СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест. День воинской славы России - годовщина победы Русских воинов над тевтонскими рыцарями 5.04.1242 г. под командованием выдающегося полководца, князя Александра Невского.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие патриотической направленности. Может быть проведено в 6-11 классах как внеклассное по истории.

Просмотр содержимого документа
«Квест. День воинской славы России - годовщина победы Русских воинов над тевтонскими рыцарями 5.04.1242 г. под командованием выдающегося полководца, князя Александра Невского.»

Методическая разработка внеклассного воспитательного мероприятия, посвящённого Дню воинской славы России - годовщине победы Русских воинов над тевтонскими рыцарями 5.04.1242 г. и выдающемуся полководцу, князю Александру Невскому, причисленному Русской православной церковью к лику святых.

автор: Людмила Николаевна Бирюкова,
учитель истории, обществознания
МОУ СОШ п. Прудовой
Екатериновского района
Саратовской области,
высшая категория.

Форма проведения: Исторический квест.

Возрастная категория – 6-11 классы

Цель:

Задачи:

Оборудование:

Краткое описание мероприятия.

Квест рассчитан на 60 минут. Это командная игра. Команда формируется по любому принципу. Она может быть разновозрастной - состоять из представителей разных классов, может быть сформирована из одного класса. Количество команд значения не имеет, главное, что бы было не менее двух, для сохранения соревновательного духа. Команда перед началом игры должна выбрать капитана, который будет представлять команду и руководить ей при прохождении всех этапов игры.
Этап игры - это тематическая станция, с определённым испытанием (препятствием), которое надо преодолеть, что бы получить возможность двигаться дальше, к достижению цели. Всего этапов - станций шесть: Патриотическая, Историческая, Оружейная, Творческая, Героическая, Финальная.
Квест требует предварительной подготовки. С одной стороны, организаторов этапов, в задачу которых входит приветствие команды на своей станции, организация испытательного мероприятия, контроль за правильностью его прохождения и оценка, с внесением информации, подтверждающей прохождение этапа и занесением записи в маршрутный лист команды, комментирующей оценку при необходимости. С другой стороны самих этапов - станций: их оборудование необходимым реквизитом, оформление наглядностью стартовой площадки и подготовки агитбригады с небольшим тематическим выступлением на линейке подведения итогов.

Сценарный план мероприятия.

I. Старт.
Место проведения: стартовая площадка, на которой могут построиться все команды.
План:
1. Общее построение.
2. Вступительное слово модератора квеста (ответственного организатора).
3. Проверка готовности команд к игре (сдача капитаном рапорта о готовности).
4. Знакомство с правилами квеста.
5. Вручение стартовых пакетов командам: с заданием, выполнение которого открывает им к дорогу к одной из станций и маршрутным листом с указанием всех этапов - станций, которые должна пройти команда.

II. Основная часть квеста – прохождение командами испытаний на станциях под контролем организаторов.
Место проведения: станции, которые организуются как в здании школы, так и за её пределами: на улице, в соседних зданиях, где расположены учреждения и организации, которые по договорённости помогают в организации игры.
План: прохождение этапов – станций.

III. Финиш.
Место проведения: стартовая площадка, на которой выстраиваются все команды.
План:
1. Общее построение.
2. Заключительное слово модератора.
3. Краткое выступление агитбригады с тематическим монтажом.
4. Объявление итогов игры, награждение.




























Приложения:

I. Старт.

1.
Вступительное слово модератора.
Дорогие друзья! Сегодня день воинской славы России, который посвящён годовщине победы русских воинов над тевтонскими рыцарями, пришедшими на Русь в 13 веке с целью захвата части территории Руси и насаждения среди православного славянского населения католицизма.
Эта победа русского оружия и является темой нашего исторического квеста, который через игру и приключения поможет вам освежить память о героических событиях и людях той эпохи, стоявших у истоков славы русского оружия и ощутить свою сопричастность с важной вехой в истории Отечества.
(Квест в перводе с английского – игровое приключение, во время которого его участникам нужно пройти череду испытаний (препятствий) для достижения цели.)
Надеюсь, команды готовы к приключениям и испытаниям? Прошу капитанов доложить о готовности команд к игре!

2
. Примерная форма сдачи капитаном рапорта о готовности к игре.
Капитан делает шаг вперёд и поворот на лево (на право). Далее командует:
Команда, равняйсь! Смирно! Равнение на: …лево, по центру, на право, в зависимости от нахождения команды, относительно модератора. Строевым шагом подходит к модератору и докладывает:
Товарищ организатор исторического квеста! Команда (название команды или указание класса) в количестве ___ человек к игре, посвящённой Дню воинской славы России – годовщине победы русского оружия над Тевтонскими рыцарями готова! Капитан команды (фамилия)!

3
. Знакомство с правилами квеста.
Модератор или его помощник зачитывают правила квеста.

