СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест-игра "Тропою памяти"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

патриотическое воспитание

Просмотр содержимого документа
«Квест-игра "Тропою памяти"»

Одному человеку этот мирный теперь пейзаж ничего не говорит,— вспоминал Константин Симонов,— а для дру­гих — это поле боя... Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако и у меня есть кусочек земли, ко­торый мне век не забыть,— поле под Могилевом…



Введение

Одной из ключевых и актуальных вопросов образования на сегодняшний день является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова дается следующее определение слову патриот: «Человек, преданный своему народу, любящий свое Отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины».

Понятие «патриот» неразрывно переплетается с понятием «патриотизм».

Проблема становления личности как гражданина и патриота своей Родины наиболее актуальна в данный период времени, так как играет важную роль в обеспечении как национальной безопасности страны, так и безопасности отдельно взятого человека.

Одним из самых значимых исторических событий, где проявился массовый героизм и трепетное отношение к Родине как к матери, является Великая Отечественная война. И тогда, когда делаются попытки переписать историю, сохранение достоверности исторического наследия особенно актуальна.

Квест-игра предполагает активность каждого участника, что делает данное мероприятие не только развлекательным, но и развивающим.

Цели: расширение, закрепление знаний и представлений о историческом наследии нашей страны и нашего народа. Формирование и воспитание патриотических чувств у учащихся.

Образовательные:

• формировать и укреплять познавательный интерес к истории нашей страны, расширять кругозор;

• пробуждать к познавательно-исследовательскую деятельность путем решения проблемных ситуаций;

• совершенствование физических качеств: ловкость, быстроту реакции, координацию движений;

• дальнейшее формирование психических качеств: волю к победе, целеустремленность, самоконтроль.

Развивающие:

• способствовать развитию внимания, координационных способностей;

• содействовать развитию креативных способностей, познавательных интересов учащихся;

• развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения задач, способствовать сплочению учащихся в коллективе;

• развивать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал с помощью художественно-эстетических средств и музыкальной культурой.

Воспитательные:

• воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, взаимовыручки, внимательное отношение к окружающим;

• воспитывать чувства патриотизма, чувства благодарности к ветеранам и людям старшего поколения.


Оборудование: карта с QR-кодами заданий для этапов, телефоны учащихся, карандаш.


Участники мероприятия: учащиеся 15-17 лет.


Условия участия и проведения квест-игры.

Участники команд обязаны ознакомиться с данным положением, правилами квест-игры и пройти инструктаж по технике безопасности до начала игры.

Команды заранее не знают карту маршрута движения.

В случае невыполнения задания этапа, команд может пройти его повторно, со штрафом в 10%.


Место проведения и судейство:

Квест-игра проводиться на территории мемориального комплекса «Буйничское поле» и на территории учреждения образования «Могилевский государственный ордена Трудового Красного Знамени профессиональный агролесотехнический колледж им. К.П.Орловского».

Судьи на этапах – преподаватели колледжа.

Количество членов жюри - 5.


























Сценарий квест-игры «Тропою памяти»:



  1. Организационный момент



Ведущий: В 2022 году исполняется 81 год с начала и 77 лет Победы над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. Сегодня наша встреча в квест-игре посвящена этим датам. Называется квест «Тропою памяти».

Квест - это увлекательная и «живая» игра для команды, которая будет проходить на героической земле Буйничской. В этом увлекательном приключении вам не обойтись без смекалки, логического мышления, эрудиции, а также ловкости, умении взаимодействовать с товарищами.

Квест — это жанр игры, требующих от игроков совместного решения умственных и физических задач для продвижения по сюжету.



  1. Мотивационный


Команды в составе от 5 человек, но с равным количеством участников, проходят испытания в заданном направлении, которое задаётся с помощью карты с QR-кодами, в которых указан порядок прохождения заданий, нарушение которого строго запрещено.

На каждом этапе игроки выполняют задания и получают один пазл. По завершению квест-игры команды должны составить фразу «Я не знаю каким оружием будут сражаться в 3-й мировой войне, но в 4-й мировой войне будут сражаться палками и камнями» или «...мир не кровью, а дружбой и любовью должны мы уберечь…» (Сакс Ганс) из пазлов.

Результат прохождения фиксируется в маршрутный лист судьёй на этапе. Побеждает команда, которая наберёт наибольшее количество баллов и пройдет все этапы без нарушений и правильно соберет фразу.

Командам предстоит выполнить задания 10 этапов.

Оценивается скорость прохождения этапа, правильность выполнения задания, креативность, актуальность информации и ее подача. По мере прохождения этапов, создается альбом «Памяти», для этого - делаются фото- и видеоотчеты выполнения заданий.

