СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лаборатория экологии. Можно ли пить воду из-под крана?

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном мероприятии ученики, пришедшие ко мне в качестве гостей,  познакомились со способами выяснения в домашних условиях пригодности воды из-под крана для питья. После чего выяснили на практике, можно ли пить воду из-под крана.

Просмотр содержимого документа
«Лаборатория экологии. Можно ли пить воду из-под крана?»

Абанина Марина Юрьевна, учитель начальных классов;

Костюхина Галина Владимировна, учитель начальных классов;

Коштанова Ольга Викторовна, учитель начальных классов.

МБОУ Лицей № 16

города Димитровграда Ульяновской области.

Лаборатория экологии.

Цель: познакомить обучающихся с новыми понятиями «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «экология».

Задачи:

- учить соблюдать правила личной экологической безопасности;

- показать обучающимся, что Природа – наш общий дом: бережем дом – бережем здоровье;

- учить соблюдать правила личной экологической безопасности;

- обогащать словарный запас обучающихся, развивать речь и мышление;

- воспитывать экологическую культуру обучающихся.



Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать свойства воды и воздуха.

Понимать значение воды, воздуха и продуктов питания в живой природе.

Применять полученные раннее знания.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с партнерами; воспринимать другое мнение и позицию.


формирование навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие мотивов учебной деятельности





















































Ход мероприятия

I.МОТИВАЦИЯ

Назовите три самых необходимых компонента для жизни человека.

(Воздух, вода, продукты питания)

- Что такое экология?

В переводе с греческого "эко" - дом, "логос"- наука.

- Предлагаю разбиться на три группы и выполнить задания, которые нам помогут лучше разобраться в вопросах чистоты воды, воздуха и продуктов питания.


  1. Создание проблемы. 1 группа - воздух.

Ребятам даётся текст, с помощью которого они должны выполнить ряд заданий.

Задания:

  1. Дайте определение слова «атмосфера».

  2. Что влияет на загрязнение воздуха? Разделите загрязнителей воздуха на две группы.

  3. Определите состояние воздуха в нашем городе по хвоинкам сосны.

  4. Изучите степень запылённости воздуха в школе.



  1. Совместная деятельность.

Дети читают статью о воздухе.

 Воздух – это смесь газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

Атмосфера- это воздушная оболочка, окружающая Земной шар.  Газы, входящие в состав воздуха, создают атмосферное давление. Атмосфера защищает Землю от метеоритов, губительного излучения и холода космического пространства. Слой воздуха, нагретый у поверхности Земли, как одеяло удерживает тепло. Он не дает Земле нагреваться или охлаждаться до той температуры, при которой все живое гибнет. От состояния воздушной оболочки и происходящих в ней изменений зависят настроение, здоровье людей (здоровое питание) и их деятельность.

Загрязнение атмосферы может быть естественным и искусственным. Естественное загрязнение атмосферы происходит при извержении вулканов, выветривании горных пород, пыльных бурях, лесных пожарах, выносе в атмосферу кристалликов солей. Природные источники не вызывают существенных загрязнений атмосферы. Источниками искусственного загрязнения служат промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Основным поставщиком загрязнений служат промышленные предприятия. Они выделяют в атмосферу несгоревшие частицы топлива, пыль, сажу, золу. В индустриальных районах выпадает свыше 1 т пылевых частиц на 1 км2 в сутки.

 Воздух формирует жизнедеятельность животных и растений, отвечает за перемены погоды, движение звуковых волн, выветривание камня. Воздух городов содержит повышенную концентрацию углекислого газа, пыли и микроорганизмов (особенно весной и летом), что вредно отражается на здоровье населения. Городской воздух фильтруется зелеными насаждениями, поглощающими углекислоту. Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

- Ответьте на вопрос первого пункта вашего задания. (Атмосфера- это воздушная оболочка, окружающая Земной шар.)

- Что влияет на загрязнение воздуха? (Загрязнение атмосферы может быть естественным и искусственным. Естественное загрязнение атмосферы происходит при извержении вулканов, выветривании горных пород, пыльных бурях, лесных пожарах, выносе в атмосферу кристалликов солей. Природные источники не вызывают существенных загрязнений атмосферы. Источниками искусственного загрязнения служат промышленные, транспортные и бытовые выбросы.)

