СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест -игра по финансовой грамотности "Жулики! Я умнее!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    В 8–9 классах обучаются дети в возрасте 14–16 лет. В данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека,  Кроме того, в этом возрасте подростки обретают частичную гражданскую дееспособность,  в том числе в финансовой сфере. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. Возникает необходимость умения пользоваться неотъемлемым атрибутом современного мира - банковской картой, смартфоном, электронной почтой. Подростки должны знать, какие финансово опасные ситуации могут возникнуть при использовании гаджетов и банковских карт.

Просмотр содержимого документа
«Квест -игра по финансовой грамотности "Жулики! Я умнее!"»







Иркутский филиал РАНХ и ГС



Иркутский региональный методический центр

по финансовой грамотности

системы общего и среднего профессионального образования




ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ


Методическая разработка внеурочного занятия по теме:

«Жулики! Я умнее!»


Разработчики проекта:

Мурашова Ксения Сергеевна учитель истории и обществознания

МКОУ «Лермонтовская СОШ»

Алексеева Любовь Николаевна учитель математики МБОУ Середкинская СОШ

Скоробогатова Наталья Алексеевна учитель истории и обществознания

МБОУ с. Каразей

Фролова Анжелика Валерьевна учитель ОДНКНР МОУ ИРМО «Ревякинская СОШ»

Ткаченко Лариса Олеговна учитель математики и информатики

МКОУ «Лермонтовская СОШ»

Кузнецова Оксана Николаевна учитель английского языка МКОУ «Уховская СОШ»

Коротченко Светлана Викторовна учитель математики и информатики

МКОУ «Кундуйская СОШ



Руководитель Иркутского РАНХиГС ____________ М.Н. Дорохова

МП


г.Иркутск, 2021


ВВЕДЕНИЕ

В 8–9 классах обучаются дети в возрасте 14–16 лет. В данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека, Кроме того, в этом возрасте подростки обретают частичную гражданскую дееспособность, в том числе в финансовой сфере. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. Возникает необходимость умения пользоваться неотъемлемым атрибутом современного мира - банковской картой, смартфоном, электронной почтой. Подростки должны знать, какие финансово опасные ситуации могут возникнуть при использовании гаджетов и банковских карт. Параллельно с увеличением количества банковских операций растет и количество мошеннических действий. Заместитель Председателя Банка России Герман Зубарев отмечает- «Злоумышленники не стоят на месте и постоянно используют новые сценарии мошеннических схем, вплетают в свои легенды актуальную повестку дня. Поэтому очень важно, чтобы граждане имели возможность получать информацию о том, как противостоять мошенничеству. Без повышения уровня финансовой грамотности все усилия государства по борьбе с теми, кто злоупотребляет доверчивостью граждан, не дадут должного положительного эффекта». Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Наиболее эффективно, не просто познакомить подростков с элементарными правилами безопасности пользования интернетом, банковскими картами, смартфонами, а рассмотреть возможные ситуации из жизни.

Цель проекта – создание методической разработки внеурочного занятия по теме «Жулики! Я умнее!» для 9 класса

Задачи проекта:

1) собрать информацию по теме и адаптировать к возрастной категории обучающихся 14-16 лет;

2) опираясь на базовые знания и базовые понятия разработать занятие по внеурочной деятельности;

3) разработать памятку для учащихся и их родителей по безопасному использованию банковских карт и действий связанных с различными смс-сообщениях

4) оформить и презентовать разработку занятия для педагогического сообщества.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Общая характеристика занятия


Место

Название образовательной организации

Участники проекта

Иркутская область Куйтунский район п. Лермонтовский ул. Лазо 5

МКОУ «Лермонтовская СОШ»

Мурашова Ксения Сергеевна, учитель истории и обществознания

Иркутская область Куйтунский район п. Лермонтовский ул. Лазо 5

МКОУ «Лермонтовская СОШ»

Ткаченко Лариса Олеговна, учитель математики и информатики

Иркутская область Боханский район с. Середкино ул. Ленина 1

МБОУ Середкинская СОШ

Алексеева Любовь Николаевна, учитель математики

Иркутская область Иркутский район д. Ревякино ул. Молодежная 8

МОУ ИРМО «Ревякинская СОШ»

Фролова Анжелика Валерьевна учитель, ОДНКНР

Иркутская область Куйтунский район п. Уховский ул. Комсомольская 12 а

МКОУ «Уховская СОШ»

Кузнецова Оксана Николаевна, учитель английского языка

Иркутская область Куйтунский район п. Кундуй ул. Ленина 72

МКОУ «Кундуйская СОШ

Коротченко Светлана Викторовна учитель, математики и информатики


Иркутская область Куйтунский район с Каразей ул. Мира 56

МБОУ с. Каразей

Скоробогатова Наталья Алексеевна, учитель истории и обществознания




Основная часть (педагогическая и методическая характеристика занятия):

  • класс - 9;

  • тема внеурочного занятия – Жулик! Я умнее!;

  • форма проведения занятия - квест-игра

  • технологии и методические приемы обучения - технология проблемного обучения; технология критического мышления; игровые технологии; ИКТ.

