…Одному человеку этот мирный теперь пейзаж ничего не говорит,— вспоминал Константин Симонов,— а для других — это поле боя... Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако и у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть,— поле под Могилевом…
Введение
Одной из ключевых и актуальных вопросов образования на сегодняшний день является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова дается следующее определение слову патриот: «Человек, преданный своему народу, любящий свое Отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины».
Понятие «патриот» неразрывно переплетается с понятием «патриотизм».
Проблема становления личности как гражданина и патриота своей Родины наиболее актуальна в данный период времени, так как играет важную роль в обеспечении как национальной безопасности страны, так и безопасности отдельно взятого человека.
Одним из самых значимых исторических событий, где проявился массовый героизм и трепетное отношение к Родине как к матери, является Великая Отечественная война. И тогда, когда делаются попытки переписать историю, сохранение достоверности исторического наследия особенно актуальна.
Квест-игра предполагает активность каждого участника, что делает данное мероприятие не только развлекательным, но и развивающим.
Цели: расширение, закрепление знаний и представлений о историческом наследии нашей страны и нашего народа. Формирование и воспитание патриотических чувств у учащихся.
Образовательные:
• формировать и укреплять познавательный интерес к истории нашей страны, расширять кругозор;
• пробуждать к познавательно-исследовательскую деятельность путем решения проблемных ситуаций;
• совершенствование физических качеств: ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
• дальнейшее формирование психических качеств: волю к победе, целеустремленность, самоконтроль.
Развивающие:
• способствовать развитию внимания, координационных способностей;
• содействовать развитию креативных способностей, познавательных интересов учащихся;
• развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения задач, способствовать сплочению учащихся в коллективе;
• развивать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал с помощью художественно-эстетических средств и музыкальной культурой.
Воспитательные:
• воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, взаимовыручки, внимательное отношение к окружающим;
• воспитывать чувства патриотизма, чувства благодарности к ветеранам и людям старшего поколения.
Оборудование: карта с QR-кодами заданий для этапов, телефоны учащихся, карандаш.
Участники мероприятия: учащиеся 15-17 лет.
Условия участия и проведения квест-игры.
Участники команд обязаны ознакомиться с данным положением, правилами квест-игры и пройти инструктаж по технике безопасности до начала игры.
Команды заранее не знают карту маршрута движения.
В случае невыполнения задания этапа, команд может пройти его повторно, со штрафом в 10%.
Место проведения и судейство:
Квест-игра проводиться на территории мемориального комплекса «Буйничское поле» и на территории учреждения образования «Могилевский государственный ордена Трудового Красного Знамени профессиональный агролесотехнический колледж им. К.П.Орловского».
Судьи на этапах – преподаватели колледжа.
Количество членов жюри - 5.
Сценарий квест-игры «Тропою памяти»:
Организационный момент
Ведущий: В 2022 году исполняется 81 год с начала и 77 лет Победы над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. Сегодня наша встреча в квест-игре посвящена этим датам. Называется квест «Тропою памяти».
Квест - это увлекательная и «живая» игра для команды, которая будет проходить на героической земле Буйничской. В этом увлекательном приключении вам не обойтись без смекалки, логического мышления, эрудиции, а также ловкости, умении взаимодействовать с товарищами.
Квест — это жанр игры, требующих от игроков совместного решения умственных и физических задач для продвижения по сюжету.
Мотивационный
Команды в составе от 5 человек, но с равным количеством участников, проходят испытания в заданном направлении, которое задаётся с помощью карты с QR-кодами, в которых указан порядок прохождения заданий, нарушение которого строго запрещено.
На каждом этапе игроки выполняют задания и получают один пазл. По завершению квест-игры команды должны составить фразу «Я не знаю каким оружием будут сражаться в 3-й мировой войне, но в 4-й мировой войне будут сражаться палками и камнями» или «...мир не кровью, а дружбой и любовью должны мы уберечь…» (Сакс Ганс) из пазлов.
Результат прохождения фиксируется в маршрутный лист судьёй на этапе. Побеждает команда, которая наберёт наибольшее количество баллов и пройдет все этапы без нарушений и правильно соберет фразу.
Командам предстоит выполнить задания 10 этапов.
Оценивается скорость прохождения этапа, правильность выполнения задания, креативность, актуальность информации и ее подача. По мере прохождения этапов, создается альбом «Памяти», для этого - делаются фото- и видеоотчеты выполнения заданий.
Выполнение заданий оценивается по 5-и бальной шкале судьёй этапа.
Этапы квест-игры:
Этап I.