Правила квеста. (Памятка игрокам)
1.
Капитан команды получает карту расположения этапов квеста и маршрутный лист, в котором указаны названия этапов, максимальные баллы за прохождение каждого и примерное количество времени, отводимое на каждый этап (5-7 минут).
2. На каждом этапе вас ждут организаторы, которые будут следить за временем вашего нахождения на этапе, ставить отметку о его прохождение и оценивать качество прохождения вашей командой всех испытаний, предусмотренных этапом в баллах.
3. Если команда затрудняется в выполнении задания, организатор этапа имеет право дать команде подсказку или, если команда не может справиться с заданием в отведённое время и после подсказки, дать ответ на задание и назвать следующую станцию для вашей команды. Команда обязана покинуть этап.
За каждую подсказку с команды снимается один балл. За подсказку организатором следующего этапа снимается два балла, о чём организатор делает запись в маршрутном листе.
4. За безукоризненное творческое выполнение задания команда может получить на каждом этапе дополнительные 1-2 балла, на усмотрение организатора этапа, который обосновывает своё решение, записав его в маршрутном листе.
5. Оценка организатора командой не оспаривается!
6. Запрещено консультироваться с командой соперников, мешать или помогать ей. За нарушение запрета команда, нарушившая правила, может быть снята с игры или наказана штрафными баллами, вплоть до их обнуления.
7. Запрещено вскрывать конверт с ключевыми словами до прихода на финиш.
8. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по итогам прохождения всех этапов и правильно, назвавшая ключевую фразу на финише.

Вкладывайте в преодоление испытаний всю вашу энергию, креативность, подключайте логическое мышление ! Двигайтесь вместе и побеждайте!
У вас всё получится. Желаю успехов!

4. Вручение стартового пакета (Памятка, маршрутный лист, стартовое задание)
Маршрутный лист команды __________________________ .

этапа, ФИО организатора



№ п/п, название этапа

(станции)



I

(ФИО)



II

(ФИО)



III

(ФИО)



IV

(ФИО)




V

(ФИО)



VI

(ФИО)


1. Патриотичесая











2. Историческая











3. Оружейная











4. Творческая











5. Героическая











6. Финальная











Стартовое задание командам.
Вскрыть запечатанный конверт, прочитать письмо, определить с помощью предложенного шифра номер телефона, позвонить по номеру, который вы определили, представиться и узнать место следующего этапа игры, на который вы должны проследовать.
(Примечание: зашифрованы номера телефонов организаторов этапов, для каждой команды свой номер, чтобы не было пересечения команд на этапах)

Конверт с заданием.
Перед вами кириллическая система счисления, цифирь, основанная на алфавитной записи чисел, с использованием кириллицы или глаголицы, которая использовалась в Древней Руси и позже, вплоть до начала 18 века.

Согласно этой системе, буква «Аз» означает цифру «один», «Веди» - «два» и т.д. Чтобы отличить букву от цифры, над буквой с числовым значением ставился специальный знак «титло». Этот знак может ставиться над каждой буквой, а может быть длинным и покрывать всё число, например:

Прочитайте и запишите числа, написанные в задании с помощью кириллической системы. В совокупности они составят номер телефона, по которому вы должны будете позвонить и узнать путь своего дальнейшего следования! Удачи!

(Примечание: телефон записывается комбинацией из четырёх чисел, например, 8-927-133-1612)


- ….. или иначе по образцу

II. Основная часть квеста.

Слова организатора при встрече команды:
Здравствуйте дорогие участники квеста. Поздравляю вас с Днём воинской славы России – годовщиной победы русских войск под руководством А. Невского над тевтонскими рыцарями на Чудском озере. Предъявите маршрутный лист (забирает). Приступайте к выполнению заданий (даёт задания, оценивает, заносит информацию в маршрутный лист, по исполнению заданий (истечению времени) вручает команде конверт для определения следующей станции).

1. Организатору станции «Патриотическая».

1. Расшифруйте предложение, используя дешифратор – 1балл за правильную расшифровку, в остальных случаях 0 баллов


6C 4C 1D 1D 4B 3F 4F 1D 3A 3F 3E 6A 3C 3C 1A 3F 3C 1A 2E 1A
5A 6A 6C 2B 1A 3B 1A.

Дешифратор:


1

2

3

4

5

6

A

А

Б

В

Г

Д

Е

B

Ё

Ж

З

И

Й

К

C

Л

М

Н

О

П

Р

D

С

Т

У

Ф

Х

Ц

E

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

F

Э

Ю

Я

-

-

-



ответ: Россия – священная наша держава!

2. Откуда эти строки? (1 балл) Назовите автора этих строк. (1 балл)
Всего 2 балла.

ответ:
Гимн РФ, муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова .

3. Продолжите расшифрованные строки. (1 куплет до конца – 1 балл, припев – 1 балл; всего 2 балла)
ответ:
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество, наше свободное,
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

4. Получите конверт с письмом - подсказкой названия следующего этапа квеста.
В письме загадка, отгадка на которую – подсказка названия следующего этапа квеста.
(1 балл) (Количество конвертов зависит от количества играющих команд)
Примерные загадки для закладки в конверты.

1.
Эта пушка не стреляет,
Камни далеко метает.
Нету в мире крепостей,
Устоявших п6еред ней.

ответ: катапульта – средневековое оружие, следующая станция «Оружейная», кабинет № ….