Выполнение заданий оценивается по 5-и бальной шкале судьёй этапа.







Этапы квест-игры:



Этап I.

Приветствие (название команды, эмблема, приветствие).

Возложение цветов к мемориалу. Сфотографируйтесь у каплицы.

Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.



Этап II.

Задание:

Как называется стихотворение поэта-фронтовика Алексея Пысина, ответ запишите на обороте карты.


…За полем поле, як за словам слова

У спеве аб свяшчэнным, дарагiм

Ёсць Барадзiнскае, ёсць Кулiкова

I гэтае, вядомае не ўсiм.

О поле бою, Буйнiцкае поле

Вясною, летам, восенню сырой

Выносiш ты ў разгорнутым прыполе

Мiнулае – з каменнем i жарствой…

Ответ: «Балада пра Буйніцкае поле»

Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.



Этап III.

Задания:


Команда 1. – Просмотрите отрывок из кинофильма. По мотивам какой книги снят фильм и как она называется, кто автор этого произведения. Сфотографируйтесь у памятного знака писателю. Получите часть пазла.

Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.


Команда 2. – Он завещал развеять свой прах над Буйничским полем. Назовите имя писателя и его книгу, где описываются эпизоды обороны Могилева.

Сфотографируйтесь у памятного знака писателю.

Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.



Этап IV.

Задание:


Прослушайте стихотворение, как оно называется, и кто его автор?

На стене, в каком из музеев колледжа его можно видеть и прочесть?

Перейдите в музей, сделайте видеозапись прочтения стихотворения (читает один из членов команды), фото- или видеоотчет посещения музея.

Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.




Этап V.

Конкурс капитанов.

Ведущий: - Перед вами слова из знаменитых военных песен. Считайте QR-код и напишите названия песен в карточке. Карточку получите у судьи этапа. За правильный ответ начисляется 1 балл.

Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.


  1. …Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег катюша,

На высокий берег на крутой…

(Катюша / Музыка: Матвей Блантер, Слова: Михаил Исаковский)


  1. …Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идет война народная

Священная война! …

(Священная Война / Музыка: А. Александров. Слова: В. Лебедев-Кумач)


  1. …Эх, дороги...

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян…

(Эх, дороги / Музыка: А. Новиков. Слова: Л. Ошанин.)


  1. …Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей…

(Журавли / Музыка: Я́на Фре́нкеля Слова: Расул Гамзатов)


  1. …Тёмная ночь, только пули свистят по степи.

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.

В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь...

( Темная ночь / Музыка: Н. Богословский. Слова: В. Агатов)


  1. …Письма твои получая,

Слышу я голос родной.

И между строчек

Синий платочек

Снова встает предо мной…

(Синий платочек / Слова Я. Галицкого и М. Максимова, Музыка Г. Петербургского)


  1. …Белеет ли в поле пороша

Иль гулкие ливни шумят,

Стоит над горою Алёша,

Алёша, Алёша,

Стоит над горою Алёша –

В Болгарии русский солдат....

(Алёша / Слова К. Ваншенкина, Музыка Э. Колмановского)


  1. Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат...

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших,

Лежать осталось в темноте -

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте…

(На безымянной высоте \ Музыка: В. Баснер. Слова: М. Матусовский.)


9. …Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза…

(В землянке \ Музыка: К.Листов Слова: А.Сурков)


10. День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли, -

Этот день мы приближали как могли…

(День Победы \ Музыка: Д. Тухманов. Слова: В. Харитонов)

Этап VI.

Ведущий: - Есть в Беларуси уголок – Буйничи – где наши земляки проявили невероятные героизм и мужество, как в начале Великой Отечественной войны в битве на Буйничском поле при защите города Могилева, так и в конце, при форсировании Днепра и освобождении города.

Команда 1. К какому событию приурочено торжественное открытие музейно-исторической экспозиции под открытым небом на территории колледжа?



Сфотографируйтесь у пушки.

Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.





Команда 2. Как называется музейно-историческая экспозиция под открытым небом, которая расположена на территории нашего колледжа?



Сфотографируйтесь у пушки.

Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.



Этап VII.

ЗАДАНИЕ

Выполнение элементов строевых упражнений.

Оценивается четкость подачи команд капитаном, четкость выполнения упражнений командой. Исполнение строевой песни при прохождении.

Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.



Этап VIII.

ЗАДАНИЕ


Задача команды, как настоящим солдатам – подтянуться 12 раз за 2 минуты. Участвует любое количество членов команды. Одно подтягивание девушки считается за два зачетных.

Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.






Этап IX.

ЗАДАНИЕ
Командам, не размыкая рук, необходимо преодолеть «минное поле», не задевая его верхних и нижних границ.

