Квест-игра по теме «Зелёная планета»: «Поможем Матушке – природе!» Квест (англ. quest), или приключенческая, поисковая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.
Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности
Задачи:
обобщить и пополнить представления детей о состоянии окружающей среды;
Закреплять знания детей о растениях, животных и насекомых;
Развивать наблюдательность, внимание;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Закреплять навыки поведения в природе;
Развивать коммуникативные способности обучающихся;
Формировать навыки работы в группе.
Методы и приемы:
самостоятельная работа в группах;
Игры;
Конкурсы.
Форма организации мероприятия:
квест
Материально-техническое обеспечение мероприятия: раздаточный материал, бумага, фломастеры, сценарная разработка экологического квеста, карта, листы, эмблемы, названия маршрутных пунктов.
Участники мероприятия: учащиеся 11, 14 лет.
Продолжительность мероприятия: 90 минут.
План подготовки и проведения игры:
1. Заранее готовятся задания на каждую станцию, на которых будут находиться учащиеся –помощники (14лет).
2. Учащиеся - помощники заранее инструктируются о правильности выполнения заданий, изготавливают карту.
3. Накануне участникам игры (ребятам 11лет) вручается телеграмма.
Организационный момент
Психологически настроить участников команд к игре – сформировать позитивный настрой.
Ход игры: Накануне игры (за 2 дня) ребята получают телеграмму.
Текст телеграммы:
«Дорогие ребята, прошу вас о помощи, задыхаюсь, страдаю, погибаю! Придите, помогите! Матушка - природа.»
Ребята принимают решение помочь Природе, договариваются о дне, когда отправятся на её поиск.
В день проведения игры.
Ребята и педагог встречаются в назначенном месте.
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вы отправляетесь на поиск Матушки - природы для того, чтобы оказать ей помощь, спасти от гибели. А знаете ли вы, где живёт природа и как к ней попасть?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Педагог: Как вы думаете, а кто может нам помочь в поисках Природы? Наверное, загадочные существа, обитающие в природе? Давайте обратимся к ним. У меня есть карта волшебного леса, берите её и отправляйтесь в путь. А что такое? У меня остался отрывок карты! Ну, ничего страшного, отправляйтесь с частью карты к загадочным существам, они вам помогут. Педагог отдаёт детям отрывок карты, они отправляются на поиски указанных мест (станций).
Лес (станция №1)
Фея Дриада: Здравствуйте, ребята! Я Дриада, фея деревьев, защищаю и охраняю деревья.
Ребята говорят приветственные слова в адрес феи, представляют себя (название детского объединения, девиз), показывают обрывок карты, сетуют на то, что не могут найти дорогу к Матушке-природе и просят фею о помощи.
Фея Дриада: « Я помогу вам, ребята, но для этого вы должны подтвердить мне своё намерение помочь Природе».
Фея задаёт вопросы, загадывает загадки:
Губа белена, А маковка зелена (Берёза).
На горе шумит, А под горой молчит (Лес)
Почему, даже в ночь на Ивана – Купалу, нельзя увидеть цветущий папоротник? (папоротник не цветковое, а споровое растение)
О каком дереве идёт речь: ягода красна, да не вкусна, а пришел мороз - сахару принес? (рябина)
Какое дерево тонет в воде? (лиственница)
Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)
Древесина какого дерева наиболее широко используется в кораблестроении? (сосна)
Какое дерево используется для изготовления лыж? (береза)
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (клен)
Молодцы, ребята, я вижу ваше стремление помочь Природе. У меня есть одна из недостающих частей карты, она поможет вам продолжить свой путь. (Ребята двигаются к следующей станции)
Болото (станция №2)
Баба Яга (увидев ребят): Ох и тяжко мне, ребяты, живётся. Суп варить вчерась решила, Змей сушёных накрошила. Развела большой костёр и поставила котёл.
Между сосен и полянок пошла собрать в ведро поганок, А набрала железных банок. Поскакала за бугор отыскать там мухомор - отыскала зубодёр. Притащила всякой химии, пластмассы три корзинки, Для приправы - бензолин, Для отравы диоксин.
Супчик вышел то, что надо: Целых десять литров яда!
Что мне делать? как мне быть? как природу защитить?
Помогите мне, нарисуйте плакат в защиту природы, я установлю его возле своего болота, чтобы люди понимали, что нужно беречь природу (ребята выполняют задание Бабы – Яги: рисуют плакат)
Баба Яга: (Хвалит ребят за рисунок и на прощанье загадывает загадки)
Стоит на полянке В красном платьице Татьянка, Вся в белых крапинках (Мухомор)
Мягок, а не пух, зелен, а не трава (Мох).
