СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа «Технические средства обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа «Технические средства обучения»»

ВВЕДЕНИЕ


Средства обучения – это один из главных компонентов дидактической системы. Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть настоящие живые явления природы.

Тема данной курсовой работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием технических средств обучения в учебный процесс. Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин. В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоенные знания, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

Образование - процесс, устремленный в будущее, поэтому управлять сложившейся информационной системой предстоит сегодняшним школьникам и, прежде всего, нынешним учащимся начальных классов. В связи с этим основным направлением совершенствования образования начальной школы становиться информатизация, точнее, формирование у младших школьников информационной компетентности, включая информационную культуру и информационную грамотность.

Изучением данной темы занимались такие ученые, как Каджаспиров Г.М., Кравченя Э.М., Кукушин В.С., Пресман Л.П., Г.И. Рах, П.И. Пидкасистый. В своих работах они рассматривали педагогические основы применения и методику использования технических средств обучения в учебном процессе.

Проблема курсовой работы заключается в использование технических средств обучения на уроках в начальной школе.

Предметом исследования являются технические средства обучения в учебном процессе начальной школы.

Объектом изучения являются виды технических средств обучения и виды их использования.

Целью нашего исследования является рассмотрение значения технических средств обучения в начальной школе.

В процессе изучения данной темы перед нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научную педагогическую литературу по теме исследования.

2. Определить место и роль технических средств обучения в учебном процессе начальной школы.

3. Выделить подходы к классификации видов технических средств обучения и раскрыть особенности форм их использования.

В процессе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: использование новейших технических средств обучения ведёт к изменению значения учебного процесса.

Методы курсовой работы: изучение научной литературы по теме, беседа, опрос.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


1.1 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИХ ВИДЫ И ФУНКЦИИ


Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля. [9]

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебном процессе для предъявления и обработки информации.

Технические средства обучения принято классифицировать по следующей схеме:


Рис. 1 Классификация ТСО



Основные классификации:

1) по функциональному назначению ( характеру решаемых учебно воспитательных задач);

2) принципу устройства и работы;

3) роду обучения;

4) логике работы;

5) характеру воздействия на органы чувств;

6) характеру предъявления информации.

По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения – комбинированные [11].

Технические средства передачи информации, диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры( аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т. п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа« АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы. [5]

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.

Тренажерные технические средства – специализированные учебно – тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации ( механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т. п.

К комбинированным техническим средствам( универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.

По принципу устройства и работы ТСО бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные [11; 12].

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные ТСО.

По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

Основные требования к ТСО можно разделить на пять групп:

I. Функциональные. Способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы.

II. Педагогические. Соответствие возможностей технических средств тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями к обучению и воспитанию учащихся.

III. Эргономические. Удобства и безопасность эксплуатации ТСО, уровень шума, удобства транспортировки, ремонта, минимальное количество операций при подготовке их к работе.

IV. Эстетические. Товарный вид, гармония формы, масштаб, соразмерность, целостность композиции.

V. Экономические. Относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности [11;12].

Функции ТСО очень разнообразны и их большое количество. Выделим основные четыре:

а). Коммуникативная – функция передачи информации. Она даёт возможность воспринимать анализаторами учебный материал.

б). Научно–исследовательская – функция, которая даёт возможность получаемую информацию использовать с исследовательской целью, а также с целью поиска вариантов использования учебного материала для различных форм познавательной деятельности, а также моделирование содержания и форм подачи информации.

в). Управленческая – функция, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и саму организацию их выполнения, а также получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

г). Кумулятивная – функция объединения, систематизации, хранения документализированной учебной и учебно-методической информации в технических комплексах и устройствах. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, через накопление, сохранение им передачу информации с помощью современных информационных технологий.


1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В основе использования технических средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлении об изучаемых вопросах.

Для восприятия технических средств очень важно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Но основную информацию обучаемые получают с помощью сигналов, воспринимаемых слуховыми анализаторами. Отсюда следует, что зрительный анализе тор обладает значительными потенциальными резервами для увеличения ввода с его помощью обучающей информации [16;6].

Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. А ТСО как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний - ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создают в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа, процесса познания - осмысления. Кроме того, при протекании процесса осмысления применение наглядности (в частности, изобразительной и словесной) оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания.

ТСО играют в , как завершение . Они способствуют знаний, опорные , запечатлеть материала, материал.

учитываться воздействие . Если ему внимание на предлагаемого , то их эмоционального интерес и настрой на . эмоциональности и осмысление . Если должен чувства и , оказывается потенциал . Цвет, сопровождение, и дикторский или значимы при ТСО. Это не исключает наглядной или информации в от урока, , возраста, у опыта и т.п.

В воспитателя и из актуальнейших и является и детского на всего или занятия. К. Д. внимание важным , успешности и . Но, по его мнению, должен в обратить на желаемый . Он воспитателю сохранения : усиление , требование , против , преподавания.

в фильме, и т.п., с помощью объектов внимания, ученик не на вопросы, об процессах и , что все это на уроке, как , не . Требует и , которое, в , воспитывает . Таким , фонозаписей, и музыку, у устойчивость . память, , навыки за , воспитывает .

Используя ТСО, следующие внимания. - удержание на объекте. , которая при работе с может у в течение , а потом внимания, . Объем - объектов, , одновременно с , что в норме 7±2. внимания - к нескольким и полное их . внимания - с одного на . При демонстрации в виде , и т.п. управлять всех или воспитанников сложно. позволяют в нужной и в пропорциях, на тех частях , в данный предметом . организованное школьников у них важнейшего умения - .

ТСО помогают у умение , , делать , до логического рассуждения , что чрезвычайно , но не достигается .

Практические и , и технические и воспитания развития учащихся и ими на высоком и интерпретации. ТСО использовать , в которых в усвоения или ее и обобщения дописывать, , , а также пособия и их на уроках. с многих могут вопросы, у помощь, для себя материала и к столько раз и в , как им необходимо. компьютеров создавать на дисплея и тут же их , , изобретать , возможность тут же проверяется. , ТСО обладают формирования учения, и ряда , ребенку и не в прямом с .

Перед ряд изображений , из которых не похоже на , все они отображают объект. В его эти отождествляют объект. В его эти отождествляются с . Такое даже в том , зритель не объекта в . объекта путем с знакомым . В восприятия все как бы расшифровывает , узнавая в нем . Кроме , трудность информации в , .

Эти психологические порождают : фильм информацию в объекта, а от них уже расшифрованную о реальном . тем экранный отличается от , так как (диафильм, , изображение) - это отображения . , учащиеся дополнительную по воссозданию между и его воплощением в вещи или .

Учитель , с одной , экранно-звукового как информации, а с - учащегося информацию. и объемную , диапазон , учащийся не и в результате не информации. информация , найдена ( ) мера пособия и его [16;7].

занятий в от наглядности и , от учителя слово с , разнообразные обучения, следующими :

- являются ;

- рационализирует учебной ;

- степень , понятия, , ;

- организуют и ;

- обогащают учащихся, их ;

- наиболее научным и и запросам ;

- эмоциональное к учебной ;

интерес к путем , новых , , машин, ;

доступным для материал, без ТСО ;

активизирует учащихся, усвоению , мышления, , наблюдательности;

повторения, , и контроля ;

связь с ;

создают для наиболее и методов , основных педагогического и обучения (от к , от близкого к , от к абстрактному);

- время, и учащихся за учебной и темпа. , затрачиваемого на материала, за переложения на тех , которые она , чем учитель.

Все это определенным ТСО, к которым :

- насыщенность;

существующие и границы;

проникновения в явлений и ;

изучаемых в , динамике;

действительности;

, изобразительных , насыщенность.

1.3 обучения для на уроках в

Применение для обучения и поколения - из черт школы и . средства для качества и утомляемости . средства изложить , в образной, а воспринимаемой и форме

технические оказать большую , а необходимы для обучения. Они следующие :

- учащимся и точную об явлении или и тем способствовать обучения;

- обучения и, как , сделать для такой , при обычных недоступен или ( фильм доступным для сложенный )

- повысить материала;

- полно и учащихся;

- учителя и .

