Слайд 1. Сегодня мы будем говорить с вами о семи мастерах, творчество которых перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как национальной, так и мировой культуры. Помогать мне вести лекторий будет Дуняша, она будет появляться на экране в самых важных моментах, для того, чтобы вы лучше усвоили новый материал.
Слайд 2. Наша страна богата не только нефтью и газом, лесом и необъятными землями, учеными-изобретателями и людьми искусства. Одно из неоценимых наследий, которым владеет Россия – православная русская икона.
Слайд 3. Вся история России прошла под знаком иконы, многие прославленные и чудотворные иконы стали свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в её судьбе.
— Кто из вас прежде видел иконы? Где вы их видели? (Ответы детей: дома, в музее, в церкви).
— Иконы завораживают своей красотой и учат людей относиться друг к другу с любовью. Кого писали на иконах? (Ответы детей: Бога, Богородицу и святых).
Слайд 4. Да, долгое время художники на Руси писали только иконы и назывались иконописцами. Рисовать на иконе простых людей запрещалось. Даже подписать икону своим именем было нельзя — искусство это принадлежало Богу, т.к иконописцы создавали иконы не для собственного прославления, а во славу Божию. А имена знаменитых иконописцев дошли до нас потому, что о них упоминают летописи, архивы и патерики.
Слайд 5. Почему именно икона оказывает столь мощное воздействие на чувства и эмоции человека? Над этим вопросом задумывались многие богословы, философы и искусствоведы. Человек живет в красивом мире. Красота мира открывается ему через его чувства. Христиане верят, что кроме материального (видимого мира) есть мир нематериальный (невидимый, неосязаемый), духовный: человек не может его потрогать руками или узнать на вкус.
Слайд 6. Икона является окошком в этот духовный мир. Икона — это визуальный рассказ, но не о повседневных событиях, а об уникальных, чудесных, в том или ином смысле значимых для всего человечества. Поэтому в ней нет места ничему случайному, мелочному, преходящему; это обобщенный, лаконичный образ. Слово «икона» – греческое, в переводе на славянский язык означает «образ». Кстати, на Руси иконы так и называли – «образа».
Слайд 7. Задолго до крещения Руси христианские иконы существовали в разных православных странах, среди которых особое место занимала Византия, наследница Римской империи. Русь приняла христианство от Византии тогда, когда церковное искусство в этой стране переживало расцвет.
Слайд 8. Недаром послов князя Владимира так поразило греческое богослужение. Придя на службу в Софийский храм в Константинополе, они не могли устоять перед красотой его икон и внутреннего убранства. «Мы не помнили, где находились – на земле или на небе», - приводит летописец слова послов.
Новообращенный народ живо воспринял византийский идеал христианской красоты: художественная культура на Руси к тому времени была высоко развита.
Слайд 9. Поэтому довольно быстро церковное искусство в древней Руси – и прежде всего иконопись – встало на свой, независимый от Византии путь. Могучие и стройные храмы Киева, Владимира, Новгорода, Переяславля-Залесского, Суздаля, украшенные дивной белокаменной резьбой, находящиеся в них фрески, а также иконы и другие предметы прикладного искусства XI-XIII вв. составляли сокровищницу наших предков.
Слайд 10. Первоначально древнейшие русские каменные храмы Киева и других городов, а также их росписи и иконы, создавались византийскими мастерами. Однако уже в XI веке существовала собственная иконописная школа в Киево-Печерском монастыре.
Слайд 11. Алипий Печерский — первый древнерусский иконописец и первый известный в Древней Руси реставратор. С молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, которые расписывали Печерскую церковь. Преподобный Алипий писал иконы даром и если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безвозмездно. Святой никогда не был праздным: ночью молился, днем писал иконы и оставлял иконописание только ради божественной службы.
Слайд 12. Св. Алипий был очевидцем дивного чуда: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собой изобразилась икона Пресвятой Богородицы; при этом икона блистала ярче солнца, потом из уст Пречистой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находящейся в верхней части церкви.
Слайд 13. Святой Алипий был известен даром чудотворений еще при жизни. Преподобный исцелил киевлянина, страдавшей проказой, помазав раны больного красками. Много икон, написанных преподобным прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему писать иконы.
Слайд 14. Один киевлянин, построив церковь, поручил двум инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время, киевлянин обратился с жалобой к игумену на преподобного, и тут только обнаружилось, что святой ничего не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Когда сгорела для них построенная церковь, то иконы остались целыми.
Слайд 15.В другой раз Ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда святой лежал в предсмертной болезни. Тот же Ангел принял душу преподобного Алипия, который скончался в 1114 г. и был погребен в Ближних пещерах.
Слайд 16. Достоверных произведений Алипия Печерского не сохранилось, но считается, что его кисти принадлежат такие прославленные иконы, как Богоматерь Великая Панагия и Свенская Печерская икона Богоматери.
Слайд 17. В иконе всё — особое. И сам художник — особый, и само создание иконы — необычно. Наивысшего расцвета русская иконопись достигает к XIV—XV векам, выдающимися мастерами этого периода – золотого века иконописи, являются Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
Слайд 18. Русская земля стала второй родиной для Феофана Грека (около 1340 - около 1410) – замечательного византийского художника, расписавшего до приезда на Русь 40 храмов. Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму), где в течение долгих лет оттачивал свой уникальный стиль.
Слайд 19. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Слайд 20.Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.
Слайд 21.Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи.
