СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторить и обобщить изученное по теме «Лексическая система русского языка»  образовательная: обобщить знания по лексике, полученные ранее, углубить знания понятий: лексическое значение слова, однозначность – многозначность, прямое и переносное значение слова, синонимы, омонимы, антонимы, паронимы; развивающая: расширить кругозор и лексикон, пробудить интерес к русскому языку, развивать память, внимание, речь, учить размышлять; воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу.

Просмотр содержимого документа
«Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения.»

Тема. Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения.

Цели урока: повторить и обобщить изученное по теме «Лексическая система русского языка» образовательная: обобщить знания по лексике, полученные ранее, углубить знания понятий: лексическое значение слова, однозначность – многозначность, прямое и переносное значение слова, синонимы, омонимы, антонимы, паронимы; развивающая: расширить кругозор и лексикон, пробудить интерес к русскому языку, развивать память, внимание, речь, учить размышлять; воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить и обобщить знания по теме «Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы» и применять их в нестандартных учебных ситуациях; совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать умение работать с разными типами лингвистических словарей, определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи.

Метапредметные: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.


Ход урока


I. Организационный момент.


II. Сообщение темы урока.


III.Целеполагание

Учащиеся формулируют цели, а учитель корректирует.


V. Слово учителя.

– Все слова русского языка входят в его лексическую систему, и нет таких слов, которые находились бы вне неё, воспринимались отдельно, изолированно. Все слова так или иначе связаны друг с другом, близки в каком-то отношении, а в чем-то противоположны, непохожи.


VI. Актуализация знаний.

– Что включает в себя лексика?

– Каждое слово имеет лексическое значение. Что такое лексическое значение слова?  (это смысл слова, т.е. то, что оно обозначает).

Дайте лексическое значение слов: 1 вариант – парк, 2 вариант – стол.


А теперь наоборот – отгадайте слово по его лексическому значению.

КРОССВОРД “Моё учебное заведение” (работа в группах).


1. По горизонтали:

1. Отдельное здание в ряду нескольких.

2. Дело, труд, работа. Заполнение чем-нибудь своего свободного времени.

3. Чувство глубокой привязанности, а также склонность, пристрастие к чему-нибудь.

4. Специалист – работник среднего, высшего или специального заведения.

5. Объединение специалистов, ведущих педагогическую деятельность в учебных заведениях.

6. Показатель популярности какого-либо лица.

По вертикали:

1. Товарищ по работе.

2. Учащийся.

3. Учебное заведение.

4. Дежурный сторож в учреждении.


Проверка кроссворда.

– У какого слова несколько значений? (любовь)

– Как называются такие слова? (многозначные).


КНОПКА:

а) кнопка звонка

б) канцелярская кнопка

в) кнопка на одежде.

Приведите свои примеры многозначных слов.

– Часто многозначные слова путают с омонимами. Что такое омонимы?


Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по значению.

КОСА:

- коса – заплетённые волосы

- коса – сельскохозяйственное орудие

- коса – идущая от берега полоса земли

Приведите примеры омонимов.

Вывод: в чём отличие многозначных слов от омонимов? (Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чём-то сходные между собой).


V. Работа по карточкам.

Карточка 1.

Определите, многозначными словами или омонимами являются выделенные слова.

1. Берите свежий хлеб. Сестра и меня берёт с собой в поход. Где вы берёте книги?

2. Гнездо жаворонка. Гнездо для патронов.

3. Из-под земли бьёт горячий ключ. Я потерял ключ от комнаты. Мальчик в нотной те ради старательно выводил ключ.

4. Закурил люльку. Качал люльку.

5. Общественный класс. Каюта первого класса.

6. Кисть для акварели. Скатерть с кистями.


VII. Работа с учебником.

– К данным словам, где возможно, подберите антонимы.

– Что такое антонимы?


Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным по значением.

Учащиеся подбирают антонимы к словам.

– Это антонимы языковые. Есть ещё разновидность антонимов, о них вы узнаете из теории учебника на стр. 32.

– Какие бывают антонимы? (контекстуальные).

