СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур»

Тема Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур

Цели и задачи урока:

Образовательные:

показать учащимся богатство русского языка, раскрыть особенности заимствования как одного из способов развития языка

вызвать интерес к языковым явлениям

формировать умение пользоваться словарями (толковым, этимологическим, словарем иностранных слов)

Развивающие:

развивать умение целесообразного использования заимствований в собственной речи.

Воспитательные:

воспитывать чувство любви к родному языку.

Формировать бережное отношение к русской культуре.



Ход урока

Актуализация знаний.

Учитель: Сегодняшний урок я бы хотела начать с небольшого стихотворения. То, о чем будет идти в нем речь, и будет темой нашего урока.

Каждое слово живое,

С особой, своей судьбою.

Бежали столетья и годы.

По-разному жили народы.

Торговлю вели, воевали,

Бранились, а после – мирились,

Жить в добром соседстве учились.

И вот результат их общенья -

Волшебное слов превращенье.

Так, в языке зародившись одном,

Слово потом оказалось в другом.

Немало прошло испытаний,

То смысл поменяв, то звучанье.

Слово по вкусу пришлось языку.

- Буду жить у тебя, никуда не уйду!

- О чем это стихотворение?

(о словах, пришедших в язык из других языков, о заимствованных словах)

- Именно этим словам мы и посвятим наш сегодняшний урок

( ученики записывают в тетрадях тему урока)

Целеполагание

Учитель: Зачем языку вообще нужны заимствованные слова?

(язык с их помощью развивается, т.е., заимствование можно считать одним из способов развития языка)

Вместе с классом формулируем цель:

Узнать, как с помощью заимствованной лексики обогащается наш язык, и из каких языков приходят слова в наш язык.

Учитель: Как вы думаете, заимствование слов наблюдается только в последние десятилетия или оно всегда наблюдалось?

Учитель: Действительно, заимствование слов наблюдается на протяжении всей истории существования русского языка.

К самым древним заимствованиям относятся слова, пришедшие в наш язык из старославянского, греческого, татарского, финского, английского, французского и др. языков

Примеры: глава, вратарь, враг, ладья, страна, надежда и т.д. (из старослав.), комедия, трагедия, драма, эпилог, монолог, диалог, кукла, школа, тетрадь и т.д.(из греч.), тулуп, армяк, кафтан, сарафан, балык, шашлык, изюм, лапша,сундук, амбар, сарай и т.д. (из татарского),  семга,камбала, килька, корюшка, кумжа, навага, салака, морж, нерпа, норка, лайба, пельмени, пихта, пурга, рига (из финского), флот, галстук, бутерброд, вундеркинд, айсберг и тд (из немецкого), интернет, сайт, постер, тинейдженр, миксер, принтер, ксерокс и т.п. (из английского), жилет, кашне, кофе, такси, жюри и т.д. (из французского).

- А как вы думаете, из какого языка больше всего слов стало вливаться в наш язык в современное время? Почему?

(из английского, потому что в нашу жизнь активно входят новые предметы и явления, а сними и английские названия)

Работа по теме урока

Учитель: Представьте себе, что к нам в гости прямо сейчас приехал житель Германии, давайте послушаем, о чем он нам расскажет

Люди во всем мире восхищаются спортом. Он приносит огромную пользу каждому, кто находит для него время. Это увлечение может сделать нашу жизнь здоровой, поскольку закаляет наше тело и нервы. Спорт развивает полезные и важные черты характера, которые могут облегчить жизнь человека. Это терпение, настойчивость, уравновешенность, целеустремленность, упорство, ответственность, смелость и т.п. Спорт не только делает наше тело здоровым и сильным, но и приносит массу удовольствия. Есть различные виды спорта, среди которых настольный теннис, волейбол, теннис, футбол, хоккей, баскетбол, плаванье, легкая атлетика, прыжки и т.д. Но сегодня очень популярными становятся экстремальные виды спорта.

- Вы не изучаете немецкий язык. Смогли бы вы определить, о чем этот текст, какова его тема? Ответ аргументируйте.

(Ответы учащихся)

- Итак, вам встретились хорошо известные слова.

Открывается запись на доске:

В_л_йбол

Б_ск_тбол

Фу_бол

Хо(к,кк)ей

- Какой элемент встречается в названии каждого вида спорта, что он обозначает?

( - ball, пришедшее из английского языка, в переводе - мяч)

- А что обозначают первые части слов?

С помощью консультантов по англ. языку, учащиеся определяют:

Volley – отбивание на лету (удар на лету)

Basket - корзина

Foot – нога, ступня.