Если руки не разомкнуты и никто не задел мины – судья выдает пазл. Если с заданием не справились – команда проходит поле еще раз.

Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.



Этап X. «Гонка за лидером»


ЗАДАНИЕ



Ответьте на вопросы (количество вопросов определяет судья этапа).

За правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл. Время на обдумывание ответа -10 секунд.


  1. Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
    Ответ: 22 июня 1941 года.

1. Назовите дату начала 2 Мировой войны.
Ответ: 1 сентября 1939 года.

  1. Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой Отечественной войны?
    Ответ: Левитана Ю.Б.

2. Этими словами стала заканчиваться любая сводка с фронта. Назовите эти слова.

Ответ: Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!

  1. Самое знаменитое письмо с фронтов Великой Отечественной войны – это… Какое?


Ответ: «Жди меня, и я вернусь…», стихотворение К. Симонова

3. Стихи этой песни были напечатаны на третий день войны -24 июня 1941года. О какой песни идет речь?
Ответ: «Священная война»

  1. Назовите крепость, которая героически оборонялась с 22 июня до 20-х чисел июля 1941 г. в тылу немецких войск.
    Ответ: Брестская крепость

4. Определите, сколько дней продолжалась оборона Брестской крепости?


Ответ: 30 дней

  1. Назовите пионеров-Героев Советского Союза.


Ответ: Валя Котик, Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова.

5. Назовите юного героя Брестской крепости, которого назвали «советским Гаврошем».
Ответ: Воспитанник Петя Клыпо

  1. 14-летний белорусский партизан, Герой Советского Союза участвовал во многих боях и неизменно проявлял мужество и отвагу. В своём последнем бою он сражался до последнего патрона, а, когда у него осталась одна граната, подпустил фашистов поближе и взорвал их и себя.
    Ответ: Марат Казей

6. 16-летний партизан, разведчик, подорвал машину с тремя немецкими военными, у одного из них (генерал - майора) был портфель с важнейшими документами. Погиб в бою в селе Острая Лука Псковской области. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Ответ: Леня Голиков

  1. Как называлось реактивное оружие, которое впервые применила Красная армия 14 июля 1941 года под Оршей?

Ответ: «Катюша»

 7. Назовите белорусский город, под которым 14 июля 1941 года наша армия впервые применила «Катюши».

Ответ: город Орша.

  1. Как называется кинофильм по сценарию К.Симонова, посвященный героям обороны Брестской Крепости?
    Ответ: «Бессмертный гарнизон»

8. Как называется кинофильм по сценарию Дениса Скворцова, посвященный героям обороны Могилева?

Ответ: «Днепровский рубеж»

  1. В начале Великой Отечественной войны летчики какого экипажа бомбардировщика совершили подвиг в районе Радашкович?

Ответ: Николая Гастелло

9.Белорусский город, который фашистские оккупанты прозвали "стреляющий город", 26 июня 1974 года ему было присвоено почетное звание "город-герой"

Ответ: Минск

  1. Как во время войны называли партизан, которые в тылу врага мстили фашистским захватчикам за вероломное нападение на нашу страну, за террор, грабежи и насилие, творимые на оккупированной территории?

Ответ: Народные мстители

10. К какому «движению» в Беларуси относятся термины «Рельсовая война», «Операция "Концерт"»?




Ответ: партизанское движение

  1. Кто был начальником центрального штаба партизанского движения во время ВОВ?


Ответ: П.К. Пономаренко

11. Кто возглавил один из первых партизанских отрядов, сформированный на пятый день войны в Пинском районе?

Ответ: Василий Корж

  1. Когда была сожжена деревня Хатынь?



Ответ: 22.03.1943г. (правильным считается ответ как года, так и полной даты трагедии)

12. Сколько белорусских городов и деревень сожгли и разрушили немецко-фашистские захватчики за период оккупации Беларуси?

Ответ: Немецко-фашистские захватчики уничтожили полностью или частично 209 городов и районных центров Беларуси, а также 9 200 сел и деревень

  1. Сколько существовало партизанских зон, территорию которых немцам так и не удалось оккупировать?


Ответ: более 20

13. Сколько процентов оккупированной территории Беларуси находилось под контролем партизан находилось к концу 1943 года?

Ответ: 59 %

  1. В Беларуси их было создано более 260. Еще в народе их называли «фабриками смерти». Что это такое?

Ответ: фашистские концентрационные лагеря

14. Какой лагерь смерти, из созданных немцами в Беларуси, был самым большим?


Ответ: Тростенец

  1. Как назывался районный центр Беларуси, освобожденный первым 23 сентября 1943 г.?

Ответ: г. Комарин

  1. Когда Советские войска форсировали реку Днепр?  


Ответ: сентябрь 1943 г.

