СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекторий "Семь иконописцев"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекторий "Семь иконописцев"»

Слайд 1. Сегодня мы будем говорить с вами о семи мастерах, творчество которых перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как национальной, так и мировой культуры. Помогать мне вести лекторий будет Дуняша, она будет появляться на экране в самых важных моментах, для того, чтобы вы лучше усвоили новый материал.

Слайд 2. Наша страна богата не только нефтью и газом, лесом и необъятными землями, учеными-изобретателями и людьми искусства. Одно из неоценимых наследий, которым владеет Россия – православная русская икона.

Слайд 3. Вся история России прошла под знаком иконы, многие прославленные и чудотворные иконы стали свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в её судьбе.

— Кто из вас прежде видел иконы? Где вы их видели? (Ответы детей: дома, в музее, в церкви).

— Иконы завораживают своей красотой и учат людей относиться друг к другу с любовью. Кого писали на иконах? (Ответы детей: Бога, Богородицу и святых).

Слайд 4. Да, долгое время художники на Руси писали только иконы и назывались иконописцами. Рисовать на иконе простых людей запрещалось. Даже подписать икону своим именем было нельзя — искусство это принадлежало Богу, т.к иконописцы создавали иконы не для собственного прославления, а во славу Божию. А имена знаменитых иконописцев дошли до нас потому, что о них упоминают летописи, архивы и патерики.

Слайд 5. Почему именно икона оказывает столь мощное воздействие на чувства и эмоции человека? Над этим вопросом задумывались многие богословы, философы и искусствоведы. Человек живет в красивом мире. Красота мира открывается ему через его чувства. Христиане верят, что кроме материального (видимого мира) есть мир нематериальный (невидимый, неосязаемый), духовный: человек не может его потрогать руками или узнать на вкус.

Слайд 6. Икона является окошком в этот духовный мир. Икона — это визуальный рассказ, но не о повседневных событи­ях, а об уникальных, чудесных, в том или ином смысле значимых для всего человечества. Поэтому в ней нет места ничему случайному, мелочному, преходящему; это обобщенный, лаконичный образ. Слово «икона» – греческое, в переводе на славянский язык означает «образ». Кстати, на Руси иконы так и называли – «образа». 

Слайд 7. Задолго до крещения Руси христианские иконы существовали в разных православных странах, среди которых особое место занимала Византия, наследница Римской империи. Русь приняла христианство от Византии тогда, когда церковное искусство в этой стране переживало расцвет.

Слайд 8. Недаром послов князя Владимира так поразило греческое богослужение. Придя на службу в Софийский храм в Константинополе, они не могли устоять перед красотой его икон и внутреннего убранства. «Мы не помнили, где находились – на земле или на небе», - приводит летописец слова послов.

Новообращенный народ живо воспринял византийский идеал христианской красоты: художественная культура на Руси к тому времени была высоко развита.

Слайд 9. Поэтому довольно быстро церковное искусство в древней Руси – и прежде всего иконопись – встало на свой, независимый от Византии путь. Могучие и стройные храмы Киева, Владимира, Новгорода, Переяславля-Залесского, Суздаля, украшенные дивной белокаменной резьбой, находящиеся в них фрески, а также иконы и другие предметы прикладного искусства XI-XIII вв. составляли сокровищницу наших предков.

Слайд 10. Первоначально древнейшие русские каменные храмы Киева и других городов, а также их росписи и иконы, создавались византийскими мастерами. Однако уже в XI веке существовала собственная иконописная школа в Киево-Печерском монастыре.

Слайд 11. Алипий Печерский — первый древнерусский иконописец и первый известный в Древней Руси реставратор. С мо­ло­дых лет под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Ико­но­пи­са­нию он учил­ся у гре­че­ских ма­сте­ров, ко­то­рые рас­пи­сы­ва­ли Пе­чер­скую цер­ковь. Пре­по­доб­ный Али­пий пи­сал ико­ны да­ром и ес­ли узна­вал, что в ка­кой-ни­будь церк­ви ико­ны об­вет­ша­ли, брал их к се­бе и по­прав­лял без­воз­мезд­но. Свя­той ни­ко­гда не был празд­ным: ночью молился, днем писал иконы и остав­лял ико­но­пи­са­ние толь­ко ра­ди бо­же­ствен­ной служ­бы.

Слайд 12. Св. Али­пий был оче­вид­цем див­но­го чу­да: ко­гда ико­но­пис­цы укра­ша­ли жи­во­пи­сью ал­тарь, то в нем са­ма со­бой изо­бра­зи­лась ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы; при этом ико­на бли­ста­ла яр­че солн­ца, по­том из уст Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы вы­ле­тел го­лубь, ко­то­рый, по­ле­тав дол­гое вре­мя по церк­ви, вле­тел в уста Спа­си­те­ля, изо­бра­жен­но­го на иконе, на­хо­дя­щей­ся в верх­ней ча­сти церк­ви.