2.
Новое он создаёт.
то рисует, то поёт…
В каждом деле молодец!
Он умелец, он ….?


ответ: творец – создатель нового, оригинального, следующая станция «Творческая», ДК

3.
Источники о прошлом,
наука изучает,
События и даты -
В себе всё воплощает.


ответ: история – помогает хранить историческую память и извлекать из событий прошлого уроки
следующая станция «Историческая», кабинет № ….

4.

Подбери синоним к первому слову поговорки:
Конец – делу венец!




ответ: финиш, финал
следующая станция «Финальная», следуйте к месту старта

5.
Всё в один он миг решает,

Славный подвиг он свершает,

Он за честь стоит горой.

Кто он? Правильно... 

ответ: Герой, следующая станция «Героическая», спортзал, спортплощадка


6.
Предан своему народу,

К подвигам готов вполне,

Ни на что не променяет

Дом он свой в родной стране.


ответ: патриот, следующая станция «Патриотическая», музей, кабинет № ….



Максимальный балл за этап – 6 баллов.

2. Организатору станции «Историческая».

1. Что бы приступить к испытанию, назовите пароль. Пароль спрятан в задании находящемся в конверте. (1 балл) (Вручает конверт.)

Ребята, вскройте конверт. В конверте, как вы видите план класса с изображением ученических столов, некоторые из которых отмечены красными крестами. Под помеченными столами вы найдёте буквы, из которых должны сложить слово – пароль, расположив буквы в соответствии с последовательностью цифр, напечатанных на обратной стороне букв. Буквы под столами вы должны выбирать определённого цвета, в противном случае пароль не сложится. Приступайте.

Пароль: Клио.

2. Что означает это слово?(2 балла за подробный ответ, 1 балл за краткий, в остальных случаях 0 баллов)
ответ: Клио – «дарующая славу» — муза истории в древнегреческой мифологии. Дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым, великую славу (клеос).

3. Наш квест посвящён Дню воинской славы России, а именно годовщине Ледового побоища, в котором русские дружины разгромили немецких рыцарей, посягающих на территорию России и православную веру её народа. Ответьте на вопросы, связанные с этим героическим событием в истории России. За каждый правильный ответ вы получите один балл и пазл. Сложив картинку из всех полученных пазлов, вы прочитаете на её обратной стороне название следующего этапа квеста.
(максимальный балл зависит от количества вопросов)

Примерные вопросы викторины «Ледовое побоище».

Вопрос

Ответ

1

«На голубом и мокроватом
Чудском потрескавшемся люду
В шесть тыщ семьсот пятидесятом от сотворения году,
В субботу, пятого апреля
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй…»


Как называется произведение, отрывок из которого вы прочитали? Кто его автор?

Поэма «Ледовое побоище»
Константин Симонов

2.

Назовите дату Ледового побоища.

5 апреля 1242 год ( по новому стилю 18.04.)

3.

Кто возглавлял русское войско в этом сражении?

Новгородский князь Александр Ярославович

4

Каково было прозвище князя? За что он его получил?

Невский. За победу над шведами на р. Нева в 1240 г.

5

Известно, что князь – полководец, возглавивший полки в Ледовом побоище был молод, ему не было и 30 лет. А сколько ему было на момент битвы?

20

6

Какую тактику использовал в сражении на Чудском озере 05.04.1242г. князь Александр Ярославович против знаменитой «свиньи» Тевтонских рыцарей?

Немецкому клину был противопоставлен русский пяток – строй виде римской цифры , т.е. угла, обращённого отверстием к противнику. Это самое отверстие прикрывали лучники, которые и приняли на себя основной удар железного полка и мужественным сопротивлением заметно расстроили его продвижение

7

Что вы знаете о происхождении названия «Чудское озеро»?

Этноним «чудь» в Древней Руси употреблялся для обозначения древних эстов, включая сету, а так же, как собирательное название различных фино - угорских народов. Название это славянское, т.к.эсты сами себя чудью никогда не называли.

8

Почему Александр Невский выбрал для боя позицию на льду Чудского озера?

Весенний лёд был достаточно прочным, чтобы выдержать русских воинов, вооружённых копьями, секирами и топорами, но рыцарскую конницу с закованными в броню всадниками лёд, мог не выдержать.

9

Боевой порядок немецких рыцарей имел форму клина, или, как его называет русская летопись «свиньи». Дайте краткое описание построения немецких рыцарей.

По описанию историков «свинья» имела следующий вид: впереди выстраивались от трёх до пяти конных рыцарей, за ними во вторую шеренгу уже пять – семь рыцарей. Последующие ряды увеличивались на два-три человека. Общее кол-во рядов, составлявших «свинью», могло доходить до 10, а число рыцарей до 150 человек. Такой строй неоднократно успешно применялся рыцарями для прорыва центра противника и окружения его флангов. Вместе с рыцарями действовала и пехота, которая состояла из оруженосцев, слуг и частично из населения покорённых народов. Пехота вступала в действие тогда, когда «свинья» разрывала строй центрального полка противника и выходила на его фланги. За пехотой опять шёл строй рыцарей.

