СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лаборатория человеческих судеб. Мысли И. А. Ильина о семье. Белова А.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсная работа Беловой Анжелики, представленная на II Ильинских чтениях.

Просмотр содержимого документа
«Лаборатория человеческих судеб. Мысли И. А. Ильина о семье. Белова А.»

II ИЛЬИНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ





Доклад



«Лаборатория человеческих судеб». Мысли И. А Ильина о семье.





Выполнил:______Белова Анжелика Алексеевна______________





Контактный телефон_____________ХХХХХХ____________



Электронный адрес: __ХХХХХХХХХ___________________



Населённый пункт:__ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ



Учебное заведение МБОУ “Исадская СОШ”











2018



Чем бы ни занимался в жизни человек, какому бы делу он ни служил, в какой стране и в какую эпоху не жил бы, главное, к чему он стремится – это счастье. Очень часто можно слышать, что счастье у каждого своё. Что ж, наверно, это так. Но мне почему-то кажется, что на самом деле вариантов не так много. Сама возможность счастья для каждого отдельного человека кроется в двух семьях – той, в которой он родился и вырос, и той, которую он создал сам.

От первой зависит, будет ли человек вообще способен чувствовать счастье. Ведь радоваться тоже надо уметь. А раз так, то этому необходимо учить. И школа радости, если она есть в жизни человека – это самая первая школа, где учителями становятся мама и папа, бабушки и дедушки, братья и сёстры. На них лежит великая миссия, ведь если они не научат малыша радоваться и удивляться лучику солнца на лице, мотыльку над цветком, шелесту листьев, шороху дождя и другим, совсем незаметным и таким обыденным вещам, то жизнь его будет блёклой и унылой. Став взрослым, он попросту не сможет рассмотреть своё счастье за вереницей, того, что будет казаться ему досадными мелочами, а на самом деле и составляет канву нашей жизни.

Вторая семья – это то, ради чего человек строит свою взрослую жизнь. Карьера, слава, достаток – всё это не имеет значения, если не с кем это разделить. Любая беда становится невыносимой, если некому поддержать тебя в ней. Ну, а кто окажет эту помощь и ради кого мы готовы трудиться не покладая рук? Конечно, это наши близкие, наша семья.

Вот и получается, что семья – это главное в нашей жизни.

До недавнего времени я считала, что семья – это что-то сугубо личное, но, познакомившись с трудами Ивана Александровича Ильина, с удивлением осознала, что это – философская категория. Взгляды мыслителя на семью в чём-то подтвердили мои убеждения, в чём-то дополнили и развили их. Что-то оказалось настолько новым для меня, что осмысление этих положений потребует времени. Во всяком случае, мысли Ивана Ильина о семье показались мне очень важными и актуальными.

Семья, в которой ребёнок рождается, дается ему как дар судьбы. Родители как бы образуют ту судьбу, которая не может быть отвергнута ребенком. Они определяют его дальнейшую жизнь, не только передавая ему какие-то врождённые качества, но и развивая в нём определённые задатки.

Ильин называет семью первичным лоном человеческой культуры. «Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец»0.

Называя семью живой «лабораторией» человеческих судеб, философ отмечает однако, что в научной лаборатории ученый действует целесообразно, а формирование нового человека в семье происходит чаще не под воздействием четкой цели, а под влиянием инстинкта, традиций и нужды. И действительно, даже если бы родители поставили себе целью специально сформировать у ребенка какие-то качества, предрасположенность к определённому образу жизни, им это вряд ли удалось бы, если этими качествами они сами не обладают и этот образ жизни не ведут. На самом деле родители просто живут той жизнью, которую считают для себя в сложившихся обстоятельствах наиболее возможной, не задумываясь, что тем самым они формируют у своего ребенка определённые привычки, образ мыслей, представления о нормах. Они воспринимают свою миссию по воспитанию, как нечто обыденное, не стоящее особого внимания.

