СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексические нормы и лексическая стилистика (ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по родному (русскому) языку позволяет обратить внимание студентов на широту и богатство русской лексики. Вспомнить архаизмы, историзмы и выделить в тексте диалектные слова. 

Просмотр содержимого документа
«Лексические нормы и лексическая стилистика (ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4)»

Практическая работа № 4

Лексические нормы и лексическая стилистика.

Цели:

1.Систематизировать знания о лексических нормах и лексической стилистике

2.Расширять знания о богатстве родного языка, оттенках лексического значения слов

3.Совершенствовать умение работать со словарями

4 Развивать логическое и критическое мышление, умение анализировать текст, систематизировать и обобщать полученные сведения


Средства обучения: ММК, учебная и дополнительная литература, лекция

Ход работы:

1.Работа с теоретическим материалом (лекцией преподавателя, учебником, сообщениями студентов).

2. Запись определений «лексические нормы», лексическая стилистика.



Лексические нормы  русского литературного языка — это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением и с учётом их лексической сочетаемости и стилистической окраски.

Лексическая стилистика - это наука, изучающая лексические средства языка и вырабатывающая нормы их употребления в зависимости от сферы общения, от конкретной речевой ситуации.

*Помимо основного лексического значения слово может выполнять дополнительную экспрессивную функцию: называя предмет, одновременно выражать отношение субъекта речи к предмету и/или адресату. Слово способно выполнять экспрессивную функцию благодаря стилистическому значению (некоторые лингвисты напрямую соотносят его со стилистической окраской слова, или коннотацией).

*Стилистическое значение – это непредметная информация, заключенная в слове: экспрессивно - эмоциональные коннотации, результат влияния сферы общения, жанра, формы, содержания речи, отношения автора к предмету речи и к адресанту, наконец, исторически сложившиеся стилистические характеристики слова (устаревшее, вульгарное, табуированное и т.д.). Не все слова имеют стилистическое значение. Слова, не обладающие стилистическим значением, относят к нейтральной лексике (имеющей нулевое стилистическое значение).





В. И. Даль называл стилистическое значение «духом русского слова» («Напутное слово», 1862 ), современные лингвисты – «энергетикой». В толковых словарях русского языка фиксируется не только лексическое, но стилистическое значение, закрепленное за словом.

Основные типы стилистических значений: книжное и разговорное. Самая полная информация о слове дается в ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЯХ.

3.  Исправьте следующие тавтологические сочетания. Запишите словосочетания с учётом изменений

             

 Изобразить образ, приблизиться ближе, полностью заполнить, главная суть, первое боевое крещение, ландшафт местности, молодой юноша, впервые дебютировать, постоянные еженедельные рубрики, свободная вакансия


4. Прочитайте. Выпишите диалектизмы из фрагмента рассказа Г.Николаевой “А ты не вор?”. Есть ли в тексте устаревшие слова? (Выпишите и их) Определите тип устаревших слов (историзмы, архаизмы).

Действие рассказа происходит в 1941 году. Бабка Василиса едет в госпиталь к своему младшему сыну. Одна знакомая попросила ее перевезти родственнице шубу, шаль, золотые браслеты. Для безопасности Василиса надела дорогие вещи на себя. Героиня не может купить билет на пароход. Ее выручает странный, болезненного вида, незнакомый парень, пригласивший пожилую женщину в свою каюту. Уставшая Василиса в каюте добродетеля засыпает:


Очнулась среди ночи. Море ли мысленно с мешало, горе ли ударило в голову, хворь ли ум полонила, только гляжу вокруг и ничего не понимаю. Синий ночник мерцает. Стены округ меня железного, вороненого цвета. Под потолком казематное оконце – с пятачок. Браслеты сползли, болтаются на моих костях, го рят, переливаются в синеве, подмигивают лучеметными камнями. Драгоценная шуба льнет к лицу, обдает чужеродным запахом. Койка подо мною качается. Рана на животе палом палит, а руки-ноги не мои. И сама себе я очужела. Сама себя не враз припоминаю. Как я сюда попала? Почему я в мехах, в золоте? И кто это глядит на меня с верхней койки? А оттуда свесилась голова арестантская, голая. Щетинистые щеки провалились, скулы торчат. Над скулами чернущие глазищи так и маячат – зырк на шубу, зырк на меня…

Припомнила я, что это он меня привел сюда, и чудно все показалось мне и жутко. И пол подо мною качается, а море ревет, а ветер воет пуще прежнего. Обо что он бьется, чью жизнь отпевает? И слышу, он выговаривает: ”Не доедешь, старая, до Сережи… пропадешь”. И тут только вздумалось мне: почему этот темен человек выбрал меня из тысячи? Ну, была бы я молода и пригожа, понятно было бы: приглянулась. Ну, стояла бы я рядом, разговорились, тоже понятно: посочувствовал. Так ведь не было ничего этого! Почему же он изо всех меня позвал? Что во мне ото всех на отличку? Раздумалась я, шевельнулась, шуба с меня скользнула, как живая, заиграла, залоснилась. И тут меня осенило: шуба! Шуба моя ото всех на отличку! Второй такой шубы на всем вокзале не было… А если он на шубу позарился, значит… вор? Тут вспомнилось все сразу: и поглядка его острая, воровская, и то, что каюта темная, железная, ото всех на отшибе – кричи, не докричишься! И то, что он все тишком, да молчком. Недаром говорят, что опасны людям собака-молчун да тихий омут.

