями в коммуникативных целях;
Сформулированные выше цели-направления конкретизируют традиционно формируемые образовательные, развивающие и воспитательные задачи обучения предмету
Обучающая
обогащение гуманитарных знаний учащихся, в частности знаниями об истории, культуре, образе жизни, традициях города;
формированию лингвистической культурологической компетенции;
формированию лингвистической компетенции.
Развивающая
развитие познавательных и языковых способностей;
формирование ценностного отношения к самостоятельно приобретаемым знаниям;
гуманистическое развитие школьника, его творческих способностей.
Воспитательная
создание положительной мотивации обучения;
стимулирование самостоятельной познавательной активности в практическом использовании изучаемого языка;
воспитание культуры общения в диалоге и полилоге.
В ходе освоения программы происходит совершенствование умений учащихся в четырех видах речевой деятельности:
Говорение. При обучении говорению основной задачей является формирование навыков ведения экскурсии, общения с иностранным туристом, активного запаса фраз, сопутствующих такому общению, развитие и совершенствование умений, которые обеспечивают общение с одним собеседником и целой группой людей. При этом речевая реакция должна носить характер диалогического и монологического высказывания.
Происходит обучение аргументировано выражать свое мнение, обсуждать задачи и формулировать решения, предлагать свои услуги сфере туризма и городских экскурсий.
Чтение. При обучении чтению ставится задача овладения туристической и историко-культурной тематикой и общеупотребительной лексикой, обучения практической грамматики английского языка. Для этого могут быть использованы все виды чтения: ознакомительное (чтение текста для ознакомления с его основным содержанием), изучающее (чтение с максимально полным и точным пониманием содержания текста), просмотровое (чтение текста для получения общего представления о его содержании).
Аудирование. При обучении аудированию необходимо закрепить навыки восприятия на слух английской звуковой речи, совершенствовать умение слушать аутентичные тексты историко-культурной тематики с полным пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием.
Письмо. При обучении письму учащиеся знакомятся с особенностями написания сочинения-рассуждения, эссе на заданные темы. Пытаются проанализировать лексические и грамматические трудности, возникающие при написании текстов.
Место учебного курса в учебном плане
Факультативный курс изучается в 7 классах в течение года. На изучение данного курса
отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Количество часов в первой четверти -16
Количество часов во второй четверти -16
Количество часов в третьей четверти - 20
Количество часов в четвертой четверти-16
При проведении занятий используются индивидуальная, парная и групповая формы работы, игры, конкурсы, устный опрос.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
При изучении иностранного языка в школе стимулируется общее речевое развитие школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре.
Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения
английского языка
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) среднего общего образования целью и основным результатом образования на данном этапе развития страны является «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира». Иностранный язык (ИЯ) вносит посильный вклад в достижение этой цели.
Цели обучения предмету « Иностранный язык» исходят из ожидаемых результатов. ФГОС начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования на трех уровнях – личностном, метапредметном и предметном.
К личностным результатам школьников относится общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознании языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка.
К метапредметным результатам обучающихся относятся «освоенные учащимися универсальные учебные действия а) познавательные, б) регулятивные и в) коммуникативные)».
Метапредметными результатами изучения иностранного языка в 7 классах являются:
Познавательные:
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- развитие познавательной, эмоциональной, и волевой сфер младшего школьника;
- умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
Регулятивные:
-овладение умением координированной работы с разными дополнительными материалами;
- овладение учащимися навыками поисковой деятельности;
- целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, например в процессе грамматического моделирования.
Коммуникативные:
- развитие умения взаимодействия с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей среднего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
К предметным результатам относятся: «освоенный обучающимися в ходе изучения ИЯ опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира».
Предметными результатами изучения иностранного языка в 7 классах являются: овладение представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических).
В коммуникативной сфере:
- языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
говорение ( диалог этикетного характера, диалог в доступных обучающемуся типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания );
аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
чтение (восприятие текстов с разной глубиной понимания ограниченного объёма, соответствующих изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
-письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки,);
-социокультурная осведомлённость (англоговорящие страны, литературные персонажи
песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
В познавательной сфере:
- формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
• умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказываний по изученной тематике;
• перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на английском языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В ценностно-ориентационной сфере:
восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.
В эстетической сфере:
В трудовой сфере
умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями для повышения эффективности своего учебного труда;
опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии коллективные, групповые и индивидуальные. В процессе обучения по образовательной программе будут использованы такие формы организации, как практические занятия, видео, информационно-коммуникационные технологии и такие приемы организации речевой деятельности, как знакомство с новой лексикой, выполнение тренировочных упражнений, аудирование и обсуждение прослушанного, чтение и обсуждение прочитанного, комментирование понятий, драматизация разговорных ситуаций и работа с электронными источниками информации.
