СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Маркетинговые исследования рынка"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лекция "Маркетинговые исследования рынка"»

Лекция по теме: «Маркетинговые исследования рынка»

  1. Типы маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования – процесс сбора, анализа, хранения, доступа и использования различной информации, помогающей принимать решения в области маркетинга.

Типы маркетинговых исследований:

Полевые – связаны с получением информации от опрашиваемых (респондентов). Такая информация называется первичной.

"Кабинетные" – связаны с получением информации из различных отчетов: фирмы, конкурентов, поставщиков, государственных и общественных организаций, а также из СМИ, Интернет. Полученная таким образом информация называется вторичной.

Предмет маркетинговых исследований – это различные факторы макро и микросреды маркетинга:

Конкуренты

Товары конкурентов

Покупатели

Поставщики

Посредники

Цены

И т.п.

2
. Этапы проведения маркетинговых исследований по изучению потребителей

3. Цели проведения исследований потребителя


Цели – это вопросы в общей постановке, на которые мы хотим получить ответы или проверить правильность наших предположений.

Типы целей:

поисковые - сбор предварительной информации неформальными методами (маркетинговое путешествие, фокус группа, кабинетные иссл), позволяющими более точно сформулировать дальнейшие цели;

формализация качественной информации в количественную (сколько % людей в выборке предпочитают разные торговые марки зубной пасты);

экспериментальные - установление причинно-следственной связи между явлениями (ответ на вопрос "почему? ")

Требования к целям:

  1. Цели должны быть сформулированы в виде конкретных вопросов, на которые мы хотим получить ответы.

  2. Цели должны быть измеримы.

  3. Анализ внутренних отчётов: статистические отчеты по объемам продаж, бухгалтерская информация, аналитические отчеты отделов, результаты проведенных ранее маркетинговых исследований.

  4. Анализ внешних вторичных источников:

  • деловая пресса;

  • специализированная периодическая печать по маркетингу и рекламе;

  • годовые отчёты фирм-производителей;

  • информация государственных статистических органов.

  1. Анализ внешних условий.

  • политическое состояние общества;

  • экономическое состояние общества;

  • законодательные и регулирующие документы;

  • научно-техническое состояние общества;

  • социо - культурная среда.


3. План исследований

Определение состава выборки.

Генеральная совокупность – это совокупность всех изучаемых объектов (покупателей, конкурентов и пр).

Представительная (репрезентативная) выборка – группа объектов генеральной совокупности, отвечающая требованиям репрезентативности (представительности). По изучению поведения выборки мы с определенной степенью вероятности делаем вывод о поведении всей ГС.

Репрезентативность – соответствие структуры выборки структуре ГС по количеству представленных объектов по каждому параметру структуры.

В соответствии с:

количеством параметров структуры ГС и выборки, размером ГС и размером выборки, количеством объектов в структурных группах ГС и выборки определяется вероятность достоверности получаемых данных.

Методы коммуникации.

  • опрос по почте;

  • телефонный опрос;

  • личное интервью:

  • индивидуальное интервью;

  • групповое интервью;

  • наблюдение;

  • эксперимент (респондента ставят в модельную ситуацию, он принимает решение, которое фиксируется);

  • фокус-группа;

  • глубинное интервью;

  • hall-test;

  • home-test.

Для фокус-группы подбираются 5-10 респондентов, с которыми в специальном помещении проводится "круглый стол". Модератор (интервьюер - руководитель группы) формулирует перед респондентами вопросы и вызывает участников на свободное обсуждение. Всё записывается на видео, затем расшифровывается.

Анкеты для сбора данных.

Анкета делится на две части:

А) данные об опрашиваемом с точки зрения соответствия его структуре выборки (паспорт);

Б) вопросы для реализации цели исследования.

Вопросы Б.



Закрытые Открытые

(предполагают наличие

вариантов ответов) (без вариантов ответов)


Закрытые:

1. Альтернативный

2. С вариантами ответов

3. С использованием шкалы Лайкерта

4. Семантический дифференциал

5. Завершение рисунка

6. Оценочная шкала

7. Ранжирование

Открытые:

1. Вопрос без структурного ответа.

2. Подбор словесных ассоциаций.

3. Завершение предложения.

4. Завершение рассказа.

5. Шкала важности.

6. Подпись (рассказ) под рисунком.

Классификация вопросов:

Закрытые:

1. Альтернативный. Используется два варианта ответов: да, нет.

2. С вариантами ответов. Даются варианты ответов, из которых нужно выбрать один, два или несколько.

3. С использованием шкалы Лайкерта. Шкала Лайкерта:


Совсем "да"

Не совсем "да"

Затрудняюсь ответить

Почти

"нет"

Совсем "нет"


4. Семантический дифференциал. В этом ответе респондент должен передать свои ощущения, заключённые между двумя антонимами.

5. Шкала важности. При ответе на вопрос респондент должен оценить степень важности для него утверждения, сформулированного в вопросе.

Например: "да, это важно"; "не очень важно"; "мне всё равно".

6. Оценочная шкала. Предлагается оценить важность высказывания по балльной шкале.

7. При ранжировании респондент упорядочивает объекты в порядке убывания (возрастания) их важности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!