10

Русский историк Н. М. Карамзин считает основной заслугой Александра Ярославовича в сражении 1242 года его благоразумие. Объясните, в чём историк увидел это благоразумие?

Благоразумие князя выражалось в том, что после победы он не погнал побеждённого врага до стен Риги, а «довольный ужасом немцев, вложил меч в ножны и возвратился в город Псков».

11

В какой день недели состоялась знаменитая битва по юлианскому, «старому» календарю.

В субботу.

12

Продолжите фразу А. Невского: «Не в силе Бог,а в ….!»

В правде.

13

Как звучит фраза А. невского, смысл которой заключается в том, что на Русь лучше приходить с добром, а не с оружием.

Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.

14


Это фреска на стенах Грановитой палаты Московского Кремля. Кто изображён на ней? Укажите даты жизни этого исторического персонажа.

Великий князь Александр Ярославович Невский.
13.05.1221 -14.11.1263 г.г.

15

Прочитайте текст из исторического источника. Укажите его название.
«И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…И так победил врагов с помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться…»

«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», 13 век

16

В современном календаре памятных дат РФ отмечаются Дни воинской славы Росии. Когда был принят Закон «О днях воинской славы России»?

Февраль 1995 года.

17

В СССР в Сталинскую эпоху был снят художественный фильм о Ледовом побоище. В каком году он был снят? Как он назывался и кто его режиссёр?

1938 год, «Александр Невский», Сергей Эйзенштейн.

18

Какое отношение к жизни и деятельности Александра Невского имеет дата 1547 г.?
Подсказка: в этом году на Руси сотсоялся Церковный собор.

На Московском соборе 1547 года А. Невский был канонизирован русской православной церковью в лике чудотворца. (митрополит Макарий)

19

Где захоронен А. Невский?

Изначально он был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 г. по приказу Петра Первого мощи А. Невского торжественно перезахоронили в Александрово-Невский монастырь в Санкт – Петербурге. (с 1797 года лавра)

20

Какие знаки воинской доблести (награды), учреждённые в Российской империи, СССР и современной России связаны с именем А. Невского? Когда и кем они были учреждены?

1. Орден Святого А. Невского был учреждён Екатериной 1 в 1725 году.
2. Орден Александра Невского, учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.07.1942 г.
3. Орден Александра Невского, учреждён Указом президента Рф от 07.09.2010 г.


Примечание: количество конвертов у организатора станции должно соответствовать количеству команд, участвующих в игре; количество карточек разных цветов с цифрами и буквами из которых можно сложить слово «Клио», аналогично. Пазлов, сделанных из картинки «Ледовое побоище» (см. ниже), наклеенной на толстый картон, должно быть столько, сколько вопросов в викторине. Достаточно одного набора пазлов, т.к. на этапе – станции всегда присутствует только одна команда и с этого этапа – станции, команда уходит всегда на один и тот же этап в соответствии с последовательностью, определённой до игры организатором.

Максимальный балл за этап – 23 балла.

3. Организатору станции «Оружейная»

На доске (переносной доске) надпись - подсказка:

Дверцу тайны чтоб открыть,
Нужно логику включить.
Выполни заданье ты -
И узнаешь где, ключи.

В углу помещения (на площадке) должен быть сундук (имитация сундука, сделанная из большой коробки), закрытый на замок. В нём должен лежать конверт с заданием.

1. Предварительное задание. (Проговаривает организатор)

Прочитайте надпись. Получите конверт и выполните задание. (3 балла: 1 балл за правильно составленное слово «Кубок», 1 балл за найденные в кубках картинку с изображением сундук и ключ от него,1 балл, если догадались сами, что для дальнейшего движения нужно открыть сундук и добыть задание)

Задание.
Соберите в помещении (на площадке) все шары с одинаковым номером – это условные боеприпасы для камнеметательного орудия. В них буквы. Составьте из этих букв слово - оно подсказка для дальнейших действий.

Примечание: В качестве шаров можно использовать футляры из под больших игрушек «Киндер-сюрпоиз». Шаров с одинаковыми цифрами должно быть 5. В каждом из шести шаров по букве от слова «Кубок».

В помещении (на площадке) должны находиться в хаотичном порядке припрятанные спортивные кубки (или иные ёмкости). В одном из них свёрнутая картинка с изображением сундука и ключ от сундука. Участники должны догадаться и открыть ключом сундук, взяв в нём конверт с заданием.

2. Задание для конверта из сундука.

Соотнеси картинки экипировки и оружия средневековых русских воинов, с которыми они могли участвовать в Ледовом побоище с их названиями. За каждое верное соответствие 1 балл. (в данном примере – до 7 баллов)

(Максимальное кол-во баллов зависит от кол-ва соответствий, выбранных модератором перед началом игры)

А) НАРУЧНИ

1)

Б) МЕЧ

2)



В) ЩИТ

3)

Г) КОПЬЁ

4)

Д) БОЕВОЙ ТОПОР

5)

Е) ВООРУЖЕНИЕ ЛУЧНИКА

6)

Ж) ШЛЕМ С БАРМИЦЕЙ

7)

З)КОЛЬЧУГА

8)


Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

2

5

6

3

8

7

4

1


Задание «Меткий витязь»
(Проговаривает организатор)
Ну а сейчас, вы побудете в роли средневекового воина и попробуете поразить условных врагов Отечества, как это в 1242 году делали русские воины во время Ледового побоища, своим мечом. В качестве ваших условных врагов будут воздушные шары.
Команда должна выбрать из своего состава «воина – витязя», который облачившись в шлем, накидку и взяв меч, будет выполнять данное задание. У каждой команды 5 подходов: один «укол» мечом не зависимо от результата, считается одним подходом. Поразив все мишени, вы получите название следующего вашего этапа и его местонахождение. (1 попадание 1 балл, максимальный балл для команды 5).