Такая недооценка искусства воспитания детей, по мнению Ильина, довольно пагубна. Ведь все жизненные неудачи и личные трагедии происходят из-за того, что родители когда-то смогли только родить человека, но не открыли ему путь к «любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья»0.

Мы живём во времена, когда семейные ценности отвергаются, и само понятие семьи искажается. Для меня открытием стало то, что на рубеже XIX – XX веков опасность эта уже существовала. Иван Александрович предупреждал о ней своих современников, говоря о том, что бывают времена, когда родительская небрежность возрастает из поколения в поколение. Следствием этого становится духовное оскудение. Укрепляются и распространяются безбожие, эгоизм, карьеризм. Жертвенность и служение вызывают усмешку. Между родителями и детьми нарастает непонимание, и даже неприятие. Рушатся самые надёжные стены, рвутся самые крепкие связи.

Именно такую катастрофу наблюдаем мы сегодня и волей или неволей становимся её участниками. Многие оправдывают этот кризис тем, что жизнь становится всё стремительнее. Человек, вовлечённый в круговорот событий, не успевает осознать свои поступки и потребности. «Семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человеком духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он лишает ее главного, того единственного, что может сплотить ее, спаять и превратить в некое прочное и достойное единство, а именно — чувства взаимной духовной сопринадлежности»0, - возражает им философ.

Что такое – эта самая духовная сопринадлежность? На мой взгляд, это и включённость супругов и их детей в систему единых духовных ценностей, и взаимная принадлежность друг другу, проявляющаяся во взаимном служении. Без этого нет брака, а есть сожительство (Ильин называет его «рядом-жительство»), которое сродни животному сосуществованию, в котором возможно рождение себе подобных, но не может идти речь о воспитании.

За кризисом семьи неизбежно следует кризис общества в целом. И это не случайно. Ильин называет семью исходной духовной ячейкой общества. Из неё человек выносит свои духовные навыки и силы, или же неумения и слабости, в жизнь общественную и государственную. И если семья не вооружила его этими силами, то вся его будущая деятельность будет, в лучшем случае просто бесплодной, в худшем – разрушительной. Семья с поражённой духовной основой подобна раковой клетке. Болезнь начинает поражать все сферы человеческих отношений, разрушая их.

Ильин настаивает, что настоящая семья возникает из любви. Не влюблённости, когда человек думает: «Я люблю, и МНЕ хорошо с нею (с ним)», а из той ЛЮБВИ, о которой однажды прозвучал гимн апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…»0. Научить детей такой любви – и есть первая задача семьи. Без этого невозможно формирование душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости нового члена общества.

Ильин уверен, что человек, выросший в семье, не спаянной любовью, обречён быть неудачником. И наоборот, чем любовнее и счастливее будет родительская семья, тем более духовной, свободной, любящей и созидательной личностью вырастет в ней ребёнок.

Итак, только в духовно здоровой семье возможно формирование духовно здоровой личности. Но какова она, эта семья?

Первым условием духовного здоровья семьи Ильин называет духовное единство и единение супругов, возникающее в браке. Вот как об этом пишет он сам: «…они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душевное подобие, и не одинаковость характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок, которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих»0. Только тогда у них возникнет полное доверие друг к другу перед Лицом Божьим.

Только в духовно здоровой семье возможно осуществить главную задачу воспитания – заложить в ребёнке основы духовного характера и подготовить его к самовоспитанию. Как мне кажется, вот этому «само…» Ильин придаёт особое значение. В своих трудах он часто говорит об акте духовного самоопределения. И вера человека, и его любовь к Родине рождаются из такого творческого акта, который является неотъемлемым качеством личности подлинно свободной и одухотворённой.

Итак, что же может дать ребенку духовно здоровая семья?

Во-первых, она становится для него школой любви, как естественной, происходящей от природной привязанности к родителям, так и христианской. Последняя становится источником жертвенности, социальных чувств и альтруизма.

Во-вторых, семья вводит ребенка в духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию, приобщает его к роду, а затем, и к Родине.