  1. Назовите имя единственного в мире лётчика, совершившего четыре воздушных тарана и оставшегося в живых. Свой первый подвиг он совершил при обороне Гомеля.

Ответ: Борис Ковзан

16. Как звали нашего земляка, который при штурме Берлина спас немецкую девочку, но сам был смертельно ранен?


Ответ: Трифон Лукьянович

  1. Назовите звание командира взвода разведки первым вступившем на землю Буйнич?

Ответ: лейтенант

17. Назовите фамилию командира взвода разведки первым вступившем на землю Буйнич?

Ответ: Мельнов

  1. Сколько фронтов освобождало Беларусь?



Ответ: 1-й Прибалтийский фронт и 1,2,3-й Белорусские фронты или четыре

18. Одна из крупнейших военных операций Красной Армии была названа в честь полководца 1812 г. Что это за операция?

Ответ: Операция по освобождению Беларуси «Багратион».

  1. Когда был открыт Второй фронт?


Ответ: в 1944 году

19. Войска каких стран приняли участие в создании Второго фронта в Европе?
Ответ: Англия, США, Канада

  1. Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года?






Ответ: Парад Победы

20. Кульминацией парада Победы 24 июня 1945 года стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамёна на специальный помост у подножия Мавзолея. Какой элемент формы знаменосцев после парада был сожжён вместе с этим помостом?

Ответ: Перчатки.

  1. Когда, в каком году был освобожден город Могилев от немецко-фашистских захватчиков?

Ответ: в 28 июня 1944 г.

  1. Чем знаменателен в истории белорусского народа день 3 июля?


Ответ: В связи с освобождением от гитлеровских захватчиков города Минска 3 июля 1944г.

  1. Во время Великой Отечественной войны колонна немцев всё же смогла пройти по улицам Москвы. Что же это была за колонна?

Ответ: Колонна военнопленных немцев

22. Какую фразу говорили фашисты, когда сдавались в плен?




Ответ: «Гитлер капут!»

  1. Назовите полководца, принимавшего Парад Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года?

Ответ: Маршал Г.К. Жуков

23. Кто во время взятия Берлина командовал Первым Белорусским фронтом?


Ответ: Маршал Г.К. Жуков

  1. На какой реке в 1945 году встретились советские и американские солдаты?

Ответ: Эльба

24. Территорию какой из стран не освобождали советские части?


Ответ: Франция

  1. Когда завершилась Вторая мировая война?

Ответ: 2 сентября 1945 г.

25. Когда завершилась Великая Отечественная война?

Ответ: 9 мая 1945 г.

  1. Кто от имени советского Верховного Главнокомандования принял капитуляцию фашистской Германии?

Ответ: Жуков Г.К.

26. В каком городе Германии проходил суд над главными фашистскими преступниками?


Ответ: город Нюрнберг


Получите пазл. Сложите его полностью, прочтите выражение и сфотографируйтесь.




  1. Подведение итогов и награждение победителей.



Жюри подводит результаты квест-игры. Победитель определяется по наибольшей набранной сумме баллов.

Жюри информирует об итоговых результатах.

Команда-победитель награждается грамотой и призом.

Полностью документ размещен на Яндекс-диске, ссылка https://disk.yandex.com/i/EHceel7Yve8xYA - электронный ресурс «Тропою памяти».


Ведущая: Вот и подошел к концу наш квест. Спасибо за поддержку, за ваши знания и за ваши улыбки! Хочется закончить наше мероприятие строками из стихотворения:


Когда гремит над городом салют,

Погибшие за Родину встают.

Мы их не видим, мы не слышим их,

Но павшие всегда среди живых.

Молчат и смотрят, будто ищут ответ:

Мы этой жизни стоим или нет?...



Пусть каждый из нас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. И пусть этот вопрос всегда будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших?















Список литературы:


1. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) : учеб. пособие / А.А. Коваленя [и др.] ; под ред. А.А. Ковалени, Н.С. Сташкевича. Минск, 2014.

2. Краснова, М.А. Всемирная история Новейшего времени: тестовые и разноуровневые задания: 10–11-й кл. : пособие / М.А. Краснова. Минск, 2012.

3. Жук, Т. БССР у гады Вялікай Айчыннай вайны / Т. Жук // Беларускі гістарычны часопіс. 2006. № 4.

4. Касцюкова, І. БССР у гады Вялікай Айчыннай вайны / І. Касцюкова // Беларускі гістарычны часопіс. 2005. № 5.

5. Ліхараў, І. Другая сусветная вайна савецкага народа (матэрыялы да ўрокаў і спецкурса) / І. Ліхараў // Беларускі гістарычны часопіс. 2005. № 5.

6. Электронные ресурсы сети Интернет.



19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!