– Что такое контекстуальные антонимы? (антонимами они являются только в данном тексте. Например, в названии пьесы А.Н. Островского “Волки и овцы”, романа И. Тургенева “Отцы и дети”).


– Есть художественные произведения, в названии которых – антонимы. Какие это произведения? (роман Л.Толстого “Война и мир”, рассказ А.Чехова “Толстый и тонкий”, романы К.Симонова “Живые и мёртвые”, “Дни и ночи”, стихотворение В.Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”.)

Вывод: антонимы служат для выражения контраста. В произведениях авторы часто используют антонимы, чтобы ярче показать различия между героями.


– Как называются слова, которые вы записывали (с точки зрения лексики)? (синонимы).


Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения.


– Некоторые слова имеют 2 - 3 синонима, некоторые больше 30. Много синонимов у слова УМЕРЕТЬ. Некоторые из них использовали в своём произведении “12 стульев” И. Ильф и Е. Петров.

– Кто главный герой этого произведения? (Остап Бендер).

– Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик.

– Ну, царствие небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают. – Это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле,– значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдаёт…

– То есть, как это считается? У кого это считается?

– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывший купеческой гильдии, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них говорят: “А наш-то, слышали, дуба дал”. Потрясённый этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

– Ну а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?

– Я человек маленький. Скажут: “Гикнулся Безенчук. А больше ничего не скажут”.

Вывод:

– Для чего нужны синонимы? (чтобы избежать повторов и обогатить нашу речь).

– Иногда очень важно подобрать синоним, наиболее подходящий по смыслу.


IX. Работа по карточкам.

Карточка 2.

Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.

Уже… (темнело, вечерело), когда Герасим… (возвращался, шёл обратно). По его … (усталому, измученному, изнурённому) виду, по запылённому …(костюму, платью) его можно было …(думать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он … (встал, задержался)…. (возле, напротив) …. (господских, помещичьих) окон, … (осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь прислуги, отвернулся и промычал ещё раз: “Муму!”


Прямое и переносное значение слова.

– Новые слова появляются в результате переносного употребления его основного значения. Перенос значений происходит на основе сходства признаков. Например, слово ЛЕНТА (лексическое значение: узкая полоска ткани). При переносном употреблении этого слова может возникнуть новое значение – “что-то похожее по форме на ленту”:

- лента дороги;

- лента транспортёра;

- пулемётная лента.

Вывод: использование слов в переносном значении делает нашу речь образной, более выразительной.


XI. Подведение итогов.

– Что вы сегодня повторили?

– Что узнали нового?


Лексикология изучает словарный состав языка.

Слово – это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т.д.

Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав

Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности.

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (запах цветов, приятный запах), а слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными (рукав платья, рукав реки, пожарный рукав).

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.

Переносное значение – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого (лента в волосах, лента транспортёра, лента дороги).

От многозначных слов следует отличать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (запереть на ключ, вода бьёт ключом, скрипичный ключ).

Существуют различные разновидности омонимов:

- лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса);

- омоформы (мой руки – мой пиджак);

- омофоны (леса – лиса);

- омографы (мУка – мукА).

Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию и написанию (культурный – цивилизованный – развитой).

Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – просторечное).

Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, имеющие противоположное лексическое значение (верхний – нижний, правда – ложь). Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).

Паронимы – это однокоренные слова, как правило одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению (поступок – проступок, дождевой – дождливый, адресат – адресант, генеральный – генеральский).


Группы слов по происхождению и употреблению

По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.

Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).

Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция).

Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими (урядник, чело).

Среди устаревших слов выделяют:

- историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);

- архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб – чело).


Новые слова, возникшие в языке, называют неологизмами (кибернетика, алгоритм). Неологизмы могут быть авторскими (легкомыслая головёнка (В. Маяковский)).

По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).

К ограниченным в сфере употребления относятся:

- диалектизмы – слова, употребляемые, жителями той или иной местности (бульба – картошка, бурак – свёкла).

- профессионализмы – слова, употребляемые, людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места);

- жаргонизмы – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодёжный жаргон)).


Упражнение № 1.

Укажите лексическое значение слов.

