Иркутский филиал РАНХ и ГС
Иркутский региональный методический центр
по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования
ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ
Методическая разработка внеурочного занятия по теме:
«Жулики! Я умнее!»
Разработчики проекта:
Мурашова Ксения Сергеевна учитель истории и обществознания
МКОУ «Лермонтовская СОШ»
Алексеева Любовь Николаевна учитель математики МБОУ Середкинская СОШ
Скоробогатова Наталья Алексеевна учитель истории и обществознания
МБОУ с. Каразей
Фролова Анжелика Валерьевна учитель ОДНКНР МОУ ИРМО «Ревякинская СОШ»
Ткаченко Лариса Олеговна учитель математики и информатики
МКОУ «Лермонтовская СОШ»
Кузнецова Оксана Николаевна учитель английского языка МКОУ «Уховская СОШ»
Коротченко Светлана Викторовна учитель математики и информатики
МКОУ «Кундуйская СОШ
Руководитель Иркутского РАНХиГС ____________ М.Н. Дорохова
МП
г.Иркутск, 2021
ВВЕДЕНИЕ
В 8–9 классах обучаются дети в возрасте 14–16 лет. В данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека, Кроме того, в этом возрасте подростки обретают частичную гражданскую дееспособность, в том числе в финансовой сфере. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. Возникает необходимость умения пользоваться неотъемлемым атрибутом современного мира - банковской картой, смартфоном, электронной почтой. Подростки должны знать, какие финансово опасные ситуации могут возникнуть при использовании гаджетов и банковских карт. Параллельно с увеличением количества банковских операций растет и количество мошеннических действий. Заместитель Председателя Банка России Герман Зубарев отмечает- «Злоумышленники не стоят на месте и постоянно используют новые сценарии мошеннических схем, вплетают в свои легенды актуальную повестку дня. Поэтому очень важно, чтобы граждане имели возможность получать информацию о том, как противостоять мошенничеству. Без повышения уровня финансовой грамотности все усилия государства по борьбе с теми, кто злоупотребляет доверчивостью граждан, не дадут должного положительного эффекта». Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Наиболее эффективно, не просто познакомить подростков с элементарными правилами безопасности пользования интернетом, банковскими картами, смартфонами, а рассмотреть возможные ситуации из жизни.
Цель проекта – создание методической разработки внеурочного занятия по теме «Жулики! Я умнее!» для 9 класса
Задачи проекта:
1) собрать информацию по теме и адаптировать к возрастной категории обучающихся 14-16 лет;
2) опираясь на базовые знания и базовые понятия разработать занятие по внеурочной деятельности;
3) разработать памятку для учащихся и их родителей по безопасному использованию банковских карт и действий связанных с различными смс-сообщениях
4) оформить и презентовать разработку занятия для педагогического сообщества.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Общая характеристика занятия
Место | Название образовательной организации | Участники проекта |
Иркутская область Куйтунский район п. Лермонтовский ул. Лазо 5 | МКОУ «Лермонтовская СОШ» | Мурашова Ксения Сергеевна, учитель истории и обществознания |
Иркутская область Куйтунский район п. Лермонтовский ул. Лазо 5 | МКОУ «Лермонтовская СОШ» | Ткаченко Лариса Олеговна, учитель математики и информатики |
Иркутская область Боханский район с. Середкино ул. Ленина 1 | МБОУ Середкинская СОШ | Алексеева Любовь Николаевна, учитель математики |
Иркутская область Иркутский район д. Ревякино ул. Молодежная 8 | МОУ ИРМО «Ревякинская СОШ» | Фролова Анжелика Валерьевна учитель, ОДНКНР |
Иркутская область Куйтунский район п. Уховский ул. Комсомольская 12 а | МКОУ «Уховская СОШ» | Кузнецова Оксана Николаевна, учитель английского языка |
Иркутская область Куйтунский район п. Кундуй ул. Ленина 72 | МКОУ «Кундуйская СОШ | Коротченко Светлана Викторовна учитель, математики и информатики |
Иркутская область Куйтунский район с Каразей ул. Мира 56 | МБОУ с. Каразей | Скоробогатова Наталья Алексеевна, учитель истории и обществознания |
Основная часть (педагогическая и методическая характеристика занятия):
класс - 9;
тема внеурочного занятия – Жулик! Я умнее!;
форма проведения занятия - квест-игра
технологии и методические приемы обучения - технология проблемного обучения; технология критического мышления; игровые технологии; ИКТ.
