СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексика и фразеология

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лексика и фразеология»

Карта урока

Предмет

Русский язык

Учитель

Рагозина Л.М.

Класс

6

Дата проведения

25.05.2020

Тема урока

«Повторение. Лексика и фразеология»

План урока

Ресурсы

Задание

Связь

Учебник:

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.


Ссылки в Интернете. (см. в приложении .) (Российская Электронная Школа)

1.Запишите число, тему урока:

2. Рассмотрите вопросы параграфа 102 с. 147, постарайтесь на них ответить:

Материал для справок.

Исконно русские слова – слова, которые возникли в русском языке или были унаследованы из языков-предков. Баба-яга. Сосуд.

Заимствованные слова – слова, которые пришли в русский язык из других языков. Баскетбол (англ.). Пальто (фр.).

Архаизмы – устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном языке. Очи – глаза. Выя – шея.

Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов или явлений. Фельдъегерь. Веретено.

Диалектизмы – территориально ограниченные слова. Бурак. Векша.

Профессионализмы – слова, употребляемые представителями одной профессии, сферы деятельности. Верстак. Карбюратор.

Жаргонизмы – слова, употребляемые представителями социальных групп, объединённых по возрасту, профессии, принадлежности к общественному классу.

Высокая лексика – стилистически окрашенная лексика, которая употребляется в ораторской, художественно-поэтической речи. Стезя. Верноподданный.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, имеющие переносный смысл. Как с гуся вода. Курам на смех.

3. Лексика тесно связана со словарями. Выполните следующее задание.

Вспомните, название словарей и отгадайте, о каком словаре идет речь.

  1. «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».    

  2. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

  3. « В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

  4. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

4. Выполните упр. 611

5. Домашнее задание: Напишите как можно больше фразеологизмов со словами «нос», «язык».


Выполненные работы сфотографировать и

отправить на



WhatsApp:

созданной группы для дистанционного обучения



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!