 Исследование состояния воздуха в городе

- Разложите по очереди хвоинки из каждой пробы, внимательно рассмотрите каждую и выявите степень повреждения хвои. Необходимо отмечать наличие хлоротичных пятен, некротических точек, некрозов и по ним устанавливать класс повреждения. 

Классы повреждения и усыхания хвои

Повреждения: 1 – хвоинки без пятен; 2 – с небольшим числом мелких пятнышек; 3 – с большим числом черных и желтых пятен, некоторые из них крупные, вo всю ширину хвоинки;

Усыхание: 1 – нет сухих участков; 2 – усох кончик на 2–5 мм; 3 – усохла треть хвоинки; 4 – вся хвоинка желтая или более половины ее длины сухая.

- Хвоинки надо сразу разделять на 3 группы - неповрежденная хвоя, хвоя с частичным усыханием и хвоинки с полным усыханием (пожелтевшие) и подсчитать, сколько их в каждой группе.

-  Все результаты учетов занести в таблицу.

Таблица. Изучение состояния хвои сосны.

пробы

Состояние хвои 

Количество хвоинок 

 Доля(%) поврежденных хвоинок от общего 
количества 

1.

Обследовано

Повреждения хвои:

1-й класс 
2-й класс 
3-й класс




Усыхание хвои:

1-й класс 
2-й класс 
3-й класс 
4-й класс 



2.

Обследовано

Повреждения хвои:

1-й класс 
2-й класс 
3-й класс




Усыхание хвои:

1-й класс 
2-й класс 
3-й класс 
4-й класс 



3.

Обследовано

Повреждения хвои:

1-й класс 
2-й класс 
3-й класс




Усыхание хвои:

1-й класс 
2-й класс 
3-й класс 
4-й класс 



- Сделайте выводы о степени загрязнения воздуха по классам повреждения и усыхания хвои в нашем городе.

-  Можете ли вы, ученики вашей школы сделать что-то полезное для улучшения ситуации?

Изучение запылённости воздуха в школе

- Пыль – хороший адсорбент ядовитых газов и тяжёлых металлов, способствующих развитию рака. Пыль раздражает дыхательные пути, ускоряется развитие ОРЗ, снижается уровень иммунитета.

Технологическая карта исследования:

1. В понедельник были закреплены одинаковые по размерам полоски широкого скотча (10 см длины) в висячем положении.

а) в коридорах
б) в вестибюле
в) на лестницах
г) в кабинетах

Полоски пронумерованы.
Липкая сторона должна быть расположена так, чтобы на неё легко прилипала летающая в воздухе пыль.

2. В пятницу сняли полоски, не сгибая их, и наложили клейкой стороной на лист белой бумаги так, чтобы слой прилипшей пыли был между слоями бумаги и скотча. Снимая полоски, наклеили их на лист бумаги сразу, на месте снятия. Подписали, откуда какая полоска.

- Изучите степень загрязнённости полосок. Сделайте выводы:

а) где у нас в школе самые запылённые места и где – самые чистые;
б) выясните причины высокой и низкой запылённости.



  1. Создание проблемы. 2 группа – вода.

- Вода – это неорганическое соединение с химической формулой Н2О. При нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость, не имеющую цвета, запаха и вкуса. В твёрдом состоянии называется льдом, а в газообразном – водяным паром.

Исключительно важнá роль воды в возникновении и поддержании жизни на Земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Чистая, не загрязнённая вода является необходимым условием для здоровья людей. Вода влияет на человека не только на прямую как источник утоления жажды, но и косвенно: через продукты питания, которые были получены с использованием чистой воды.

Причин, которые могут вызвать загрязнение воды, очень много.

Наиболее распространёнными причинами принято считать:

  • Бытовые и промышленные сточные воды.

  • Кислотные дожди.

  • Органические загрязнения

  • Промышленные аварии и техногенные катастрофы (загрязнение может переносится ветром)

  • Наводнения.

  • Сходы лавин и т. д.

В зависимости от того, откуда происходит водозабор, вода либо нуждается в дополнительной очистке (механической, химической, бактериологической), либо нет.

