Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Подготовительный этап | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кира Владимировна. Сегодня мы проведём КВН по русскому языку. Кто знает, как расшифровать КВН? | - Клуб Весёлых и Находчивых. | Метапредметные: А) Познавательные: • развивать умение строить рассуждения. Б) Регулятивные: • развивать умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • развивать умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. В) Коммуникативные: • развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • развивать умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • развивать умение задавать вопросы. Личностные: • развивать умение уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; • развивать умение сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. |
- Верно! КВН расшифруется, как Клуб Весёлых и Находчивых. С самого раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с языком. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому изучайте свой родной русский язык. | Слушают. |
- Как вы думаете, что ждёт вас сегодня в ходе КВНа? Для проведения игры нам потребуется три команды. | Ответы детей. |
-Действительно, сегодня наше мероприятие не простое, а веселое, занимательное. Вас ждут забавные вопросы, задания. И девиз КВНа «Хочу всё знать!» Три команды, состоящие из всех мальчишек и девчонок 3 «Б» класса, отправиться в интересную страну. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку. Наш КВН – это, прежде всего – игра. Дружелюбное отношение в КВНе – закон. И в этой игре проявляются все лучшие качества наших участников: юмор, способность оценить шутку другого, товарищество, находчивость. | Слушают. |
- Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри: Агния Евгеньевна, Софья Евгеньевна и Мария Сергеевна. За каждый конкурс командам будут начисляться баллы, в конце КВНа жюри подсчитает количество баллов, и мы узнаем, какая команда выиграет. Критерии оценивания: (Слайд 3) 1.За каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл. 2.Учитывается активность, быстрота, сообразительность, сплочённость команд. 3.Поведение. | |
- Команды мы сформируем по колонкам. Первая команда, вторая и третья (показываю жестами). Теперь вам даётся две минуты выбрать капитана и придумать название вашей команды. Название должно быть связано с русским языком. | |
- Молодцы! Я смотрю, вы уже придумали название. Команды, давайте поприветствуем друг друга. Слово даётся первой команде. | Приветствует первая команда. |
- Представьтесь вторая команда. | Приветствует вторая команда. |
- И третья. | Приветствует третья команда. |
Основная часть | - Первый наш конкурс называется «Разминка». Вашей задачей будет по очереди отвечать на вопросы, которые я буду вам задавать. Начнём с первой команды. | | Предметные: • развивать умение обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность; • развивать умение выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ; • развивать умение рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. Метапредметные: А) Познавательные: • развивать умение осуществлять анализ и синтез; • закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи; • развивать умение строить рассуждения. Б) Регулятивные: • развивать умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • развивать умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. В) Коммуникативные: • развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; • развивать умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • развивать умение задавать вопросы. Личностные: • развивать умение уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; • развивать умение сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. |
Бывает устная, а бывает и письменная? | - Речь. |
Сколько букв в русском языке? | - 33. |
На какие две группы делятся все звуки и буквы? | - Согласные и гласные. |
Сколько гласных букв в русском языке? | - 10. |
Сколько гласных звуков в русском языке? | - 6. |
Какие буквы могут обозначать два звука? | - Е, Ё, Ю, Я. |
Как обозначаются звуки на письме? | - Буквами. |
Как узнать, сколько в слове слогов? | - Посчитать количество гласных букв. |
Может ли слово состоять из одного слога? | - Нет. |
Переносится ли слово из одного слога? | - Нет. |
Как иначе называются родственные слова? | - Однокоренные. |
Что стоит перед корнем? | - Приставка. |
Для чего служит окончание? | - Окончание служит для связи слов в предложении. |
Выделение голосом одного из слогов в слове называется … | - Ударение. |
Как пишутся приставки со словами? | - Слитно. |
Какие знаки ставятся в конце предложения. | - Точка, !, ?, многоточие. |
Как пишутся имена и фамилии людей? | - С заглавной буквы. |
Как пишутся предлоги с другими словами? | - Раздельно. |
Сколько гласных в слове «медведица»? | - 4. |
Сколько букв в слове «слива»? | - 5. |
Сколько слогов в слове «машинист»? | - 3. |
- Умницы! Вы успешно с правились с разминкой. | |
- Второй конкурс «Найди-ка». Задание: на карточках записано предложение. Найдите в нем одинаковые по написанию слова, определите часть речи. (По одному предложению каждой команде). Время на выполнение 1 минута. Посадила мама в печь пироги с капустой печь. Снежное покрывало покрывало все поле. Ведро дало течь, и вода стала течь. | Выполняют задание. |