  • Цель занятия - формирование правильного поведения в финансово-опасных ситуациях

Задачи занятия:

1. Познакомить подростков с видами финансового мошенничества;

2. Научить распознавать финансово опасные ситуации;

3. Сформировать навыки правильного поведения при возникновении попыток финансового мошенничества (памятка).

Планируемые результаты:

Предметные:

  • осознание наличия финансовых мошенничеств в современном обществе

  • понимание различных схем проведения финансовых мошенничеств

  • приобретение навыков защиты от финансового мошенничества

Метапредметные:

регулятивные:

  • понимать цели своих действий;

  • оценивать правильность выполнения действий;

познавательные:

  • применять умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

  • владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

коммуникативные:

  • умение строить речевое высказывание в устной форме;

  • умение пользоваться интернет-ресурсами;

  • приобретение учениками навыков постановки и формулировки проблемы, самостоятельного создания алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • получение навыков работы в группе;

Личностные:

  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.


Базовые понятия и знания:

– мошенничество и его виды (интернет-мошенничество, смс-мошенничество, мошенничество с использованием банковских карт – скимминг, фишинг, нигерийские письма и т.)


Личностные характеристики и установки:

•  осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения:

•  находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

•  защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;

•  пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

Компетенции:

•  анализировать и оценивать финансовые риски;

•  развивать критическое мышление по отношению к интернет сообщениям;


Технологическая карта

Этапы

Действия учителя

Действия обучающихся

Ресурс

Социальная форма

Время

1. Орг.момент

Приветствие учащихся.

Формирование групп (3-4 человека.

Каждый учащийся выбирает жетон одного цвета, группы формируются по жетонам одного цвета).

Приветствие учителя.

Организация и настрой на учебную

-

Фронтальная

Групповая


2 мин.

2. Мотивация

Создает эмоциональный настрой.

Объяснение правила игры. Зачитывает нигерийское письмо

Заслушивают письмо, анализируют содержание письма и выделяют проблему.

Получают маршрутный лист цвета своей команды.

(Приложение 1)






Маршрутный лист (Приложение 2)

Фронтальная

5 мин.

3. Игра по станциям





40 мин.

Станция «Узнай-ка»


Объясняет. Контролирует время выполнения задания. Проверяет правильность выполнения задания. Выдает бумажные купоны в виде сотового телефона с советом.

Выполняют задания: выходят по ссылки, выбирают правильные варианты ответа.


https://learningapps.org/display?v=ppet35qtn21


компьютер или смартфон

Групповая

5 мин

Станция «СМС»


Выполняют задания. При правильном разрешении задачи получают купоны в виде сотового телефона с советом

Приложение 3

Групповая

5 мин

Станция «Фишшинг»


Приложение 4


5 мин

Станция «Нигерийское письмо»


Приложение 5


5 мин

Станция «Театральная»

Приложение 6


5 мин

«Банк советов»

Координирует деятельность учащихся: объясняет действие для создания памятки.

Совместно с командами подводятся итоги игры. Команда создавшая памятку с наибольшими рекомендациями побеждает.

Возвращает учащихся к письму Олега и просит выбрать те советы, которые подходят именно для данного письма.

Работают над созданием памятки (Наклеивают свои рекомендации на лист ватмана. Оценивают свою деятельность, представленную на стенде.





Предлагают варианты ответов


Групповая

5 мин

Рефлексия

Предлагает учащимся проанализировать свою деятельность

Закончить высказывание

Приложение 7

Фронтальная

10 мин.


  • Вид деятельности учащихся: внеурочная

  • оборудование урока: раздаточный материал (купон-совет в форме телефонов, конверты с заданиями, ноутбук, проектор, буклет,



2.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемая разработка внеклассного занятия для учащихся 9 классов на тему «Жулики! Я умнее!» раскрывает общие знания о некоторых видах мошеннических операций таких «смс-мошенничество», «нигерийские письма», фишшинг и т.п. А также оптимальные способы обезопасить себя.