Приветствие (название команды, эмблема, приветствие).
Возложение цветов к мемориалу. Сфотографируйтесь у каплицы.
Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.
Этап II.
Задание:
Как называется стихотворение поэта-фронтовика Алексея Пысина, ответ запишите на обороте карты.
…За полем поле, як за словам слова
У спеве аб свяшчэнным, дарагiм
Ёсць Барадзiнскае, ёсць Кулiкова
I гэтае, вядомае не ўсiм.
О поле бою, Буйнiцкае поле
Вясною, летам, восенню сырой
Выносiш ты ў разгорнутым прыполе
Мiнулае – з каменнем i жарствой…
Ответ: «Балада пра Буйніцкае поле»
Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.
Этап III.
Задания:
Команда 1. – Просмотрите отрывок из кинофильма. По мотивам какой книги снят фильм и как она называется, кто автор этого произведения. Сфотографируйтесь у памятного знака писателю. Получите часть пазла.
Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.
Команда 2. – Он завещал развеять свой прах над Буйничским полем. Назовите имя писателя и его книгу, где описываются эпизоды обороны Могилева.
Сфотографируйтесь у памятного знака писателю.
Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.
Этап IV.
Задание:
Прослушайте стихотворение, как оно называется, и кто его автор?
На стене, в каком из музеев колледжа его можно видеть и прочесть?
Перейдите в музей, сделайте видеозапись прочтения стихотворения (читает один из членов команды), фото- или видеоотчет посещения музея.
Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.
Этап V.
Конкурс капитанов.
Ведущий: - Перед вами слова из знаменитых военных песен. Считайте QR-код и напишите названия песен в карточке. Карточку получите у судьи этапа. За правильный ответ начисляется 1 балл.
Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.
…Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег катюша,
На высокий берег на крутой…
(Катюша / Музыка: Матвей Блантер, Слова: Михаил Исаковский)
…Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идет война народная
Священная война! …
(Священная Война / Музыка: А. Александров. Слова: В. Лебедев-Кумач)
…Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян…
(Эх, дороги / Музыка: А. Новиков. Слова: Л. Ошанин.)
…Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…
(Журавли / Музыка: Я́на Фре́нкеля Слова: Расул Гамзатов)
…Тёмная ночь, только пули свистят по степи.
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь...
( Темная ночь / Музыка: Н. Богословский. Слова: В. Агатов)
…Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек
Синий платочек
Снова встает предо мной…
(Синий платочек / Слова Я. Галицкого и М. Максимова, Музыка Г. Петербургского)
…Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алёша,
Алёша, Алёша,
Стоит над горою Алёша –
В Болгарии русский солдат....
(Алёша / Слова К. Ваншенкина, Музыка Э. Колмановского)
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат...
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте -
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте…
(На безымянной высоте \ Музыка: В. Баснер. Слова: М. Матусовский.)
9. …Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
(В землянке \ Музыка: К.Листов Слова: А.Сурков)
10. День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, -
Этот день мы приближали как могли…
(День Победы \ Музыка: Д. Тухманов. Слова: В. Харитонов)
Этап VI.
Ведущий: - Есть в Беларуси уголок – Буйничи – где наши земляки проявили невероятные героизм и мужество, как в начале Великой Отечественной войны в битве на Буйничском поле при защите города Могилева, так и в конце, при форсировании Днепра и освобождении города.
Команда 1. К какому событию приурочено торжественное открытие музейно-исторической экспозиции под открытым небом на территории колледжа?
Сфотографируйтесь у пушки.
Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.
Команда 2. Как называется музейно-историческая экспозиция под открытым небом, которая расположена на территории нашего колледжа?
Сфотографируйтесь у пушки.
Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.
Этап VII.
ЗАДАНИЕ
Выполнение элементов строевых упражнений.
Оценивается четкость подачи команд капитаном, четкость выполнения упражнений командой. Исполнение строевой песни при прохождении.
Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.
Этап VIII.
ЗАДАНИЕ
Задача команды, как настоящим солдатам – подтянуться 12 раз за 2 минуты. Участвует любое количество членов команды. Одно подтягивание девушки считается за два зачетных.
Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.
Этап IX.
ЗАДАНИЕ
Командам, не размыкая рук, необходимо преодолеть «минное поле», не задевая его верхних и нижних границ.
Если руки не разомкнуты и никто не задел мины – судья выдает пазл. Если с заданием не справились – команда проходит поле еще раз.
Получите часть пазла. Прочтите QR-код. Перейдите на следующий этап.
