Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№53 Лекарственные растения Краснодарского края
К уроку во втором классе
Учитель: Канюка Г.Т.
Краснодар 2011
Цели урока:
- 1.Обобщить знаний учащихся о лекарственных растениях.
- 2.Прививать любовь к родному краю, природе.
- 3.Расширять кругозор учащихся.
- 4.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Оборудование урока:
- а) карта растительности края;
- б) иллюстрированная энциклопедия
« Лекарственные растения»;
- в) компьютер, диск со слайдами
- г) учебник – тетрадь
- д) ребус
- е) правила сбора лекарственных растений
Ход урока:
- 1. Орг. момент.
- 2.Проверка домашнего задания
- ( рассказ учащихся о понравившимся растении по плану, можно использовать иллюстрации)
План рассказа:
- 1.О каком растении ты хочешь рассказать?
- 2. Его внешний вид.
- 3. Характер.
- 4. Настроение
- 5. Какую пользу приносит это растение?
3. Сообщение темы урока ( учитель) -Сегодня на уроке мы с вами , ребята, поговорим о лекарственных растениях. Болеть могут все и люди и животные. Но где бедному животному взять лекарство? Вот и лечится он сам. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что исцелит. Люди еще в древние времена наблюдали за животными и тоже стали использовать растения. В наше время лекарственные травы можно купить в аптеках или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать лекарственные растения, правила их сбора и хранения. Итак, прежде всего, давайте выясним, о чем мы подразумеваем под лекарственными растениями?
Лекарственные растения кустарники деревья травы
Части растений , используемые для лечения: -корни, корневища, клубни -почки, листья -кора, цветы -плоды и семена
4. Работа с учебником страница 20-21
- 5.Рассказы о лекарственных растениях ( могут подготовить ученики) сопровождаются показом слайдов .
Подорожник свежие листья и сок подорожника обладают кровоостанавливающим, ранозаживляющим действием. Настой из листьев – одно из лучших средств при бронхите и туберкулезе.
Крапива Лекарства, в состав которых входит крапива применяют при кровотечении. Свежие листья исцеляют гнойные раны. используют крапиву и для приготовления красок.
Чистотел большой используют для прижигания бородавок, добавляют в воду в которой купают маленьких детей, чтобы не было никаких кожных заболеваний
Ромашка аптечная настои из ромашки обладают кровеостанавливающим, противовоспалительным, потогонным свойством. При заболеваниях горла, десен готовят полоскание.
Валериана используется при болях в сердце, нервных переутомлениях
Календула используется как дезинфицирующее средство. Для промывания ран и язв. Против укусов пчел и ос.
Ландыш при заболевании сердца. В виде примочек для глаз
Мать –и –мачеха
Мята перечная из нее делают многие лекарства. И мы часто встречаемся с ней, если не ленимся по утрам чистить зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении. Он есть и в сердечных лекарствах и мятных пряниках.
Кавказский морозник применяется как мочегонное, при нарушении кровообращения, при болезнях сердца
Одуванчик лекарственный улучшает деятельность пищеварительного тракта. Обладает противоглистным, слабительными свойствами. Обладает жаропонижающим и потогонным действием.
Цикорий луговой ( Петров батог) считается средством « кровеочистительным» и улучшающим обмен веществ. Отвар применяют в виде примочек для лечения застарелых язв, ран . Отвар обладает противомикробным и вяжущим свойствами.
Дивные сокровища таит в себе цикорий. В его корнях накоплены сладкие вещества, заменяющие сахар. Да и сами корни, если их покрошить и обжарить, а затем растереть в порошок , заменяют кофе. Если добавлять этот порошок к обыкновенному кофе, то получается особо полезный напиток, его так и величают « чашка здоровья». Ценят цикорий и пасечники, так как пчелы собирают с него целебный нектар. Любят эту траву и домашние , и дикие животные.
Калина
Девясил
Череда
6 .Просмотр видеофильма
- « Лекарственные растения» -
- 1 минута.
- ( Видеопособие по окружающему миру для 1,2,3 классов. Видеоэнциклопедия)
7 .Правила заготовки лекарственных растений:
- - Цветки - в начале цветения.
- - Листья – перед цветением или в самом начале цветения.
- - Корни, корневища, клубни – ранней весной и осенью.
- - Кору – только с молодых ветвей. В самом начале сокодвижения.
- Плоды и семена – по мере их полного созревания
- Почки – в момент их сильного набухания, перед появлением листочков
- - Траву собирают во время цветения в сухую ясную погоду, после того как высохла роса.
- Растения должны быть чистыми.
- -Нельзя собирать на улицах городов, в скверах.
8.Найдите и прочитайте названия лекарственных растений
Р
О
Е
Н
М
Ж
А
А
Я
Е
Р
Т
Й
Ь
Ш
А
Ш
К
А
Н
Я
Л
П
У
И
А
А
З
М
К
У
П
К
О
Н
Е
А
И
Д
У
Б
Р
А
Л
Л
Ц
У
Щ
О
И
З
П
Н
А
У
Х
9.Итог урока:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- -Пользовались ли вы лекарственными растениями при болезнях? Какими? Как?
10. Домашнее задание.
- -Дома выполните задание на странице 23. На странице 24 нарисуйте или наклейте рисунок того растения рецепт из которого вы записали