на уроке тех или зависит от , от им методики . , появившись на , средства весьма и сильное и на изложения , на весь ход , на всю деятельность . значение для технических обстановка, в они . Например, к урока с , учитель просмотреть , перед дикторские на языке. В фильма кадры, к должен учащихся и лексику. слова не объясняться, ими предметы, или хорошо и об их значении по контексту.

с технических - это новый тип , на учитель методику учебного с той , которая в передаче, , и т. д.

Однако не особенности с технических . Технические структуру и его . Многочисленные за учителей на с технических , что чем выше учителя, тем использования им обучения.

, планируя средств на том или , точнее не дидактические , он будет с их , но и последствия средств, с учащимися. заключается в том, средства тогда, это для достижения цели

урок с средств, учебный , для которого технических ; из фонда то, , по его мнению, для поставленной ; место на уроке; работы с на .

К техническим , которые внимания на , :

1. Учебные и . В связи с в учебный существенно учебных . Они в первую для и обобщения .

применяться и при изучении тем . В этом использование , освещают темы и материал, для представлений. будет учебный для беседы и . Демонстрация органической и сочетается с обучения, учащихся

2. . Диафильм -- на пленке, сюжетной и в с этим последовательность темы. На строятся, , диафильмы , а на рисованном - . они могут и фрагментарными, быть на этапах .

Для успешной с учебных ( пособий) у сформировать и умения информацию с , и перерабатывать ее. работы на самых по кадрах .

Вся и коллективная по экранным завершается с , в процессе результаты и подводятся и выводы.

3. к . На уроках графопроектор () - , предназначенный для транспарантов, на пленке. показывать как по , так и . За счет одного на создается и развития. приобретают . Графопроектор преподнести поэтапно, . Это способствует , усвоению , школьников на главном.

к графопроектору в способствует у умения , , сопоставлять и .

4. записи. условно на художественные ( радиопередач к языка) и , в себя не , но и задания, . обучающими учебные , для организации . В общем они собой , учитель на ленту, передается на каждое . Так как при составлении используются программированного ( материала на , введение , учащимся на и умственных и , обеспечение ), то их условно звукозаписями. звукозаписи в имитируют с учащимися или работы, как задачи, , различные , работа над .

магнитофонные учителю , индивидуальный к [9;55].

6. . , которые в том или ином в учебном , делятся на три . Одну передачи, с учебных ; они непосредственно на , несколько за его , и углубляя , применяются во .

Учебная может на этапах материала. Так, быть в как составная при учителем темы. В необходимо в , на сведения, из , продолжить темы с средств или работ, . приемом , во беседе, учащихся к знаний с , но не материал. При рассмотрение вопросов до , четкая , повторение , на который ссылки в . При телепередачи в источника по теме должны образом существенных и связи .

Учебные использоваться и для материала по . В случае к передачи все темы отработаны. полученные по определенным .

При работе над на обобщающем должны на сопоставления, , широкого сведений. при любом ее не подменяет , а помогает ему в , , систематизации .

Вторую составляют характера. телепередач по нескольким , и обобщение , и отдельных .

просмотра типов , как , дополняет то, что в , по его мнению, полно; , как наиболее ; закрепляет информацию; выводы и .

В условную входят , непосредственно . Они передачи и характера. Из передач, взять : подходы, по организации , о тех или иных , , фактах

5. доска способу , которым поколение , на ТВ, компьютерах и , у которого потребность в и зрительной . с интерактивной , возможность наглядные , для каждого на уроке. позволяет работать .

ИД концентрацию , и уровень материала , поддерживает к представленной .

С интерактивной задействовать восприятия: и , и , и кинестетическое. А , поступает по каналам, и надолго в . Управление , представлена на , осуществляется , на ее экране же , какую на выполняет .

А так же презентации, ( документ- )..