Озираться, олицетворение, рядиться, сотник, стандартный, фортуна, чваниться, пенаты, незаурядный, миннезингер, кадриль.


Упражнение № 2

Запишите в 2 столбика однозначные и многозначные слова.

Йог, кавычки, консерватор, лидер, монолог, наносный, направление, перемена, природный, состряпать, таять, трамвай, элегантный, язычество, зенит.


Упражнение № 3

Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

Змеиная улыбка, избитые фразы, каверзный вопрос, выжечь каленым железом, прокатить на выборах, квелый ребенок, говорить кичливо, колыбель свободы, кольцо блокады, лента дороги, лезть на гору, неоправданное мотовство, совершить моцион, обезболивающие средства.


Упражнение № 4

Подберите и запишите синонимы к данным словам.

Красивый, маленький, трудный, гуманный, быстрый, долгий, грязный, вкусный, бежать, понимать, удивляться.


Упражнение № 5

Подберите к данным словам антонимы и сгруппируйте антонимические пары по частям речи.

Начало, счастливый, правый, погаснуть, потерять, широкий, сильный, далеко, мало, бедный.


Упражнение № 6

Вставьте подходящие по смыслу антонимы.

1) Не было бы ... , да ... помогло. 2) Готовь сани ... , а телегу, … . 3) ... человека кормит, а ... портит. 4) Ученье – … , а неученье – ... . 5) ... дело лучше ... безделья. 6) ... мир лучше ... ссоры. (Пословицы)


Упражнение № 7

Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Агрессивная рысь, перейти на рысь; мир в семье, весь мир; студеный ключ, ключ от двери; косить глазами, косить траву; эффектный наряд, наряд милиции; павлинье перо, перо авторучки.


Упражнение № 8

Определите значение каждого из слов-паронимов, составьте с ними предложения.

Невежа – невежда, оклик – отклик, дипломат – дипломант, практик – практикант, опечатки – отпечатки, швейцар – швейцарец, праздный – праздничный, добрый – добротный, одеть – надеть, основать – обосновать.


Упражнение № 9

Составьте словосочетания с прилагательными – паронимами:

Человек, талант (поэтический – поэтичный); сосед, интерес (скрытый – скрытный); совет, костюм (практичный – практический); мотив, характер (романтический – романтичный).


Упражнение № 10

В каждое из предложений вставьте одно из слов-паронимов.

1. Эта скульптура выполнена из (целого, цельного) куска мрамора.

2. Он отличался (особым, особенным) даром предвидения.

3. Имя героя комедии Д.И. Фонвизина символизирует образ (невежы, невежды).

4. Статья в газете вызвала живой (отклик, оклик) читателей.

5. Вид он имел всегда величественный и (царский, царственный).


Упражнение № 11

Подберите к каждому прилагательному существительное. В каких примерах можно использовать одно и то же существительное?

Бережный – бережливый, деловой – деловитый, классный – классовый, обидный – обидчивый, искусный – искусственный, эффектный – эффективный, удивительный – удивленный.


Упражнение № 12

В каком предложении вместо слова информатизация нужно употребить информация?

Внедрение информатизации необходимо во всех сферах жизни.

Даже в сельских школах созданы классы компьютерной информатизации.

Чтение учебника дополняется информатизацией, почерпнутой из Интернета.

Крупные города страны должны стать опорными пунктами для ускоренной информатизации.


Фразеология

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать).

С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на исконно русские (во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя), старославянские (не от мира сего, избиение младенцев, око за око) и заимствованные из других языков (синий чулок – из англ. яз., сальто-мортале – из итал. яз., медовый месяц – из франц. яз.).

С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы:

1) нейтральные, или межстилевые: сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня;

2) стилистически окрашенные, среди которых выделяются:

а) разговорные (заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман); 

б) просторечные (вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка); 

в) книжные (звездный час, терновый венец, яблоко раздора). 

Разговорные и просторечные фразеологизмы относятся к разряду сниженных; книжные фразеологизмы – к разряду высоких, торжественных.


Упражнение № 13

Укажите лексическое значение фразеологизмов.