Этап X. «Гонка за лидером»
ЗАДАНИЕ
Ответьте на вопросы (количество вопросов определяет судья этапа).
За правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл. Время на обдумывание ответа -10 секунд.
Назовите дату начала Великой Отечественной войны. Ответ: 22 июня 1941 года. | 1. Назовите дату начала 2 Мировой войны. Ответ: 1 сентября 1939 года. |
Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой Отечественной войны? Ответ: Левитана Ю.Б. | 2. Этими словами стала заканчиваться любая сводка с фронта. Назовите эти слова. Ответ: Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами! |
Самое знаменитое письмо с фронтов Великой Отечественной войны – это… Какое? Ответ: «Жди меня, и я вернусь…», стихотворение К. Симонова | 3. Стихи этой песни были напечатаны на третий день войны -24 июня 1941года. О какой песни идет речь? Ответ: «Священная война» |
Назовите крепость, которая героически оборонялась с 22 июня до 20-х чисел июля 1941 г. в тылу немецких войск. Ответ: Брестская крепость | 4. Определите, сколько дней продолжалась оборона Брестской крепости? Ответ: 30 дней |
Назовите пионеров-Героев Советского Союза. Ответ: Валя Котик, Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова. | 5. Назовите юного героя Брестской крепости, которого назвали «советским Гаврошем». Ответ: Воспитанник Петя Клыпо |
14-летний белорусский партизан, Герой Советского Союза участвовал во многих боях и неизменно проявлял мужество и отвагу. В своём последнем бою он сражался до последнего патрона, а, когда у него осталась одна граната, подпустил фашистов поближе и взорвал их и себя. Ответ: Марат Казей | 6. 16-летний партизан, разведчик, подорвал машину с тремя немецкими военными, у одного из них (генерал - майора) был портфель с важнейшими документами. Погиб в бою в селе Острая Лука Псковской области. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. Ответ: Леня Голиков |
Как называлось реактивное оружие, которое впервые применила Красная армия 14 июля 1941 года под Оршей? Ответ: «Катюша» | 7. Назовите белорусский город, под которым 14 июля 1941 года наша армия впервые применила «Катюши». Ответ: город Орша. |
Как называется кинофильм по сценарию К.Симонова, посвященный героям обороны Брестской Крепости? Ответ: «Бессмертный гарнизон» | 8. Как называется кинофильм по сценарию Дениса Скворцова, посвященный героям обороны Могилева? Ответ: «Днепровский рубеж» |
В начале Великой Отечественной войны летчики какого экипажа бомбардировщика совершили подвиг в районе Радашкович? Ответ: Николая Гастелло | 9.Белорусский город, который фашистские оккупанты прозвали "стреляющий город", 26 июня 1974 года ему было присвоено почетное звание "город-герой" Ответ: Минск |
Как во время войны называли партизан, которые в тылу врага мстили фашистским захватчикам за вероломное нападение на нашу страну, за террор, грабежи и насилие, творимые на оккупированной территории? Ответ: Народные мстители | 10. К какому «движению» в Беларуси относятся термины «Рельсовая война», «Операция "Концерт"»? Ответ: партизанское движение |
Кто был начальником центрального штаба партизанского движения во время ВОВ? Ответ: П.К. Пономаренко | 11. Кто возглавил один из первых партизанских отрядов, сформированный на пятый день войны в Пинском районе? Ответ: Василий Корж |
Когда была сожжена деревня Хатынь? Ответ: 22.03.1943г. (правильным считается ответ как года, так и полной даты трагедии) | 12. Сколько белорусских городов и деревень сожгли и разрушили немецко-фашистские захватчики за период оккупации Беларуси? Ответ: Немецко-фашистские захватчики уничтожили полностью или частично 209 городов и районных центров Беларуси, а также 9 200 сел и деревень |
Сколько существовало партизанских зон, территорию которых немцам так и не удалось оккупировать? Ответ: более 20 | 13. Сколько процентов оккупированной территории Беларуси находилось под контролем партизан находилось к концу 1943 года? Ответ: 59 % |
В Беларуси их было создано более 260. Еще в народе их называли «фабриками смерти». Что это такое? Ответ: фашистские концентрационные лагеря | 14. Какой лагерь смерти, из созданных немцами в Беларуси, был самым большим? Ответ: Тростенец |
Как назывался районный центр Беларуси, освобожденный первым 23 сентября 1943 г.? Ответ: г. Комарин | Когда Советские войска форсировали реку Днепр? Ответ: сентябрь 1943 г. |