Цель занятия - формирование правильного поведения в финансово-опасных ситуациях
Задачи занятия:
1. Познакомить подростков с видами финансового мошенничества;
2. Научить распознавать финансово опасные ситуации;
3. Сформировать навыки правильного поведения при возникновении попыток финансового мошенничества (памятка).
Планируемые результаты:
Предметные:
осознание наличия финансовых мошенничеств в современном обществе
понимание различных схем проведения финансовых мошенничеств
приобретение навыков защиты от финансового мошенничества
Метапредметные:
регулятивные:
понимать цели своих действий;
оценивать правильность выполнения действий;
познавательные:
применять умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
коммуникативные:
умение строить речевое высказывание в устной форме;
умение пользоваться интернет-ресурсами;
приобретение учениками навыков постановки и формулировки проблемы, самостоятельного создания алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
получение навыков работы в группе;
Личностные:
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Базовые понятия и знания:
– мошенничество и его виды (интернет-мошенничество, смс-мошенничество, мошенничество с использованием банковских карт – скимминг, фишинг, нигерийские письма и т.)
Личностные характеристики и установки:
• осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).
Умения:
• находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
• защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;
• пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
Компетенции:
• анализировать и оценивать финансовые риски;
• развивать критическое мышление по отношению к интернет сообщениям;
Технологическая карта
Этапы | Действия учителя | Действия обучающихся | Ресурс | Социальная форма | Время |
1. Орг.момент | Приветствие учащихся. Формирование групп (3-4 человека. Каждый учащийся выбирает жетон одного цвета, группы формируются по жетонам одного цвета). | Приветствие учителя. Организация и настрой на учебную | - | Фронтальная Групповая | 2 мин. |
2. Мотивация | Создает эмоциональный настрой. Объяснение правила игры. Зачитывает нигерийское письмо | Заслушивают письмо, анализируют содержание письма и выделяют проблему. Получают маршрутный лист цвета своей команды. | (Приложение 1) Маршрутный лист (Приложение 2) | Фронтальная | 5 мин. |
3. Игра по станциям | | | | | 40 мин. |
Станция «Узнай-ка» | Объясняет. Контролирует время выполнения задания. Проверяет правильность выполнения задания. Выдает бумажные купоны в виде сотового телефона с советом. | Выполняют задания: выходят по ссылки, выбирают правильные варианты ответа. | https://learningapps.org/display?v=ppet35qtn21 компьютер или смартфон | Групповая | 5 мин |
Станция «СМС» | Выполняют задания. При правильном разрешении задачи получают купоны в виде сотового телефона с советом | Приложение 3 | Групповая | 5 мин |
Станция «Фишшинг» | Приложение 4 | | 5 мин |
Станция «Нигерийское письмо» | Приложение 5 | | 5 мин |
Станция «Театральная» | Приложение 6 | | 5 мин |
«Банк советов» | Координирует деятельность учащихся: объясняет действие для создания памятки. Совместно с командами подводятся итоги игры. Команда создавшая памятку с наибольшими рекомендациями побеждает. Возвращает учащихся к письму Олега и просит выбрать те советы, которые подходят именно для данного письма. | Работают над созданием памятки (Наклеивают свои рекомендации на лист ватмана. Оценивают свою деятельность, представленную на стенде. Предлагают варианты ответов | | Групповая | 5 мин |
Рефлексия | Предлагает учащимся проанализировать свою деятельность | Закончить высказывание | Приложение 7 | Фронтальная | 10 мин. |
Вид деятельности учащихся: внеурочная
оборудование урока: раздаточный материал (купон-совет в форме телефонов, конверты с заданиями, ноутбук, проектор, буклет,
2.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предлагаемая разработка внеклассного занятия для учащихся 9 классов на тему «Жулики! Я умнее!» раскрывает общие знания о некоторых видах мошеннических операций таких «смс-мошенничество», «нигерийские письма», фишшинг и т.п. А также оптимальные способы обезопасить себя.
Мероприятие проводится в форме квест-игры, где подростки попадают в реальную жизненную ситуацию, из которых должны выйти с минимальными последствиями и финансовыми потерями. В финале игры они составляют для себя памятку безопасного поведения, которой могут поделиться с родителями и младшими братьями и сестрами.