    Авгиевы конюшни –

    Строить на песке –

    Запретный плод –

    Опускать крылья –

    Кот наплакал –

    Валом валить –

    Не в своей тарелке –

    Зажать в кулак –

    Крутить хвостом –

    Переменить декорации –


Упражнение № 14

Подберите фразеологизмы, которые имеют значения:

1. Мало.

2. Притворяться несчастным.

3. Прославиться, стать известным.

4. Не думать о своей безопасности.

5. Медлить, делать что-либо очень медленно.

6. Выделяться отчетливо, ярко.

7. В худшем случае.

8. Чувствовать себя уверенно.

9. Объективно, непредвзято. 

10. Много.

    Слова для справок: невзирая на лица, не щадить живота, тянуть канитель, кот наплакал, проходить красной нитью, на худой конец, казанская сирота, войти в историю, как рыба в воде, непочатый край.


 

Вид ошибки

Пример

1.

Слово употребляется в несвойственном ему значении

Гуманизм и доброта противопоказаны жестокости и равнодушию. 

2.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Из её глаз беззвучно текли слёзы. 

3.

Анахронизм (внеисторическое употребление слова) 

В светском обществе любили устраивать приёмы и другие тусовки. 

4.

Тавтология (повторение однокоренных слов) 

Это характеризует характерные черты нашего времени. 

5.

Смешение паронимов 

Ученик тоже соучастник учебного процесса. 

6.

Речевая избыточность (плеоназм)

Увлечение народным фольклором привело его в ансамбль. 

7.

Речевая недостаточность 

Базаров – это яркий представитель. Он нигилист. 


Лексика. Орфография

Приставки ПРЕ-, ПРИ-

Приставка ПРЕ- имеет следующие значения:

1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;

2) синонимичность приставке ПЕРЕ-: преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).


Приставка ПРИ- обозначает:

1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;

2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;

3) пространственную близость: приморский, приусадебный;

4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;

5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, приобрести, прикарманить.


Запомните: некоторые слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- различаются по значению. Сравните:

    предать (друга) – выдать (ср. предатель)

    придать (значение) – добавить

    претворить (в жизнь) – воплотить

    притворить (дверь) – прикрыть

    презирать (врага) – ненавидеть

    призреть (сироту) – приютить

    пребывать (в городе) – находиться

    прибыть (в город) – приехать

    преступить (закон) – нарушить

    приступить (к делу) – начать


    Во многих случаях приставки ПРЕ-, ПРИ- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.


    Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет.


Упражнение № 20

Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую – с приставкой ПРИ-, во вторую – с приставкой ПРЕ-.

    Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.


Упражнение № 21

Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.


Упражнение № 22

Вставьте пропущенные буквы.

1. Понятна мне времен пр...вратность, не пр...кословлю, право, ей. 2. Никакие мольбы не могли пр...клонить его к отсрочке или уменьшению платежа. 3. Я решился пр...доставить все выгоды Грушницкому. 4. Есть камень пр...ткновения, который решительно не берет ни смычок, ни кисть, ни резец. 5. Все мальчики засмеялись и опять пр...умолкли на мгновение.  6. Девять дней хворал Иванушка, на десятый день пр...ставился. 7. Пр...имущественное назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы пр...пятствовать. 8. Словно ребенок, я плескался в воде, пр...даваясь наивысшему наслаждению. 9. Наши детские  выходки и пр...грешения он воспр...нимал очень остро.  10. Пока дошли до стана, знания Артемки пр...умножились во много раз.


Проверь себя

В каком ряду во всех словах пишется И?

1) пр…бывать в санатории, пр…в…легии, пр…нимать гостя, пр…спущенный флаг

2) непр…ступная крепость, пр…старелый пр…вратник, пр…зирать непр…ятеля

3) пр…зреть сироту, церковный пр…дел, пр…бывать к Пр…озерску

4) пр…дать форму, пр…нарядиться к пр…зентации, пр…ступисть к кр…пости, непр…ходящие ценности


Синонимы

Синонимы - слова одной части речи, совпадающие в основном значении и сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой принадлежности.

Синонимы могут быть лексическими (дом, здание; обязанность, долг, повинность), словообразовательными (придуманный, выдуманный) и синтаксическими (соломенная шляпа, шляпа из соломы).