Мероприятие проводится в форме квест-игры, где подростки попадают в реальную жизненную ситуацию, из которых должны выйти с минимальными последствиями и финансовыми потерями. В финале игры они составляют для себя памятку безопасного поведения, которой могут поделиться с родителями и младшими братьями и сестрами.

Данная разработка может использоваться не только на уроках экономики, обществознания, но и на внеурочных занятиях по основам финансовой грамотности в том числе и в неподготовленном классе (в рамках «Недели финансовой грамотности», «Предметной недели по экономике», «Дня экономических знаний».


2.5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. «Лавренова Е., Рязанова О., Липсиц Финансовая грамотность: учебная программа. 8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

  2. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 152 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

  3. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

  4. «Рязанова О., Липсиц И., Лавренова Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8, 9 классы.»;

  5. «Лавренова Е., Липсиц И., Рязанова О. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8, 9 классы.».

  6. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие, 2018.

  7. 5. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации, 2018


Нормативные документы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»


Источники информации в Интернете.

  1. http://fmc.hse.ru

  2. http://fincult.info (сайт «Финансовая культура»/Банк России)

  3. Вашифинансы.рф (Минфин России)

  4. http://edu.pacc.ru

  5. ХочуМогуЗнаю.рф

  6. http://fg.onedu.ru

  7. http://iloveeconomics.ru

  8. http://www.solnet.ee/school/p8_50.html

  9. https://первыеденьги.рф/




















Приложение 1

«Уважаемый Господин! Обращается к Вам миссис Мобуту из Нигерии. Я самая богатая женщина в нашей стране. Недавно случилось со мной несчастье. Я возвращалась из поездки к своей Северной плантации кофе и попала в аварию. Горькое несчастье произошло в моей семье – мой муж и мой единственный сын в аварии погибли. Я выжила, но перелом бедра приносит меня ближе к могиле каждый день. Врачи считают, что мне осталось жить совсем недолго – не более одного месяца. Я понимаю, что я прожила счастливую жизнь и те деньги, которые принадлежат мне, не могут быть взяты с собой в могилу, поэтому я решила пожертвовать ими, чтобы они достались любому случайному счастливчику, кто согласится их принять. Так что вам повезло. Я готова составить завещание на Ваше имя, тогда Вы станете полноправным владельцем на сумму более 125 миллионов долларов. Однако есть одно условие. Вам нужно сделать перевод на сумму 1000 долларов в знак согласия на предложение о принятии наследства. Эти символические для меня деньги пойдут на оформление судебных издержек в нашей стране. После улаживания юридических формальностей придет к вам мой адвокат, который буде принесёт вам документы, и Вы будите приглашены в Нигерию. С нетерпением жду Вашего ответа. Искренне Ваша, Миссис Мобуту».



Приложение 2.

Маршрутный лист

команды ___________________

Станция

Критерии оценивания

Результат

(отмечает дежурный станции)

«Угадай-ка»

Выполнили верно

0-4 заданий - нет купона,

5-7 заданий - 1 купон,

8-10 заданий - 2 купона.


«СМС»

За каждый верный ответ-

1купон.


«Фишинг»

За каждый верный ответ-

1купон.


«Нигерийское письмо»

За неполный верный ответ-

1купон,

за полный верный ответ –

2 купона.


«Театральная»

За верный ответ-

1купон,

за артистичность-1 купон.


«Банк советов»

Определение победителя:

10 купонов – победитель

8-9 купонов - призеры









Приложение 3

 

Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счетом сообщите по телефону******* данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк России.»

Привет!!! Я почти выигрываю в конкурсе «Лучшее фото к 8 марта», меньше процента не хватает! Главный приз – смартфон, почти мой)))! … …….., можешь мне помочь? Нужно отправить СМС с текстом «фото8» без кавычек на номер ****. Если не тяжело, проголосуй за меня, в долгу не останусь! Конечно, если 1.5 рубля не жалко ;-) Заранее спасибо!!!»





















































Приложение 4.

http://ru-mms.ru/masha «Я тебя люблю)))». Для просмотра MMS перейдите по ссылке …..(указывается адрес ссылки)

Вы выиграли крупную сумму денег, и Вам надо всего лишь прислать подтверждение, что Вы – это ВЫ (фото паспорта).

 

























































Приложение 5..



Приложение 6.


Вы снимаете деньги в офисе банка, довольно близко от вас стоит молодой человек и, дружелюбно улыбаясь, наблюдает за тем, как вы вводите ПИН-код на клавиатуре банкомата. Задание: Вам необходимо инсценировать ваши дальнейшие действия по ситуации.


Приложение 7.

Рефлексия в конце занятия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. Теперь я знаю, что …..

  2. Мне понравилось ….

  3. Мне не понравилось ….



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!