Семинар-практикум
«Квест - игра как средство повышения двигательной
активности дошкольников».
Подготовил руководитель физического воспитания: Щепкина АЛ.
Цель: формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
Сформировать у участников семинара - практикума представление о квест-технологии;
Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением квест-технологии;
Создать условия для профессионального взаимодействия педагогов в рамках участия в квест-игре.
В практике физического развития и воспитания детей дошкольного возраста внедряются разные технологии, в том числе игровые. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. В игре происходит всесторонняя подготовка ребенка к жизни, из чего следует, что игры связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Своеобразие современного педагогического процесса детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию.
В настоящее время особую популярность приобрели приключенческие игры, которые называют квестами. “«Квест» или «Приключенческая игра» (транслит. англ. Quest — поиски, Аdventure — приключение) — это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету.
В играх - квестах есть увлекательный сюжет, основанный на поиске чего-то, когда на пути игроков возникают неизбежные проблемы разного характера, без разрешения которых невозможно достичь цели и получить награду.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
В современных условиях и подходах к дошкольному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО квест — игры достаточно актуальны. По мнению авторов Гавришовой Е. В., Миленкова.М. “Квест-игры являются новым способом взаимодействия в самостоятельной, игровой деятельности детей, способствующие сотрудничеству взрослых и детей их инициативы и самостоятельности. В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Необходимо отметить, что квест — технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
Следует отметить по мнению Бачуриной. В., что “современный мир весьма насыщен событиями и множество разнообразных организаций готовы предложить ребенку интересные формы времяпрепровождения, что делает уже ставшие классическими формы организации педагогического процесса менее привлекательными и вызывающими менее яркие эмоции у воспитанников. А, как известно, без интереса нет результата или он достигается в меньшем объеме”
В данной ситуации квест-игра выступает помощником педагогу в организации педагогического процесса и реализации поставленных педагогических задач в непривычной для воспитанников форме, тем самым повышая их интерес и эмоциональную отдачу.
Таким образом, квест — игра — это деятельность ребенка в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт, и приобретает знания” это одна из современных форм двигательной активности детей в дошкольном образовании, которая направлена на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец;
Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 5-7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех американских президентов;
Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен;
Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Сегодня я предлагаю Вам «Квест-игру» с целью сформировать представления о квест-технологии для дальнейшего применения ее на практике в образовательной деятельности.
Ход квест-игры:
В музыкальный зал входит Машенька из сказки «Гуси-лебеди» и говорит, что гуси украли ее любимую книгу со сказками и спрятали в сказочном лесу в сундуке под 3 замка и чтобы добыть эту книгу7 нужно найти эти 3 ключа. Для начала нужно собрать команду. (Машенька дает задание, кто первым ответит, тот в команде).
Машенька: -Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения.
«Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение». (Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино);
«Ветеринарные услуги с выездом, в любую часть света.»(Доктор Айболит. К.Чуковский «Доктор Айболит»);
«Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой
сложности.» (Бабушка. Русская народная сказка «Колобок»);
«Организую зимнюю рыбалку. Недорого». (Лиса. Русская народная сказка «Лиса и волк»)
Команда вместе с Машенькой идут на поиски ключей и сундука и помочь им поможет вот эти задание:
Задание №1
Нужно сосчитать животных, каких больше, туда и отправляться
* Если зайцев - идем на кухню,
*Если лисиц - остаемся в музыкальном зале.
*Если белок - идем в медицинский кабинет.
Задание №2 (на двери кабинета, конверт с заданием и 1й ключ)
Если правильно решить пример, узнаем следующее задание.
Пример: 1+ 3 - 2
*Если ответ 1 остаемся в медицинском кабинете
*Если ответ 2 отправляйтесь в спортивный зал
*Если ответ 3 отправляйтесь в среднюю группу «Фиксики»
Задание №3 спортзале конверт с заданием и 2и ключ)
Какой вид деятельности ДОУ является ведущим?
* Если образовательный, то остаемся в спортивном зале
*Если продуктивный отправляемся в среднюю группу «Теремок»
*Если игровой отправляемся в методический кабинет
Задание №4 в методическом кабинете (конверт с заданием и За ключ) В какой Русской Народной сказке домашние животные жили в лесу?
*Если «Кот, Петух и Лиса» отправляемся в прачечную
*Если «Зимовье» отправляемся в музыкальный зал
*Если «Теремок» остаемся в методическом кабинете
Команда возвращается в муз зал с 3 ключами.
Последнее задание 5е: трем участникам из команды, нужно рассказать, где были ключи:
Первый участник рассказывает, где был ключ передавая
*интонацию, как плохо говорящий на русском языке иностранец.
*Второй участник рассказывает, где был второй ключ
передавая интонацию диктора на ТВ в выпуске новостей
*Третий участник расскажет, где нашли ключ передавая.
интонацию маленького ребенка.
Задания выполнены, открываем сундук, находим книгу, отдаем Машеньке.
Рефлексия «Наполни бочонок»
Наш семинар подошел к концу. Я благодарю всех педагогов за активность. Мне очень важно знать ваше мнение, а помогут нам в этом, жетоны. (На столе лежат желтые и красные кружочки на всех участников семинара.)
Если вас заинтересовал семинар – «добавьте ложку меда» (желтый
жетон).
Если не заинтересовал «добавьте ложку дегтя» (жетон красного цвета).
Всем, удачи и здоровья!