- Название какой игры еще встретилось в тексте?

(хоккей)

- Это слово тоже пришло из английского языка. Опишите эту игру

(учащиеся описывают игру в хоккей, используя слово клюшка).

- Как вы думаете, каково происхождение слова клюшка?

- Где можно проверить правильность ваших предположений?

(этимологический словарь, толковый словарь)

Работа со словарями. Вывод: Это слово не заимствованное, а исконно русское, производное от клюка – «клюшка, посох, палка с изогнутым концом». Одно из значений этого слова – название спортинвентаря, который используется для игры в хоккей. Таким образом, игра английская, а для ее описания используются слова из других языков, в том числе и из русского.



- Итак, давайте посмотрим, как освоились данные слова в русском языке.

Вместе с классом делаем вывод, что слова освоились

- фонетически (в соответствии с русскими фонетическими нормами ( изменилось ударение)

- лексически (освоилось их значение)

- графически (записываются средствами русского алфавита)

Задание:

Составить с данными словами предложение, чтобы проверить истинность доводов об освоении этих слов в нашем языке. Предложение должно соответствовать схеме (с однородными членами и обобщающим словом при них)

(Пример: Занятия различными видами спорта: волейболом, футболом,баскетболом - делают наше тело здоровым и сильным.

- Что еще необходимо точно знать про эти слова, чтобы составить с ними предложения?

(правописание)

- Где проверим?

Вывод: Данные слова полностью освоились в русском языке, обрусели настолько, что не замечаем порой, что они заимствованные.

Учитель: А как можно узнать заимствованное слово среди ряда слов?(по некоторым элементам)

Выводы:

А) английскому языку присущи элементы:

-дж- , - инг -, - мен – и др.,

Б)немецкому: - шт -, -шп -, - мейстер-, - кинд – и др.

- Давайте сделаем вывод: Хорошо или плохо иметь в речи заимствованные слова?

(С одной стороны хорошо, что мы имеем возможность использовать заимствованную лексику, с другой, настораживает огромное количество заимствований, а также то, что многие носители русского языка не понимают значения употребляемых слов. )

Представляют результаты своего исследования.

Вопросы анкеты для проведения исследования:

1.Используете ли вы иностранные слова в своей речи?

2. Употребляете ли Вы иностранные слова, не зная их значения?

3. Стараетесь ли Вы больше узнать иностранных слов?

4. Какое из перечисленных слов Вы употребляете чаще:

Хобби

Любимое занятие

Другая версия

5.Ваше отношение к тому, что люди используют иностранные слова в своей речи.

Вывод:

- Безусловно, в самих заимствованиях нет ничего плохого, без них невозможно представить речь современного человека, однако смысл их должен быть понятен как говорящему, так и слушающему, а их употребление уместно и оправданно.

3.Закрепление

Задание: Отредактировать текст, составленный на основе речи современной молодежи (раздаточный материал, групповая работа). Сравнить получившийся текст с исходным. Сделать вывод.

Предложенный текст:

- Привет.

- Хай.

- А у меня новый постер с группой «Pussirft Dolls»

- Супер, а у меня завтра сейшн, предки разрешили, придешь?

- Сори, никак не могу, идем с родаками на новый блокбастер.

- Ну, плиз, без тебя скука будет, одни лузеры соберутся.

- Пардон. Не получится.

- Ну, ладно, тогда на следующей неделе вместе в супермаркет сходим.

- Окей

Вывод: Используя в речи заимствованные слова, необходимо помнить, что неуместное их употребление ведет к засорению языка, делает речь непонятной. Теряется самобытность языка.

Учитель: Л.Н.Толстой говорил о заимствованных словах: «Не нужно открещиваться от них, но не нужно ими и злоупотреблять. Лучше говорить «лифт», чем «самоподымальщик» или «телефон», чем «дальнеразговорня».

Подведение итогов урока.

Учитель: Какую же роль играют заимствованные слова в нашей речи?

(обогащают наш язык, облегчают различные контакты между народами)

Учитель: О чем всегда нужно помнить, используя в речи заимствованную лексику?

(использовать можно только хорошо известные слова и уместно их употреблять)

Но в нашей речи употребление заимствованных слов не всегда оправданно. Ученые считают, что если заимствованная лексика превышает 2-3 %, то возможно скорое исчезновение языка. Количество заимствованных слов в русском языке уже превышает 10 %. Есть повод задуматься, не правда ли? Не будем отдавать дань моде жить и думать по-американски.

6. Домашнее задание

Упр. 25 стр. 28 (1,2 задания)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!