В-третьих, здесь ребенок учится верному восприятию авторитета, иерархии, власти. Принимая с любовью бесспорность авторитета родителей, понимая, что их власть не носит подавляющего характера, а насыщена любовью и стремится лишь к упорядочению, устроению жизни семьи, ребенок учится свободно выбирать подчинение этой власти. Тем самым, семья становится первой школой свободы.

Наконец, в-четвёртых, семья – это школа здорового чувства частной собственности. В ней ребёнок учится пробиваться в жизни при помощи собственной инициативы и одновременно ценить взаимопомощь.

Все эти задачи может решить только духовно здоровая семья. Ильин подчёркивает: «Семья, лишенная любви и духовности, где родители не имеют авторитета в глазах детей, где нет единства ни в жизни, ни в труде, где нет наследственной традиции, — может дать ребенку очень мало или же не может дать ему ничего»0.

Главную задачу воспитания Ильин видит в том, чтобы ребёнок получил доступ ко всем сферам духовного опыта. Родители как бы проводят его по тем «местам», которые освящены присутствием Бога. Они прививают ему способность видеть и осознано выбирать это Божественное, отметая всё суетное и нечистое.

Основные качества личности, которые следует взрастить в ребёнке, формируя будущего победителя, это духовное достоинство и свобода.

Наиболее важным периодом в жизни ребёнка философ считает первые пять – шесть лет. С одной стороны, это время, когда он впитывает всё, с чем соприкасается его душа, а с другой – любая травма, пережитая в это время оставляет в нём неизгладимый след. Задача родителей в это время – оградить дитя от всего грязного и злого, наполняя его жизнь светом и любовью. Надо пробудить душу ребёнка, раскрыв ему Божественную красоту мира, научить его удивляться и радоваться этой красоте.

После этих пяти-шести лет, которые можно сравнить с тепличным взращиванием хрупкого и нежного цветка, начинается период закаливания, когда ребенок должен приучаться к самообладанию и высоким требованиям. В духовно здоровой семье, где все отношения пронизывает свет христовой любви, эта дисциплина будет вытекать из той же любви, а не из страха или унижения.

Особое внимание Ильин обращает на необходимость воспитания личности ребёнка в атмосфере целомудрия и чистоты. Иначе «в душе такого несчастного ребенка, искажается жизнь воображения и развращается жизнь чувства, причем это искажение и развращение может излиться и в настоящее неисцелимое душевное уродство. Душевное восприятие такого ребенка становится пошлым или полуслепым — он как бы не видит чистого в жизни, а видит во всем двусмысленное и грязное»0.

Не менее важна атмосфера искренности. Дитя остро чувствует любую ложь, а если она исходит от родителей, то болезненно разрушается тот идеальный их образ, который сложился в восприятии ребёнка в первые годы его жизни. Ильин подчёркивает, что со временем несовершенство окружающих откроется юной душе, но это должно произойти через понимание того, что совершенен только Бог, а не через разрушение авторитета отца и матери. Поколебавшись в доверии к самым близким людям, ребёнок сам приучается лгать, постепенно вживаясь в атмосферу лукавства, малодушия и предательства. Разучившись доверять, он постепенно, но неуклонно теряет и веру, что является уже признаком духовного распада личности.

Непременной чертой духовно здоровой семьи является спокойная, достойная дисциплина. Она не может быть основана на жестокости и окрике. Страх может вызвать послушание, но он будет вынужденным. В конце концов ребёнок научится изворачиваться, лгать и притворяться. Настоящая дисциплина есть сперва естественное продолжение любви и уважения к родителям, а позже она становится результатом духовного самообладания человека, проявлением внутренней свободы.

Семья становится для человека и школой веры и религиозного чувства, так как в ней он получает первообраз чистой матери, несущей любовь, и первообраз благого отца, дарующего питание и справедливость0.

Через семью мы соединяемся с поколениями, жившими до нас и теми, кто придёт за нами. Усваиваем традиции, ценности, приобщаясь к роду. Духовное осмысление этого наследства даёт нам чувство внутренней свободы, понятие долга и гражданственности. Так через семью и род мы обретаем чувство Родины.