Данная разработка может использоваться не только на уроках экономики, обществознания, но и на внеурочных занятиях по основам финансовой грамотности в том числе и в неподготовленном классе (в рамках «Недели финансовой грамотности», «Предметной недели по экономике», «Дня экономических знаний».
2.5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
«Лавренова Е., Рязанова О., Липсиц Финансовая грамотность: учебная программа. 8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)
Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 152 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
Липсиц И.В., Рязанова О.И. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
«Рязанова О., Липсиц И., Лавренова Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8, 9 классы.»;
«Лавренова Е., Липсиц И., Рязанова О. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8, 9 классы.».
Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие, 2018.
5. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации, 2018
Нормативные документы:
Гражданский кодекс Российской Федерации
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
Источники информации в Интернете.
http://fmc.hse.ru
http://fincult.info (сайт «Финансовая культура»/Банк России)
Вашифинансы.рф (Минфин России)
http://edu.pacc.ru
ХочуМогуЗнаю.рф
http://fg.onedu.ru
http://iloveeconomics.ru
http://www.solnet.ee/school/p8_50.html
https://первыеденьги.рф/
Приложение 1
«Уважаемый Господин! Обращается к Вам миссис Мобуту из Нигерии. Я самая богатая женщина в нашей стране. Недавно случилось со мной несчастье. Я возвращалась из поездки к своей Северной плантации кофе и попала в аварию. Горькое несчастье произошло в моей семье – мой муж и мой единственный сын в аварии погибли. Я выжила, но перелом бедра приносит меня ближе к могиле каждый день. Врачи считают, что мне осталось жить совсем недолго – не более одного месяца. Я понимаю, что я прожила счастливую жизнь и те деньги, которые принадлежат мне, не могут быть взяты с собой в могилу, поэтому я решила пожертвовать ими, чтобы они достались любому случайному счастливчику, кто согласится их принять. Так что вам повезло. Я готова составить завещание на Ваше имя, тогда Вы станете полноправным владельцем на сумму более 125 миллионов долларов. Однако есть одно условие. Вам нужно сделать перевод на сумму 1000 долларов в знак согласия на предложение о принятии наследства. Эти символические для меня деньги пойдут на оформление судебных издержек в нашей стране. После улаживания юридических формальностей придет к вам мой адвокат, который буде принесёт вам документы, и Вы будите приглашены в Нигерию. С нетерпением жду Вашего ответа. Искренне Ваша, Миссис Мобуту».
Приложение 2.
Маршрутный лист
команды ___________________
Станция | Критерии оценивания | Результат (отмечает дежурный станции) |
«Угадай-ка» | Выполнили верно 0-4 заданий - нет купона, 5-7 заданий - 1 купон, 8-10 заданий - 2 купона. | |
«СМС» | За каждый верный ответ- 1купон. | |
«Фишинг» | За каждый верный ответ- 1купон. | |
«Нигерийское письмо» | За неполный верный ответ- 1купон, за полный верный ответ – 2 купона. | |
«Театральная» | За верный ответ- 1купон, за артистичность-1 купон. | |
«Банк советов» | Определение победителя: 10 купонов – победитель 8-9 купонов - призеры | |
Приложение 3
Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счетом сообщите по телефону******* данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк России.»
Привет!!! Я почти выигрываю в конкурсе «Лучшее фото к 8 марта», меньше процента не хватает! Главный приз – смартфон, почти мой)))! … …….., можешь мне помочь? Нужно отправить СМС с текстом «фото8» без кавычек на номер ****. Если не тяжело, проголосуй за меня, в долгу не останусь! Конечно, если 1.5 рубля не жалко ;-) Заранее спасибо!!!»
Приложение 4.
http://ru-mms.ru/masha «Я тебя люблю)))». Для просмотра MMS перейдите по ссылке …..(указывается адрес ссылки)
Вы выиграли крупную сумму денег, и Вам надо всего лишь прислать подтверждение, что Вы – это ВЫ (фото паспорта).
Приложение 5..
Приложение 6.
Вы снимаете деньги в офисе банка, довольно близко от вас стоит молодой человек и, дружелюбно улыбаясь, наблюдает за тем, как вы вводите ПИН-код на клавиатуре банкомата. Задание: Вам необходимо инсценировать ваши дальнейшие действия по ситуации.
Приложение 7.
Рефлексия в конце занятия:
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Теперь я знаю, что …..
Мне понравилось ….
Мне не понравилось ….