Слайд 13. Свя­той Али­пий был из­ве­стен да­ром чу­до­тво­ре­ний еще при жиз­ни. Пре­по­доб­ный ис­це­лил ки­ев­ля­ни­на, стра­дав­шей про­ка­зой, по­ма­зав ра­ны боль­но­го крас­ка­ми. Мно­го икон, на­пи­сан­ных пре­по­доб­ным про­сла­ви­лись как чу­до­твор­ные. Из­вест­ны неко­то­рые слу­чаи, ко­гда Ан­ге­лы Бо­жии по­мо­га­ли ему пи­сать ико­ны.

Слайд 14. Один ки­ев­ля­нин, по­стро­ив цер­ковь, по­ру­чил двум ино­кам за­ка­зать для нее ико­ны. Ино­ки ута­и­ли день­ги и ни­че­го не ска­за­ли пре­по­доб­но­му Али­пию. Про­ждав дол­гое вре­мя, ки­ев­ля­нин об­ра­тил­ся с жа­ло­бой к игу­ме­ну на пре­по­доб­но­го, и тут толь­ко об­на­ру­жи­лось, что свя­той ни­че­го не слы­шал о за­ка­зе. Ко­гда при­нес­ли дос­ки, дан­ные за­каз­чи­ком, ока­за­лось, что на них уже на­пи­са­ны пре­крас­ные ли­ки. Ко­гда сго­ре­ла для них по­стро­ен­ная цер­ковь, то ико­ны оста­лись це­лы­ми.

Слайд 15.В дру­гой раз Ан­гел на­пи­сал ико­ну в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­гда свя­той ле­жал в пред­смерт­ной бо­лез­ни. Тот же Ан­гел при­нял ду­шу пре­по­доб­но­го Али­пия, ко­то­рый скон­чал­ся в 1114 г. и был по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах.

Слайд 16. Достоверных произведений Алипия Печерского не сохранилось, но считается, что его кисти принадлежат такие прославленные иконы, как Богоматерь Великая Панагия и Свенская Печерская икона Богоматери.

Слайд 17. В иконе всё — особое. И сам художник — особый, и само создание иконы — необыч­но. Наивысшего расцвета русская иконопись достигает к XIV—XV векам, выдающимися мастерами этого периода – золотого века иконописи, являются Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Слайд 18. Русская земля стала второй родиной для Феофана Грека (около 1340 - около 1410) – замечательного византийского художника, расписавшего до приезда на Русь 40 храмов. Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму), где в течение долгих лет оттачивал свой уникальный стиль. 

Слайд 19. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Слайд 20.Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.

Слайд 21.Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи.

Слайд 22.Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери»,

Слайд 23. «Донскую икону Божьей Матери» и

Слайд 24. «Преображение Господне».

Слайд 25. Андрей Рублев (около 1360 - 1428) – пожалуй, самый знаменитый иконописец, творчество которого на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути.

Слайд 26. Роспись Благовещанского собора в Москве, ставшая одной из последних работ Феофана Грека, была первой известной в художническом пути Андрея, инока московского Спасо-Андроникова монастыря.

До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении - Андреем он был наречен уже при постриге в монашество Рублев – его фамилия, говорящая о происхождении иконописца из высших образованных слоев.

Слайд 27. Вся жизнь пре­по­доб­но­го свя­за­на с дву­мя мо­на­сты­ря­ми: Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­рой и Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вым мос­ков­ским мо­на­сты­рем. Традиции, заложенные Сергием Радонежским, оказали огромное влияние на инока-иконописца. Не случайно в одном из документов XVI века иконописец прозван великим именем: «Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные ... А прежде жил в послушании у преподобного отца Никона Радонежского.

Слайд28.Он повелел при себе образ написать Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему святому Сергию Чудотворцу ... » Так ­просто и обыденно - написано о появлении одного из шедевров мировой культуры - иконы Пресвятой Троицы рублевского письма. Миллионы людей удостоились счастья видеть это чудо.

Слайд 29. Три ангела склонились друг к другу в мирной беседе. Фигуры их образуют круг - символ вечности. Одеяния их васильковые, словно русское небо, прозрачно-зеленые, как молодой весенний луг, темно-вишневые. А вокруг золотистый свет, словно блики на маковках  русских церквей. «Троица» стала вершиной творчества Рублева. Этот зна­ме­ни­тый чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Тро­и­цы до сих пор яв­ля­ет­ся непре­взой­ден­ным об­раз­цом в ико­но­пи­са­нии.