«Так, семья есть первичное лоно человеческой духовности, а потому и всей духовной культуры, и прежде всего — родины»0, - подытоживает Ильин свои размышления о семье.

Книга «Путь духовного обновления», в которой целая глава посвящена значению семьи в жизни человека и её задачам по воспитанию личности, написана в тридцатые годы XX века. Но как актуальны высказанные в ней идеи! К сожалению, процессы, которые так тревожили Ивана Александровича Ильина, в наше время ещё более усугубились. Мы наблюдаем распад самых естественных связей, соединяющих близких людей, оскудение духовности, потерю авторитетов и ориентиров, точнее замену истинных их – ложными и лживыми. Всё это привело к кризису семьи, который является прямым продолжением более глобального духовного кризиса.

Что же делать в этой ситуации? Можно, конечно, уповать на государство, ожидая от него решительных мер по восстановлению традиционных ценностей. Но государственная машина очень неповоротлива, так что её реакция может затянуться на долгие десятилетия. Но ведь есть и другой путь. Начать с себя. Научиться строить свои отношения на жертвенной любви, а не нм мимолётной страсти. Перенести потом эту любовь на детей, рождённых в освящённом браке. Дать им почувствовать всю полноту любви Создателя. Постараться вырастить их в сопричастности к этой Божественной любви и через неё – ко всему, что есть доброго в мире. Я понимаю, как это трудно. Но дело того стоит.



Список источников и литературы:

  1. И. Ильин. Путь духовного обновления.

  2. Первое послание святого апостола Павла к коринфяням. // Библия. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.


Выступление на защите.

Здравствуйте! Меня зовут Белова Анжелика. Тема моей работы - «Лаборатория человеческих судеб». Мысли И. А Ильина о семье». Мне кажется, что чем бы ни занимался в жизни человек, в какой стране и в какую эпоху не жил бы, главное, к чему он стремится – это счастье. Очень часто можно слышать, что счастье у каждого своё. Что ж, наверно, это так. Но мне почему-то кажется, что на самом деле вариантов не так много. Сама возможность счастья для каждого отдельного человека кроется в двух семьях – той, в которой он родился и вырос, и той, которую он создал сам.

До недавнего времени я считала, что семья – это что-то сугубо личное, но, познакомившись с трудами Ивана Александровича Ильина, с удивлением осознала, что это – философская категория. Взгляды мыслителя на семью в чём-то подтвердили мои убеждения, в чём-то дополнили и развили их. Что-то оказалось настолько новым для меня, что осмысление этих положений потребует времени. Во всяком случае, мысли Ивана Ильина о семье показались мне очень важными и актуальными.

Ильин называет семью первичным лоном человеческой культуры. «Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать; здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».

Называя семью живой «лабораторией» человеческих судеб, философ отмечает однако, что в научной лаборатории ученый действует целесообразно, а формирование нового человека в семье происходит чаще не под воздействием четкой цели, а под влиянием инстинкта, традиций и нужды.

Недооценка искусства воспитания детей, по мнению Ильина, довольно пагубна. Ведь все жизненные неудачи и личные трагедии происходят из-за того, что родители когда-то смогли только родить человека, но не открыли ему путь к «любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья».

Мы живём во времена, когда семейные ценности отвергаются, и само понятие семьи искажается. Для меня открытием стало то, что на рубеже XIX – XX веков опасность эта уже существовала. Иван Александрович предупреждал о ней своих современников, говоря о том, что бывают времена, когда родительская небрежность возрастает из поколения в поколение. Следствием этого становится духовное оскудение. Укрепляются и распространяются безбожие, эгоизм, карьеризм. Жертвенность и служение вызывают усмешку. Между родителями и детьми нарастает непонимание, и даже неприятие. Философ предупреждает нас: «Семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человеком духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он лишает ее главного, того единственного, что может сплотить ее, спаять и превратить в некое прочное и достойное единство, а именно — чувства взаимной духовной сопринадлежности».