- Сегодня вы должны разобраться, как происходит водозабор в нашем городе, и можно ли пить воду из-под крана или же она нуждается в дополнительной очистке.

  1. Совместная деятельность.

- У каждого из вас есть карточки с ответами «да» и «нет». С их помощью вы должны ответить на вопросы данной таблицы. С права нужно приклеивать ответы «да», слева приклеивать ответы «нет».

(Дети получают раздаточный материал: статья о том, как происходит водозабор в г. Димитровграде, таблица для оформления результатов опыта, карточки с ответами, набор для проведения опытов).

1.

Ознакомьтесь, как происходит водозабор в г. Димитровград.

2.

Ответьте на вопросы 1,2,3 таблицы.

3.

Проведите опыты.

4.

Ответьте на 4 вопрос таблицы.

5.

Ответьте на 5 вопрос таблицы.


Работа по пункту 1.

Источником хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Димитровград являются подземные воды. На территории города работают три независимые системы хозяйственно-питьевого водоснабжения: водозабор «Горка», снабжающий Центральный и Первомайский районы; водозабор п. Дачный, снабжающий поселок; и водозабор «Куст № 3», снабжающий Западный район.

Основная часть города снабжается водой из двух водозаборов: «Горка» (Центральный и Первомайский районы) и «Куст № 3» (Западный район).

По бактериологическим показателям добываемые подземные воды не имеют отклонений от санитарных норм. В последние годы подземные воды «Куста № 3» по среднегодовым данным имеют заметные превышения санитарных нормативов по таким обобщенным показателям, как жесткость и цветность, а также содержанию железа и марганца. Водозабор «Куст № 3» оборудован установками обеззараживания и химической подготовки ресурса перед подачей потребителям.

Санитарное состояние участка водозабора «Горка» и соседних площадей характеризуется как удовлетворительное, за исключением площади, прилегающей с юга и юго-запада, где находятся садовые участки, гаражи, трикотажная фабрика «Олимп» (не действующая), не канализованные кварталы города. Эти объекты являются потенциальными источниками загрязнения подземных вод.

В целом питьевая вода водозаборов соответствуют требованиям СанПиНа.

Работа по пункту 2.

Чтобы ответить на 3 вопрос таблицы, определите, есть ли в этих образцах примеси солей.

Перед вами первые 2 образца воды:

  • Образец, взятый с района ХИММАШ.

  • Образец, взятый с района Соцгород.

Работа по пункту 3.

Для определения примесей можно использовать следующие способы.

1) Нанесите капельку тестируемой воды на поверхность чистого стекла или зеркала. Если ее поверхность после высыхания капли останется идеально чистой, значит воду тоже можно считать чистой. Если на месте высохшей капли останутся разводы, значит вода имеет примеси (желтоватые разводы – соли кальция, бурые разводы – соли железа).

2) В образцы с водой влейте слабый раствор перманганата калия. Если жидкость в стакане приобретет желтоватый оттенок, употреблять такую воду для питья не рекомендуется.

Работа по пункту 4.

Работа по пункту 5.

- Выберите, какие способы очистке наиболее удобны в повседневной жизни.

Проведите 1-й опыт с этими же образцами, но только подвергшиеся кипячению и фильтрации через фильтр для воды.

- Приклейте картинки, изображающие способы очистки воды.

- Сделайте выводы: можно ли пить воду из-под крана в нашем городе?



  1. Создание проблемы. 3 группа – продукты питания.

Ребятам даётся текст, с помощью которого они должны заполнить таблицу о пользе экологически чистых продуктов.

Дети читают статью о продуктах питания.

Уже достаточно долгое время человек вмешивается в строение почвы путем внесения химических удобрений, применяет в рационе птиц и животных медицинские препараты, загрязняет воздух и воду. Все эти действия отражаются на качестве продуктов питания.

К тому же производители, чтобы снизить стоимость продовольствия, подвергают многие из продуктов различной обработке. Куда выгоднее производить долгосрочные продукты, чем продавать скоропортящиеся дешевле, нанося себе убыток.