Чуть приоткрыла я глаза да из-под век гляжу на него. А он о подушку облокотился, голову подпер рукою и опять глазищами зырк на шубу… зырк на меня… Лицо узкое, темное, ощетинилось небритою бородою. Вылитый ухорез! Зажмурилась я. А сверху скрипит голос. Он меня проверяет: - Не спите? - Нет, - говорю. - Может, дать вам сонного порошка? Вот оно! В точности те слова… В старину по рекам разбойники ходили запасливы – в рукаве кистень, в голенище засапожник. А нынче у них запас мудреней – сонного зелья порошок. Даст, а там – в море. В море упал - сгинул, да пропал. - Нет,- говорю, - батюшка, мне твоих сонных порошков наотрез не надо. А он не то грозит, не то уговаривает: - Примите… Лучше будет! И глядит на меня сверху, глядит, как волк на теля. “Эх шуба – моя пагуба”, - думаю. Неистовы огонь да вода, а неистовей их лют человек. Прижалась я к стенке, зажмурилась, будто сплю. Чуток приоткрою одно веко, исподтиха взгляну наверх, а он глядит на меня, глядит неотрывно. Шубу, браслеты так и есть глазами. Опять зажмурюсь. Ветер над морем совсем разбушевался. Шипит да дует – что-то будет?

От качки мутит меня, от раны да от жару все тело печет. И так мне худо, что и смерть не страшна. Смертный час – неминучий путь! Может, объяснить этому ухорезу напрямик: мол, в чужой обиде разживы нет! Мол, чужое золото не впрок, не в корысть! А коли уж ты привык жать, где не сеял…- все возьми, только отпусти меня живую! Не ради меня, ради сына. Кто ему теперь пособит, кроме матери? Этак, лежучи , подбираю слово к слову, что в дедовской коляде…

Открываю глаза, а он все смотрит на меня так пристально да так ненавистно, что я всю свою заготовленную коляду сразу позабыла. Только и сноровилась вымолвить: - Батюшка… а ты не вор? Приподнялся он на локте, шею вытянул. Глядел – глядел на меня да как… плюнет! Подумал, будто что-то хотел сказать. Ничего не сказал, а вдругорядь плюнул. Отплевавшись, повернулся спиной и утих…

Просыпаюсь. За оконцем обутрело. Море стихло. Тучи над ним каймятся тусклым томленым золотом. Далеко до краснопогодья, а все равно не ночь! Белый день, обыденный свет… Гляжу перед собой – стена как стена. Окно как окно. Насмелилась повернуть голову.

Стоит у дверей человек как человек. Бритый, мытый, пояс аккуратно затягивает, надевает шинель. Со щетиной вся чернота сошла со щек. Лицо тонкое, бледное, взор твердый. Ни вида разбойничьего, ни поглядки воровской… Губы бескровные – одна прорезь. После раны человек или после болезни? Села я. Глядеть на него не смею. - Твой меч, моя голова… Не отвечает. Обиделся, что за его же ко мне доброту я вором его обозвала. Выпалишь пулю - не поймаешь, вымолвишь слово – не воротишь! Я чуть не в слезы. - Прости старую дуру. Я понять не могла, из-за чего ты среди тысяч выбрал меня. Думала, из-за шубы.

Затянулся он поясом, пошел, у самых дверей обернулся, усмехнулся злобно: - Из-за чего выбрал? Из-за дурости моей. С тоски, что ли, показалось мне…там… на пристани… что матери моей очи, прощаясь со мной, так же плакали… Расстреляли ее фашисты… Вот о ком я, дурак, глядя на тебя вспомнил, тетка! А шубу твою и золото я только в каюте и заметил. Все глядел ночью и удивлялся. Сразу видно, что не с твоих плеч. Видно, кому война, а кому разжива! Выдает это барахло твою спекулянтскую душу…

А лицо у тебя обманчиво! По лицу пакостных дел за тобой не заподозришь. И поганых слов от тебя не станешь ждать. В третий раз сплюнул он и ушел. И объяснить я ему ничего не посмела. Искала я его по всему кораблю. Искала и не нашла.

5. Выводы. Почему важно учитывать не только лексическое значение слова, но и стилистическое.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!