Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 р.п. Мулловка МО «Мелекесский район» Ульяновской области»
Симунина Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания
Курс внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания» для обучающихся 11 класса
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты
освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Предметные результаты изучения предметной области «Общественные науки» включают предметные результаты изучения учебных предметов:
«Обществознание» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Обществознание» должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Экономика.
раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
определять причины безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения:
выделять критерии социальной стратификации;
анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Н. Иоффе, А.Ю. Морозова «Актуальные вопросы обществознания». Сборник курсов для общеобразовательных учреждений 11 класс. – Москва «Просвещение», 2018 г..
Раздел, тема курса | формы организации | виды деятельности |
Модульный блок «Экономика» 14 часов. |
Экономические системы | Лекция, сопровождающаяся сообщениями учащихся | Работа с источником. |
Экономическое содержание собственности | Лекция с элементами беседы | Работа с источником. |
Измерители экономической деятельности | Лекция с элементами практической работы | Решение практических задач |
Экономический цикл и экономический рост. | Практикум | Работа с источником. |
Экономика и государство | Лабораторно-практическое занятие | ИНТ.КАР |
Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. | Лекция с элементами беседы | ИНТ.КАР |
Экономика потребителя. Экономика производителя | Лекция, сопровождающаяся сообщениями учащихся | Работа с источником. |
Рынок труда. Безработица | Лекция с элементами беседы | Решение практических задач |
«Экономика». | Контрольная работа по модульному блоку | Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части 1,2 |
Модульный блок «Социальные отношения» 11 часов |
Социальное взаимодействие и общественные отношения | Тестирование. | ИНТ.КАР |
Социальные группы, их классификация | Практикум | Решение практических задач |
Социальный статус. Социальная роль | Лекция с элементами беседы | Работа с источником. |
Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. | Лабораторно-практическое занятие | ИЛО |
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение | Тестирование. | Устный опрос |
Семья и брак как социальные институты | Семинар | Опрос |
Молодежь как социальная группа | Тестирование. | ИЛО |
Этнические общности. Межнациональные отношения | Практикум | Работа с источником. |
Социальный конфликт и пути его разрешения. | Лекция с элементами беседы | Решение практических задач |
Социальные процессы в современной России. | Лабораторно-практическое занятие | ИНТ.КАР |
«Социальные отношения». | Контрольная работа по модульному блоку | Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части 1,2 |
Модульный блок «Право» 8 часов. |
Право в системе социальных норм. | Тестирование. | ИНТ.КАР |
Система права: основные отрасли, институты, отношения | Практикум | Работа с источником. |
Источники права. Правовые акты | Лекция с элементами беседы | Решение практических задач |
Правонарушения. | Лабораторно-практическое занятие | Работа с источником. |
Конституция РФ. | Тестирование. | письменный опрос |
Юридическая ответственность и ее виды | Семинар | Опрос |
Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации. | Тестирование. | Опрос |
Международные документы о правах человека | Практикум | составление опорных схем. |
Итоговый контроль | Пробный ЕГЭ 1час. | Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену. |
Термин «экономика». Экономика – это хозяйство. Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства. Экономика как наука. Функции экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика.
. Экономическая система. Основные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная. Многообразие рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения.
. Собственность. Право собственности. Экономическое содержание собственности. Виды собственности.
. Система национальных счетов. ВВП. ВНП. НД.
Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Виды кризисов. Экономический рост.
. Роль государства в экономике. Правовое регулирование. Денежно-кредитная политика. Инфляция и ее виды. Банковская система. Налогово-бюджетная политика. Налоги, функции налогов. Государственный бюджет. Государственный долг.
Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы.
. Потребитель. Цель потребителя. Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес, предпринимательство. Виды предпринимательства.Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Функции предпринимательства.
. Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка труда. Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы.
. Социальная связь, виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия.
. Социальная общность. Признаки социальной общности и ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа. Организация. Малая группа.
. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.
Социальная дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.
. Социальная норма: обычаи, традиции. Нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Социальный контроль.
. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак, виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
. Молодежь. Особенности социального положения молодежи. Типы самодеятельности молодежи.
. Этническая общность. Подходы (теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей. Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции развития наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды
национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в Российской Федерации.
Конфликт и его участники. Причины, повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции социальных конфликтов.
Социальные процессы в современной России. Стратификационная структура российского общества. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества.
Социальные нормы: типы, функции. Норма права, признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции.
. Система права институт права, подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского права.
. Источник (форма) права. Виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов: закон, подзаконный акт.
Правоотношения, участники. Структура правоотношений. Правонарушение. Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений: преступление и проступок.
Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности Конституции РФ: структура, содержание.
. Юридическая ответственность, ее признаки. Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Функции.
Характеристика основных отраслей российского законодательства: основные источники, основные понятия и нормы.
. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Судебная защита. Правосудие. Система международной защиты прав человека.
Правовая культура. Правовая культура: структура, уровни. Правосознание. Правотворчество. Законность. Правопорядок. Функции правовой культуры. Значение правовой культуры.
РАЗДЕЛ III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | разделов / тема курса | Всего часов |
| | |
| Модульный блок «Экономика» | 11 часов |
1 | Экономика: наука и хозяйство | 1 |
2 3 | Экономические системы | 2 |
4 | Экономическое содержание собственности | 1 |
5 | Измерители экономической деятельности | 1 |
6 | Экономический цикл и экономический рост | 1 |
7 | Экономика и государство | 1 |
8 | Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система | 1 |
9 | Экономика потребителя. Экономика производителя. | 1 |
10 | Рынок труда. Безработица | 1 |
11 | Тренинг по модульному блоку «Экономика» | 1 |
| Модульный блок «Социальные отношения» | 11 часов |
12 | Социальное взаимодействие и общественные отношения | 1 |
13 | Социальные группы, их классификация | 1 |
14 | Социальный статус. Социальная роль | 1 |
15 | Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность | 1 |
16 | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение | 1 |
17 | Семья и брак как социальные институты | 1 |
18 | Молодежь как социальная группа | 1 |
19 | Этнические общности. Межнациональные отношения | 1 |
20 | Социальный конфликт и пути его разрешения | 1 |
21 | Социальные процессы в современной России | 1 |
22 | Тренингпо модульному блоку «Социальные отношения» | 1 |
| Модульный блок «Право» | 8 часов |
23 | Право в системе социальных норм Источники права. Правовые акты | 1 |
24 | Система права: основные отрасли, институты, отношения | 1 |
25 | Правонарушения | 1 |
26 -27 | Конституция РФ | 2 |
28 | Юридическая ответственность и ее виды | 1 |
29-30 | Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации | 1 |
31 | Международные документы о правах человека Правовая культура | 1 |
32-34 | Пробный ЕГЭ | 3 |
| Итого | 34 |