Назовите имя единственного в мире лётчика, совершившего четыре воздушных тарана и оставшегося в живых. Свой первый подвиг он совершил при обороне Гомеля. Ответ: Борис Ковзан | 16. Как звали нашего земляка, который при штурме Берлина спас немецкую девочку, но сам был смертельно ранен? Ответ: Трифон Лукьянович |
Назовите звание командира взвода разведки первым вступившем на землю Буйнич? Ответ: лейтенант | 17. Назовите фамилию командира взвода разведки первым вступившем на землю Буйнич? Ответ: Мельнов |
Сколько фронтов освобождало Беларусь? Ответ: 1-й Прибалтийский фронт и 1,2,3-й Белорусские фронты или четыре | 18. Одна из крупнейших военных операций Красной Армии была названа в честь полководца 1812 г. Что это за операция? Ответ: Операция по освобождению Беларуси «Багратион». |
Когда был открыт Второй фронт? Ответ: в 1944 году | 19. Войска каких стран приняли участие в создании Второго фронта в Европе? Ответ: Англия, США, Канада |
Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года? Ответ: Парад Победы | 20. Кульминацией парада Победы 24 июня 1945 года стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамёна на специальный помост у подножия Мавзолея. Какой элемент формы знаменосцев после парада был сожжён вместе с этим помостом? Ответ: Перчатки. |
Когда, в каком году был освобожден город Могилев от немецко-фашистских захватчиков? Ответ: в 28 июня 1944 г. | Чем знаменателен в истории белорусского народа день 3 июля? Ответ: В связи с освобождением от гитлеровских захватчиков города Минска 3 июля 1944г. |
Во время Великой Отечественной войны колонна немцев всё же смогла пройти по улицам Москвы. Что же это была за колонна? Ответ: Колонна военнопленных немцев | 22. Какую фразу говорили фашисты, когда сдавались в плен? Ответ: «Гитлер капут!» |
Назовите полководца, принимавшего Парад Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года? Ответ: Маршал Г.К. Жуков | 23. Кто во время взятия Берлина командовал Первым Белорусским фронтом? Ответ: Маршал Г.К. Жуков |
На какой реке в 1945 году встретились советские и американские солдаты? Ответ: Эльба | 24. Территорию какой из стран не освобождали советские части? Ответ: Франция |
Когда завершилась Вторая мировая война? Ответ: 2 сентября 1945 г. | 25. Когда завершилась Великая Отечественная война? Ответ: 9 мая 1945 г. |
Кто от имени советского Верховного Главнокомандования принял капитуляцию фашистской Германии? Ответ: Жуков Г.К. | 26. В каком городе Германии проходил суд над главными фашистскими преступниками? Ответ: город Нюрнберг |
Получите пазл. Сложите его полностью, прочтите выражение и сфотографируйтесь.
Подведение итогов и награждение победителей.
Жюри подводит результаты квест-игры. Победитель определяется по наибольшей набранной сумме баллов.
Жюри информирует об итоговых результатах.
Команда-победитель награждается грамотой и призом.
Полностью документ размещен на Яндекс-диске, ссылка https://disk.yandex.com/i/EHceel7Yve8xYA - электронный ресурс «Тропою памяти».
Ведущая: Вот и подошел к концу наш квест. Спасибо за поддержку, за ваши знания и за ваши улыбки! Хочется закончить наше мероприятие строками из стихотворения:
… Когда гремит над городом салют,
Погибшие за Родину встают.
Мы их не видим, мы не слышим их,
Но павшие всегда среди живых.
Молчат и смотрят, будто ищут ответ:
Мы этой жизни стоим или нет?...
Пусть каждый из нас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. И пусть этот вопрос всегда будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших?
Список литературы:
1. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) : учеб. пособие / А.А. Коваленя [и др.] ; под ред. А.А. Ковалени, Н.С. Сташкевича. Минск, 2014.
2. Краснова, М.А. Всемирная история Новейшего времени: тестовые и разноуровневые задания: 10–11-й кл. : пособие / М.А. Краснова. Минск, 2012.
3. Жук, Т. БССР у гады Вялікай Айчыннай вайны / Т. Жук // Беларускі гістарычны часопіс. 2006. № 4.
4. Касцюкова, І. БССР у гады Вялікай Айчыннай вайны / І. Касцюкова // Беларускі гістарычны часопіс. 2005. № 5.
5. Ліхараў, І. Другая сусветная вайна савецкага народа (матэрыялы да ўрокаў і спецкурса) / І. Ліхараў // Беларускі гістарычны часопіс. 2005. № 5.
6. Электронные ресурсы сети Интернет.
19