Реквизит: шлем без прорезей для глаз (что бы «воин – витязь» не видел мишени), красная накидка, меч с иглой на конце, воздушные шары (условные враги), прикреплённые на гимнастической лестнице или другом креплении (5 для каждой команды.

Примечание: По окончанию испытания на меткость, организатор без штрафных очков даёт команде название следующего этапа – станции и место её нахождения.

Максимальный балл за этап – 15 баллов.

Организатору станции «Творческая»

(место проведения: ДК, актовый зал или специально оборудованный звуковоспроизводящей аппаратурой учебный кабинет)

Приветствие организатора этапа.
Здравствуйте, дорогие участники квеста, посвящённого Дню воинской славы России – победе русского воинства над тевтонскими рыцарями – крестоносцами на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Поздравляю вас с прибытием на очередной этап – станцию «Творческая». У меня для вас послание (вручает конверт). Это послание – подсказка. Разгадав его, вы сможете пройти испытание данного этапа и выйти на следующий. Удачи вам!
Примечание: в конверте фотографии или цветные картинки с изображением флешки, ряда стульев, хора или поющих детей

Участники, получив послание, должны догадаться и найти флешку, запакованную в конверт вместе со словами песни «На озере Чудь» (слова и музыка Игоря Растеряева), прикреплённые скотчем к одному из стульев, находящихся в помещении, где проходит этап; и спеть под фонограмму заданную песню.

Оценивание этапа:
2 балла – сами догадались искать флешку и нашли её, 1 балл, если стали искать и нашли с подсказкой организатора;
до 4 баллов за исполнение песни:
оцениваются: организованность, массовость исполнителей, качество и выразительность исполнения (на усмотрение организатора)

Максимальный балл за этап: 6




Текст песни « На озере Чудь»
слова и музыка Игоря Растеряева


1. Однажды на озере племени чуди 
На хрупком ледку, на чудском ветерке 
Рыбалили окуня русские люди 
И князь Александр в одном свитерке. 

2. А где-то напротив тевтонцы катались, 
Европу пугали огнём и мечом 
И так между делом на Русь озирались, 
Шлемами крутя, как прожектор - лучом. 

3. И главный сказал, наступивши на наледь: 
«Погнали – доскочим до тех дураков. 
Мол, типа мы тоже идём порыбалить, 
А копья с мечами – то так, для волков.» 

4. И войско, глинтвейна глотнув, поскакало 
И вскоре приехало к князю на лёд, 
И главный тевтонец, откинув забрало, 
Спросил, ухмыляясь: «Ну чё, Сань, клюёт?» 

5. И сразу клевать стало как-то пореже, 
И князь Александр, занюхав икрой, 
Ответил сквозь зубы: «Мол, яко понеже, 
Ничтоже сумняше, валите домой! 

6. Ступайте, ребят, не тревожьте жерличку, 
Не надо стоять над душой, полыньёй.» 
А эти тевтонцы устроили бычку. 
Устроили бычку, хоть были свиньёй. 

7. И тут Александр привстал с чемодана 
И главного взявши за полу плаща, 
Шокировал силищей лапы-кардана 
И дал по-рыбацки большого леща. 

8. Потом православно за всех помолились, 
Жалели слегка и сморкались в рядно, 
И тускло под льдинами латы светились 
Тевтонцев, приехавших к щукам на дно. 

9. Их латы блестели в илу, как скафандр, 
И молвил князь: «Да, наломали мы дров» 
Но тут летописец сказал: «Александр, 
Я всё щас улажу – за ящик снетков. 

10. Ты прямо со льда вознесёшься в святые, 
А краски, детали – оставь-ка ты мне. 
Про меч ты сказал щас слова золотые, 
И нечего делать здесь всякой свинье!»




(Примечание: можно исполнить иную песню по теме или просто патриотическую)


После исполнения песни организатор, заполняет маршрутный лист, просит дать ему найденную командой флешку, включает её и на ней звучит запись с названием следующего этапа - станции, на которую должна отправиться команда.



Организатору станции «Героическая»
 

Ребята, вы на станции «Героическая».
Поэтому мы сейчас поговорим о том, кого называют героем и вспомним героев Ледового побоища 1242 года. Вот вам задание. (вручает конверт с заданием)


Задание для конверта:

1. Дайте определение понятию «Герой» - 2 балла.
Герой – это человек ______________________________________________________
________________________________________________________________________
(Герой - (от др.-греч. ἥρως, «доблестный муж, предводитель») — человек исключительной смелости и доблести, либо главное действующее лицо литературного произведения).