По окончанию курса учащиеся познакомятся:
с лексикой историко-культурного характера;
с грамматическими конструкциями и структурами в устной и письменной речи по изученным темам;
с тем как презентовать свои знания о туристической индустрии Санкт-Петербурга, об основных туристических памятниках Санкт-Петербурга и как составлять собственные туристические маршруты;
с тем как осуществлять поиск необходимой информации, используя различные источники информации, в том числе Интернет;
с тем как создавать проектные работы в виде презентаций или рефератов;
с тем как вести небольшую исследовательскую работу по конкретной теме;
с тем как продемонстрировать умения публичного выступления и этики поведения в публичных местах;
с тем как вести монолог, диалог, полилог, дискуссию по изучаемым темам;
с тем как проводить экскурсии по достопримечательностям Санкт-Петербурга;
с тем как обмениваться информацией, работать в группах и индивидуально.
Контроль результатов производится при выполнении учащимися финальных репродуктивных и продуктивных коммуникативных заданий, творческих, проектных работ каждого тематического раздела с помощью:
- вопросно-ответные упражнения в устной и письменной форме;
- проектные задания, выполняемые индивидуально, в паре, в группе
- сообщения-исследования, выполняемые индивидуально, в паре, в группе;
- групповые ролевые игры (диалоги, полилоги), круглые столы;
- викторины;
- экскурсии.
Аттестация обучающихся проводится в три этапа:
- входной контроль (конец сентября) – определение исходного уровня подготовленности детей к овладению данной программой;
- промежуточный контроль (декабрь) - динамика продвижения по программе (проводится в форме индивидуальной или групповой проектной работы, мини-исследования,сочинения, круглого стола, викторины, экскурсии);
- итоговый контроль (апрель) - подведение итогов года (проводится в форме защиты проекта: в процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором; конце года готовится выставка творческих работ).
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма организации | Дата план | Дата факт |
-
| Вводное занятие | 2 | групповая | | |
-
| История Санкт-Петербурга | 2 | групповая | | |
-
| Коттедж Петра 1 | 2 | групповая | | |
-
| Петропавловская крепость | 2 | групповая | | |
-
| Петропавловский собор | 2 | групповая | | |
-
| Площадь декабристов | 2 | групповая | | |
-
| Дворцовая площадь | 2 | групповая | | |
-
| Летний сад. Летний дворец Петра 1 | 2 | групповая | | |
-
| Исаакиевский собор | 2 | групповая | | |
-
| Памятник Петру 1 | 2 | групповая | | |
-
| Эрмитаж | 2 | групповая | | |
-
| Михайловский замок | 2 | групповая | | |
-
| Казанский собор | 2 | групповая | | |
-
| Стрелка Васильевского острова | 2 | групповая | | |
-
| Кунсткамера | 2 | групповая | | |
-
| Здание 12 коллегий | 2 | групповая | | |
-
| Дворец Меньшикова | 2 | групповая | | |
-
| Академия Искусств | 2 | групповая | | |
-
| Адмиралтейство | 2 | групповая | | |
-
| Мариинский дворец. Памятник Николаю 1 | 2 | групповая | | |
-
| Мраморный дворец | 2 | групповая | | |
-
| Сфинксы | 2 | групповая | | |
-
| Театральная площадь | 2 | групповая | | |
-
| Манеж | 2 | групповая | | |
-
| Марсово поле | 2 | групповая | | |
-
| Михайловский дворец. Русский музей | 2 | групповая | | |
-
| Строгановский дворец | 2 | групповая | | |
-
| Александринский театр. Памятник Екатерине 2 | 2 | групповая | | |
-
| Аничков мост | 2 | групповая | | |
-
| Шереметьевский дворец | 2 | групповая | | |
-
| Подведение итогов. Викторина | 2 | игра | | |
-
| Выбор и обсуждение тем для круглого стола | 2 | групповая | | |
-
| Представление работ. Круглый стол, обсуждение | 2 | проект | | |
-
| Итоговое занятие | 2 | групповая | | |
Программа предусматривает изменение и перестановку тем
Список литературы
Гацкевич М.А. Санкт-Петербург. - Тексты и упражнения: СПб, 2004.
Государственный Эрмитаж (пособие к экскурсиям) СПб, 1998
Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб, 1997.
Чеснокова А. Н. "Британцы в Петербурге" СПб., 2002; Cross A. G. By the Banks of the Neva. Cambridge, 1997. А. Ю. Чистяков.
Шапиро Ю. Эрмитаж для гидов: М., 1976.
www.saint-petersburg.com
www.st-petersburg.ru
www.walk.spb.ru
http://www.kunstkamera.ru/
http://www.spb-guide.ru/page_501.htm
Приложения
Аудиоприложение к учебному пособию
Ларионова И.В., Ильина М.А., Короткова Е.Е. Санкт-Петербург. Учебное пособие для 10-11 классов.- Спб: Титул, 2010.
Комплект кассет к пособию
Гацкевич М.А. Санкт-Петербург. Тексты и упражнения.- СПб, 2004
DVD St-Petersburg (3 hours)
DVD Экскурсии по санкт-Петербургу