СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция. Аминокислоты

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция. Аминокислоты

Просмотр содержимого документа
«Лекция. Аминокислоты»

Лекция. Аминокислоты

1.Аминокислотами называются азотсодержащие соединения, в молекулах которых содержатся аминогруппа – NH2 и карбоксильная группа – СООН, связанные с углеводородным радикалом

2. Общая формула аминокислот: NH2—R—COOH

3. Номенклатура, аминокислот в основном выражается разным строением углеродной цепи и положением аминогруппы:

4 3 2 1

СН3 – СН2 – СН – СООН 2 – аминобутановая кислота

|

NH2




СН3

3 2 | 1

СН2 – СН – СООН 3- амино- 2- метилпропановая кислота

|

NH2

Кроме международной номенклатуры, употребляются еще названия аминокислот, в которых вместо цифр ставят буквы греческого алфавита: α, β, γ и.т.д.

Например: (записываем на доске)


γ β α

СН3 – СН2 – СН – СООН

|

NH2


α – аминобутановая кислота



γ β α

СН3 – СН – СН2 – СООН

|

NH2

β – аминобутановая кислота

4.Физические свойства: бесцветные кристаллические вещества с температурами плавления 150 - 250oС, хорошо растворимы в воде (лучше, чем в органических растворителях), многие - сладкие

5. Химические свойства

1) Реакции с растворами кислот:

NH2CH2COOH + HCl (NH3CH2COOH)Cl

2) Реакции с растворами щелочей:

NH2CH2COOH + NaOH NH2CH2COONa + H2O (аминоацетат натрия)

Аминокислоты - амфотерные органические вещества. В водных растворах большинства аминокислот среда слабокислотная.
3) Реакция горения аминоуксусной кислоты

4NH2CH2COOH + 13O2 8CO2 + 10H2O + 2N2
4). Поликонденсация → образуются полипептиды (белки):

При взаимодействии двух α-аминокислот образуется дипептид.


6.Получение аминокислот:
а)Из карбоновых кислот :

1 стадия

CH3—CH2—COOH + Cl2 CH3—CHCl—COOH + HCl

2 стадия
CH3—CHCl—COOH + 2NH3 CH3—CH(NH2)—COOH + NH4Cl

7. Значение аминокислот.

а) Усваиваясь, аминокислоты производят такие важные вещества, как ферменты, которые поддерживают биохимические реакции, гормоны, оказывающие влияние на метаболизм, гемоглобин, который доставляет кислород по всему организму, и антитела, помогающие иммунной сис­теме бороться с инфекциями.

б) От аминокислот зависит работа нервной системы. Если вы не полу­чаете достаточного количества незаменимых аминокислот для произ­водства нейротрансмиттеров - веществ, которые дают возможность сигналам в нервной системе перемещаться от нерва к нерву, - ваша нервная система не сможет функционировать должным образом. К примеру, недостаток аминокислоты триптофан может привести к низкому уровню важного нейротрансмиттера серотонина. Сниженный уровень серотонина в головном мозге связан с такими расстройствами, как депрессия и бессонница, и даже с расстройствами пищеварения.

в) По причине удивительного биологического и терапевтического дей­ствия аминокислот они все больше и больше интересуют ученых.

г)Недавние исследования показывают, что аминокислоты, принимае­мые в виде капсул или таблеток, могут облегчитъ протекание некоторых заболеваний и способствовать излечению.

Например, фенилаланин приносит облегчение при хронических бо­лях, глутамин помогает понизить тягу к сладкому и алкоголю.

8. Самостоятельная работа с последующим самоконтролем:
1) Назовите вещество:

2) Составьте формулу 3 – аминопропановой кислоты

3) С какими из перечисленных веществ не реагирует аминокислота:
а) HCl б) NaOH в) Na г) CH4

4) Как называется способность вещества проявлять кислотные и основные свойства?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!