- Замечательно! Передайте свои листы мне. | |
- Теперь проверим. (Слайд 5) | |
- Третий конкурс носит почти математическое название – «Грамматическая арифметика» На карточке вам даны примеры, которые вам необходимо решить. На выполнение вам даётся 4 минуты. «Сосчитайте слово» КАБАН – АН + ЛУК= КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л + Р= КВА + РАК – АК + ТИРА= КОТ + ЁЛКА – КА= КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР= | Выполняют задание. Каблук. Коридор. Квартира. Котёл. Картофель. |
- Прекрасно! Молодцы! Передайте свои листы мне. | |
- Теперь проверим. (Слайд 7) | |
- Четвёртый конкурс «Фразеологический зверинец». Что такое фразеологизмы? | - Устойчивые выражения. |
- Фразеологизмы – это устойчивые выражения из двух и более слов. В русском языке существуют фразеологизмы, в которых с различными животным мы сравниваем человека, когда так говорим. Вашим задание будет продолжить фразеологизмы. Помните, продолжением будет название какого-нибудь животного. На прохождение этого конкурса вам даётся 7 минут. Голоден как… (волк). Хитёр как… (лиса). Труслив как… (заяц). Здоров как… (бык). Грязный как… (свинья). Нем как... (рыба). Неуклюж как… (медведь). Упрям как… (осёл). Изворотлив как … (змея). | Выполняют задание. |
- Умницы! Передайте свои листы мне. | |
- Теперь проверим. (Слайд 9) | |
- Мы с вами отлично проходим конкурсы и выполняем задания, поэтому пришло время отдохнуть. Встаём на физкультминутку. Игра «Потопаем – похлопаем». Если вы согласны с высказыванием – похлопайте, если нет – потопайте ногами. - Сначала приходит лето, а затем осень. - Снег тает весной. - Кота в сапогах придумал А.С. Пушкин. - Утка крякает. - На реках взламывается лед осенью. - В алфавите 33 буквы. - Слова – близнецы в русском языке называют - антонимы. - Учебный год в школе начинается летом. - Все согласные звуки глухие. - Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник. - Если дорога мокрая, то идет дождь. | Топают и хлопают. |
- Молодцы! Займите свои места. | |
- Пятый конкурс «Капитанов». Уважаемые капитаны, приглашаю вас ко мне. Я буду каждому по очереди задавать вопрос, а капитан должен ответить. Команды внимательно слушают, но подсказывать вам нельзя. Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы? | Капитаны подходят к учителю. - Алфавит. |
Какое слово состоит из семи «я»? | - Семья. |
Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 7 дней? | - Неделя. |
Какое слово состоит из одного слога, а указывает на сто лет? | - Век. |
Как большой дом превратить в маленький? | - Домик. |
В каком слове «г» слышится 100 раз? | - Стог. |
Чем кончается лето и начинается осень? | - Буквой О. |
Какая бывает речь? | - Устная и письменная. |
В каком слове спрятались сразу две ноты? | - Фасоль. |
- Капитаны, молодцы! Показали себя очень с хорошей стороны. Займите свои места. | Идут на свои места. |
- И шестой наш заключительный конкурс «Поздравление». Вашей задачей будет дополнить текст поздравления. Текст выдаю на листах. ______________________ мамочка! Поздравляю тебя с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, и радуют _________________ цветы. Пусть не смолкает _______________ смех и _________________поздравленья и будет у тебя _____________________ настроенье. Тво… _______________ …………….. | Выполняют задание. |
- Теперь капитаны прочтите получившиеся поздравления. Сначала третья команда. | Читают. |
- Сейчас первая. | Читают. |
- И вторая. | Читают. |
- Молодцы! | |
Заключительный этап | - Молодцы команды! Со всеми заданиями вы справились блестяще. А помог вам в этом – русский язык. Это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное. Сейчас подведём итоги нашего конкурса. Предоставляем слово жюри. | Слушают. | Метапредметные: А) Познавательные: • развивать умение осуществлять анализ и синтез; • закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи. Б) Регулятивные: • развивать умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • развивать умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. В) Коммуникативные: • развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные: • развивать умение уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. |
- Вспомните девиз нашего занятия! - Какие задания вам были интересны? - Где было трудно? Где легко? | - «Хочу всё знать!» |
- Возьмите каждый в руки смайлики, которые лежат на ваших столах. | Рефлексия. |
- Теперь дорисуем нос: ! – если вы понимали и активно выполняли задания, хорошо работали в команде. ? – если вы не совсем хорошо проходили конкурсы, мало работали с командой. | |
- Теперь дорисуем рот: Улыбку – если игра КВН понравился, и вы довольны своей работой в команде. Грусть – КВН не понравился, и вы не очень довольны своей работой в команде. | |
- Пришло самое долгожданное время нашего КВН. Награждение. За первое место награждается команда ________________. За второе место – команда _______________________. Третье место присуждается команде _________________. | |
- Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении русского языка. Особенно хотелось бы отметить ваше умение работать в командах, поддерживать товарищей и помогать друг другу. До свидания! | Слушают. |