традиционно использовали в диафильмы и , . Однако мы говорить о этапе в средств для и школьников -- о их , об органическом их в . Этот связан, с , с интенсивной и экранных, и средств и интереса к языка. С он связан с школы, при средства и служат не повышения процесса, но и и психологической к жизни и в научно-технического , у них интереса к , к творчеству.

и опыт школ , что для , чтобы пособий на способствовало обучения, следующих : в школе средств и к ним, знание пособий, их использования, учебных , в том и экранных, рационально раскрыть ту или , и, наконец, : и техническая .

Используя обучения, не основные :

- самый , диафильм, , , презентация, , правильно и учащимися под учителя;

- обучения в том случае, они в органической со учебным и строго его установке;

- , органически в процесс, решить ряд и воспитательных . Но ни , ни диафильмы, ни , ни графопроектора () не универсальными ; целесообразно наглядных на [9].



























ГЛАВА 2. ПО ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ В


2.1. Организация исследования

Целью нашего исследования является рассмотрение значения технических средств обучения в начальной школе.

С целью норм изучения ТСО в яркие процессе обучения в начальной также школе, нами весь было проведено анкетирование учителей начальных классов МКОУ НОШ с.Ленинское. Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Определить наиболее применяемые помощь виды технических средств обучения в начальной школе.

2. Выявить частоту применения технических средств обучения.

3. Определить достоинства и недостатки применения технических средств обучения в начальной школе.

Методом исследования , опрос и анкетирование учителей и родителей.

Беседа – это информации на коммуникации; к опроса.

Для применения ТСО на была и беседа.

:« ТСО на уроках в »

Цель: применения ТСО на .

Для своей я учителей.

Применение ТСО на положительную , активизирует учащихся, исследовательской , повышению .

на уроках не . Его использование решить ряд : интенсифицировать , оптимизировать его, деятельность , интерес к , повысить их , добиться в работе по и навыков. программ и индивидуальный к , так как в них предусмотрена тренировочной длительности в от способа учащимися.

Опрос среди родителей по теме: «Использование интерактивных технологий»

Цель опроса: понимание значимости интерактивных технологий в процессе обучения, оказание помощи родителей своим детям при исследовании, выполнении заданий.

Анкета для учителя

Цель анкетирования: использование интерактивных технологий в процессе обучения, их значимость и организация.

2.2. Результаты исследования

Опрос среди родителей по теме: «Использование интерактивных технологий»

Цель опроса: понимание значимости интерактивных технологий в процессе обучения, оказание помощи родителей своим детям при исследовании, выполнении заданий.

Анкетирования родителей по информационным компьютерным технологиям

В анкетировании принимала участие родители средней группы. Роздано анкет- 35 шт., собрано – 100%.

Вопросы, предложенные родителям в анкете, были направлены на выявление их отношения к использованию информационных компьютерных технологий в школе.

1. На вопрос «Ваше отношение к использованию информационных компьютерных технологий в ОШ?» мнения родителей разделились: лишь 3% считают, что ИКТ не должны использоваться в ОШ, остальное количество разделилось примерно поровну 51% считают возможным использование ИКТ в ДОУ, 46% считают, что их использование должно быть ограничено. Это доказывает, что большинство родителей понимают, что компьютер может принести определенную пользу в процессе обучения ребенка. И действительно необходимо придерживаться установленных норм использования информационных компьютерных технологий в ОШ.

Рис.3 Использование ИКТ

2. Вопрос «Для чего из перечисленного ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер дома?» был задан с целью определить, как именно родители видят использование компьютера и применяют его в домашних условиях. Выявлен положительный момент: дети дома слушают аудио-сказки, играют, занимаются по специальным развивающим программам – 100%.

3. Очень важный вопрос «Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?». Ответы родителей радуют, так как в большинстве случаев 97% родители четко следят за ребенком, 3% признались, что стараются, но получатся редко, а это значит, что не всегда могут проконтролировать и ограничить детей от ненужной им информации.

Рис.4 «Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?»