Лексическими называются синонимы, отличающиеся друг от друга или оттенками смысла, или сферой употребления, или экспрессивно-эмоциональной окраской (базар, рынок; быстрый, скорый, поспешный, торопливый, стремительный, борзый, проворный, молниеносный; будущий, грядущий, наступающий, предстоящий, следующий).

Синонимы объединяют в синонимические ряды. Каждому из членов ряда присуще общее для всех значение. Общее значение выражает один из членов ряда, называемый доминантой. Как правило, доминанта - это слово с минимальной экспрессией и относительной стилистической нейтральностью. Например, для синонимического ряда: неприятный, отталкивающий, отвратительный, мерзкий, гадкий, скверный доминантой является слово неприятный, отражающее общий смысл: «Обладающий отрицательными свойствами».

Каждое из слов-синонимов имеет свой оттенок значения. Поэтому не всегда можно легко заменить одно слово другим.

Синонимы могут быть абсолютными (осьминог - спрут, лингвистика - языкознание, доказательство - аргумент), но чаще всего слова в синонимическом ряду отличаются:

- оттенками лексического значения (давний, старый, бывший, древний, старинный);

- стилевой принадлежностью (смеяться, хохотать, хихикать, скалить зубы).

Многозначные слова могут входить в несколько синонимических рядов. Например, слово тихий входит в состав 4-х синонимических рядов:

- (звук, голос) негромкий, слабый, приглушённый, еле слышный;

- (человек) нешумный, послушный, кроткий, спокойный, молчаливый, по­корный;

- (сон) спокойный, беззаботный, мирный, сладкий, лёгкий;

- (ход, походка) бесшумный, медленный, неторопливый, неслышный.

Члены разных синонимических рядов нередко синонимичны между собой. В состав синонимических рядов могут входить также фразеологизмыочаровывать, околдовывать, пленять, покорять - сводить с ума; приукрашивать, лакировать - изображать в розовом свете; страстно, пламенно, жгуче всем сердцем, всей душой, всеми фибрами души.

 

Антонимы

Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы могут быть однокорневыми (вход - выход, большой - небольшой, сжать - разжать) и разнокорневыми (атака - оборона, твёрдый - мягкий, терять - находить).

Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а также в устном народном творчестве для выражения многообразных оттенков и противоположности, создания необходимой смысловой полноты и выразительности.

 

Омонимы

Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению:

Свет:

1. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Солнечный свет.

2. Тот или иной источник освещения. Принести свет. Подойти к свету.

3. Рассвет, восход солнца. Ни свет ни заря (очень рано). Чуть свет (едва начало рассветать). Ласковое обращение (устар.) 

Свет ты мой ясный!

Свет2 - 1. Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю. Путешествие во-круг света. Произвести на свет (родить). Свет не без добрых людей. 2. Круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам. Высший свет. Выезжать в свет. Вращаться в свете.

Свет 1 и Свет 2 совпадают в звучании и написании и относятся к одной части речи, но ни-какой смысловой общности не имеют. Эти слова - лексические омонимы. Кроме того, каждое из слов имеет несколько значений.

Существует несколько разновидностей омонимов.

Виды омонимов:

1. Морфологические омонимы, или омоформы - слова, совпадающие по звучанию, но обладающие разными лексическими и грамматическими значениями. Например: три (количественное числительное в форме И. п.) - три (глагол тереть в форме повел, накл.), знать (существительное ж. р., в форме И. п.) - знать (глагол в неопр. форме).

2. Фонетические омонимы, или омофоны - слова или формы слов с разными значениями, имеющие одинаковое звучание, но различное написание. Например: костный - косный; лиса - леса; пруд - прут, кампания - компания.

3. Графические омонимы, или омографы - слова или формы слов с разными значениями, отличающиеся друг от друга по звучанию только местом ударения. Например: зАмок - замОк; бОльшим - большИм; крУжки - кружкИ; бЕлки - белкИ; пАрить - парИть.

Наряду с многозначностью слов в художественной литературе может использоваться явление омонимии как яркое средство для создания различного рода каламбуров, словесной игры.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!