2. Александр Невский и его дружинники – герои нашего Отечества. Они отстояли
Русь от западных захватчиков и православный народ от обращения в католицизм. А кого, из героев Ледового побоища, кроме А. Невского, вы знаете?
Подумайте и назовите соратников молодого, но выдающегося полководца А. Невского, героически вместе с ним сражавшихся в Ледовом побоище. (1 минута на размышление) – до 3х баллов.

(Воевода Гаврила Олексич, прибывший из Германии в Новгород в конце XII в., один из ближайших дружинников князя Александра; Збыслав Якунович – «Сий же, наехав многажды, бияшется единем топором, не имея страху в сердци, неколко от рукы его паде, и подивишася силе его и храбрости», - говорит летописец.; Яков Полочанин; новгородец, именем Миша; некто из младших воинов, по имени Савва; слуга князя Александр Ратмир - выходцем «из немец», т.е. из-за границы, из Славонии: летопись упоминает: и был «муж честен», т. е. знатного рода, и что он сражался пешим и «пал, окруженный врагами»). Из «Жития святого и благоверного князя Александра Невского».


Второе задание.


Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия, проявленные в битвах за Отечество, одной из которых посвящена наша сегодняшняя игра, были неотъемлемой частью величия Российского государства.

Что бы увековечить славные победы российских войск, включая победу русских воинов над тевтонскими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 году, которые сыграли решающую роль в истории России, был принят ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Ваша задача добыть информацию о дате принятия этого закона.
Информация находится на конце «тропы ловкости», которую вам нужно пройти – до 2х баллов.
Примечание: Тропа ловкости – это длинная «змейка» из верёвки, протянутая через несколько препятствий: вокруг объекта, под перекладиной (столом), над объектом (бревном, скамьёй и т.д., на одном конце которой маленький обруч (кольцо), в которое продета верёвка, а на другом - конверт с датой принятия закона «О днях воинской славы и памятных датах России» и его номер. Продвигая кольцо по верёвке, и следуя за ним, команда проходит «тропу».
Оценивается:

Организованность команды, слаженность действий, скорость.


Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13.03.1995 N 32-ФЗ (последняя редакция)

Третье задание.
1) А. Невский – пример героизма и мужества в борьбе за благо Отечество. С его подвигом в истории России сверяли подвиги россиян в разные исторические эпохи: в Российской империи, СССР и в новой России, представляя героев Отечества к ордену его имени.

Перед вами эти ордена. (вручает картинку с изображением орденов). Посмотрите на них и соотнесите награду и историческую эпоху, к которой она относится – до 6 баллов.


Награда

Историческая эпоха

А) Б) В)



1) Российская империя
2) СССР
3) Российская Федерация



А

Б

В




Ответ: А-2, Б-3, В-1

2) Ответьте на вопросы:
1. Кто из правителей Российской империи учредил Орден А. Невского – до2х баллов.


(Орден Александра Невского был придуман Петром I и должен был стать главной наградой страны, однако российский император так и не успел учредить данную награду. По этой причине данный орден был учреждён в 1725 году Екатериной )

2. Когда и в связи с какими событиями, был учреждён Орден А. Невского в СССР – до 2х баллов

(В годы ВОв, виюле 1942 года одновременно с орденами Суворова и Кутузова, которые вручались только командирам подразделений, соединений и частей. Эта награда стала одной из самых почитаемых и любимых наград в Красной армии.)
По своей сути орден Александра Невского представлял собой пятиконечную звезду, покрытую красно-рубиновой эмалью. Эта звезда располагалась на фоне правильной десятиугольной пластины, на поверхности которой находились расходящиеся в стороны лучи. Края пятиконечной звезды обладали позолоченными ободками. В центральной части ордена присутствовало погрудное изображение князя Александра Невского, профиль был выполнен на круглом щите, по окружности которого шла надпись «Александр Невский». Круглый щит имел окаймление из лавровых венков. В нижней части ордена располагался небольшой шит, на котором присутствовали позолоченные серп и молот. А из-за большого круглого щита выглядывали позолоченные меч, копьё, колчан со стрелами и лук. Изготавливалась данная награда из чистого серебра, а общий вес награды составлял 40,8±1,7 г.. На оборотной стороне награды имелся специальный нарезной штифт с гайкой, который был предназначен для крепления ордена к форме. Лента к ордену была муаровой и имела голубой цвет. Посередине ленты располагалась продольная красная полоса шириной 5 мм, общая ширина ленты — 24 мм.


Орденом Александра Невского за номером 1 был награждён старший лейтенант И.Н. Рубан, командовавший батальоном морской пехоты из состава 154-й морской стрелковой бригады. К ордену Александра Невского его представили за то, что вверенное ему подразделение смогло отразить атаку целого немецкого полка, поддерживаемого бронетехникой. В результате этого боя подчинённым Рубана удалось уничтожить семь немецких танков и более 200 немецких солдат.



Среди награждённых орденом частей был и французский авиаполк «Нормандия — Неман».