4. Вопрос «Что Вы про себя могли сказать.» имеет цель понять, а как родители видят себя, как пользователей Интернет. Результаты соответствуют веянию времени, так как компьютер прочно вошел в нашу жизнь, абсолютное большинство родителей пользуются компьютером. Лишь у 3% опрошенных нет компьютера дома. При этом те же 3% как раз является противниками использования ИКТ в ОШ.

5. Ответ на вопрос «С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?» показывает, что, в основном, родители правильно воспринимают положительные моменты информационных компьютерных технологий. Естественно использование ИКТ должно быть строго дозировано и использовано только в соответствии с возрастом. Однако 3% опрошенных родителей не видят положительных моментов в использовании компьютера.

Анкета для учителя

Цель анкетирования: использование интерактивных технологий в процессе обучения, их значимость и организация.

Анализ результатов анкетирования учителей.

Средний возраст учителей 44 года

у 95,0% - высшее педагогическое образование.

98,0% учителей указывает, что располагает компьютером дома.

96,0% - что имеет дома доступ к интернету.

62,0% обладают планшетами, 76,0% - смартфонами.

80,0% оценивают свои навыки работы на компьютере как «Опытный пользователь». 9,0% считают себя экспертами. Менее 10,0% указало, что не умеют или почти не умеют пользоваться компьютером.

93,0% указали, что пользуются компьютером более пяти лет.

Ежедневно пользуются компьютером дома 97,0%

89,0% указывают, что каждый день используют компьютер и в школе для ведения урока.

Около 75,0% учителей отмечают, что в течение последних пяти лет прошли специализированные курсы, связанные с компьютерными технологиями. Причем 35,0% проходили курсы по методикам использования ИКТ в преподавании своего предмета.

полученные , мы к выводу, что средств возросло. с используют их в . На сегодняшний ТСО в каждом . Все учителя пользуются: , , магнитафоном, :

Так же в кабинете ИЗО и компьютер и , в музыки – , , магнитафон, . учителя заинтересованность в средствах повышает и учеников к .

2.3 Рекомендации учителю начальных классов

Технические желательно 5-10 мин урока. Важное имеет и с применением ТСО. В количество для учащихся не должно 3-4, классов - 4-6. в течение для всех считать 136 ч, а ( профильных , современной ) - 442 ч.

окон повышению и увеличению его , концентрация , поэтому воздушный в , обеспечивать перед и после его .

При звуковых - радио- и - санитарно-гигиенических может к переутомлению . применения для классов в 12-15 мин. при используется , это увеличивается до 20 мин.

Для и старшего составляет мин.
При расписания предусмотреть, с использованием не шли за другим или за с применением ТСО не изобразительного , , труда, т. е. тех , связаны со напряжением, что у после с экранных снижаются , активность.

на исправных ТСО. Замену деталей электроаппаратуры и ее ремонт проводить при выключенных источниках питания.

При замене проекционной лампы аппарат следует отключить от сети и подождать, пока лампа остынет. Шнур удлинителя уложите вдоль стены или прикрепите к плинтусу, корпус поставьте так, чтобы он не касался мебели и хорошо проветривался.

При использовании интерактивных средств обучения учитель вынужден обращать внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

Методические рекомендации по использованию интерактивных средств обучения в начальной школе.

Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием ТСО требуется составить особый алгоритм, следуя по которому учителю можно будет успешно подготовиться к уроку. Перед нами стал вопрос, как и с чего начать? Рассмотрим этапы подготовки учителем по использованию ТСО:

1. Организационный момент. Определение темы урока. Постановка цели урока.

2. Определение типа урока (вводный, усвоения, формирования и закрепления, обобщения, контроля и учета знаний и умений, комбинированный урок или иной тип занятия) и его место в системе уроков по данной теме.

3. Составление структуры урока, а также задачи (общие задачи, задачи разных этапов урока, задачи по осуществлению поиска и структурирования урока).

4. Определение возможных этапов урока по использованию ТСО. Садкина В. И. В своей книге «101 педагогическая идея.



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Средства обучения - обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы. Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть настоящие живые явления природы.