Серовата, зубовата – Днём спит, а ночью летает
И прохожих пугает (Сова). (Ребята отгадывают)
Баба Яга: Знаю я про вашу беду! Вот есть у меня волшебный клубок: Он знает все тропки в лесу назубок. Проводит вас к хозяину луга он в гости, Поможет русалку найти. Покажет дорогу, свернётся и снова ко мне возвернётся.
Луг (станция №3)
Луговой: -Дорогие ребята, как я рад увидеть вас!
Живу я на лугу, жую одну траву,
с букашками играю, загадки сочиняю. Отгадайте мои загадки, уважьте меня!
(Луговой загадывает загадки)
Как большая муха
С заострённым брюхом,
У воды летает,
Больно всех кусает (Паут).
Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать (Сверчок).
Не даёт спокойно спать -
Так и лезет к нам в кровать.
Я его ладошкой — хлоп!
И… испортил воздух (Клоп).
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется? (Светлячок).
Я по комнате летаю,
Неприятная для слуха.
Извини, но я такая,
Надоедливая (Муха).
Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я (Оса).
Нужно столько мне сапожек,
Что порой бросает в жар.
В день ненастный,
В день погожий —
Надеваю двадцать пар (Сороконожка).
Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?
Золотистый (Паук).
Он в траве, своей дорогой,
Носит «хворост» понемногу.
Ты ответь нам поскорей:
— Кто трудяга? (Муравей)
Доят муравьи коров
Посреди больших лугов.
На смородине, средь дня,
Их коровы – это (Тля).
Не птичка, а с крыльями (Бабочка).
Сидит бык
У него шесть ног – и все без копыт (Жук).
- Спасибо большое, порадовали вы меня, знаете всех моих обитателей, а теперь рассказывайте, что привело вас ко мне? (Ребята рассказывают о своём путешествии в царство Природы, о том, что не могут найти её). - Как - то бабочки принесли мне обрывок карты, он указывает дорогу к озеру. Там живёт русалка, она знает, как найти Матушку - природу, Возьмите его и отправляйтесь в путь.
(ребята двигаются к следующей станции, клубок помогает найти дорогу, давая подсказки)
Озеро (станция №4)
Русалка: Кто это пожаловал ко мне в гости? (ребята рассказывают о своём путешествии в царство природы, о том, что не могут найти её и о том, что дух луга посоветовал обратиться к ней).
-Хорошо, я помогу вам, но сначала поиграйте со мной.
Театрализованная игра «Кто живёт в озере ?»
Учащиеся наугад вытягивают заготовленные заранее карточки с ролями.Русалка читает текст сказки – участники «спектакля» разыгрывают действия. Русалочка отдаёт ребятам последний фрагмент карты, они двигаются к следующей станции.
Царство Матушки – природы (станция №5)
Старичок-лесовичок: Я старичок – лесовичок, я не низок- не высок, Я не глуп и не умён, но природой одарён, На защите я стою, Мать – природу стерегу. (Ребята рассказывают, зачем они пожаловали)
Старичок- лесовичок: Чтоб Матушка- природа вас узнала, нужно громко прокричать волшебные слова - слова защиты природы
Экологические кричалки |
Другой такой на свете нету! |
У нас другой Земли не будет! |
Не хотим мы жить на свалке! |
Царство Матушки – природы (станция №6)
Мать – природа: (Приветствует ребят) Здравствуйте, дорогие мои защитники, сейчас я чувствую себя гораздо лучше. Вы много знаете обо мне, многим можете мне помочь. Если вы будете соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, у озера и даже у себя дома, я стану меньше болеть, страдать, а буду расцветать, зеленеть, расширяться! Спасибо за то, что вы во время откликнулись на мой зов! (Читает стихи « Давайте вместе Землю украшать»)
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)
Ребята, 15 -17 сентября мой сын - Лес праздновал свой день рождения (Российский день леса). Лес – это легкие нашей планеты. От его объема и состояния во многом зависит то, каким воздухом мы дышим. Площадь лесов в России составляет примерно 8 миллионов кв. км. Кроме того, лес – источник неисчерпаемых богатств, он кормит, одевает, согревает и лечит. В честь этого я испекла праздничный пирог и приглашаю вас и всех загадочных существ, помогавших вам, пить чай.
Заключение
Все участники игры пьют чай и получают от Матушки – природы памятные подарки.
Автор составитель: Данилова О.С.