3. Орден А. Невского не был исключён из списка правительственных наград и в новой России, после крушения СССР. Однако в 2010 году внешний вид этой награды был существенно видоизменён, что позволяет говорить о новой награде. Вопрос: за что и кого награждают этим орденом в сегодняшней России? – до 3х баллов

  • Граждане Российской Федерации, замещающие должности государственной службы, за особые личные заслуги перед Отечеством в деле государственного строительства, многолетнюю добросовестную службу и высокие результаты, достигнутые ими при исполнении служебных обязанностей, в деле укрепления международного авторитета России, обороноспособности страны, развития экономики, науки, образования, культуры, искусства, охраны здоровья и другие заслуги, а также граждане Российской Федерации за высокие личные достижения в различных отраслях экономики, научно-исследовательской, социально-культурной, образовательной и иной общественно полезной деятельности.

  • Граждане Российской Федерации могут быть награждены орденом Александра Невского, как правило, при условии, что ранее они были награждены орденом Российской Федерации, а лица, замещающие должности государственной службы, должны иметь также общий стаж государственной службы не менее 20 лет.

  • Орденом Александра Невского могут быть награждены видные зарубежные политические и общественные деятели, представители делового сообщества иностранных государств за заслуги в развитии многостороннего сотрудничества с Российской Федерацией и оказании содействия в её социально-экономическом развитии.

    Максимальный балл за этап: 20 баллов

Организатору станции «Штаб»



Приветствие участников.

Ребята приветствую вас на этапе – станции «Штабная». Работники штаба должны хорошо владеть речью, уметь грамотно говорить и выразительно составлять донесения, рапорты, отчёты.

Первое испытание.
Поэтому вашим первым заданием будет составление синквейна с существительным «Ледовое побоище». (Вручает заготовку для синквейна с заданным существительным). Время на составление синквейна 3 минуты – до 3х баллов.
Оценивается: соблюдение требований к синквейну, соблюдение тематики при подборе слов и словосочетаний, выразительность и целостность восприятия работы.
(синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк: первая строка – одно существительное, вторая – два прилагательных, третья – три глагола, четвёртая – фраза-резюме, вывод, пятая – слово-ассоциация, итог)


Второе испытание.
Ребята, штаб – это место стратегического планирования операций, составления нужных карт, схем, стратегических планов действий для всех соединений, участвующих в операции. Следовательно, ваше второе испытание будет связано с карой и схемой, которые отображают сражение на Чудском озере 05.04.1242 г. под руководством выдающегося полководца Руси – Александра Невского.
(вручаем контурную карту «Ледовое побоище» и схему с изображением расположения участников битвы без легенды)

Задания по карте (схеме)
1. Рассмотрите карту. Обозначьте на ней расположение войск участников сражения – до 2х баллов;
2. Рассмотрите схему расположения войсковых и тыловых соединений участников сражения. Расставьте цифры, используя красный цвет, для обозначения русских дружин и синий для обозначения тевтонских воинов; надпишите названия войсковых соединений русской дружины, согласно схеме – до 8 баллов;
Оценивается:
1. Точность расположения войск А. Невского и тевтонского ордена на карте
(Вороний камень, восточная сторона – русичи, западная сторона – тевтонцы)
2. Правильная геометрическая конфигурация войсковых соединений («свинья» тевтонцев, V образное построение русичей)
3. Верное обозначение названий русских полков: полк правой руки, полк левой руки, лучники, центральный полк (середина), Засада (засадный полк), Конные дружины, обоз.

Максимальный балл за второе испытание: 12

Максимальный балл за этап: 15





III. Финиш.



Примечание: Команды, закончив испытания (в маршрутном листе отмечены все этапы), получают задание перейти на место старта, которое является и местом финиша. По приходу на него, команды сдают маршрутные листы с баллами ответственному организатору, в обязанность которого входит подсчёт баллов, определение победителей и подготовка грамот к награждению.
1. Общее построение.
2. Слово модератора.
Наш сегодняшний исторический квест посвящённ одному из дней воинской славы России - Дню разгрома немецких рыцарей на Чудском озере. Этот день неразрывно связан с именем А. Невского, славно потрудившегося для земли русской. Мужественно и победоносно боролся он с западными захватчиками, умно и расчётливо берёг народ свой от хищных монголо-татар, помнил и о христианских обязанностях, выкупая из неволи русичей в Золотой орде.

Имя А. Невского увековечено потомками. Слово агитбригаде.

1. По приказу Петра 1 в начале 18 века в Петербурге был построен собор во имя Св. Троицы и святого А. Невского, где сегодня покоятся его мощи.
2. В 1725 году императрица Екатерина 1 учредила орден в честь св. Благоверного Великого князя А. Невского, который был одной из высших наград России вплоть до 1917 года.
3. В честь признания заслуг А. Невского, его мужества и воинской доблести орден его имени в годы Великой Отечественной войны был учреждён и в СССР. Им награждали офицеров Красной Армии за личное мужество и героизм.
4. Именем А. Невского названы улицы в городах нашего Отечества, переулки и площади. Ему посвящены православные храмы по всей территории России. Есть такие храмы и в нашей области. В Саратове в парке Победы, в Энгельсе.
5. Потомки А.Невского чтят и помнят великого полководца . Его знаменитое выражение: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет» и сегодня служит грозным предупреждением всем противникам и недругам России и наказом всем россиянам, в чьих руках находится целостность и безопасность Отечества.

