СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лексика и фразеология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит материал, для повторения пройденного материала, по разделу "Лексика и фразеология".

Просмотр содержимого документа
«"Лексика и фразеология"»

Русский язык 9 класс

Лексика и фразеология


Цель: повторить пройденное по теме «Лексика и фразеология» в предыдущих классах, закрепить знания по теме, воспитание интереса к предмету.

Оборудование: учебник, презентация.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний


Словарный диктант:

Беч…вка, дириж…р, облиц…вка, парч…вый, недоч…т, чащ…ба, ш…лковый, горяч…, бельч…нок, крыж…вник, ноч…вка, ш…рох, пальтец…, ш…роховатый, старич…к, реш…тка, трущ…ба, плеч…, ш…пот, кольц…вой, щ…тка, капюш…н; ч…раня ч…лка, ударить мяч…м, жж…ный сахар, ц…кот копыт, разгоряч…ный ж…кей, ож…говый центр, лиц…вой сч…т, говорить общ…, укрыть плащ…м, ч…порный человек смеш…н, солнце печ…т жгуч… Беч…вка, дириж…р, облиц…вка, парч…вый, недоч…т, чащ…ба, ш…лковый, горяч…, бельч…нок, крыж…вник, ноч…вка, ш…рох, пальтец…, ш…роховатый, старич…к, реш…тка, трущ…ба, плеч…, ш…пот, кольц…вой, щ…тка, капюш…н; ч…раня ч…лка, ударить мяч…м, жж…ный сахар, ц…кот копыт, разгоряч…ный ж…кей, ож…говый центр, лиц…вой сч…т, говорить общ…, укрыть плащ…м, ч…порный человек смеш…н, солнце печ…т жгуч… 


III. Работа по теме урока


1.  Повторение раздела «Лексика»


1.Что изучает лексика? (Словарный состав языка)

2. Каково самое общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные)

3.Какие группы слов вам известны? Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, устаревшие слова, неологизмы, профессиональные слова

4.Что такое фразеологизмы? Устойчивые сочетания слов с переносным значением 


2. Лексическая работа . Определите слова по их лексическому значению.


1.Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление. Олицетворение

2.Повторение одинаковых или сходных звуков в слове, во фразе. Аллитерация

3.Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада. Реферат 


 Лексическая работа Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»? (Пессимистичный, апатичный, циничный, аскетичный) .



 3.Лексическая работа


Определите, к каким лексическим группам относятся слова в данном тексте:


Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелеевны стоял в самом конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом крыты, блином подперты. Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелеевны стоял в самом конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом крыты, блином подперты. Я бросил березовую жердь на землю и присел на лавочку перед домом. Я бросил березовую жердь на землю и присел на лавочку перед домом. -Как называется ваша деревня? – спросил я. -Чистый Дор. -Чего Чистый? -Дор. -А что такое – Чистый Дор? -Это, батюшка, деревня наша, – толковала Пантелеевна. 

Ответ: Антонимы: рослый – маленький; впереди – в конце; раньше – потом: Синонимы: глядел – видел, Диалектизмы: дор 


IV. Закрепление


 Лексическая работа.


Придумайте по два предложения с фразеологизмами:


1 вариант – с книжными по происхождению

2 вариант – с народными …

1.Хорошо владеть пером – редкий дар. Нашим футболистам удалось одержать победу в важном матче. 2.На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Только что мы о нем говорили, а он легок на помине. 


Занимательная лингвистика.

- Какими частями речи могут быть слова мой, гол, стекло, сев?

- Что означает выражение попасть впросак и каково его происхождение?

- Составьте предложения с этими словами.


V. Рефлексия

Знал…

Узнал…

Повторил…

Д/з. Подготовить сообщение «Фонетика».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!