В результате, употребляя данные продукты, организму человека наносится непоправимый вред в виде:

- нарушения обмена веществ;

- аллергии;

- повышенной утомляемости;

- расстройств различных систем;

- снижение иммунитета, склонность к заболеваниям и многое другое.

Почему необходимо питаться здоровой пищей? 

В связи с этим возникает необходимость в экологически чистых продуктах. Ведь нет ничего на свете дороже, чем здоровье. Если человек прекрасно себя чувствует, он может плодотворно трудиться на благо семьи и общества.

Что же представляют собой экологически чистые продукты? Их ещё называют органическими. Эти продукты питания не содержат:

- гербицидов, пестицидов;

- ГМО (генетически модифицированные организмы);

- консервантов, красителей, пищевых добавок.

К ним относят овощи, фрукты, яйца, сахар, хлебобулочные изделия, молочные продукты и детское питание. Такие продукты помечаются знаком «ЭКО», а также «БИО», «ОРГАНИК» и др.

Итак, знаки «БИО», «ЭКО», «ОРГАНИК» и др. обозначают, что продукты чисто экологические, изготовленные согласно принципам органического сельского хозяйства.

В соответствии с европейскими стандартами, эта надпись показывает, что на 95% продукт является органическим.

Полезные свойства органической продукции: 

имеет большое количество витаминов;

- не вызывает аллергию;

- полезно для детей любого возраста;

- имеет натуральный вкус;

- её усвоение происходит легко и быстро в ЖКТ. 

Вывод 

Употребление в пищу экологически чистых продуктов питания оздоравливает организм человека настолько, что он сможет себя чувствовать хорошо. Происходит прилив энергии, активизируется жизнедеятельность, повышается иммунитет.

- Сейчас вам надо будет заполнить пропуски в данной таблице, используя полученные знания.

Экологически чистые продукты и их способность возвращать здоровье



Влияние продуктов питания с длительным сроком хранения на организм человека:





Здоровое питание – это _________________________________________продукты или













Не содержат

К ним относятся


Они помечаются знаками

Полезные свойства продуктов


















В процессе употребления в пищу экологически чистых продуктов питания организм человека оздоравливается, ощущается прилив _____________ , активизируется _____________________ , повышается _________________________ .



- Чтобы соответствовать запросам потребителей, производители иногда вносят изменения в состав продукта. Добавляя, например, крахмал в сметану, йогурт для улучшения консистенции. А его быть не должно! Его содержание можно проверить в домашних условиях. Для этой работы мы воспользуемся аптечкой. Что же нам понадобится? Отгадайте загадку.

Мы коричневым раствором

Мажем локти и коленки

Димке, Кате и Егору,

Пете, Маше, Васе, Лене.

И теперь любой поймёт,

Что лекарство – это … (йод)

- Для опыта я приготовила вам из молочных продуктов: сметану, йогурты, творожок и т.д.

Достаточно капли йодированного раствора на продукт, и мы можем убедиться в наличии или отсутствии крахмала.

Вывод:

Опыт показал-…


  1. Обмен опытом.

Группы объединяются для подведения итогов своих работ.

- Расскажите о выводах, сделанных в ходе работы в своих группах.

(Представитель каждой группы рассказывает о проделанной работе, демонстрирует заполненные таблицы, сообщает выводы по работе).


  1. Рефлексия.

- Из воздуха, воды, почвы, загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек. Поэтому необходимо соблюдать экологическую безопасность. А что же такое экологическая безопасность? Мы предлагаем вам расшифровать это понятие. В этом ребусе нужно найти только буквы русского алфавита, тогда вы сможете ответить на данный вопрос. (Дети отгадывают ребус)



QЭWRКОYЛUISОDГИFЧGЕСJLZКАVЯNБY

ЕЗYОUПISDАFСGHОJLСZТVNЬUЭIТORЗS

DАWЩИRTАYОТUIGВHРJЕДRНYUОГОQ

WВОRЗYUДЕЙIСSТDВИNЯQЗАWГRРЯYЗ

НЁUННIGОSЙVZОNКRWРУGЖАGWЮQЩ

RVЕWRЙZNСRРWЕGGДWЫQRQUIGSY



ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — ЭТО ЗАЩИТА ОТ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗАГРЯЗНЁННОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!