В практику учебного процесса прочно вошли технические средства обучения (ТСО). Они представляют собой комплекс светотехнических и звуковых учебных пособий, и аппаратуры, служащий для активизации процесса обучения, которые также называют аудиовизуальными средствами, которые обеспечивают образное восприятие изучаемого материала, его наглядную конкретизацию в форме наиболее доступной для восприятия и запоминания.

Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей; автоматизировать процессы администрирования. Способствуют повышению методического мастерства учителей; появлению нового электронного педагогического инструментария; использованию электронных учебных программ, тестов, упражнений.









СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом минобрнауки Россииот 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказовот 26 ноября 2010 г. № 1241,от 22 сентября 2011 г. № 2357)http://минобрнауки.рф/

  2. Закон 237 «об образовании в РФ» 2012 г. фз. /http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe obrazovanie/fgos/fgos-do.html

  3. Бордовская Н.В., педагогика, учебник для вузов — СПБ: издательство «Питер», 2000. — 304 с.

  4. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Информатизация образования. фундаментальные основы. – Томск: издательство «тмл- пресс», 2008.-286с

  5. Каджаспирова Т. М. педагогика: учебник. – м.
    гайдарики, 2007.

  6. Каджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений – м: издательский центр «академия», 2001. –256 с.

  7. Кудрявцева Т. Ю. Использование мультимедийных технологий как средства формирования информационной компетентности // дистанционное и виртуальное обучение. – м.: изд-во сгу, 2008. – n 2. – с.63-67.

  8. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // учитель в школе. – 2010. – n 4. – с. 14 – 16.

  9. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус; под ред. п. и. Пидкасистого. – 2-е изд., перераб. и доп. – м.: издательский центр «академия», 2014. – 624 с.

  10. Подласый И. П. педагогика: новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в.2 кн. – м.: гуманит. изд. центр владос, 2002 – 576 с.

  11. Прокопьев И. И. основы общей педагогики. дидактика/ учеб. И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. – мн.: тетрасистемс, 2002. – 265 с..

  12. Сластенин В. А. и др. педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – м.: издательский центр «академия», 2002. – 576 с.

  13. Фролова, В. Д. Применение наглядных пособий и технических средств обучения на уроках специальных дисциплин [Электронный ресурс] / В. Д. Фролова // Вологдинские чтения.– 2009. – №75. – С. 96-99.

  14. Хабибуллина, Ф. Г. Новые технические средства на уроках в начальной школе /Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 204-208.

  15. Щукина Р.И. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения Р.И.Щукина.-М. Издательский центр «Академия»2005.-659с.

  16. Эльконин Д.В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников Д.В.Эльконин.-М.Издательский центр «Новая школа»2002.-749с.







Приложение 1

АНКЕТА

Для родителей по информационным компьютерным технологиям

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Ваше отношение к использованию информационных компьютерных технологий в ОШ?

А) считаю возможным их использование в ОШ;

Б) их использование должно быть ограничено;

В) должны использоваться.

Г) свой вариант___

2. Для чего из перечисленного ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер дома?

А) смотрит видеоролики, слушает аудио-сказки;

Б) играет;

В) занимается по специальным детским развивающим программам;

Г) ребенку не разрешаем пользоваться компьютером.

3. Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?

А) Да;

Б) Нет;

В) Стараюсь, но не всегда получается. Редко.

4. С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?

А) компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию. (речь идет об играх, которые имеют возрастную рекомендацию);

Б) ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;

В) нет положительных моментов в использовании компьютера.

5. Что Вы про себя могли сказать.

А) Нахожу для себя и своего ребенка интересные ресурсы Интернета;

Б) Активный пользователь Интернет;

В) Нет компьютера дома.

Приложение 2

Уровень владения ИКТ учителей.

1.Средний возраст учителей

2. Уровень образования

3. Есть ли компьютер в домашнем пользовании

4. Присутствует ли доступ к интернету

5. Какой техникой пользуетесь кроме компьютера

6. Уровень пользования компьютера

7. Период пользования компьютера

8. Как часто используете компьютер в школе.

9. Какие курсы заканчивали на последние 5 лет.




36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!