За кризисом семьи неизбежно следует кризис общества в целом. И это не случайно. Ильин называет семью исходной духовной ячейкой общества. Из неё человек выносит свои духовные навыки и силы, или же неумения и слабости, в жизнь общественную и государственную. И если семья не вооружила его этими силами, то вся его будущая деятельность будет, в лучшем случае просто бесплодной, в худшем – разрушительной. Семья с поражённой духовной основой подобна раковой клетке. Болезнь начинает поражать все сферы человеческих отношений, разрушая их.

Ильин уверен, что человек, выросший в семье, не спаянной любовью, обречён быть неудачником. И наоборот, чем любовнее и счастливее будет родительская семья, тем более духовной, свободной, любящей и созидательной личностью вырастет в ней ребёнок.

Только в духовно здоровой семье возможно формирование духовно здоровой личности. Главным условием духовного здоровья семьи Ильин называет духовное единство и единение супругов, возникающее в браке. Что же может дать ребенку духовно здоровая семья?

Во-первых, она становится для него школой любви, как естественной, происходящей от природной привязанности к родителям, так и христианской. Последняя становится источником жертвенности, социальных чувств и альтруизма.

Во-вторых, семья вводит ребенка в духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию, приобщает его к роду, а затем, и к Родине.

В-третьих, здесь ребенок учится верному восприятию авторитета, иерархии, власти. Принимая с любовью бесспорность авторитета родителей, ребенок учится свободно выбирать подчинение этой власти. Тем самым, семья становится первой школой свободы.

Наконец, в-четвёртых, семья – это школа здорового чувства частной собственности. В ней ребёнок учится пробиваться в жизни при помощи собственной инициативы и одновременно ценить взаимопомощь.

Семья должна обеспечить ребенку атмосферу целомудрия, искренности, спокойной, достойной дисциплины. Она становится для человека и школой веры и религиозного чувства. Через семью мы соединяемся с поколениями, жившими до нас и теми, кто придёт за нами. Усваиваем традиции, ценности, приобщаясь к роду, а через род мы приобщаемся к родине. «Так, семья есть первичное лоно человеческой духовности, а потому и всей духовной культуры, и прежде всего — родины», - подытоживает Ильин свои размышления о семье.

Книга «Путь духовного обновления», в которой целая глава посвящена значению семьи в жизни человека и её задачам по воспитанию личности, написана в тридцатые годы XX века. Но как актуальны высказанные в ней идеи! К сожалению, процессы, которые так тревожили Ивана Александровича Ильина, в наше время ещё более усугубились. Мы наблюдаем распад самых естественных связей, соединяющих близких людей, оскудение духовности, потерю авторитетов и ориентиров, точнее замену истинных их – ложными и лживыми. Всё это привело к кризису семьи, который является прямым продолжением более глобального духовного кризиса.

Что же делать в этой ситуации? Можно, конечно, уповать на государство, ожидая от него решительных мер по восстановлению традиционных ценностей. Но государственная машина очень неповоротлива, так что её реакция может затянуться на долгие десятилетия. Но ведь есть и другой путь. Начать с себя. Научиться строить свои отношения на жертвенной любви, а не нм мимолётной страсти. Перенести потом эту любовь на детей, рождённых в освящённом браке. Дать им почувствовать всю полноту любви Создателя. Постараться вырастить их в сопричастности к этой Божественной любви и через неё – ко всему, что есть доброго в мире. Я понимаю, как это трудно. Но дело того стоит.









0 И. Ильин. Путь духовного обновления. С 86.

0 Там же. С. 87.

0 И. Ильин. Путь духовного обновления. С 88.

0 Первое послание святого апостола Павла к коринфяням, гл. 13, ст. 4 — 8

0 И. Ильин. Путь духовного обновления. С 92.

0 Там же. С 96.

0 И. Ильин. Путь духовного обновления. С 100.

0 См.: Там же. С 105.

0 И. Ильин. Путь духовного обновления. С 107.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!