Слайд 22.Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери»,
Слайд 23. «Донскую икону Божьей Матери» и
Слайд 24. «Преображение Господне».
Слайд 25. Андрей Рублев (около 1360 - 1428) – пожалуй, самый знаменитый иконописец, творчество которого на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути.
Слайд 26. Роспись Благовещанского собора в Москве, ставшая одной из последних работ Феофана Грека, была первой известной в художническом пути Андрея, инока московского Спасо-Андроникова монастыря.
До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении - Андреем он был наречен уже при постриге в монашество Рублев – его фамилия, говорящая о происхождении иконописца из высших образованных слоев.
Слайд 27. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой Лаврой и Спасо-Андрониковым московским монастырем. Традиции, заложенные Сергием Радонежским, оказали огромное влияние на инока-иконописца. Не случайно в одном из документов XVI века иконописец прозван великим именем: «Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные ... А прежде жил в послушании у преподобного отца Никона Радонежского.
Слайд28.Он повелел при себе образ написать Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему святому Сергию Чудотворцу ... » Так просто и обыденно - написано о появлении одного из шедевров мировой культуры - иконы Пресвятой Троицы рублевского письма. Миллионы людей удостоились счастья видеть это чудо.
Слайд 29. Три ангела склонились друг к другу в мирной беседе. Фигуры их образуют круг - символ вечности. Одеяния их васильковые, словно русское небо, прозрачно-зеленые, как молодой весенний луг, темно-вишневые. А вокруг золотистый свет, словно блики на маковках русских церквей. «Троица» стала вершиной творчества Рублева. Этот знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании.
Слайд 30. Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле,
Слайд 31. иконостас и сам Успенский собор в г. Владимире (1408 г.). Прп. Андрей Рублев написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в г. Владимире; написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV – начало XV вв.); деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савво-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры и др.
Слайд 32. Дионисий (около 1440 - 1502). Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.
Если Алипий Печерский и Андрей Рублев были монахами, Дионисий принадлежал к иконописцам-мирянам. Вышел он из рода бояр Квашниных. Сам обучил своих сыновей – Владимира и Феодосия иконописи и вместе с ними работал артелью.
Слайд 33. Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. На его месте встал пятиглавый собор Рождества Богородицы, в кладке которого были использованы блоки с фресками Дионисия – так уникальные росписи дошли до нашего времени. Известно, что Дионисий расписал соборы многих монастырей.
Слайд 34. Его кисти принадлежат дошедшие до нас иконы «Распятие», «Богоматерь Одигитрия»,
Слайд 35. «Спас в силах», «Крещение Господне»,
Слайд 36. житийные иконы московских митрополитов Петра и Алексия.
Слайд 37. Гурий Никитин (1620 - 1691). Про Гурия Никитина говорят «художник Божией милостью». Русский живописец, крупнейший мастер фрески и иконописи второй половины XVII века, старшина артели костромских иконописцев.
Слайд 38. Первое упоминание о Гурии Никитине мы находим в т.н. «Переписной книге» жителей Костромской губернии 1646 года. А как иконописец он впервые упоминается в 1659 году. В этом году в Москву срочно вызывали иногородних иконописцев для работы по росписи Архангельского собора Московского кремля.
Слайд 39. А в 1662 году Гурий Никитин, в возрасте тридцати с лишним лет, уже возглавляет артель иконописцев, работавшую над росписью Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском.
Слайд 40. – 42. С этого момента за право заполучить Гурия Никитина с товарищами для выполнения иконописных работ борются царь и патриарх, митрополиты, архимандриты и посадские люди. Ему принадлежат росписи сводов («Благовещение», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Рождество Богоматери») и алтаря («Жертвенный агнец», «Омовение ног» ).
Слайд 43. Интересный факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин - не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера - Гурий Никитин (Никитович) Кинешемцев. О трудах живописца написано много искусствоведческих работ. Его имя чтят во многих православных храмах России.
Слайд 44. Симон Ушаков (1626 - 1686) С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси.
Слайд 45. В Оружейной палате Кремля более двадцати лет трудился Симон Ушаков. Его работоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты, делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода, Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря. Ушаков возглавляет иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и последователей
Слайд 46. Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов. Благодаря этому его еще при жизни называли «российским Рафаэлем». Эти произведения, равно как и другие работы Ушакова свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени, художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами тогдашней техники.
Слайд 47. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним образцам, и в новом так называемом «фряжском» стиле, изобретал новые композиции, присматривался к западным примерам.
Слайд 48. Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени - если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь - и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу - то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черты.
Слайд 49. Федор Зубов (около 1647 - 1689). Мастерство 3убова снискало ему при жизни заслуженное признание. Он получал ответственные заказы и был участником важнейших живописных проектов своего времени: «знаменил» иконы для Успенского собора Московского Кремля (1653); написал значительную часть иконостаса церкви Ильи Пророка в Ярославле (1660),
Слайд 50. готовил эскизы для росписей московского Архангельского собора (1670-е); работал в Новодевичьем, Донском и Новоспасском монастырях Москвы над иконами и росписями соборов (1680-е); в 1662 г. по специальной царской грамоте был призван в Оружейную палату «к государеву иконному делу» и после смерти Симона Ушакова возглавил в ней иконную мастерскую (1686). Для Архангельского собора 3убов исполнил настенную парсуну Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых — один из первых русских портретов.
Слайд 51. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций. Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.
Слайд 52. Спасибо за внимание!