(звучит музыка « Звоны Руси колокльные», на фоне музыки читаются стихотворение «О русь 13 века»)
6. Он молодым был и пригожим,
Всем сердцем Русь свою любил.
Молва носилась: «Богом рожен»,
Великим, мудрым князем был!

1.
Разбив в Ижоре* грозных шведов,
В свои неполных 20 лет,
Где добыл мужеством победу,
Как снова Русь трясёт от бед!
2.
Пусть с опытом ещё «не густо»,
Минуло только 22,
Он полководцем стал искусным,
В толк брал военные дела.
3.
С отцом не раз в суровых битвах,
Стальную волю закалял,
Ему дано было родившись,
Украсить ратный пьедестал.
4.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой-
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв – отрадой был святой.
5.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил.
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом…»
6.
Александр умер в 43 года. возвращаясь из поездки в Золотую Орду. На гробнице А. Невского, которая находится в С.-Петербурге в Александро-Невской лавре, выбиты слова М.В. Ломоносова:
«… Великому князю Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на Востоке,
Низложившему зависть на Западе…»

Модератор: Наша игра подошла к концу. Пора подвести итоги. Слово ответственному организатору.

(Выступление организатора, награждение)

Заключительное слово модератора: Ребята, Отечество – понятие священное, ибо даровано оно по мнению тех, кто стоял у его истоков, каждому народу Отцом небесным, от которого и называется Отечество. Поэтому его защита – это защита и дара Божьего – святой долг каждого гражданина! Помните об этом! Помните и чтите героев Отечества, которыми богата наша земля! Берите пример с них в своём служении России на любом поприще, которое вы выберите после школы. С праздником! С днём воинской славы России!
(звучит гимн России, 1 куплет, исполняют все)

Всем спасибо за игру!

Дополнительная полезная информация.


Награждённые орденом А. Невского
, уроженцы Саратовской области:
1. Баженов Владимир Дмитриевич – майор. Родился 20.09.1923 г. в г. Балашове Саратовской области. В июне 1941 г. окончив школу, прошёл обучение в Краснодарском зенитно-артиллерийском училище, после которого в 1942 г. был назначен командиром огневого взвода 3160ой отдельной зенитной арт.батареи 23 стрелкового полка Северо-Западного фронта. На его боевом счету числится 41 сбитый самолёт, 150 уничтоженных фашистских солдат и офицеров, 4 пулемётные точки…». За исключительные образцы мужества и стойкости в декабре 1944 года приказом командующего 6-ой гвардейской армии командир батареи 148 зенитно-артиллерийского полка капитан Баженов В.Д. был награждён орденом А. Невского.

2. Александр Васильевич Чапаев (1910-1985), уроженец г. Балаково Саратовской области; советский военачальник, участник Великой Отечественной войны, генерал-майор артиллерии (1959), старший сын Василия Ивановича Чапаева, знаменитого красного комдива Гражданской войны. Участвовал в боях под Воронежем, в сражениях под Прохоровкой на Курской дуге и др.
В октябре 1943 г. отразив атаку врага при попытке выйти из окружения в районе д. Першино Нижне-Девицкого района Курской области, своими силами уничтожил 1200 солдат и офицеров, взял в плен 403 гитлеровца, захватил со своими бойцами 44 орудия, 27 пулемётов, 19 автоматов, до 700 винтовок и 51 лошадь. Далее разгромил колонны противникаблиз г. Нижне-Девицка, уничтожив 2 батальона пехоты, автомашины и орудия; вместе со стрелковым полком 472, 100-й стрелковой дивизии близ д. Пятихатки на подступах к Харькову успешно атаковал неприятеля и взяли Харьков, войдя в него первыми, за что впоследствии был награждён орденом А. Невского.

3. Губернатор Саратовской области Павел Ипатов (2005-2012), за труды в делах по укреплению экономического положения региона, как руководитель был награждён орденом св. А. Невского.











На соборе 1547 года положено праздновать:


Всюду

Местно

1) Иоанну, архиепископу Новгородскому, 7 сентября

1) Константину и чадам его Михаилу и

Ионе, митрополиту всея Руси, 30-го марта,

Феодру Муромсеим, 21-го мая, Петрк и

Пафнутию Боровскому, 1-го мая.

5) Февронии Муромским, 25 июня,

Никону Радонежскому, 17 ноября,

Армению Тверскому, 2 марта,

5) Савве Сторожевскому, 3-го декабря

Максиму Московскому иродивому, 13 августа,

Макарию Колязинскому, 11-го марта,

Прокопию и

Михаилу Клопскому, 11 января,

Иоанну Устюжским на Устюге, 8-го июля416

Зосиме Соловецкому, 17 апреля,


Савватию Соловецкому, по лавр. 17 апреля, по Карамзину 27 сентября,


10) Павлу Комельскому, 10-го января,


Дионисию Глушицкому, 1 июня,


Александру Свирскому, 30 августа,


13) Александру Невскому, 23 ноября.








































12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!