 

Слайд 30. Свя­той Ан­дрей рас­пи­сы­вал Бла­го­ве­щен­ский со­бор в Мос­ков­ском Крем­ле,

Слайд 31. ико­но­стас и сам Успен­ский со­бор в г. Вла­ди­ми­ре (1408 г.). Прп. Ан­дрей Рублев на­пи­сал Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­го­ма­те­ри для Успен­ско­го со­бо­ра в г. Вла­ди­ми­ре; на­пи­сал ико­но­стас и рас­пи­сал сте­ны Успен­ско­го со­бо­ра в Зве­ни­го­ро­де (ко­нец XIV – на­ча­ло XV вв.); де­и­сус­ный чин в ико­но­ста­се со­бо­ра Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Сав­во-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря; рас­пи­сал сте­ны и вы­пол­нил ико­но­стас Тро­иц­ко­го со­бо­ра Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры и др.

Слайд 32. Дионисий (около 1440 - 1502). Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.

Если Алипий Печерский и Андрей Рублев были монахами, Дионисий принадлежал к иконописцам-мирянам. Вышел он из рода бояр Квашниных. Сам обучил своих сыновей – Владимира и Феодосия иконописи и вместе с ними работал артелью.

Слайд 33. Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. На его месте встал пятиглавый собор Рождества Богородицы, в кладке которого были использованы блоки с фресками Дионисия – так уникальные росписи дошли до нашего времени. Известно, что Дионисий расписал соборы многих монастырей.

Слайд 34. Его кисти принадлежат дошедшие до нас иконы «Распятие», «Богоматерь Одигитрия»,

Слайд 35. «Спас в силах», «Крещение Господне»,

Слайд 36. житийные иконы московских митрополитов Петра и Алексия.

Слайд 37. Гурий Никитин (1620 - 1691). Про Гурия Никитина говорят «художник Божией милостью».  Русский живописец, крупнейший мастер фрески и иконописи второй половины XVII века, старшина артели костромских иконописцев.

Слайд 38. Первое упоминание о Гурии Никитине мы находим в т.н. «Переписной книге» жителей Костромской губернии 1646 года. А как иконописец он впервые упоминается в 1659 году. В этом году в Москву срочно вызывали иногородних иконописцев для работы по росписи Архангельского собора Московского кремля.

Слайд 39. А в 1662 году Гурий Никитин, в возрасте тридцати с лишним лет, уже возглавляет артель иконописцев, работавшую над росписью Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском.

Слайд 40. – 42. С этого момента за право заполучить Гурия Никитина с товарищами для выполнения иконописных работ борются царь и патриарх, митрополиты, архимандриты и посадские люди. Ему принадлежат росписи сводов («Благовещение», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Рождество Богоматери») и алтаря («Жертвенный агнец», «Омовение ног» ).

Слайд 43. Интересный факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин - не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера - Гурий Никитин (Никитович) Кинешемцев. О трудах живописца написано много искусствоведческих работ. Его имя чтят во многих православных храмах России.

Слайд 44. Симон Ушаков (1626 - 1686) С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси.

Слайд 45. В Оружейной палате Кремля более двадцати лет трудился Симон Ушаков. Его работоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты, делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода, Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря. Ушаков возглавляет иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и последователей

Слайд 46. Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов.  Благодаря этому его еще при жизни называли «российским Рафаэлем». Эти произведения, равно как и другие работы Ушакова свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени, художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами тогдашней техники.

Слайд 47. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним образцам, и в новом так называемом «фряжском» стиле, изобретал новые композиции, присматривался к западным примерам.

Слайд 48. Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени - если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь - и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу - то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черты.

Слайд 49. Федор Зубов (около 1647 - 1689). Мастерство 3убова снискало ему при жизни заслуженное признание. Он получал ответственные заказы и был участником важнейших живописных проектов своего времени: «знаменил» иконы для Успенского собора Московского Кремля (1653); написал значительную часть иконостаса церкви Ильи Пророка в Ярославле (1660),

Слайд 50. готовил эскизы для росписей московского Архангельского собора (1670-е); работал в Новодевичьем, Донском и Новоспасском монастырях Москвы над иконами и росписями соборов (1680-е); в 1662 г. по специальной царской грамоте был призван в Оружейную палату «к государеву иконному делу» и после смерти Симона Ушакова возглавил в ней иконную мастерскую (1686). Для Архангельского собора 3убов исполнил настенную парсуну Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых — один из первых русских портретов.

Слайд 51. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций. Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.
Слайд 52. Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!