СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания» для обучающихся 11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания» для обучающихся 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания» для обучающихся 11 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 р.п. Мулловка МО «Мелекесский район» Ульяновской области»


Симунина Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания


Курс внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания» для обучающихся 11 класса


Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты

освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:

сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;

понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;

сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;

формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.

Предметные результаты изучения предметной области «Общественные науки» включают предметные результаты изучения учебных предметов:

«Обществознание» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Обществознание» должны отражать:

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Экономика.

раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;

оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

различать формы бизнеса;

извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

различать экономические и бухгалтерские издержки;

приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

определять причины безработицы, различать ее виды;

высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Социальные отношения:

выделять критерии социальной стратификации;

анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;

высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

конкретизировать примерами виды социальных норм;

характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;

характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;

формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.



РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Н. Иоффе, А.Ю. Морозова «Актуальные вопросы обществознания». Сборник курсов для общеобразовательных учреждений 11 класс. – Москва «Просвещение», 2018 г..



Раздел, тема курса

формы организации

виды деятельности

Модульный блок «Экономика» 14 часов.

Экономические системы

Лекция, сопровождающаяся сообщениями учащихся

Работа с источником.

Экономическое содержание собственности

Лекция с элементами беседы

Работа с источником.

Измерители экономической деятельности

Лекция с элементами практической работы

Решение практических задач

Экономический цикл и экономический рост. 

Практикум

Работа с источником.

Экономика и государство

Лабораторно-практическое занятие

ИНТ.КАР

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. 

Лекция с элементами беседы

ИНТ.КАР

Экономика потребителя. Экономика производителя

Лекция, сопровождающаяся сообщениями учащихся

Работа с источником.

Рынок труда. Безработица

Лекция с элементами беседы

Решение практических задач

«Экономика». 

Контрольная работа по модульному блоку

Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части 1,2


Модульный блок «Социальные отношения» 11 часов

Социальное взаимодействие и общественные отношения

Тестирование.

ИНТ.КАР

Социальные группы, их классификация

Практикум

Решение практических задач

Социальный статус. Социальная роль

Лекция с элементами беседы

Работа с источником.

Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. 

Лабораторно-практическое занятие

ИЛО

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение

Тестирование.

Устный опрос

Семья и брак как социальные институты

Семинар

Опрос

Молодежь как социальная группа

Тестирование.

ИЛО

Этнические общности. Межнациональные отношения

Практикум

Работа с источником.

Социальный конфликт и пути его разрешения. 

Лекция с элементами беседы

Решение практических задач

Социальные процессы в современной России. 

Лабораторно-практическое занятие

ИНТ.КАР

«Социальные отношения». 

Контрольная работа по модульному блоку

Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части 1,2


Модульный блок «Право» 8 часов.

Право в системе социальных норм. 

Тестирование.

ИНТ.КАР

Система права: основные отрасли, институты, отношения

Практикум

Работа с источником.

Источники права. Правовые акты

Лекция с элементами беседы

Решение практических задач

Правонарушения.

Лабораторно-практическое занятие

Работа с источником.

Конституция РФ. 

Тестирование.

письменный опрос

Юридическая ответственность и ее виды

Семинар

Опрос

Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации. 

Тестирование.

Опрос

Международные документы о правах человека

Практикум

составление опорных схем.

Итоговый контроль


Пробный ЕГЭ 1час. 

Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.


 Термин «экономика». Экономика – это хозяйство. Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства. Экономика как наука. Функции экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика.

Экономическая система. Основные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная. Многообразие рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения.

Собственность. Право собственности. Экономическое содержание собственности. Виды собственности.

Система национальных счетов. ВВП. ВНП. НД.

Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Виды кризисов. Экономический рост.

Роль государства в экономике. Правовое регулирование. Денежно-кредитная политика. Инфляция и ее виды. Банковская система. Налогово-бюджетная политика. Налоги, функции налогов. Государственный бюджет. Государственный долг.

Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы.

Потребитель. Цель потребителя. Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес, предпринимательство. Виды предпринимательства.Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Функции предпринимательства.

Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка труда. Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы.


Социальная связь, виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия.

Социальная общность. Признаки социальной общности и ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа. Организация. Малая группа.

Социальный статус. Статусный набор. Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.

Социальная дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

Социальная норма: обычаи, традиции. Нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Социальный контроль.

Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак, виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.

Молодежь. Особенности социального положения молодежи. Типы самодеятельности молодежи.

Этническая общность. Подходы (теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей. Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции развития наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды

национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в Российской Федерации.

Конфликт и его участники. Причины, повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции социальных конфликтов.

Социальные процессы в современной России. Стратификационная структура российского общества. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества.

Социальные нормы: типы, функции. Норма права, признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции.

Система права институт права, подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского права.

Источник (форма) права. Виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов: закон, подзаконный акт.

 Правоотношения, участники. Структура правоотношений. Правонарушение. Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений: преступление и проступок.

Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности Конституции РФ: структура, содержание.

Юридическая ответственность, ее признаки. Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Функции.

Характеристика основных отраслей российского законодательства: основные источники, основные понятия и нормы.

Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Судебная защита. Правосудие. Система международной защиты прав человека.

Правовая культураПравовая культура: структура, уровни. Правосознание. Правотворчество. Законность. Правопорядок. Функции правовой культуры. Значение правовой культуры.


РАЗДЕЛ III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п



разделов / тема курса


Всего часов






Модульный блок «Экономика»

11 часов

1

Экономика: наука и хозяйство

1

2

3

Экономические системы

2

4

Экономическое содержание собственности

1

5

Измерители экономической деятельности

1

6

Экономический цикл и экономический рост

1

7

Экономика и государство

1

8

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система

1

9

Экономика потребителя. Экономика производителя.

1

10

Рынок труда. Безработица

1

11

Тренинг по модульному блоку «Экономика»

1


Модульный блок «Социальные отношения»

11 часов

12

Социальное взаимодействие и общественные отношения

1

13

Социальные группы, их классификация

1

14

Социальный статус. Социальная роль

1

15

Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность

1

16

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение

1

17

Семья и брак как социальные институты

1

18

Молодежь как социальная группа

1

19

Этнические общности. Межнациональные отношения

1

20

Социальный конфликт и пути его разрешения

1

21

Социальные процессы в современной России

1

22

Тренингпо модульному блоку «Социальные отношения»

1


Модульный блок «Право»

8 часов

23

Право в системе социальных норм

Источники права. Правовые акты


1

24

Система права: основные отрасли, институты, отношения

1

25

Правонарушения

1

26 -27

Конституция РФ

2

28

Юридическая ответственность и ее виды

1

29-30

Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации

1

31

Международные документы о правах человека

Правовая культура

1

32-34

Пробный ЕГЭ

3


Итого

34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!